Глагол ПРОШЛЯПИТЬ означает «упустить, прозевать что-то важное». Имеет ли он какое-нибудь отношение к существительному ШЛЯПА ? 3 балла
ВСЕРОССИЙСКАЯ ОЛИМПИАДА ШКОЛЬНИКОВ
Г.
Русский язык, 5-6 классы
Школьный этап
Время выполнения работы –1,5 астрономических часа (90 мин.)
Объясните, какая ошибка в стихотворении О.Высотской «Мягкий знак».
Он в слове «мать», и в слове «дочь», Он всё старается смягчить:
И в тихом лунном слове «ночь». Отрежь – отрежьте! Поешь – поешьте!
Чтоб никого не огорчить, 3 балла
Почему мы так говорим? Укажите слова, объясняющие правописание корней в приведённых словах. Какой словарь поможет найти проверочные слова к подобным словам?
Скостить, сметана, чернила, целина, перчатки, печаль, вотчина, баюкать,близнец, ветеран. 12 баллов
3. Что обозначают данные фразеологизмы: остаться с носом, зарубить себе на носу, совать нос в чужие дела? Можно ли утверждать, что эти фразеологизмы близки по смыслу, так как в их основе лежит общее слово НОС ? Ответ обоснуйте. 5 баллов
В приведенных пословицах подчеркните имена прилагательные.
С миру по нитке – голому рубаха. Язык мал, да всем телом владеет. Время дорого, но правда дороже. Живи по-старому, проживёшь дольше. Счастливее всех тот, кто зависит только от себя. 5 баллов
Какими членами предложений являются глаголы ЧИТАТЬ в приведенных примерах?
Читать – наслаждение. Люблю читать. Пошел в библиотеку читать журналы. Она просила читать вслух. Привычка читать воспитывается в семье. 5 баллов
6. Лингвистические термины имеют долгую и интересную историю. Каково значение синонимичных терминов АБЕВЕГА и БУКВИЦА в знаменитом «Толковом словаре живого великорусского языка»? Кто автор этого словаря?
Балла
7. Приведите примеры приставок–синонимов, приставок-антонимов и приставок –омонимов. 6 баллов
Глагол ПРОШЛЯПИТЬ означает «упустить, прозевать что-то важное». Имеет ли он какое-нибудь отношение к существительному ШЛЯПА ? 3 балла
Подчеркните глаголы второго спряжения.
Кричать, бежать, вытерплю, застелил, зыбиться, выспаться.3 балла
Каково значение и происхождение фразеологизма «ОСТАТЬСЯ У РАЗБИТОГО КОРЫТА» ? Составьте небольшой рассказ на тему данного выражения. (10 б)
Ключи
Объясните, какая ошибка в стихотворении О.Высотской «Мягкий знак».
Он в слове «мать», и в слове «дочь», Он всё старается смягчить:
И в тихом лунном сове «ночь». Отрежь – отрежьте! Поешь – поешьте!
Чтоб никого не огорчить, 3 балла
Ответ. Ошибка в примерах ОТРЕЖЬ,ОТРЕЖЬТЕ.. Буква мягкий знак после непарных твердых согласных не «смягчает», не обозначает мягкости предыдущего согласного.
Почему мы так говорим? Укажите слова, объясняющие правописание корней в приведённых словах. Какой словарь поможет найти проверочные слова к подобным словам?
Ответ: Скостить – от кость, костяшка на счетах. Буквально: сбросить какое-то количества единиц со счета.. Сметана–метать: сгребать, снимать верхнюю часть сквашенного молока. Чернила – от чёрный. Целина – от слова целая, ни разу не паханная земля. Перчатки – от перет – «палец», буквально: варежка с пальцами. Печаль –от слова пека «жар, зной»+ суф. аль: то, что жжет. Вотчина – от слова отец+ суф.Ин принадлежности, буквально: то, что принадлежит отцу. Баюкать – от баять «говорить».Близнец – от слова «близкий». Ветеран. – от ветхий: старый воин, работник. Нужен этимологический словарь, в нем указывается происхождение слов, их родственные (утраченные или ослабевшие) связи.12 баллов
3. Что обозначают данные фразеологизмы: остаться с носом, зарубить себе на носу, совать нос в чужие дела? Можно ли утверждать, что эти фразеологизмы близки по смыслу, так как в их основе лежит общее слово НОС ? Ответ обоснуйте. 5 баллов
Остаться с носом - не получить согласия, остаться при своём. От обычая, сватаясь, приносить подарки, нос (от глагола носить).
Зарубить себе на носу – записать на дощечке, которую носили с собой.Обозначает «запомнить»
Совать нос в чужие дела – вмешиваться в чужие дела. Здесь НОС – часть лица.
В приведенных пословицах подчеркните имена прилагательные.
С миру по нитке – голому рубаха. Язык мал, да всем телом владеет. Время дорого, но правда дороже. Живи по-старому, проживёшь дольше. Счастливее всех тот, кто зависит только от себя. 5 баллов
Какими членами предложений являются глаголы ЧИТАТЬ в приведенных примерах?
Читать – наслаждение. (Подлежащее). Люблю читать. (Сказуемое). Пошел в библиотеку читать журналы.(Обстоятельство цели) Она просила читать вслух. (Дополнение) Привычка читать воспитывается в семье.(Несогласованное определение) 5 баллов
6. Лингвистические термины имеют долгую и интересную историю. Каково значение синонимичных терминов АБЕВЕГА и БУКВИЦА в знаменитом «Толковом словаре живого великорусского языка» ? Кто автор этого словаря,?
Балла
Автор словаря – Владимир Иванович Даль. Слова обозначают АЛФАВИТ, АЗБУКУ. Буквица – и украшенная первая буква в начале абзаца в рукописных книгах.
7. Приведите примеры приставок–синонимов, приставок-антонимов и приставок –омонимов. 6 баллов
Например: Отъехать-выехать, приехать – уехать, присесть – приблизиться.
Глагол ПРОШЛЯПИТЬ означает «упустить, прозевать что-то важное». Имеет ли он какое-нибудь отношение к существительному ШЛЯПА ? 3 балла
Ответ: Да, это слова родственные, об этом можно прочитать в этимологическом словаре.Глагол обозначает «упустить какую-то возможность, пропустить по невнимательности». От пренебрежительного обозначения интеллигентного человека (они носили шляпы, а не кепки) не от мира сего.