Определение мышления, его основные виды

Тема № 7 Мышление

§ 1. Определение мышления, его основные виды. Что такое мышление. Чем мышление отличается от других познавательных процессов. Каковы ос­новные виды мышления человека.

§ 2. Процессы и операции мышления. Что такое процессы мышления. Что называют логическими операциями мышления и что они представляют собой. Что называют умозаключениями (формами мышления). Каковы основ­ные виды умозаключений (форм мышления).

§ 3. Творческое мышление. Что такое творческое мышление. Каковы осо­бенности творческого мышления. Что представляют собой психологические свойства творчески мыслящих людей. Можно ли развивать творческое мыш­ление у человека.

§ 4. Формирование и развитие мышления. Что понимается под форми­рованием и развитием мышления. По каким направлениям может разви­ваться мышление человека. Каким образом развитие мышления представле­но в психологических теориях.

Определение мышления, его основные виды

Чтотакое мышление.Термин «мышление» имеет дав­нюю историю использования в разных науках, и на протя­жении этой истории (она начинается как минимум с XVII в.) разными психологами, а также представителями различных наук он понимался по-разному. Когда-то мышлением называли всю психологию человека и противопоставляли мышление реально существующему материальному миру (французский философ XVII в. Р. Декарт). В конце XIX в. под мышлением стали понимать один из познавательных процессов, называя его наряду с другими познавательными процессами, такими, как восприятие, внимание, память, воображение и речь. Ученые-психологи, представители функциональной психологии, пытались выяснить специфи­ку мышления, сравнивая его с другими познавательными процессами человека.

По-настоящему предметом не только философских раз­мышлений, но и экспериментальных исследований мышле­ние человека становится лишь с середины XX в., и тогда выясняется, что оно представляет собой довольно сложный процесс — настолько сложный, что не только исчерпываю­щим образом изучить его, но даже кратко и точно опреде­лить мышление как понятие не представляется возможным.

Ситуация с точным определением и научным изучением мышления человека не прояснилась и во второй половине XX в. До сих пор не существует единого, общепринятого оп­ределения мышления. Имея это в виду, мы все же попыта­емся определить, что такое мышление человека в его совре­менном понимании, с помощью нескольких предложений, раскрывающих специфику мышления с разных сторон.

Итак, мышление можно определить как один из познава­тельных, психических процессов человека, цель которого со­стоит в том, чтобы узнать о мире нечто, недоступное непо­средственному восприятию с помощью естественных, дан­ных человеку от природы, органов чувств, или познанию при помощи иных психологических процессов. Когда, на­пример, человек при помощи своих ощущений узнает эле­ментарные свойства окружающего мира или когда он с по­мощью восприятия узнает о том, как устроен окружающий его мир, воспринимая его в виде отдельных предметов и яв­лений — это, по определению, не будет мышлением, так как данные познавательные процессы предоставляют человеку непосредственные знания.

Если человек что-либо извлекает из памяти, мы также имеем дело с теми знаниями, которые уже есть у человека и, следовательно, являются в любой момент потенциально доступными. Для того чтобы их получить и пользоваться ими, нет необходимости думать, размышлять1.

1 Строго говоря, такое утверждение не вполне правильное, так как и вооб­ражение человека, и его память, как мы уже знаем, на высших уровнях их раз­вития тесным образом связаны с мышлением. Это касается, например, продук­тивного воображения и логической памяти. Однако сказанное выше вполне справедливо, когда речь идет об элементарных формах соответствующих позна­вательных процессов.

Мышление же открывает для нас еще не доступные знания, которые иным путем, кроме мышления, получить невозможно.

Мышление — это процесс решения задач. Под задачами здесь понимаются вопросы, на которые не существует оче­видных ответов. Задачи имеют исходные условия, в которых нужные знания потенциально заданы. Путем преобразова­ния исходных условий по определенным правилам, напри­мер по законам логики, эти знания можно получить. Приме­ром получения неизвестного через известное с по­мощью мышления являются математические задачи. Вся­кий раз, когда мы вначале имеем дело с чем-то известным, заданным, а затем, преобразуя его, получаем то, что не из­вестно (не задано), мы имеем дело с мышлением.

Мышление — это также процесс опосредствованного позна­ния человеком действительности. Это высказывание следует понимать так: имея дело с мышлением, человек для получе­ния нужных ему знаний каждый раз использует не только ор­ганы чувств, но и какие-либо специальные средства. К приме­ру, чтобы в деталях узнать то, что находится далеко от него, вне пределов досягаемости и возможностей его органов чувств, человек может использовать специальный прибор, скажем, бинокль, подзорную трубу или телескоп. Это самый простой пример применения средств в процессе мышления.

Для того чтобы в известном со школьной скамьи химиче­ском опыте определить, в каком из трех стаканов, наполнен­ных бесцветными жидкостями, находится вода, щелочной раствор или кислота, человек использует лакмус. Правила логики мышления, которыми человек пользуется для полу­чения истинных знаний, также представляют собой средст­во мышления.

Итак, всякий раз, когда мы обнаруживаем, что для полу­чения каких-либо знаний человек применяет не только дан­ные ему от природы, естественные органы чувств, но также и специальные, придуманные людьми средства, мы вправе говорить о том, что имеем дело с мышлением.

Еще одним частным определением мышления может слу­жить следующее. Мышление — это процесс обобщенного по­знания человеком действительности, то есть получения об­щих представлений о ней на уровне понятий. Это высказы­вание надо понимать так: те знания, которые человек при­обретает в результате мышления, не представляют собой конкретные знания всевозможных частных свойств воспри­нимаемых предметов и явлений. Это — знания о самом глав­ном и существенном, что характеризует соответствующие явления и предметы и содержится в них.

Когда мы говорим о том, что эти знания представляют со­бой понятия, то это означает, что соответствующие знания связаны с определенным словом, содержанием, значением которого и являются соответствующие знания. Возьмем, к примеру, геометрическую фигуру, которую мы называем треугольником. На самом деле известно огромное множест­во разнообразных по форме и величине треугольников. Тре­угольники могут представлять собой сплошные, вырезанные из какого-либо материала фигуры. Треугольники можно об­разовывать тремя точками, которые мы мысленно соединя­ем друг с другом отрезками прямой линии.

Все это — несущественные признаки треугольников, а су­щественным является то, что все они могут быть представ­ленными в виде трех соединенных друг с другом концами прямых линий на бумаге, что они представляют собой замк­нутые фигуры, состоящие ровно из трех отрезков прямой линии. Указанные признаки и входят в понятие треугольни­ка. Они же, эти признаки, являются значением данного по­нятия. Всякий раз, когда полученные в ходе какого-либо по­знавательного процесса знания представлены в виде поня­тий, мы имеем дело с процессом мышления.

Но и это, оказывается, еще не все о мышлении человека. Справедливо будет в дополнение к сказанному охарактеризо­вать его следующим образом: мышление — это вид деятель­ности, благодаря которому человек, включая его в другие познавательные процессы, превращает их в высшие психи­ческие функции.

Действительно, высшие формы восприятия, внимания, воображения, памяти и речи человека самым тесным образом связаны с мышлением и вполне соответствуют всем тем определениям мышления, которые были даны выше. Напри­мер, восприятие человека представляет собой процесс реше­ния перцептивных задач, а мышление — это и есть процесс решения задач. Логическая память человека основана на том, что он понимает, сохраняет, припоминает смысл чего-либо и, благодаря этому, запоминает, сохраняет и воспроиз­водит нужный материал. Понимание — также один из про­цессов мышления. В этой и в следующей главе мы узнаем о том, что у человека существует особый познавательный про­цесс, который называется словесно-логическим мышлением. Само название данного процесса указывает на то, что в нем органически соединены мышление и речь человека. Следова­тельно, и здесь мы находим подтверждение факта участия мышления в порождении высших психических функций че­ловека.

