Клинико-педагогическая характеристика умеренной и тяжёлой умственной отсталости

Умеренная умственная отсталость (F71). Уровень когнитивных способностей (КИ) 35—49, соответствует возрасту 6—9 лет. Уровень социального функционирования ограничен пределами семьи и специальной группы.

Отставание в развитии понимания и использовании речи, навыков самообслуживания и моторики, заметное с раннего возраста. Заметное отставание интеллекта делает необходимым посто­янное умеренное наблюдение. В школе развиваются только базисные навыки при постоянном специальном педагогическом внимании (специальные школы). В зрелом возрасте также нуждаются в надзоре. Речевой запас достаточен для сообщения о своих потребностях. Фразовая речь слабо развита. При недоразвитии речи может быть достаточным ее понимание при невербальном сопровождении. Часто сочетается с аутизмом, эпилепсией, неврологической патологией.

Возможно освоение социальных и ручных навыков, самостоятельные покупки, поездки по знако­мым местам. В дальнейшем больные могут избирательно общаться и устойчиво справляться с неквалифицированным или неслож­ным трудом в специализированных условиях. Соответствует имбецильности.

Тяжелая умственная отсталость(F72). Уровень когнитивных способностей (IQ) 20—34, соответствует возрасту 3—6 лет. Уровень социального функционирования низкий.

Причины в основном органические. Сочетается с выраженными моторными нарушениями. Сходно с умеренной умственной отсталостью. Возможно развитие коммуникативных навыков.

При тяжелой формеразвитие рече­вых навыков и моторики минимально, в дошкольном периоде больные, как правило, не способны к самообслуживанию и об­щению. Только в подростковом возрасте при систематическом обу­чении оказывается возможным ограниченное речевое и невербаль­ное общение, освоение элементарных навыков самообслуживания. Приобретение ручных навыков невозможно. В дальнейшем при постоянном наблюдении и контроле возможно достижение авто­номности существования на резко сниженном уровне. Соответствует имбецильности.

Имбецильность (умеренная и тяжёлая умственная отсталость по МКБ-10)(от лат. im — без, bacillum — палка, т. е. не может обойтись без «пал­ки», без поддержки, без посторонней помощи и руководства) (лат. - слабый, незначительный) — средняя степень умственной отсталости. Примерно 10 % умственно отсталых лиц страдают имбецильностью.

В сравнении с идиотами у имбецилов имеются более выражен­ные признаки сознательной психической деятельности. Их ре­акции на различные воздействия окружающей среды отличают­ся большей живостью и разнообразием. У них можно отметить элементы осознания собственной личности — знают и называют свое имя, фамилию, некоторые дети знают свой возраст. Часто имбецилы правильно называют имена родных. Они узнают своих близких, иногда более дальних родственников.

Они обнаруживают элементарные, но все же разнообразные и дифференцированные реакции на внешние раздражители, способны ориентироваться в привычной обстановке, но не воспринимают новое.

Имбецилам бывают доступны и некоторые обобщения. Они могут установить некоторые признаки различия между предме­тами (в пределах конкретного восприятия), в известных пре­делах им доступен практический синтез. Так, например, они могут сложить разрезанную картинку. В большинстве случаев это дается после специального обучения, многократного показа. Внимание у большинства имбецилов неустойчиво: они легко отвлекаются и быстро истощаются, особенно во время занятий, связанных с обучением грамоте. Память ослаблена. Только не­которые из них овладевают элементарной грамотой и порядко­вым счетом.

Логические процессы у большинства имбецилов на очень низком уровне. Прочитанное могут воспроизвести только с по­мощью вопросов. Приобретенные на занятиях знания быстро распадаются, забываются; то, что запомнилось, воспроизводит­ся как заученный штамп.

Для имбецилов характерны косность, тугоподвижность мыс­лительных процессов, слабость абстракции. Начав какую-либо деятельность, они не могут от нее оторваться. Знакомые, уже выработанные действия выполняются ими автоматизирование, всегда однотипно. Они предпочитают делать то, что им дается легко и быстро. Негативизм чаще проявляется во время заня­тий, особенно когда учитель предлагает новое задание. Неко­торые дети сразу же говорят «не знаю», «не могу» или упорно молчат, смеются, гримасничают. Негативизм возникает в свя­зи с эмоциональными состояниями. Дети инертны — ко всему новому относятся настороженно, отрицательно. Являясь «рабами привычек», и хорошо ориентируясь в знакомой обстановке, они совершенно теряются в новой ситуации.

