Da steh ich nun, ich armer Tor 7 страница
Хочется надеяться, что сравнительно недалёк уже новый этап в развитии человечества – скоро придёт время признать, что и Логика, и дитя её - Разум также относятся к Материи. А вот где начинается Нематерия, Логика, частично или полностью, теряет смысл. Эйнштейн и многие другие люди уже давно подошли к пониманию того, что мир материей не ограничивается, только вот не обобщили это в простой форме, не дали людям набросок реального мира, в котором мы живём. Это ведь действительно мудрые люди, избранные: думаю, скорее всего, - они решили, в отличие от нас с Вами, что это ни к чему хорошему не приведёт – ещё слишком рано – большинство людей не готово к такому знанию. Или, что вероятнее, каждый из них выполнял свою «запрограммированную» задачу в духе, которая была настолько грандиозна по объёму, что большего они успеть сделать не могли физически. Не думаю, что в статьях «Моё кредо» и «Религия и наука» Эйнштейн был вполне искренен (в противном случае, вчитавшись в эти статьи, можно заподозрить, что он не понимает некоторых универсальных законов реальности) – скорее всего он осторожно подбирал нужные слова, чтобы не повредить человечеству преждевременной информацией – и писал скорее как учёный-физик, а не как мудрый старик.
До сих пор, под напором многочисленных, особенно во второй половине жизни, самопризнаний в том, что «у меня нет душевных сил», неожиданных и абсурдных неудач или проблем и тупиковых ситуаций, не поддающихся нашему контролю, приводящих к потере равновесия души, люди, привыкшие надеяться только на себя и не имея правильного мировоззрения, не знают, что делать, падают духом и ищут спасения в церкви, становясь верующими или создают свою собственную «нематерию» - свою веру. Им бывает часто невдомёк, что спасение – не столько в религии и в церкви, сколько в правильном отношении к миру и к себе.
Попытки объять всё разумом исправно повторяются из поколения в поколение, в каждом человеке. Кажется, что если я всё в материальном мире пойму, получу полное и ясное представление о материи, научусь правильно с ней обходиться, разберусь со своей ситуацией в обществе, в семье, то и проблемы бытия человеческого будут решены, и жить будет одно удовольствие. («Тогда-то я уж заживу!» «А сейчас пока не живёшь?») Люди понимают, что всё равно всё не изучить, познание бесконечно, а мир (даже материальная его часть) очень сложен и до конца его всё равно не понять (первый научно обратил на это внимание Кант), но всё же, в основном, тратят своё время именно в этом направлении, видят решение всех проблем в этом. Они идут вширь - рвутся в космос, думают, как освоить новые миры и измерения, и вглубь – пытаются клонировать людей, думают, как разобраться в строении молекул и кварков, где найти новые источники дешёвой энергии. При этом человеческая мысль в науке работает не только в прагматической, но и в отвлечённой, фундаментальной области – области теории и философии (но тоже, в итоге – и это всегда ясно подразумевается - для той же прагматики, т.е. не для сердца, не из любознательности и радости бытия, а для живота). Учёные выдвигают всё новые и новые гипотезы об устройстве мироздания. Существует уже несколько парадигм, представляющих собой более или менее прочную базу для теоретических построений в науке, объясняющих строение материальной части мира. Но нет пока ни одной парадигмы, насколько мне известно, которая бы, не касаясь религии, учитывала дух как реальность, а веру ставила бы на более высокий уровень, чем научные методы познания. Иначе говоря, создаётся такое впечатление, что людям ещё не приходило в голову, что религия – это не «опиум для народа», и даже не только часть национальной культуры, а полноправное и более живое, более полное отношение к миру, чем научное, поскольку смотрит на мир не только разумно, но и верно, с догматической верой в его абсолютное совершенство. Такое отношение к миру пока дискриминируется наукой, т.к. у неё пока нет соответствующего базиса для этого - парадигмы разумно-верного устройства мира (и даже попыток в этом направлении я пока не встречал), предполагающей существование таких его фундаментально важных сфер, которые для разума непостижимы, но для любого субъекта жизненно важны.
Наука не может пока чистосердечно и честно признать, что разум не должен быть не только единственным, но и главным её инструментом. До этого признания она будет оставаться обделённой, ограниченной, несовершенной, холостой.
Человек хочет осмыслить материю и овладеть ею – и вширь и вглубь. Он не всегда понимает, что узнав больше, он сможет стать умнее, образованнее, развитее, - и это прекрасно, но… мудрее он не станет. Количество знания может перейти в новое качество, но принципиально фундаментальные основы мироздания, так сказать, универсальные ключи ко всему сущему – для науки закрыты не менее принципиально. И в этом как раз заключается главная подсказка для всего живого, жаждующего познать всё: «Вы идёте не той дорогой!»