Чем мышление отличается от других познавательных процессов.Постановка такого вопроса резонна и неизбеж­но вытекает из того, что выше говорилось о мышлении. Действительно, определяя мышление с разных сторон, мы постоянно подчеркивали, что оно тесным образом связано с другими познавательными процессами. Но, поскольку мы называем мышлением только один из познавательных процессов и отделяем его от других познавательных про­цессов, необходимо выяснить, чем же мышление принци­пиально отличается, например, от восприятия, воображе­ния и памяти.

В образе восприятия содержится всегда только то, что не­посредственно воздействует на органы чувств. Правда, и в восприятии иногда возникают иллюзии, в которых представ­лено не существующее в действительности, однако эти иллю­зии в большинстве случаев порождаются тем, что восприни­мают органы чувств, или процессами, происходящими в са­мих органах чувств. Иными словами, в восприятии всегда бо­лее или менее точно, прямо или косвенно содержится или от­ражается информация, воздействующая на органы чувств.

В мышлении, в его результатах практически всегда пред­ставлено то, чего в действительности, в физическом виде не существует. Например, в действительности нет абстрактного треугольника или треугольника вообще, а есть только мно­жество конкретных предметов, имеющих треугольную фор му, но не понятие о треугольнике. Оно является результатом мышления.

Кроме того, восприятие бесстрастно фиксирует, отражает в образе все без разбора, что воспринимают органы чувств че­ловека, в том числе множество случайных, несущественных признаков предметов и явлений. Мышление же, по определе­нию, отражает лишь существенное и игнорирует случайное.

Воображение в одном отношении чем-то напоминает вос­приятие (его результатом является образ), чем-то мышление (этот образ всегда несет в себе то, чего нет в воспринимаемой человеком действительности). Кроме того, и воображение, и мышление — сугубо внутренние процессы.

И все же мышление существенно отличается и от вообра­жения. Эти отличия сводятся к следующему. Во-первых, ре­зультатом мышления является мысль, а итогом воображе­ния — образ. Во-вторых, мышление помогает человеку глуб­же и лучше познавать окружающий мир, то есть содержит в себе идеи, представляющие собой глубинные законы, на ко­торых зиждется и согласно которым действует этот мир. Ни­чего подобного в воображении нет. Результатом воображе­ния не является какой-либо закон. Для нас совершенно без­различно, какое отношение к реальной действительности имеет то, что содержится в порождаемых воображением об­разах. Более того, чем дальше образ фантазии отходит от действительности, тем воображение лучше. В отношении мышления дело обстоит противоположным образом: чем ближе к действительности находится продукт мышления, тем оно совершеннее.

Наконец, человек с богатой фантазией далеко не всегда яв­ляется творчески одаренной, интеллектуально развитой, то есть обладающей хорошим мышлением, личностью. Наобо­рот, тот, у кого развито мышление, например, абстрактное, далеко не всегда обладает хорошей фантазией. Из всего это­го можно сделать вывод: воображение и мышление — дейст­вительно разные процессы.

Теперь обратимся к памяти и сравним ее с мышлением человека. Память запоминает, хранит и воспроизводит лишь то, что воспринимается органами чувств человека, если иметь в виду так называемую чувственную память, то есть память, основанную на информации о мире, получаемой при помощи органов чувств. В этом отношении память похожа на восприятие и точно так же отличается от мышления, как от него отличается восприятие.

Есть, правда, логическая, интеллектуальная память, ко­торая запоминает, хранит и воспроизводит не образы, а мыс­ли человека. Но и в этом случае память воспринимает, со­храняет и припоминает лишь те мысли, которые уже имеют­ся у человека, не привнося в них ничего нового, не порож­дая и не изменяя их. Мышление же, напротив, порождает и изменяет именно мысли как таковые.

Каковы основные виды мышления человека.К реше­нию этого вопроса можно подходить по-разному. Самый про­стой и очевидный способ классификации видов мышления человека заключается в следующем. Рассмотрим некого сре­днего взрослого нормального человека и попытаемся выде­лить и описать все виды мышления, свойственные ему. Этот подход к классификации видов мышления можно было бы условно назвать эмпирическим (опытным) и статическим.

Другой способ выделения видов мышления может быть ос­нован на том, в какой степени тот или иной вид мышления позволяет человеку получать истинные знания, то есть на том, насколько представлена в мышлении ведущая к истине логика рассуждений. Этот способ условно можно обозначить как логический способ классификации видов мышления.

Третий возможный способ классифицирования видов мышления может быть основан на так называемом генетиче­ском принципе, то есть на изучении процесса развития мыш­ления в филогенезе или онтогенезе человека. В этом случае выделяются и описываются те виды мышления, которые по­являются и развиваются у человека в разные периоды исто­рии человечества или истории его индивидуальной жизни.

Наконец, существуют, а иногда используются, например, в клинической психологии, классификации нарушений мышления, в соответствии с которыми выделяются и описы­ваются различные виды аномального мышления — такие, которые встречаются у людей с различными заболеваниями.

Далее представим классификацию видов мышления, ко­торая основывается на статическом и генетическом принци­пах. Она является наиболее распространенной в современной общей психологии.

Итак, у человека можно выделить следующие основные виды мышления: теоретическое и практическое, продуктивное (творческое) и репродуктивное (нетворческое), ин­туитивное (чувственное) и логическое, аутистическое и реалистическое, наглядно-действенное, наглядно-образное и словесно-логическое мышление. Рассмотрим подробнее каж­дый из обозначенных видов мышления.

Теоретическимназывается мышление, которое полностью совершается в уме, без обращения к опыту или к практиче­ским действиям с реальными материальными предметами. Целью такого мышления может стать выведение одних зна­ний из других (например, доказательство какого-либо неоче­видного положения путем умственного преобразования уже известных положений — заданных условий задачи), опреде­ление понятий, формулирование и обоснование теорий, объ­ясняющих какие-либо явления действительности.

Чаще всего теоретическим мышлением занимаются уче­ные, но иногда к нему, сталкиваясь с необходимостью реше­ния указанных выше задач, обращаются и другие люди.

Практическим обычно называют мышление, целью ко­торого становится решение некоторой практической, жиз­ненной задачи, отличной от тех чисто познавательных за­дач, которые были названы теоретическими. Практиче­ским мышлением каждодневно занимаются все без исклю­чения люди. Такое мышление может содержать в себе и умственные, и практические действия человека. Например, думая над тем, каким образом лучше всего организовать свой рабочий день, человек занимается именно практиче­ским мышлением, хотя совершает соответствующие дейст­вия в уме.

Психологи давно обратили внимание на то, что в резуль­тате мышления одних людей рождается нечто новое — такое, о чем раньше люди вообще не знали, не имели представле­ния. Результатом мышления других людей являются реше­ния таких задач, которые известны и имеют уже найденные кем-то решения.

В связи с этим возникло деление видов мышления на про­дуктивное (творческое) и на репродуктивное (нетворческое). Продуктивным или творческим называют такое мышление, которое порождает какой-либо новый, ранее не известный материальный (предмет, явление) или идеальный (мысль, идея) продукт. Продуктивным, например, является мышле­ние ученого, проводящего нового научное исследование и делающего в результате его научное открытие, писателя, соз­дающего новое литературное произведение, художника, пи­шущего новую картину, предпринимателя, в голове которо­го рождается новая экономическая идея, политика, обнару­живающего новое политическое решение, инженера, изобре­тающего новую машину.

Репродуктивное — это мышление, имеющее дело с таки­ми задачами, решение которых кем-то, когда-то уже было найдено. Репродуктивным мышлением, например, занима­ется художник, перерисовывающий картину другого худож­ника, то есть создающий ее репродукцию. Репродуктивным мышлением занимаются люди, которые в процесс е обучения решают какие-либо учебные задачи. Репродуктивное мышле­ние характерно и для тех людей, которые в реальной жизни многократно, повторно решают типичные жизненные зада­чи. В репродуктивном мышлении человек идет уже пройден­ным, известным путем. В результате такого мышления ни­чего нового не создается. Поэтому его иногда называют так­же нетворческим.

Названия «продуктивное» и «репродуктивное» примени­тельно к мышлению появились и стали использоваться на рубеже XIX — XX вв. В настоящее время ученые, изучаю­щие мышление человека, предпочитают пользоваться на­званиями: «творческое мышление» и «нетворческое мыш­ление».

Интуитивным называют мышление, особенность которого заключается в наличии у человека особой интеллектуальной способности и особого чувства — интуиции. Интуиция — это умение быстро находить правильное решение какой-либо за­дачи без долгих рассуждений и быть убежденным, чувство­вать его правильность, не располагая вескими доказательст­вами истинности данного решения. Человека, который рас­суждает примерно так: «Я чувствую, что надо действовать именно так, но не могу доказать почему или показать, ка­ким образом я пришел к этому решению», — называют че­ловеком с интуитивным мышлением.

Еще одним часто встречающимся примером интуитивно­го мышления может быть следующий случай. Занимаясь ре­шением какой-либо задачи, человек на определенном этапе поиска вдруг начинает чувствовать, что он находится на правильном пути и вот-вот найдет нужное решение. Это ре- шение пока не найдено, но чувство подсказывает человеку, что он на правильном пути. Человеком руководит интуиция, и она же ведет его мышление по правильному пути.

Интуитивное мышление, как правило, является неосозна­ваемым: человек не знает, не может дать сознательного от­чета в том, каким образом он пришел к тому или иному ре­шению, не может его логически обосновать.

Логическим называют такое мышление, которое, во-пер­вых, хорошо осознается как процесс, во-вторых, может быть доказано и проверено с точки зрения его правильности или ошибочности путем соотнесения включенных в него дейст­вий с известными правилами логики. Правильность такого мышления всегда можно проверить, а истинность выводов убедительно доказать или опровергнуть, действуя по стро­гим логическим правилам.

Есть предположение, что преобладание у человека интуи­тивного или логического мышления в какой-то степени обу­словлено генетически. Ученые допускают, что у людей, для которых ведущим является правое полушарие головного мозга, преобладает интуитивное мышление, а у людей, для кого ведущим выступает левое полушарие головного мозга, ведущим является логическое мышление.

Все виды мышления, которые мы уже определили, и те виды мышления, которые мы определим далее, предназна­чены для нахождения истинных знаний или для решения задач. Есть, однако, еще один, особый вид мышления, кото­рый далеко не всегда открывает человеку истину или приво­дит к правильному решению той или иной задачи. Он полу­чил название «аутистическое мышление».

Это название происходит от слова «аутизм», которое пе­реводится на русский язык любым из следующих словосоче­таний: «витание в облаках», «свободный полет фантазии», «оторванность от действительности». Общим в данных пере­водах является то, что речь идет о мышлении, которое не принимает в расчет или слабо ориентируется на реальную действительность, решая задачи без учета объективных жиз­ненных обстоятельств.

Такое мышление в большинстве случаев является не вполне нормальным с точки зрения обычного понимания нормы (того, что характерно для абсолютного большинства людей). Это мышление, однако, нельзя назвать и больным (патологическим), так как его наличие у человека не свиде­тельствует о присутствии какого-либо заболевания.

Когда, например, ребенок фантазирует и в своей безу­держной фантазии представляет и решает какие-либо зада­чи, решение которых не соответствует реальным условиям его жизни и не может быть в них реализовано, мы говорим о том, что данному ребенку свойственно аутистическое мыш­ление. Когда взрослый человек, не сообразуясь с реальной действительностью, фактически игнорируя ее, находит ре­шение какой-либо задачи, не соответствующее этой действи­тельности, мы также говорим о том, что этому человеку свойственно аутистическое мышление.

