Методика «Числовые ряды», или Оценка математического мышления
Диагностика Мышления
Тест Липпмана «Логические закономерности».
Диагностическая цель: Исследование логического аспекта мышления.
Процедура тестирования. Испытуемым предлагают письменно ряды чисел. Им необходимо проанализировать каждый ряд и установить закономерность его построения. Испытуемый должен определить два числа, которые бы продолжили ряд. Время решения задания фиксируется.
Числовые ряды:
1)2, 3, 4, 5, 6, 7
2)6, 9, 12, 15, 18, 21
3)1, 2, 4, 8, 16, 32
4)4, 5, 8, 9, 12, 13
5)19, 16, 14, 11, 9, 6
6)29, 28, 26, 23, 19, 14
7)16, 8, 4, 2, 1, 0,5
8)1, 4, 9, 16, 25, 36,
9)21, 18, 16, 15, 12, 10
10)3, 6, 8, 16, 18, 36
Обработка и интерпретация результатов. Проверить правильность ответов и уровень развития логического мышления по «ключу».
Ключ к методике «Логические закономерности».
Предъявленные ряды | Правильные ответы |
2, 3, 4, 5, 6, 7 | 8;9 |
6, 9, 12, 15, 18, 21 | 24;27 |
1, 2, 4, 8, 16, 32 | 64;128 |
4, 5, 8, 9, 12, 13 | 16;17 |
19, 16, 14, 11, 9, 6 | 4;1 |
29, 28, 26, 23, 19, 14 | 8;1 |
16, 8, 4, 2, 1, 0,5 | 0,25;0,125 |
1, 4, 9, 16, 25, 36, | 49;64 |
21, 18, 16, 15, 12, 10 | 9;6 |
3, 6, 8, 16, 18, 36 | 38;76 |
Оценка результатов производится с помощью таблицы.
Оценки результатов по методике Липпмана.
Время выполнения задания (мин, с) | Количество ошибок | Баллы | Уровень развития логического мышления |
2 мин. и менее | Очень высокий уровень логического мышления | ||
2 мин. 10 с- 4 мин. 30 с | Хороший уровень, выше, чем у большинства людей | ||
4 мин 35 с- 9 мин 50 с | 3+ | Хорошая норма большинства людей | |
4 мин 35 с- 9 мин 50 с | Средняя норма | ||
4 мин 35 с- 9 мин 50 с | 2-3 | 3- | Низкая норма |
10 мин.- 15 мин. | 4-5 | Ниже среднего уровня развития логического мышления | |
10 мин.- 15 мин. | 0- 3 | 2+ | Низкая скорость мышления, «тугодум» |
Более 16 мин. | Более 5 | Дефект логического мышления у человека, прошедшего обучение в объеме начальной школы либо высокое переутомление |
Числовые ряды:
1)2, 3, 4, 5, 6, 7
2)6, 9, 12, 15, 18, 21
3)1, 2, 4, 8, 16, 32
4)4, 5, 8, 9, 12, 13
5)19, 16, 14, 11, 9, 6
6)29, 28, 26, 23, 19, 14
7)16, 8, 4, 2, 1, 0,5
8)1, 4, 9, 16, 25, 36,
9)21, 18, 16, 15, 12, 10
10)3, 6, 8, 16, 18, 36
Методика «Сложные аналогии».
Диагностическая цель: Методика используется для выяснения того, насколько испытуемому доступно понимание сложных логических отношений и выделение абстрактных связей.
Процедура тестирования. В «Образце» расположены 6 пар слов, каждый из которых присущи определенные отношения, например, «Овца- стадо» - часть и целое, «Малина – ягода» - определение, «Море – океан» - различаются в количественном отношении, и т. д. В части «Материал» расположены пары слов, принцип связи которых испытуемые должны сопоставить с одним из образцов, например, «Глава – роман» аналогично «Овца – стадо» (указать номер аналогичного образца: «Глава – роман» - 1).
Инструкция: На бланке перед вами 20 пар, состоящих из слов, которые находятся между собой в логической связи. Напротив каждой пары 6 буков, которые обозначают 6 типов логической связи. Примеры всех 6 типов и соответствующие им буквы приведены в таблице «Образец». Вы должны во- первых, определить отношение между словами в паре. Затем подобрать наиболее к ним по аналогии (ассоциации) пару слов из таблице «Образец». И после этого в буквенном ряду обвести кружком ту из букв, которая соответствует найденному в таблице «Образец» аналогу. Время выполнения задания – 3 минуты».
Обработка и анализ результатов. Проверить правильность ответов и уровень развития логического мышления по «ключу».
