Особенности воздействия алкоголя на организм детей и подростков

Величайший психиатр Д.М. Бехтерев, изучавший влияние алко­голя на организм человека, еще в начале XX века писал:

«С тех пор, как доказан безусловный вред алкоголя с научно-гигиенической точки зрения, не может быть даже речи о научном одобрении потребления даже малых доз алкоголя. Всем известно при том, что начало всегда выражается малыми дозами, которые постепенно переходят в дозы большие и большие по закону тяго­тения ко всем вообще наркотическим ядам, к каковым относится прежде всего алкоголь».

Со дня высказывания В.М. Бехтерева прошло более семидесяти лет, и жизнь подтвердила его абсолютную правильность. Для де­тей и юношества в нашей стране должен неукоснительно дей­ствовать «сухой закон», т.е. полный запрет спиртных напитков. Под­росток, юноша, пристрастившийся к алкогольным напиткам, — это человек без будущего. Его удел — антиобщественные, амо­ральные поступки, преступления, болезни.

Наиболее частая причина пьянства подростков и юношей — дурной пример и отрицательное влияние окружающих, в семье, среди старших, алкогольные традиции. Одной из частых причин является незнание того, что алкоголь даже в малых дозах отрица­тельно сказывается на здоровье человека, частое его употребле­ние приводит к необратимым последствиям. Алкоголь — яд, кото­рый наркотически действует на мозг человека, что в некоторых случаях сопровождается нарушениями деятельности этого важно­го органа. Вместе с этим гибнет система моральных ценностей и установок личности. Особенно пагубное влияние оказывает алко­голь на детей и подростков, так как в этот период жизни форми­руются такие качества, как честность, смелость, трудолюбие или, наоборот, лживость, лицемерие, лень, стремление приобрести блага нечестным путем.

Особенно токсическое, ядовитое действие оказывают алкоголь­ные напитки на развивающийся организм.

Врачам приходится сталкиваться со случаями, когда детей и подростков доставляют в больницы в тяжелом состоянии, связан­ном с алкогольной интоксикацией.

Особенно вредно действует алкоголь на организм ребенка или подростка при систематическом его употреблении даже в неболь­ших дозах. У таких подростков нарушается нормальный обмен ве­ществ в организме, происходят болезненные изменения состава крови, резко задерживается рост, общее развитие. Алкоголь на­столько отрицательно действует на лейкоциты — белые кровяные тельца, что не дает им возможности бороться с различными мик­робами. Поэтому не удивительно, что такие подростки значитель­но чаще заболевают различными инфекционными болезнями, тя­жело и длительно болеют.

Алкоголь действует на внутренние органы детей и подростков несравненно злокачественнее, чем на те же органы у взрослых. Быстрее и чаще всего поражается желудочно-кишечный тракт Вызывая воспалительный процесс в желудочно-кишечном трак­те, алкоголь нарушает всасывание витаминов, что ведет к воз­никновению хронического гипо-, авитаминоза (недостаточности витаминов), в особенности В, С, РР и др.

Алкогольные напитки оказывают вредное влияние на печеноч­ные клетки, приводят к отравлению печени и ее хроническому воспалению — гепатиту. Деятельность печени резко нарушается, возникает неизлечимое заболевание — цирроз печени. Известны случаи смерти детей и подростков от цирроза печени.

Опасными спутниками являются воспаление и расширение бронхов, повреждение легочной ткани. Пьющие чаще других бо­леют различными простудными и инфекционными заболевания­ми, у них снижается сопротивляемость (иммунитет) к ним, осла­бевают защитные силы организма.

Даже небольшие дозы спиртного вызывают в молодом орга­низме серьезные расстройства. Подростки, которые рано пристра­стились к выпивкам, плохо выглядят: у них бледное, болезнен­ное, старческое лицо, они отстают от своих сверстников в физи­ческом развитии.

Наиболее уязвима центральная нервная система. Неокрепший мозг подростка еще только' развивается, ему необходимо много питательных веществ. Алкоголь же препятствует поступлению их к мозгу, повреждая стенки сосудов. Если человек пьет годами, он теряет миллионы нервных клеток. Это постепенно приводит к за­медленной реакции и снижению интеллекта. Поэтому употребле­ние спиртных напитков в детском, подростковом и юношеском возрасте вызывает глубокие болезненные изменения в централь­ной нервной системе. Подростки, с раннего возраста употребля­ющие алкогольные напитки, становятся раздражительными, не­рвными, вспыльчивыми, жалуются на общую слабость, быструю утомляемость, головные боли.

Одним из важнейших условий ранней профилактики пьянства несовершеннолетних является своевременное выявление семей с «алкогольным бытом».

Дети, растущие в семье, где каждое событие отмечается засто­льем, никогда не знают покоя. Присутствие в доме родителей, гостей в нетрезвом виде — дурной пример для подражания. Очень страшно, если по инициативе родителей ребенок садится за праз­дничный стол и получает рюмку из рук взрослого человека, осо­бенно, если этот человек — мать. В таких случаях «алкогольное образование», полученное в кругу семьи, ребенок стремится по­полнить и за ее пределами. Только в очень редких случаях у детей возникает антиалкогольный барьер.

Скандалы и ссоры между родителями, взаимные оскорбления, к которым нередко приводит пьянство родителей, травмируют психику ребенка, порождают детскую нервозность

Таким образом, нежизнеспособность, слабоумие, эпилепсию, физическую и умственную отсталость, предрасположенность к раз­личным заболеваниям — вот что получают дети в наследство от пьющих родителей.

