Тема: «Сказуемое и способы его выражения»
Тип урока:изучение нового материала.
Цели:актуализировать знания о сказуемом; сформировать умение определять тип сказуемого; совершенствовать навыки синтаксического разбора.
Формы, приемы:лекция с элементами беседы.
Ход урока
I. Инициализация урока.
II. Изучение нового материала
Основные положения учащиеся записывают по ходу объяснения.
1. Сказуемое – главный член предложения.
- Почему простое? составное? глагольное? именное?
2. Способы выражения простого глагольного сказуемого.
(Таблицы у каждого учащегося)
Чем выражено | Пример | Свой пример |
Глаголом в форме одного из наклонений | 1. Потухают костры на земле, гаснут звезды на небе. (в изъв. накл., в наст. вр.) 2. Все кругом быстро чернело и утихало. (в изъяв.накл, в пр.вр., в ед.ч., в ср.р.) 3. Я спою. (в изъв.накл., в буд.вр.) 4. Ты теперь не так уж будешь биться, Сердце, тронутое холодком. (С. Есенин) (в изъяв.накл., сложная форма буд.вр.) 5. Полыхни малиновою юбкой, Молодость моя. (М. Цветаева) (в повелит.накл.) 6. Я волком бы выгрыз бюрократизм. (В. Маяковский) (в сослаг.накл.) |
3. Составное глагольное сказуемое (схема)
Образец рассуждения:
- По реке и кустам начинает шуметь редкий теплый дождь. (К. Паустовский)
Вспомогательный глагол начинает выражает значение изъявительного наклонения настоящего времени единственного числа мужского рода, указывает на начало действия. Инфинитив шуметь выражает само действие.
- Составить пример по аналогии. Указать значение вспомогательного глагола и инфинитива.
4. Способы выражения вспомогательной части
Чем выражена | Пример | Свой пример |
1. Глаголом в форме любого наклонения: - изъяв. накл. - сослагат. накл. - повелит. накл. | 1. Мы не стали искать и гадать. (А.Блок) О, я хочу безумно жить. (А.Блок) 2. А вы ноктюрн сыграть могли бы На флейте водосточных труб? (В.Маяковский) 3. Учись внимать молчанию садов, Дыханью трав и запаху цветов. (М.Волошин) | |
2.Кратким прилагательным | Я рад вам помочь | |
3.Кратким прилагательным + связка быть | Мы должны были пересечь луговой остров шириной в шесть километров. (К.Паустовский) |
5. Составное именное сказуемое (схема)
Образец рассуждения:
Вода была теплая. Вода казалась теплой.
Была выражает значение изъявительного наклонения, прошедшего времени, ед.ч., ж.р.; казалась выражает добавочное лексическое значение: вода не была теплая, а только казалась теплой.
6. Способы выражения глагола-связки
Чем выражена | Пример | Свой пример |
1. Глаголом быть (имеет только грамматическое значение: наклонение, время, лицо, число, род (в пр.вр.) | Погода была пасмурная. | |
2. Связкой быть в нулевой форме(показатель наст. вр.) | Ты веселый. (нулевая связка не выражена словом) | |
3.Глаголом с ослабленным лексическим значением: являться, стать, становиться, считаться, казаться, называться. | Ночь казалась удивительной и прекрасной. |
7. Способы выражения именной части
Чем выражена | Пример | Свой пример |
1. Существительным | Зелень – это песня земли. (А.Коптяева) | |
2. Прилагательным | Воздух прозрачный и синий. (С.Есенин) | |
3. Кратким прилагательным | Были странны безмолвные встречи. (С.Есенин) | |
4. Кратким страдательным причастием | Только не сжата полоска одна. (Н.Некрасов) | |
5. Числительным | Я был третьим по списку. | |
6. Местоимением | Вишневый сад теперь мой. (А.Чехов) | |
7. Наречием | Результат был налицо. | |
8. Неделимым словосочетанием | Вечером море было черного цвета. | |
9. Фразеологизмом | Он был мастером на все руки. |
III. Первичное закрепление
3.1. Распознавание различных типов сказуемого.
Коллективная работа. (Тексты на листах).
- Выписать грамматические основы, поставить вопрос к сказуемому, указать его вид.
1) Выше и выше уходит в звездную синь одинокая печальная луна.
2) Невыразимо тих лес.
3) Начинает оседать иней.
4) Я приехал в село при закате солнца и был рад остановиться у почтового домика. (А.Пушкин)
5) Лесная хмурь скована зимним сном, зачарована голубоватым лунным светом.
3.2. Сопоставьте три предложения. Что вы можете сказать о значении и способах выражения сказуемого?
1) Ландыши зацвели.
2) Ландыши начали цвести.
3) Ландыши были в цвету.
IV. Подведение итогов урока.
V. Домашнее задание: 1. Лекция (основные положения). 2. Заполнить таблицу своими примерами.