Тема 1. Логика, ее предмет и роль в обществе

II. УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ ПО ДИСЦИПЛИНЕ

Данное пособие предназначено для оказания помощи студентам в изучении логики. Учебное пособие включает основные разделы курса формальной классической логики, вопросы самоконтроля по темам, тестовые задания и словарь логических понятий, обеспечивающие изучение теоретического курса данной дисциплины. Главный акцент сделан на методике самостоятельной работы студентов в учебном процессе. Комплекс подготовлен в соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования.

ОГЛАВЛЕНИЕ:

Введение

Тема 1. Логика, ее предмет и проявление в обществе.

Тема 2. Понятия, как форма логического мышления.

Тема 3. Суждение и его виды.

Тема 4.. Логика вопросов и ответов.

Тема 5. Основные законы правильного мышления.

Тема 6. Дедуктивные умозаключения.

Тема 7. Индуктивные умозаключения. Аналогия и гипотеза.

Тема 8. Логические основы теории аргументации.

Заключение.

Литература.

Введение

В системе гуманитарных наук логике принадлежит особое место. Интерес к ней в современных условиях вызван в первую очередь значительным расширением сферы логического знания. Само слово «логика» для вас не является новым, вы не раз встречали его в повседневной жизни. Термин «логика» имеет в языке несколько значений и обозначает, во-первых,совокупность правил, которым подчиняется процесс мышления о реальном мире; во-вторых, науку о правилах и формах рассуждения; в-третьих,закономерности объективного мира (такую логику называют еще логикой вещей или логикой событий). Мы с вами будем изучать логику какспециальную науку о правилах и формах рассуждения,называемую формальной логикой.

Почему профессиональная подготовка современного специалист требует изучения логики? Дело в том, что логика изучает не всякие рассуждения, а только связанные с получением достоверной информации о мире и c оперированием этой информацией.

Успех наших действий зависит от того, насколько надежна наша информация о ситуации, в которой мы собираемся действовать, и насколько правильно мы рассуждаем о том, что и как нам нужно сделать.

Правила рассуждений, обеспечивающие успешность нашей деятельности, есть результат большой теоретической работы, проделанной специалистами-логиками, они неоднократно проверены на практике и признаны всем человеческим сообществом. Конечно, можно проигнорировать этот общечеловеческий опыт и, совершенно не зная логики, интуитивно рассуждать правильно. Но так легко допустить и ошибку. И если человек, владеющий законами логики, найдет ошибку в своих или чужих мыслях и не совершит ошибочного поступка, то человек не посвященный в логику, ошибки никогда не найдет и может принять вследствие этого неправильное решение, получить совершенно нежелательный результат.

Изучение логики повышает уровень культуры мышления каждого человека, так как логика учит точно и понятно строить свои мысли и выражать их в языке, правильно рассуждать, дает умение обосновать свои мысли в споре и найти ошибки в доводах оппонентов. Знание основ логики помогает рационально организовать свою деятельность в любой профессиональной сфере.

Знание логики помогает и в процессе обучения. В вузе вам приходится иметь дело с объемом информации гораздо большим, чем в школе, готовить научные сообщения, писать рефераты и курсовые работы. Логика развивает способность структурировать материал, выделять в общем информационном потоке главные, определяющие компоненты, схватывать суть длинных рассуждений - таким образом логика облегчает усвоение новой информации. Когда вы пишете собственную работу, готовите текст выступления, вы должны строить их в полном соответствии с законами логики.

Поэтому, для того чтобы повысить уровень логического мышления студентов, дать возможность каждому приобрести навыки правильного рассуждения, умение применять на практике логические законы, приемы и операции, в нашем институте и читается курс логики.

Тема 1. Логика, ее предмет и роль в обществе

Логика является философской дисциплиной, и философы, изучая процесс познания, установили, что каждая наука имеет свой объект и предмет исследования. Объект - это реальность или ее часть, на которую направлено познание.Все науки изучают реальный мир, сосредоточиваясь на каких-то определенных объектах. Предмет науки - это то, что изучает данная наука в объекте, что она мысленно выделяет в реальности. Объекты отдельных наук могут и совпадать: человек, например, является объектом для многих наук - философии, психологии, физиологии, антропологии, педагогики и т.д. Но вот по предметам науки никогда не совпадают, потому что каждая выбирает в объекте свой ракурс рассмотрения, исследует отдельную сторону объекта.

