Тема: «Сказуемое и способы его выражения»

Тип урока:изучение нового материала.

Цели:актуализировать знания о сказуемом; сформировать умение определять тип сказуемого; совершенствовать навыки синтаксического разбора.

Формы, приемы:лекция с элементами беседы.

Ход урока

I. Инициализация урока.

II. Изучение нового материала

Основные положения учащиеся записывают по ходу объяснения.

1. Сказуемое – главный член предложения.

Тема: «Сказуемое и способы его выражения» - student2.ru

- Почему простое? составное? глагольное? именное?

2. Способы выражения простого глагольного сказуемого.

(Таблицы у каждого учащегося)

Чем выражено Пример Свой пример
Глаголом в форме одного из наклонений     1. Потухают костры на земле, гаснут звезды на небе. (в изъв. накл., в наст. вр.) 2. Все кругом быстро чернело и утихало. (в изъяв.накл, в пр.вр., в ед.ч., в ср.р.) 3. Я спою. (в изъв.накл., в буд.вр.) 4. Ты теперь не так уж будешь биться, Сердце, тронутое холодком. (С. Есенин) (в изъяв.накл., сложная форма буд.вр.) 5. Полыхни малиновою юбкой, Молодость моя. (М. Цветаева) (в повелит.накл.) 6. Я волком бы выгрыз бюрократизм. (В. Маяковский) (в сослаг.накл.)    

3. Составное глагольное сказуемое (схема)

Тема: «Сказуемое и способы его выражения» - student2.ru Образец рассуждения:

- По реке и кустам начинает шуметь редкий теплый дождь. (К. Паустовский)

Вспомогательный глагол начинает выражает значение изъявительного наклонения настоящего времени единственного числа мужского рода, указывает на начало действия. Инфинитив шуметь выражает само действие.

- Составить пример по аналогии. Указать значение вспомогательного глагола и инфинитива.

4. Способы выражения вспомогательной части

Чем выражена Пример Свой пример
1. Глаголом в форме любого наклонения: - изъяв. накл.   - сослагат. накл.   - повелит. накл.   1. Мы не стали искать и гадать. (А.Блок) О, я хочу безумно жить. (А.Блок)     2. А вы ноктюрн сыграть могли бы На флейте водосточных труб? (В.Маяковский)   3. Учись внимать молчанию садов, Дыханью трав и запаху цветов. (М.Волошин)    
2.Кратким прилагательным Я рад вам помочь  
3.Кратким прилагательным + связка быть Мы должны были пересечь луговой остров шириной в шесть километров. (К.Паустовский)  


5. Составное именное сказуемое (схема)

Тема: «Сказуемое и способы его выражения» - student2.ru

Образец рассуждения:

Вода была теплая. Вода казалась теплой.

Была выражает значение изъявительного наклонения, прошедшего времени, ед.ч., ж.р.; казалась выражает добавочное лексическое значение: вода не была теплая, а только казалась теплой.

6. Способы выражения глагола-связки

Чем выражена Пример Свой пример
1. Глаголом быть (имеет только грамматическое значение: наклонение, время, лицо, число, род (в пр.вр.) Погода была пасмурная.  
2. Связкой быть в нулевой форме(показатель наст. вр.) Ты веселый. (нулевая связка не выражена словом)  
3.Глаголом с ослабленным лексическим значением: являться, стать, становиться, считаться, казаться, называться. Ночь казалась удивительной и прекрасной.  

7. Способы выражения именной части

Чем выражена Пример Свой пример
1. Существительным Зелень – это песня земли. (А.Коптяева)    
2. Прилагательным Воздух прозрачный и синий. (С.Есенин)    
3. Кратким прилагательным Были странны безмолвные встречи. (С.Есенин)    
4. Кратким страдательным причастием Только не сжата полоска одна. (Н.Некрасов)  
5. Числительным Я был третьим по списку.    
6. Местоимением Вишневый сад теперь мой. (А.Чехов)    
7. Наречием Результат был налицо.    
8. Неделимым словосочетанием Вечером море было черного цвета.  
9. Фразеологизмом Он был мастером на все руки.  

III. Первичное закрепление

3.1. Распознавание различных типов сказуемого.

Коллективная работа. (Тексты на листах).

- Выписать грамматические основы, поставить вопрос к сказуемому, указать его вид.

1) Выше и выше уходит в звездную синь одинокая печальная луна.

2) Невыразимо тих лес.

3) Начинает оседать иней.

4) Я приехал в село при закате солнца и был рад остановиться у почтового домика. (А.Пушкин)

5) Лесная хмурь скована зимним сном, зачарована голубоватым лунным светом.

3.2. Сопоставьте три предложения. Что вы можете сказать о значении и способах выражения сказуемого?

1) Ландыши зацвели.

2) Ландыши начали цвести.

3) Ландыши были в цвету.

IV. Подведение итогов урока.

V. Домашнее задание: 1. Лекция (основные положения). 2. Заполнить таблицу своими примерами.

Наши рекомендации