Связь типологии с другими лингвистическими дисциплинами

Курс сравнительной типологии родного и изучаемого языков строится с учетом и на основе всех теоретических курсов по языку, которые входят в учебный план факуль­тета или отделения английского языка педагогического института.

2*

Курс истории языка подготавливает студентов к пони­манию тех сложных и многообразных процессов в развитии всей структуры языка и отдельных его подсистем и микро­систем, которые послужили основой его современного со­стояния. Так, знание и отчетливое понимание тех измене­ний, которые происходили в английском языке в средний период (например, отпадение конечного слабого [э] в XV в.). обусловили коренное изменение его типологии, столь зна­чительно отличной от типологии русского языка, с которым он когда-то имел столько общих типологических черт.

Знание особенностей грамматического строя современ­ного английского языка, получаемое из курсов норматив­ной и теоретической грамматики, дает студенту представле­ние о существующей в языке системе, которая представляет собой обобщение частного и единичного. Типология языка строит свои выводы на основе тех общих признаков, кото­рые и составляют типологические черты языка. Так, на­пример, категория числа в английском языке имеет различ­ное морфологическое оформление: с помощью морфемы -(e)s, морфемы -en и чередования гласного корня. Но в ти­пологии подлежит учету только морфема -(e)s, как имеющая общий характер, отражающий тип оформления категории числа в английском языке.

Многочисленные предложения и словосочетания, со­ставляющие основу речи на данном языке, сводятся к опре­деленным типам, которые в своей совокупности характери­зуют синтаксический строй данного языка — его синтакси­ческую типологию.

Аналогичные обобщенные данные дают в распоряжение типологии и другие теоретические курсы: курс теоретиче­ской фонетики, из которого студенты узнают о фонологи­ческой структуре языка, о суперсегментных средствах и т. д., курс лексикологии, который дает большой фактический материал о словообразовательной системе языка, о продук­тивных средствах словопроизводства, составляющих в своих микросистемах типологические характеристики языка.

Из сказанного следует, что типология как особый раз­дел языкознания строит свою теорию, опираясь на обобщен­ные данные наук, изучающих историческое развитие и сов­ременное состояние языка как системы систем.

Глава 2

КРАТКИЙ ОБЗОР ИСТОРИИ ТИПОЛОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ

Разнообразие структур различных языков, с которыми столкнулись европейцы в XVI—XVIII вв. в связи с раз­витием мореплавания и торговли, не могло не обратить на себя внимания ученых.

Этот интерес особенно возрос после того, как в конце XVIII — начале XIX в. европейцы познакомились с язы­ком древней Индии санскритом, языком священных книг древних индийцев.

В противоположность многим современным европейским языкам с их относительно простой морфологией, с отсутст­вием системы падежей и т. д., санскрит обладал богато раз­витой флективной системой, делением существительных по основам, сложной фонологической системой.

Немецкий ученый Фридрих Шлегель (1772—1829), живо интересовавшийся культурой древней Индии и ее языком, автор труда «О языке и мудрости индийцев», вышедшего в 1808 г., впервые обратил внимание на различия в струк­туре языков и выделил две группы: языки с аффиксами и аффиксирующие языки, куда он отнес языки тюркские, полинезийские, а также и китайский. Эти языки, как он полагал, выражают отношение между словами чисто меха­ническим путем. Ко второй группе он отнес языки флек­тивные, куда включил семитские, грузинский и француз­ский языки.

Его брат Август Шлегель (1767—1845) переработал эту классификационную схему и выделил три класса языков: языки без грамматической структуры, языки аффиксирую­щие и языки флективные. Отталкиваясь от структуры флек­тивных языков, он пришел к выводу, что китайский и языки Индокитая необходимо выделить в особую группу, так как в этих языках флексия отсутствует, а грамматические отношения выражаются с помощью порядка слов. А. Шле-гелю принадлежит также деление языков на более ранние — синтетические — и более поздние — аналитические.



Глава 4

Связь типологии с другими лингвистическими дисциплинами - student2.ru

Наши рекомендации