Как видите, сущность науки и ее отличие от других заключаются в предмете науки, поэтому вхождение в научную дисциплину начинают с определения ее предмета.

За время существования логики как науки ее предмет подвергался весьма значительным изменениям. Специфика логики заключается в том, что она изучает не объективный мир природы и не субъективный мир переживаний, а мышление, по средством которого человек познает и то и другое. Задачи этой науки является исследование форм и законов самого мышления. Естественный исторический ход человеческого познания характеризуется тем, что сперва развивается познание внешнего объективного мира и лишь после того, как в результате этого познания человечество достигло известной степени совершенства, возникают проблемы, связанные с самим процессом познания. Потребность разрешения этих проблем и вызвало к жизни теорию познания и логику.

Логика- одна из древнейших наук, возникла в рам­кахфилософии более 2300 лет назад в трудах древнегре­ческого философа Аристотеля, который впервые систематизировал формы и правила мышления. Он оставил нам первые крупные произведения по логике, объединенные впос­ледствии под общим названием «Органон». Логика, основы которой заложил Аристотель, носит название традицион­ной формальной логики.Формальная – значит, связанная с формой (это то как мы мыслим), изучающая как нечто отдельное, обособленное от содержания (это то о чем мы мыслим). Огромный вклад в развитие формальной логики внесли русские ученые. Оригинальные логические концепции в России разрабатывались в XVIII веке и связаны с именами М.В. Ломоносова и А.Н. Радищева. Расцвет же логических исследований в нашей стране относится к концу XIX века. Это прежде всего такие ученные как М.Каринский, Л. Рутковский, С. Поварнин. Логика изучает мышление.Познание мира, как его отражение в сознании, осуществляется в двух формах: чувственное и абстрактное познание.

Чувственное познание протекает в таких формах, как ощущение, восприятие, представление и является непос­редственным отражением внешнего, единичного, на уровне явлений. На уровне абстрактного мышления, протекающего в форме понятий, суждений, умозаключений в процессе отражения мышление проникает в сущность изучаемых явлений и объектов, носит обобщенный и опосредованный характер, неразрывно связано с языком. Логика не изучает чувственные формы познания, она изучает формы абстрак­тного мышления. Логика в наиболее широком понимании ее предмета исследует и структуру абстрактного мышления, раскрывает лежащие в его основе закономерности. Абстрактное мышление, обобщено, опосредованно и активно отражая действительность, неразрывно связано с языком. Языковые выражения являются той реальностью, строение и способ употребления которой дает нам знания не только о содержании мыслей, но и об их форме, о законах мышления. Логика пользуется искусственным языком, который создан с помощью формализации, означающей, что в логике операции с мыслями заменяют действиями со знаками. Основными знаками формальной логики являются слова, а сложными – предложения естественного языка. Поэтому в исследовании языковых выражений и отношений между ними логика видит одну из своих основных задач.

Мышление изучается многими науками. Предметом изучения логики являются формы мышления, законы выводного знания, законы связи мыслей. Логика изучает формы правильного рассуждения. Традиционная фор­мальная логикаисследует законы связи междусложив­шимися мыслями, методы оперирования ими.

С середины XIX столетия на базе формальной, традиционной логики начинает развиваться математическая (символическая) логика. Идеи ее были высказаны немецким ученым Г. Лейбницем (1646-1716 г.). Это идеи о возможности и продуктивности сведения рассуждений к вычислениям. Дальнейшее ее развитие связано с именами Дж. Буля, А. М. Де-Моргана, Ч. Пирса, Г. Фреге и др. Значительный вклад в развитие символической логики внесли русские ученые П.С. Порецкий, Е.Л. Буницкий. Символическая логикаисполь­зует для анализа форм и законов мышления средства и методы, по традиции считающиеся принадлежащими мате­матике. Сущность математической логики русский логик П. Порецкий видел в том, что она «по предмету своему есть логика, а по методу - математика».

