Особенности воздействия алкоголя на организм детей и подростков
Величайший психиатр Д.М. Бехтерев, изучавший влияние алкоголя на организм человека, еще в начале XX века писал:
«С тех пор, как доказан безусловный вред алкоголя с научно-гигиенической точки зрения, не может быть даже речи о научном одобрении потребления даже малых доз алкоголя. Всем известно при том, что начало всегда выражается малыми дозами, которые постепенно переходят в дозы большие и большие по закону тяготения ко всем вообще наркотическим ядам, к каковым относится прежде всего алкоголь».
Со дня высказывания В.М. Бехтерева прошло более семидесяти лет, и жизнь подтвердила его абсолютную правильность. Для детей и юношества в нашей стране должен неукоснительно действовать «сухой закон», т.е. полный запрет спиртных напитков. Подросток, юноша, пристрастившийся к алкогольным напиткам, — это человек без будущего. Его удел — антиобщественные, аморальные поступки, преступления, болезни.
Наиболее частая причина пьянства подростков и юношей — дурной пример и отрицательное влияние окружающих, в семье, среди старших, алкогольные традиции. Одной из частых причин является незнание того, что алкоголь даже в малых дозах отрицательно сказывается на здоровье человека, частое его употребление приводит к необратимым последствиям. Алкоголь — яд, который наркотически действует на мозг человека, что в некоторых случаях сопровождается нарушениями деятельности этого важного органа. Вместе с этим гибнет система моральных ценностей и установок личности. Особенно пагубное влияние оказывает алкоголь на детей и подростков, так как в этот период жизни формируются такие качества, как честность, смелость, трудолюбие или, наоборот, лживость, лицемерие, лень, стремление приобрести блага нечестным путем.
Особенно токсическое, ядовитое действие оказывают алкогольные напитки на развивающийся организм.
Врачам приходится сталкиваться со случаями, когда детей и подростков доставляют в больницы в тяжелом состоянии, связанном с алкогольной интоксикацией.
Особенно вредно действует алкоголь на организм ребенка или подростка при систематическом его употреблении даже в небольших дозах. У таких подростков нарушается нормальный обмен веществ в организме, происходят болезненные изменения состава крови, резко задерживается рост, общее развитие. Алкоголь настолько отрицательно действует на лейкоциты — белые кровяные тельца, что не дает им возможности бороться с различными микробами. Поэтому не удивительно, что такие подростки значительно чаще заболевают различными инфекционными болезнями, тяжело и длительно болеют.
Алкоголь действует на внутренние органы детей и подростков несравненно злокачественнее, чем на те же органы у взрослых. Быстрее и чаще всего поражается желудочно-кишечный тракт Вызывая воспалительный процесс в желудочно-кишечном тракте, алкоголь нарушает всасывание витаминов, что ведет к возникновению хронического гипо-, авитаминоза (недостаточности витаминов), в особенности В, С, РР и др.
Алкогольные напитки оказывают вредное влияние на печеночные клетки, приводят к отравлению печени и ее хроническому воспалению — гепатиту. Деятельность печени резко нарушается, возникает неизлечимое заболевание — цирроз печени. Известны случаи смерти детей и подростков от цирроза печени.
Опасными спутниками являются воспаление и расширение бронхов, повреждение легочной ткани. Пьющие чаще других болеют различными простудными и инфекционными заболеваниями, у них снижается сопротивляемость (иммунитет) к ним, ослабевают защитные силы организма.
Даже небольшие дозы спиртного вызывают в молодом организме серьезные расстройства. Подростки, которые рано пристрастились к выпивкам, плохо выглядят: у них бледное, болезненное, старческое лицо, они отстают от своих сверстников в физическом развитии.
Наиболее уязвима центральная нервная система. Неокрепший мозг подростка еще только' развивается, ему необходимо много питательных веществ. Алкоголь же препятствует поступлению их к мозгу, повреждая стенки сосудов. Если человек пьет годами, он теряет миллионы нервных клеток. Это постепенно приводит к замедленной реакции и снижению интеллекта. Поэтому употребление спиртных напитков в детском, подростковом и юношеском возрасте вызывает глубокие болезненные изменения в центральной нервной системе. Подростки, с раннего возраста употребляющие алкогольные напитки, становятся раздражительными, нервными, вспыльчивыми, жалуются на общую слабость, быструю утомляемость, головные боли.
Одним из важнейших условий ранней профилактики пьянства несовершеннолетних является своевременное выявление семей с «алкогольным бытом».
Дети, растущие в семье, где каждое событие отмечается застольем, никогда не знают покоя. Присутствие в доме родителей, гостей в нетрезвом виде — дурной пример для подражания. Очень страшно, если по инициативе родителей ребенок садится за праздничный стол и получает рюмку из рук взрослого человека, особенно, если этот человек — мать. В таких случаях «алкогольное образование», полученное в кругу семьи, ребенок стремится пополнить и за ее пределами. Только в очень редких случаях у детей возникает антиалкогольный барьер.
Скандалы и ссоры между родителями, взаимные оскорбления, к которым нередко приводит пьянство родителей, травмируют психику ребенка, порождают детскую нервозность
Таким образом, нежизнеспособность, слабоумие, эпилепсию, физическую и умственную отсталость, предрасположенность к различным заболеваниям — вот что получают дети в наследство от пьющих родителей.