Речь, как правило, запаздывает в своем развитии. Первые слова появляются в 3—5 лет, иногда несколько раньше. Запас слов обычно невелик. Однако он может обогащаться, особенно при проведении логопедической работы. Словарь обычно состоит из повседневных, обиходных, часто повторяющихся слов. Словарный запас, при всей дефектности речи, нарушении артикуляции, составляет 200 слов. В речи много аграмматизмов — нарушаются согласование, управление, опускаются окончания. Звукопроизношение в подавляющем большинстве случаев нарушено: имеются замены, перестановки звуков. Речь у многих детей неясная, смазанная. Обращенную к ним обиходную речь понимают неплохо и правильно на нее реагируют. Нарушения психической деятельности здесь менее выражены, чем при идиотии, больные могут произносить короткие фразы, они понимают несложную, обращенную к ним чужую речь. Некоторые из таких лиц могут обучаться во вспомогательной школе, усваивая лишь простейший счет, начертание отдельных букв и цифр, чтение по складам отдельных слов.

Поведенческие акты непоследовательны, импульсивны, нет какого-либо плана и прогноза своих действий, совершенно отсутствует инициатива и самостоятельность.

В труде отмечается шаблон, стереотипия. Малейшее же из­менение ситуации нарушает привычное, автоматизированное действие. Некоторые дети охотно, подолгу и с интересом рабо­тают в мастерской. Очень важно помнить, что взрослые долж­ны постоянно следить за ходом работы детей и вовремя прий­ти им на помощь. В противном случае дети могут делать ошиб­ки и допускать брак в работе.

Эмоционально-волевая сфера имбецилов богаче, чем у идио­тов. Особенно живо реагируют на мимику, интонацию и жест окружающих. Эмоциональные реакции их малодифференцированы, обусловлены удовлетворением или неудовлетворением актуальных низших влечений (чувство голода и насыщения, холода и тепла). Их отношение к людям и реакция на окружающее более дифференцированы. Так, например, к одним людям дети от­носятся с чувством симпатии, к другим — отрицательно, к третьим — проявляют полное безразличие. Некоторые дети со­храняют симпатии к родным, близким (дети помнят о них, спрашивают, скучают). Положительные чувства к другим де­тям часто выражаются в том, что они опекают маленьких, по­могают им одеться, берут за руку, когда гуляют или переходят в другое помещение (в столовую, зал и др.). У некоторых детей-имбецилов можно заметить черты эгоцентризма. Так, например, они могут требовать по отношению к себе повышенно­го внимания и ревниво относятся к похвале, которая обраще­на к их товарищу.

Сильная зависимость от тех, кто о них заботится, значительный дефицит познавательных способностей не позволяют больным сформировать представление о себе как о самостоятельной личности и препятствуют также разграничению представлений о себе и об окружающих как самостоятельных категориях.

У больных с имбецильностью могут быть эпизоды сексуального возбуждения, когда они совершают общественно опасные действия, чаще всего это изнасилование или хулиганство в виде эксгибиционизма (публичное обнажение).

Среди имбецилов встречаются дети с другими особенностя­ми личности: такие дети иногда обижают маленьких, слабых, отнимают у них игрушки, вещи. Они любят командовать ими, отдавать различные приказания. Иногда на фоне спокойного, характерного для данного ребенка состояния могут внезапно возникать аффекты или более длительные состояния возбужде­ния. Некоторые дети бывают мстительны. Иногда отвечают на обиду спустя некоторое время.

Дети-имбецилы малоспособны к школьному обучению. Но они овладевают элементарными трудовыми навыками. Эти дети охотно выполняют задания по уборке помещений, стара­тельно работают в мастерских, любят стирать, мыть и т. п. Особенно охотно имбецилы выполняют сельскохозяйственные работы. Любят ухаживать за животными, работать в саду, огороде.

Приобретенные навыки и знания оказываются не­прочными и требуют постоянного подкрепления. В процессе ра­боты педагог должен наблюдать за правильностью выполнения задания.

В случаях более легкого поражения мозга, когда есть осно­вание предположить пограничное состояние (т.е. имбецильность на грани с дебильностью), у детей отмечаются хорошая механическая память и достаточно выраженное активное вни­мание.

Это создает более благоприятные условия для овладения грамотой и более сложными навыками труда. Путем настойчивой работы их можно приучить к уходу за собой, к выполнению несложной, простой работы, не требующей какой-либо активности и квалификации.

Наши рекомендации