Изучающий логику часто затрудняется в различении понятий: содержание мысли и форма мысли, форм мышления и законы мышления.Содержание мыслей составляет отражаемые в мысли связи предметов и явле­ний действительности, т. е. соответствие содержания мыс­ли предмету. Логика не изучает содержание мыслей, она изучает формы, т.е. способы соединения частей мысленно­го содержания того, как части мысленного содержания расположены одна относительно другой. Переход от одной формы мысли к другой, при сохранении правильной логи­ческой связи между частями мысленного содержания, обес­печивается соблюдением законов логики. Формально-ло­гические законы— это связи между мыслями, при кото­рых истинность одних с необходимостью обусловливает истинность других мыслей. Логические законы отражают общие, внутренние, необходимые, существенные связи между мыслями и их элементами. Это отражение происходит в процессе практической деятельности людей. Логика мышления представляет собой определенный способ отра­жения действительности. Именно соблюдение логических законов делает мышление правильным, т. е. способным при выполнении ряда условий достигать истинного знания. Таким образом, логика изучает то общее, что связывает мысли в их движении к познанию истины.

История логики дает большое разнообразие взглядов на предмет и задачи логики, в частности можно упомянуть о споре между психологизмом и антипсихологизмом в логике. Психологическая логика сводила предмет науки логики к изучению психологии мышления и, таким образом, упраздняла логику как самостоятельную науку со своими специфическими задачами. С позицией психологизма выступают Н.Грот, Т. Липпс и др.Напротив, Гуссерль резко отмежевывает логику от психологии и развивает методологию антипсихологизма как основы для построения логических теорий. «Конциннизм» логики Зигварта, Вундта, Эрдмана и Цигена тесно связывает логику с психологией , не растворяя логику в ней; однако психология, которая здесь широко используется, является идеалистической.

Сегодня развитие формальной логики идет в двух основных направлениях:

1. разработка новых систем неклассической логики (логики императивов, оценок, вопросов, индуктивной логики, теории логического следования и т.д.), исследование свойств этих систем и отношение между ними, создание их общей теории;

2. расширение сферы применения формальной логики. Важнейший конечный результат, полученный на этом направлении научного поиска, есть то, что формальная логика стала, по выражению М.М. Новоселова, не только инструментом точной мысли, но и «мыслью» первого точного инструмента – электронного аппарата, непосредственно в роли партнера включенного человеком в сферу решений интеллектуальных задач.

Логика стала неотъемлемой частью человеческой культуры. Ее достижения используются в самых разнообразных областях деятельности людей. Она широко применяется в психологии, лингвистике, теории управления, педагогики, юриспруденции, менеджменте, этике. Ее формальные разделы являются теоретической основой кибернетики, вычислительной математике и технике, теории информации. Без принципов и законов логики немыслима современная методология, познание и общение.

Каждый специалист выделяет в логике свой аспект, находит полезный для себя некоторую часть накопленного в ней разнообразия знаний. Есть проблемы, представляющие интерес для специалиста любого профиля. Это, например, проблемы, касающиеся общения между людьми. Общение – неотъемлемое свойство человеческой жизнедеятельности. Человеческая сущность проявляется только в общении, в единстве человека с человеком, в единстве, опирающимся лишь на реальность различия Я и ТЫ. Межличностные диалогические отношения являются действительной реальностью общественных отношений.

Особого внимания заслуживает логика коммуникативная подготовка руководителей производства, юристов, журналистов, политических деятелей всех, для кого вербальное общение является едва ли не единственным каналом выполнения социальных функций. Разработка логических основ процесса общения – важнейшая задача современной логики, она непосредственно связана с вопросом о наиболее эффективных средствах коммуникаций между людьми, оформления мыслей с целью их правильного понимания и убеждения в их истинности.

Еще одна важнейшая сфера применения логики – создание новых систем искусственного интеллекта. Наука об искусственном интеллекте подошла к такому рубежу, когда нужно решать проблемы манипулирования знаниями в компьютерных системах не только при парадигме «знания + вывод», но и в комплексе «знание + вывод + понимание». Все больше внимание исследователей привлекают проблемы рассуждений по аналогии, рефлексии, построения моделей метафорических суждений.