В противоположность аутистическому мышлению выде­ляют реалистическое мышление. В отличие от аутистического, этот вид мышления всегда руководствуется реальной действительностью, ищет и находит решение задач в резуль­тате внимательного изучения этой действительности, и най­денные решения, как правило, соответствуют реальной дей­ствительности. Аутистически мыслящих людей иногда на­зывают фантазерами, а реалистически мыслящих — прагма­тиками, реалистами.

Те виды мышления, которые мы выделили и определили, классифицированы в соответствии со статическим принци­пом, а те виды мышления, о которых пойдет речь дальше, выделены и описаны в соответствии с генетическим прин­ципом.

Наглядно-действенным называется мышление, процесс которого сводится к реальным, практическим действиям че­ловека с материальными предметами в наглядно восприни­маемой ситуации. Здесь внутренние, умственные действия практически сведены к минимуму или полностью отсутству­ют, а задача в основном решается за счет практических ма­нипуляций с предметами, перемежающихся восприятием и оценками того, что в результате этого получается.

Наглядно-действенное — это простейший из известных видов мышления, свойственный многим животным и, веро­ятно, доминировавший у первобытных людей. Его можно за­метить у детей раннего возраста, начиная с шестого — вось­мого месяца жизни. Примером такого мышления является доставание удаленных предметов путем преодоления физи­ческих препятствий на пути к ним. Если ребенок хочет взять привлекательный для него предмет, который лежит далеко и до которого невозможно дотянуться рукой, то он может воспользоваться для этого палкой. Если привлека­тельный предмет расположен высоко, ребенок для его полу­чения может использовать стул. Все это примеры наглядно-действенного мышления. Оно представляет собой генетиче­ски самый ранний вид мышления человека и, вместе с тем, простейший его вид.

Наглядно-образным называют мышление, при котором задачи человеком решаются не путем манипуляций с реаль­ными, материальными предметами, а путем внутренних, психологических действий и преобразований образов этих предметов. Вместо того чтобы практически решать задачу удобной расстановки мебели в комнате, передвигая с места на место тяжелые предметы и наблюдая, что в результате этого получается, человек может мысленно переставить эти предметы и, получив в результате образного преобразования ситуацию, оценить результат.

Это и будет примером решения задачи в наглядно-образ­ном плане или примером обращения к наглядно-образному мышлению. Данный вид мышления появляется у детей в возрасте 3—4 лет.

Словесно-логическимназывают высший по уровню раз­вития вид мышления человека, возникающий лишь в кон­це дошкольного возраста и совершенствующийся на протя­жении всей жизни не только у отдельно взятого человека, но и всего человечества. Данный вид мышления характери­зуется несколькими особенностями. Во-первых, такое мышление имеет дело с понятиями о предметах и явлени­ях, а не с самими предметами и явлениями или их образ­ами. Во-вторых, этот вид мышления полностью протекает во внутреннем, умственном плане. В-третьих, для него не является обязательной опора на наглядно воспринимаемую ситуацию. Часто, наоборот, для того чтобы использовать тот или иной вид мышления, человек должен отвлечься от восприятия реальной ситуации. В-четвертых, такое мыш­ление осуществляется по определенным законам, строгое следование которым приводит к истинным выводам или правильным решениям обсуждаемых задач. В качестве та­ких законов чаще всего выступают известные правила ло­гики мышления. Длительное время словесно-логическое мышление было единственным видом мышления, существование которого признавалось у человека. Эта традиция сложилась еще в древние времена, укрепилась в XVII в. и как неизменная со­хранялась до конца XIX в. Только в связи с началом изуче­ния интеллекта животных и маленьких детей возникла идея выделения других, менее развитых, чем словесно-логиче­ское, видов мышления: наглядно-действенного и наглядно-образного.

Наши рекомендации