Все перечисленные выше медицинские последствия алкоголизма отрицательно сказываются на общих показателях — продолжительности жизни, здоровье и трудоспособности людей. Разнообразие и тяжесть последствий алкоголизации позволяют расценивать алкоголизм как заболевание, опасное не только для самого пьющего человека, но и для других членов общества.
41. Содержание понятия «пограничная интеллектуальная
недостаточность»
В связи с проблемой трудностей обучения учащихся массовых общеобразовательных школ в 60 —70-х гг. XX века была выделена группа школьников с пограничной интеллектуальной недостаточностью, у которых снижение (ослабление) интеллекта (IQ 80-70%) не достигает степени его нарушения – слабоумия (т.е. IQ не меньше 70%), при этом они испытывают стойкие трудности в обучении. Для успешной педагогической работы с такими детьми, необходимо отделить их от слабоумных.
Пограничная интеллектуальная недостаточность представляет собой различные по происхождению нозологические формы снижения интеллекта (врожденные или приобретённые; временные или стойкие). Это есть пограничные со слабоумием интеллектуальные расстройства, но по уровню интеллектуального дефекта «не дотягивающих» до него. Слабоумия нет, но есть снижение уровня интеллекта (IQ 70-80%).
По степени выраженности и структуре нарушений интеллектуальной деятельности примыкает к олигофрении в степени легкой дебильности, т.н. субдебильности (В.В.Ковалев, 1979).
К категории врожденной субдебильности относят конституционально глупые личности. Этот вариант впервые описан Э. Блейлером и назван «die Unklaren» («не имеющий ясного представления о чем-либо»).
В англо-американской литературе пограничная интеллектуальная недостаточность частично описывается в рамках клинически недифференцированного синдрома минимальной мозговой дисфункции (ММД— minimal brain damage, minimal brain dysfunction — MBD). Среди разнообразных проявлений ММД описываются состояния нарушенной школьной адаптации, гипердинамический синдром, расстройства эмоций и поведения, легкие нарушения познавательной деятельности и др.
Позже на основе представлений о ММД была сформулирована концепция синдромов дефицита внимания (attention deficit disorder), которая распространяется и на состояния, относимые к ММД. В англо-американской литературе используется термин «дефицит активного внимания» (Attention deficit), который распространяется и на состояния, ранее относимые к ММД. Отчасти в его рамках рассматривается и пограничная интеллектуальная недостаточность.
В англоязычной литературе эту группу обозначают как детей, имеющих недостаточные способности к обучению (educationally disabled), детей с трудностями в обучении (children with learning disabilities), детей со специфическими трудностями в обучении.
В немецкой литературе понятие пограничной интеллектуальной недостаточности частично отождествляется с педагогическим понятием «нарушение взаимоотношений», «нарушением школьного поведения» (Verhal-tensstorungen) (G. Grossman, W. Schmitz, B.Scholz, A. Gert и др.).
В последнее время выделена еще одна форма психического дизонтогенеза — психический диатез, представляющий собой выражение предрасположения к тем или иным психическим заболеваниям.
Понятие «аномальный ребенок» предполагает характеристику ребенка, имеющего дефект, возникающий у ребенка под влиянием болезни, который может привести к отклонениям в общем ходе его психического развития. Своеобразное психическое развитие, обусловленное дефектом той или иной функции, вызванным болезненным процессом, называют аномалией развития.
От 40 до 65% стойко неуспевающих учащихся составляют дети с нарушением психического онтогенеза, которое получило название временных задержек психического развития. В отечественной литературе распространены термины «задержка темпа психического развития», «задержка психического развития» (ЗПР), предложенные Г.Е.Сухаревой (1965, 1970). Термин "задержка" подчеркивает снижение возрастного уровня психического развития и вместе с тем временный характер отставания, которое с возрастом преодолевается и тем успешнее, чем адекватнее и раньше создаются условия обучения и развития детей рассматриваемой категории.
Состояния, относимые к ЗПР, являются составной частью более широкого понятия «пограничная интеллектуальная недостаточность».
Понятие «пограничная интеллектуальная недостаточность» является более широким и включает в себя состояния, относимые к таким проявлениям дизонтогенеза, как задержки психического развития (ЗПР),искажения и другие нарушения психического развития.
Особенно важно разграничивать:
1) легкие случаи пограничной интеллектуальной недостаточности, наиболее тесно примыкающие к норме,
2) легкие формы умственной отсталости с компенсацией, возможной только в условиях специального обучения и воспитания.
Для отечественной психиатрии характерно стремление к сужению рамок пограничной интеллектуальной недостаточности, выделению ее в относительно самостоятельную клиническую группу и к дифференциации ее форм на основании патогенетических механизмов и клинических особенностей.
Пограничная интеллектуальная недостаточность рассматривается в МКБ-10 - как синдром, входящий в структуру того или иного неврологического, психического или соматического заболевания.
Частота задержек психического развития в детском населении (как самостоятельная нозологическая форма) составляет 8—10% в общей структуре нозологической психической патологии. Задержки психического развития в качестве синдрома встречаются значительно чаще (до 65%).