Образец:
Овца- стадо
Малина- ягода
Море- океан
Свет- темнота
Отравление- смерть
Враг- неприятель
Стимульный материал:
1. Испуг – бегство | 11. Десять – число |
2. Физика – наука | 12. Праздность – безделье |
3. Правильно – верно | 13. Глава – роман |
4. Грядка – огород | 14. Покой - движение |
5. Похвала - брань | 15. Бережливость – скупость |
6. пара – два | 16. Прохлада – мороз |
7. Слова – фраза | 17. Обман – недоверие |
8. Бодрость – вялость | 18. Пение - искусство |
9. Свобода – независимость | 19. Капля – дождь |
10. Месть – поджог | 20. Радость - печаль |
Анализ результатов производится с помощью таблицы.
Уровень развития понятийного мышления по методике Сложные аналогии»
Количество ошибок | Балы | Уровень развития понятийного мышления |
Очень высокий уровень логически- понятийного мышления, безошибочно «улавливается» логика понятий в своих и чужих рассуждениях | ||
Хороший уровень, выше, чем у большинства людей, умеет логически четко выражать свои мысли в понятиях | ||
3+ | Хорошая норма большинства людей, резко бывают неточности в использование понятий | |
3-4 | Средняя норма, подчас допускаются ошибки, неточности в использовании понятий | |
5-6 | 3- | Низка норма, часто «путано», неточно выражает свои мысли и неверно понимает чужие сложные рассуждения |
7 и более | Ниже среднего уровня понятийного мышления, либо русский язык не является «родным», человек не различает разницы понятий. |
Ключ к методике «Сложные аналогии»
Предъявленные паря слов | Правильный ответ |
Испуг – бегство | |
Физика – наука | |
Правильно – верно | |
Грядка – огород | |
Похвала - брань | |
пара – два | |
Слова – фраза | |
Бодрость – вялость | |
Свобода – независимость | |
Месть – поджог | |
Десять – число | |
Праздность – безделье | |
Глава – роман | |
Покой - движение | |
Бережливость – скупость | |
Прохлада – мороз | |
Обман – недоверие | |
Пение - искусство | |
Капля – дождь | |
Радость - печаль |
Образец:
Овца- стадо
Малина- ягода
Море- океан
Свет- темнота
Отравление- смерть
Враг- неприятель
Предъявленные паря слов | Правильный ответ |
Испуг – бегство | |
Физика – наука | |
Правильно – верно | |
Грядка – огород | |
Похвала - брань | |
пара – два | |
Слова – фраза | |
Бодрость – вялость | |
Свобода – независимость | |
Месть – поджог | |
Десять – число | |
Праздность – безделье | |
Глава – роман | |
Покой - движение | |
Бережливость – скупость | |
Прохлада – мороз | |
Обман – недоверие | |
Пение - искусство | |
Капля – дождь | |
Радость - печаль |
Методика «Числовые ряды», или Оценка математического мышления.
Диагностическая цель: Исследование логического аспекта математического мышления.
Инструкция: «Вам предъявлены 7 числовых рядов. Вы должны найти закономерности построения каждого ряда и вписать недостающие числа. Время выполнения – 5 минут».
Стимульный материал. Лист бумаги с напечатанными на нем примерами.
Числовые ряды
1) 24 21 19 18 15 13 _ _ 7
2) 1 4 9 16 _ _ 49 64 81 100
3) 16 17 15 18 14 19 _ _
4) 1 3 6 8 16 18 _ _ 76 78
5) 7 16 9; 5 21 16; 9 _ 4
6) 2 4 8 10 20 22 _ _ 92 94
7) 24 22 19 15 _ _
Обработка результатов производится по ключу:
1) 12 9 5) 13
2) 25 36 6) 44 46
3) 13 20 7) 10 4
4) 36 38
Оценка производится по количеству правильно написанных чисел. Норма взрослого человека – 3 и выше.
Интерпретация результатов.
Если испытуемый затрудняется ответить при решение подобных задач, это может обозначать, не видит в нем скрытых закономерностей, поэтому не может ими пользоваться, следовательно, его логическое мышление в математике развито слабо.
Числовые ряды
1) 24 21 19 18 15 13 _ _ 7
2) 1 4 9 16 _ _ 49 64 81 100
3) 16 17 15 18 14 19 _ _
4) 1 3 6 8 16 18 _ _ 76 78
5) 7 16 9; 5 21 16; 9 _ 4
6) 2 4 8 10 20 22 _ _ 92 94
7) 24 22 19 15 _ _
Методика «Обобщение».
Диагностическая цель: Исследование способности к обобщению и абстрагированию, умения выделять существенные признаки.
Процедура тестирования. Испытуемым необходимо прочитать слова каждого ряда, определить «лишнее» слово и сказать, что объединяет оставшиеся слова.
Стимульный материал. Задачи: