Вопрос 51.Понятия аргументации. Аргументация, обоснования и доказательства. Структура доказательства
Аргументация. Цель познания в науке и практике — достижение объективно истинного знания для активного воздействия на окружающий мир.
Результаты научного и практического познания признаются истинными, если они прошли тщательную и всестороннюю проверку.
На ступени абстрактного мышления результаты процесса познания проверяют главным образом сопоставлением полученных результатов с другими, ранее установленными суждениями. Истинность суждений устанавливается логическим способом — через посредство других суждений.
Такая опосредованная проверка суждений называется операцией обоснования, или аргументацией. Обосновать какое-либо суждение означает привести другие, логически связанные с ним и подтверждающие его суждения.
Выдержавшие логическую проверку суждения выполняют функцию убеждения и принимаются лицом, которому адресована выраженная в них информация.
Убеждающее воздействие суждений зависит от логического фактора(правильно построенного обоснования) и внелогического фактора(лингвистического, риторического).
Аргументация – это операция обоснования каких-либо суждений, в которой наряду с логическими применяются также речевые, эмоционально-психологические и другие внелогические методы и приемы убеждающего воздействия.
Доказательство. Аргументация не всегда дает однозначные по логической ценности результаты. Такие же результаты получает исследователь, когда использует в рассуждении умозаключения по аналогии или умозаключения неполной индукции.
В других случаях, когда исходный материал установлен с достоверностью и достаточен для применения в процессе обоснования демонстративных рассуждений, аргументативный процесс обеспечивает получение достоверного, объективно истинного знания. Такого рода аргументация приобретает характер строгого рассуждения и именуется доказательством.
Доказательство — это логическая операция обоснования истинности какого-либо суждения с помощью других истинных и связанных с ним суждений.
Т.о. доказательство — это одна из разновидностей процесса аргументации, а именно аргументация, устанавливающая истинность суждения на основе других истинных суждений.
Доказательное рассуждение—характерная черта научного стиля мышления
Состав аргументации: субъекты, структура:
Обязательными участниками(субъектами) аргументативного процесса являются:
1. Пропонент(Si) - участник, выдвигающий и отстаивающий определенное положение. Без пропонента нет аргументативного процесса, поскольку спорные вопросы не возникают сами по себе, они должны быть кем-то сформулированы и поставлены на обсуждение. 2.Оппонентом(S2) - участник, выражающий несогласие с позицией пропонента. Оппонент может непосредственно присутствовать и лично участвовать в обсуждении. Но может и не быть непосредственным участником аргументативного процесса.
3. Аудитория(S3) - коллективный субъект аргументативного процесса, поскольку как пропонент и оппонент видят главную цель обсуждения не столько в переубеждении друг друга, сколько в завоевании на свою сторону аудитории.
Структура доказательства(аргументации):
Док-во(аргументация) включает три взаимосвязанных элемента:
1. Тезис — это выдвинутое пропонентом суждение, которое он обосновывает в процессе аргументации. Тезис является главным структурным элементом аргументации и отвечает на вопрос: что обосновывают?
В качестве тезиса могут выступать теоретические положения науки, результаты обобщения конкретных фактических данных; суждение о свойствах(причинах) возникновения единичного предмета(события) - вин.-невин. в суде.
2. Аргументы(доводы)—это исходные теоретические или фактические положения, с помощью которых обосновывают тезис. Они выполняют роль основания, или логического фундамента аргументации, и отвечают на вопрос: чем, с помощью чего ведется обоснование тезиса!
В качестве аргументов могут выступать различные по своему содержанию суждения:
(1) Теоретические обобщения служат целям объяснения известных или предсказания новых явлений, и выполняют роль доводов в аргументации.
(2) Суждения о фактах. Факты(фактические данные)-единичные события(явления), для которых характерны определенное время, место и конкретные условиях их возникновения и существования.
(3) Аксиомы, т.е. очевидные и потому не доказываемые в данной области положения.
(«часть меньше целого»;«если к равным прибавляют равные, то и целые будут равны».)
(4) Определения основных понятий конкретной области знаний.
3. Демонстрация — это логическая связь между аргументами и тезисом. В общем виде она представляет собой одну из форм условной зависимости. Аргументы являются логическими основаниями, а тезис (Т) является их логическим следствием.
Логический переход от аргументов к тезису протекает в форме умозаключения. Это может быть отдельное умозаключение(их цепочка). Посылками в выводе являются суждения, в которых выражена информация об аргументах, а заключением — суждение о тезисе. Продемонстрировать — значит показать, что тезис логически следует из принятых аргументов по правилам соответствующих умозаключений.
Особенность умозаключений, в форме которых протекает демонстрация, состоит в том, что нуждающееся в обосновании суждение, выступающее тезисом, является заключением выводаи формулируется заранее. Суждения об аргументахслужат посылками вывода. Они остаются неизвестными и подлежат восстановлению.
Таким образом, в аргументативном рассуждении по известному заключению — тезису восстанавливаются посылки вывода — аргументы