Вопросы самоконтроля по теме:

Дайте характеристику роли мышления в познании объективной реальности.

Назовите и охарактеризуйте особенности абстрактного мышления.

Что изучает формальная логика, каков ее предмет?

Что такое логическая форма, логический закон?

Какие логические формы и логические законы мышления Вы знаете?

Как соотносятся истинность мысли и формальная правильность рассуждений?

В чем отличие формальной логики от логики диалектической?

В чем состоит значение логики для педагогической деятельности?

Тесты по теме: «Логика, её предмет и роль в обществе».

1.1.Предмет изучения логики…

o мышление со стороны побудительных мотивов

o мышление с точки зрения связи мышления и языка

o физиологические основы мышления

þ законы формы, в которых происходит отражение мира в процессе мышления.

1.2. В 18 веке в России оригинальные логические концепции разработали…

þ М.В. Ломоносов и А.Н. Радищев

o М.Г. Хломов и М.Н. Каринский

o Л.С. Рутковский и М.М. Новосёлов

o И.В. Демидов и М.М. Сперанский

1.3. В 19 веке идеи математической (символической) логики были высказаны…

o О. Контом

o М. Каринским

þ Г. Лейбницем

o Г. Гегелем

1.4. Логика как наука нашла отражение в трудах…

o Сократа

o Платона

o Пифагора

þ Аристотеля

1.5. Первые крупные произведения по логике были объединены в труд под общим названием…

o Никомахова этика

þ Органон

o Утопия

o Логистика

1.6. В Античное время, логика как наука возникла в рамках…

o механики

o риторики

þ философии

o математики

1.7. Символическая логика для анализа форм и законов мышления использует средства и методы…

o физики

o философии

þ математики

o химии

1.8. Развитие современной формальной логики идёт в двух основных направлениях…

o разработка и построение моделей для решения интеллектуальных задач.

þ разработка новых систем неклассической логики

o активное применение формальной логики в психологии

þ расширение сферы применения формальной логики в целом

1.9. Значительный вклад в развитие символической логики внесли русские учёные…

o Н. Бердяев

þ П. Порецкий

o С. Соловьёв

o Е. Буницкий

1.10. Формальная логика изучает…

o чувственные формы познания

o ощущения и восприятия

o психику и мышление человека

þ формы абстрактного мышления

1. 11 Основными знаками формальной логики являются…

o картинки

o цифры

þ слова

o символы

1. 12 Психологическая логика сводила предмет науки логики к изучению…

o высшей нервной деятельности

þ психологии мышления

o психологии человека

o психологии личности

1. 13 Соблюдение логических законов делает мышление…

o научным

o объективным

þ правильным

o абстрактным

Тема 2. Понятие, как форма логического мышления

Логика изучает наше мышление как инструмент получения знаний (информации) о мире, хранения этого знания и его использования. Любым инструментом надо уметь владеть. У каждого из нас есть такие инструменты, как тело, руки, голос, но не каждый так умеет владеть своим телом, чтобы ставить мировые рекорды по бегу, прыжкам, плаванию и т. п. Не каждый из нас так умеет владеть руками, чтобы написать ими картину или изваять скульптуру, и не каждый из нас так владеет голосом, чтобы стать профессиональным певцом. Всем названным видам деятельности нужно учиться, нужно учиться пользоваться инструментами, данными нам природой. Учиться владеть мышлением также необходимо, так как человечество училось владеть им в течение не одного тысячелетия, и плодом этой работы стала наука логика.

Мышление как инструмент познания проявляется в различных мыслях. Мысли эти не случайны, они определенным образом упорядочены, организованы, сконструированы. Каким образом? Мы знаем, в частности, что мысли «разбираются» на простые высказывания. Высказывания - это такие формы мысли, в которых содержится описание некоторой ситуации и утверждение или отрицание наличия этой ситуации в действительности. Например, в высказывании «Петров - студент» описывается определенная ситуация для человека по фамилии Петров и утверждается ее наличие в действительности. А в высказывании «Неверно, что Петров - студент» наличие той же самой ситуации в действительности отрицается.

Мы видим, что в суждениях устанавливается связь между двумя понятиями: понятием-субъектом суждения и понятием-предикатом суждения. Если суждение можно представить как элементарную «клеточку» рассуждения, топонятие (как отмечалось ранее)есть форма фиксации знаний о предметах мысли, это тот «атом», из множества которых строятся «клетки»- суждения. За это свойство быть простейшим далее не делимым носителем информации понятие называют единицей мышления, основой мышления, а наше мышление - понятийным.

В понятии закрепляются мысли об отдельных вещах, или предметах мысли. Отличие предметов мысли от вещей реального мира состоит в том, что первых гораздо больше, чем последних, потому что предметом мысли, может быть что угодно, а не только вещь. Например, тысячеугольник, которого мы не найдем среди природных вещей, а так же похолодание, рассвет, голубизна, величина, охрана государственной границы, тактика, порядок применения оружия часовым, следопытство и т.д. Мы с помощью мышления как бы надстраиваем и расширяем мир физических вещей, и мир, в котором мы живем, оказывается не только миром вещей, но и миром, созданным нашим мышлением.

В наших мыслях мир воспроизводится особым образом, по определенным правилам, которые выявила логика. Есть такие правила и для понятия. Логика исследует понятия, как мысли особого вида, изучает способы образования понятий, оперирование с понятиями-мыслями и терминами-словами, выражающими мысли в языке.

Итак, исходя из наличия множества признаков предмета, человек выделяет в ходе мыслительного процесса самые характерные в каком либо отношении и фиксирует их в понятия. Понятия - это логическая мысль о предмете, отражение предмета в его одном или нескольких существенных признаках.

Структура и виды понятий

Понятие имеет структуру, которая включает содержание и объем.

Содержаниемназывается совокупность существен­ных признаков предметов, которая мыслится в данном понятии. Так, содержание понятия» студент» раскрывается через такие существенные признаки как «быть учащимся вуза», «овладевать системой знаний по такой то специальности.». В содержание понятия «конституция государства» входят такие существенные признаки, как «быть основным законом государства», юридически закрепляющим «систему государственных органов», «порядок их образования и деятельности», «основные права и обязанности граждан « и т.п.

Кроме содержания понятия имеют объем.

Объем понятия — это множество предметов, каждому из которых принадлежат признаки, составляющие содержание этого понятия. Например, объем понятия «студент» составляют все учащиеся Вузов, объем понятия «конституция государства» - все существующие в мире конституции государств. Содержание и объем понятия взаимосвязаны. Эта взаимосвязь выражена в законе обратного отноше­ния между объемом и содержанием понятий,который формулируется следующим образом: «Если увеличивается объем понятия, то соответственно уменьшается его содер­жание и наоборот».

Возьмем, например, два понятия «студент» и «студент юридического института». Объем первого понятия больше объема второго понятия, т. к. студентов вообще больше, чем студентов юридических институтов. А содержание второго понятия шире содержания первого, т. к. кроме основного признака «быть учащимся вуза» здесь добавляет­ся еще специфический признак «обучаться в юридическом институте».

Исходя из объема и содержания рассматриваются следующие виды понятий:

· общие, единичные и нулевые;

· конкретные и абстрактные;

· собирательные и несобирательные;

· регистрирующие и нерегистрирующие;

· положительные и отрицательные;

· безотносительные и относительные;

Единичные- в которых мыслится лишь один пред­мет (явление, событие). Например, «столица России», «Л.Н. Толстой» и т.д.

Общие- в которых мыслится совокупность однород­ных элементов. Например, «звезда», «юрист» и т.д.

Нулевые понятия - не имеют реального объекта отражения. Например, «баба-яга», «дед-мороз», «леший» и т.д.

Конкретнымназываетсяпонятие – в котором мыслится предмет или класс пред­метов в его целостности.Например, «стол», «государство», «книга» и т.д.

Абстрактнымназывается понятие - в котором мыслится свойство предмета или отношение между предметами. Например, «белизна», «смелость», «ответственность»

Собирательными называются понятия, в которых мыслятся признаки некоторой совокупности предметов, составляющих единое целое. Например, «коллектив Большого театра», «созвездие» и т.д.

Несобирательные понятия – означают признаки, относящиеся к каждому его элементу. Например, «юрист», «страна» и т.д.

Регистрирующими называются понятия, в которых множество мыслящих предметов поддается учету. Например, «участники Великой Отечественной войны», «участники конференции» и т.д.

Нерегистрирующие понятия - в них множество мыслящих предметов не поддается учету. Например, «звезда», «менеджер» и т.д.

Положительныминазываются понятия, в которых отражаются признаки присущие предмету. Например, «порядок», «жи­вущий по средствам» и т.д.

Отрицательными понятиями называются понятия, в которых признаки, составляющие содержание положительных понятий отрицаются. Например, «беспорядок», «жи­вущий не по средствам» и т.д.

Безотносительными понятиями называются понятия, которые отражают предметы, существующие раздельно и поэтому мыслящиеся сами по себе, в связи с другими предметами. Например, «место преступления», «учащийся» и т.д.

Соотносительные – понятия, содержащие признаки, которые указывают на отношение одного понятия к другому понятию. Например, «родители» и «дети», «начальник» и «подчиненный» и т.д.

Отношения между понятиями по объему

Для того, чтобы правильно оперировать понятиями, необходимо учитывать, что в системе знания они существуют не изолированно, а находятся в каких-то отношениях между собой. Логика изучает отношения между понятиями по содержанию и по объему. Мы с вами рассмотрим основные виды отношений между понятиями по объему.

Все понятия делятся на сравнимые и несравнимые. К сравнимым понятиям относятся те, которые имеют общий род (находятся в одном универсуме), а сравниваются части их содержания, выраженные в видовых отличиях. Например, сравнимыми являются понятия «четное число» и «нечетное число»; «птицы» и «рыбы» - они имеют общий род (в первом случае родом будет «число», во втором – «живое существо»). Несравнимые понятия относятся кразным родам и не находятся между собой ни в каких отношениях. Например, нельзя сравнивать между собой понятие “взвод” и «высота», или «интеграл» с понятием «желтый». Эти понятия не имеют общих признаков — ни видовых, ни родовых.

Сравнимые понятия подразделяются на совместимые и несовместимые. Совместимыми называются понятия, объемы которых частично или полностью совпадают,а значит родовой признак у них общий, а видовые совпадают частично или полностью. Совместимыми являются, например, понятия «врач» и «хирург», «леопард» и «тигр», «десятичные дроби» и «неправильные дроби». Совместимые понятия могут находиться в отношениях троякого вида: 1) равнозначности; 2) подчинения; 3) перекрещивания.

Что это за отношения? В отношении равнозначности находятся понятия, объемы которых полностью совпадают. Например, совпадают таким образом понятия «автор произведения «Война и мир» и «Лев Толстой», «светло-красный» и «розовый».

В отношении подчинения находятся два понятия, если объем одного из них полностью входит в объем другого, но обратное не имеет места. В отношении подчинения, в частности, находятся такие понятия, как «живое существо» и «разумное существо», «подразделение» и «взвод».

Понятие большего объема (в данном случае - “живое существо”, “подразделение”) называется подчиняющим, или родовым понятием, родом, а понятие меньшего объема (в данном случае - “ разумное существо”, “взвод”) – подчиненным,иливидовым понятием, видом. А вот понятия “сержант” и “генерал” не находятся в отношении подчинения, хотя в реальности сержант обязан выполнять приказания любого генерала. Почему? Потому что отношение подчинения между ними существует только в реальности, в логике же по объемам приведенные понятия не совместимы: множество генералов не содержит ни одного сержанта. Понятие родовое может быть видовым по отношению к большему по объему понятию, а видовое – родовым по отношению к меньшему по объему понятию. Например, «слон» - видовое по отношению к понятию «животное», но родовое – по отношению к понятию «африканский слон».

Наши рекомендации