Все перечисленные выше медицинские последствия алкоголизма отрицательно сказываются на общих показателях — продолжитель­ности жизни, здоровье и трудоспособности людей. Разнообразие и тяжесть последствий алкоголизации позволяют расценивать ал­коголизм как заболевание, опасное не только для самого пьюще­го человека, но и для других членов общества.

41. Содержание понятия «пограничная интеллектуальная
недостаточность»

В связи с проблемой трудностей обучения учащихся массовых общеобразовательных школ в 60 —70-х гг. XX века была выделена группа школьников с пограничной интеллектуальной недостаточностью, у которых снижение (ослабление) интеллекта (IQ 80-70%) не достигает степени его нарушения – слабоумия (т.е. IQ не меньше 70%), при этом они испытывают стойкие трудности в обучении. Для успешной педагогической работы с такими детьми, необходимо отделить их от слабоумных.

Пограничная интеллектуальная недостаточность представляет собой различные по происхождению нозологические формы снижения интеллекта (врожденные или приобретённые; временные или стойкие). Это есть пограничные со слабоумием интеллектуальные расстройства, но по уровню интеллектуального дефекта «не дотягивающих» до него. Слабоумия нет, но есть снижение уровня интеллекта (IQ 70-80%).

По степени выра­женности и структуре нарушений интеллектуальной деятельно­сти примыкает к олигофрении в степени легкой дебильности, т.н. субдебильности (В.В.Ковалев, 1979).

К категории врожденной субдебильности относят конституцио­нально глупые личности. Этот вариант впервые описан Э. Блейлером и назван «die Unklaren» («не имеющий ясного представления о чем-либо»).

В англо-американской литературе пограничная интеллектуаль­ная недостаточность частично описывается в рамках клинически недифференцированного синдрома минимальной мозговой дис­функции (ММД— minimal brain damage, minimal brain dysfunction — MBD). Среди разнообразных проявлений ММД описываются состояния нарушенной школьной адаптации, гипердинамический синдром, расстройства эмоций и поведения, легкие нарушения познавательной деятельности и др.

Позже на основе представлений о ММД была сформулирована концепция синдромов дефицита внимания (attention deficit disorder), которая распространяется и на состоя­ния, относимые к ММД. В англо-американской литературе используется термин «дефи­цит активного внимания» (Attention deficit), который распростра­няется и на состояния, ранее относимые к ММД. Отчасти в его рамках рассматривается и погра­ничная интеллектуальная недостаточность.

В англо­язычной литературе эту группу обозначают как детей, имеющих недостаточные способности к обучению (educationally disabled), детей с трудностями в обучении (children with learning disabilities), детей со специфическими трудностями в обучении.

В немецкой литературе понятие пограничной ин­теллектуальной недостаточности частично отождествляется с пе­дагогическим понятием «нарушение взаимоотношений», «нарушением школьного поведения» (Verhal-tensstorungen) (G. Gros­sman, W. Schmitz, B.Scholz, A. Gert и др.).

В последнее время выделена еще одна форма психического дизонтогенеза — психический диатез, представляющий собой выражение предрасположения к тем или иным психическим заболеваниям.

Понятие «аномальный ре­бенок» предполагает характеристику ребенка, имеющего дефект, возникающий у ребенка под влиянием болезни, который может привести к отклонениям в общем ходе его психического развития. Своеобразное психическое развитие, обусловленное дефектом той или иной функции, вы­званным болезненным процессом, называют аномалией развития.

От 40 до 65% стойко неуспевающих учащихся составляют дети с нарушением психического онтогенеза, которое получило название временных задержек психического развития. В отечественной литературе распространены термины «задерж­ка темпа психического развития», «задержка психического разви­тия» (ЗПР), предложенные Г.Е.Сухаревой (1965, 1970). Термин "задержка" подчеркивает снижение возрастного уровня психического развития и вместе с тем временный характер отставания, которое с возрастом пре­одолевается и тем успешнее, чем адекватнее и раньше создаются условия обучения и развития детей рассматриваемой категории.

Состояния, от­носимые к ЗПР, являются составной частью более широкого по­нятия «пограничная интеллектуальная недостаточность».

Понятие «пограничная интеллектуальная недостаточность» является более широким и включает в себя состояния, относимые к таким проявлениям дизонтогенеза, как задержки психического развития (ЗПР),искажения и другие нарушения психического развития.

Особенно важно разграничивать:

1) лег­кие случаи пограничной интеллектуальной недостаточности, наи­более тесно примыкающие к норме,

2) легкие формы умственной отсталости с ком­пенсацией, возможной только в условиях специального обучения и воспитания.

Для отечественной психиатрии характерно стремление к суже­нию рамок пограничной интеллектуальной недостаточности, вы­делению ее в относительно самостоятельную клиническую груп­пу и к дифференциации ее форм на основании патогенетических механизмов и клинических особенностей.

Пограничная интеллектуальная недостаточность рассматривается в МКБ-10 - как синдром, входящий в структуру того или иного неврологического, психического или соматического заболевания.

Частота задержек психического развития в детском населении (как самостоятельная нозологическая форма) составляет 8—10% в общей структуре нозологической психической патологии. Задержки психического развития в качестве синдрома встречаются значительно чаще (до 65%).

Наши рекомендации