Мудрость зависит от знания, но не определяется им. Пастух, не подозревающий о существовании физики, может быть мудрее Ньютона или Планка. Не все видят однобокость исключительно разумного развития. Счастье не в овладении материей и не в развитии разума: сущность человека – не в материи (форме), а в духе (содержании). (Основа содержания для нас абсолютная тайна. Но тайной, оказывается, для нас является также и форма.) Его жизнь – через материю – всегда в духе. В материи человек, можно сказать, практически не нуждается, если сравнить материю, которой он пользуется, с материей, которая ему действительно нужна. Не говорю, что не надо осваивать материю – надо, конечно (ведь, например, о своём теле тоже надо заботиться и любить его – как мы стараемся не испачкать книгу, если взяли её у друга – так же и тело принадлежит не мне, а всему мирозданию в целом. Получается абсурд – книжку друга бережём, а тело Мироздания накачиваем пивом, дымом, бог знает чем, не даём ему размяться и всячески издеваемся над ним, считая его своей собственностью – удивительно – как будто наше тело создали или родили мы сами! В копилке мудрости человечества есть такая мысль: «Счастье человека не зависит от длины жизни», из которой часто делается неправильный вывод: «Главное – жить по совести, а уж о своём теле можно заботиться в последнюю очередь – или вообще не заботиться». Эта «мудрость» в особенности используется (и подспудно благодарно уважается многими творческими работниками, не считающими большим грехом курение, чревоугодие, беспорядочность и обездвиженность – мол, Музы диктуют свои законы – они ждать не будут. Это как раз пример того, о чём я писал выше – про «мудрые» афоризмы. Тело человека – величайший, непостижимый до конца чудесный дар, данный ему миром. (Почему именно я в этом теле? Почему именно я появился в материи? Чем я это заслужил? Это тайна. Тайна появления меня. Разумно-то это всё объясняется. Но только в материальном плане.) Тело моё не принадлежит мне, и я не могу им распоряжаться как угодно. Я даже не знаю (или знаю очень мало, но главного – не знаю совсем!), что это собственно такое, моё тело! Казалось бы, это самоочевидно и просто. Это банальная истина. Но мало кто о ней вспоминает. Так что не будем лукавить: счастье человека очень даже зависит от длины его жизни. Потому что короткая жизнь – это или недостаток здоровья, или гибель. И то, и другое – противоестественно и счастью не способствует. Ты прожил короткую, но яркую и героическую жизнь. Молодец. А ты попробуй-ка прожить такую же похвальную, но длинную жизнь – не за счёт природного здоровья, а сознательно – за счёт любви и правильного отношения к своему телу. Такая жизнь не будет выглядеть такойзамечательной и геройской, скорее наоборот (ещё и эгоистом назовут), но толку от неё людям (и всему миру) будет больше. И это, кстати, было бы весомее подвига.), но материя в жизни человека не должна стоять на первом месте. К ней нельзя относиться слишком серьёзно. Вы сами подумайте. Допустим, человек решил все свои материальные проблемы. Он всегда будет иметь прекрасное здоровье, благосостояние, семью, работу. И таких людей на Земле немало. Такая мечта – реальность. И что же? Вы уверены, что этого достаточно для счастья человека? Спросите этих людей. Увы! Далеко не все они счастливы. Бывает даже и так, что некоторые из них ничего не хотят (с таким-то материальным сокровищем!) и в отчаянии кончают с собой, потому что отсутствие материальных проблем или исполнение материальной мечты – серьёзное испытание для любого человека, и если душа мала, она может погибнуть в таких условиях. Материальный комфорт, богатство, полная свобода и независимость от кого бы то ни было - для человека всегда более серьёзное испытание, чем нужда или окружающее материальное давление. Для удержания и содержания материального счастья необходима база - некоторый эквивалент духа. Если духа недостаточно, человек или гибнет именно в благоприятных материальных условиях, или лишается их.
Поэтому давайте не будем торопиться роптать на судьбу: полностью ли мы уверены (если честно), что готовы пользоваться своей материальной мечтой, если она вдруг осуществится? А? Давайте спросим свой жизненный опыт: как практически мы будем пользоваться своей осуществившейся мечтой, если она осуществится уже сегодня? – что и как с ней будем делать завтра, послезавтра, - и он Вас почти наверняка немного опустит на землю, приблизит к реальности: может, например, оказаться, что у нас, собственно, и времени-то толком на практическое пользование мечтой нет. А мечта на практике, оказывается, совсем по-другому себя ведёт. Соединение мечты с сегодняшними заботами – всегда отрезвляет. Сладость мечты стоит на уверенности в том, что до неё ещё далеко. Но если мечта осуществилась - опять нужен труд! Даже для мечты!
В том-то и дело. Мечта как раз оттого и не осуществляется, что мы ещё не готовы к ней, не сможем с ней справиться. И, положа руку на сердце, не нужно нам пока её осуществление. А будем готовы – ей некуда будет от нас деваться.
Поверьте: всё, что нас с Вами в данный и любой другой момент окружает, то сочетание обстоятельств, которое нас касается непосредственно, материальные условия, людская среда, положение в обществе, в семье, своё физическое, психическое состояние, сиюминутная конкретная ситуация и её переход в другую и прочие исходные данные, от которых нам никуда не деться и от которых мы сейчас можем отталкиваться, являются теми абсолютно идеальными условиями и предпосылками, которые наилучшим и оптимальнейшим образом толкают именно нас и именно сегодня, сейчас к нашему подлинному счастью, помогают его обрести, подсказывают именно таким языком, который мы понимаем, как это сделать. Казалось бы, если какое-то событие было бы для нас материально благоприятнее, то было бы лучше. Или что ситуация могла сложиться и по-другому – и было бы также хорошо, как и в той, что произошла. Но оказывается – нет. С нами могло произойти только так. Потому что совершенный мир помогает нам совершенно. Каждый миг, год за годом нас обнимает его помощь. Остаётся только сознавать это и не отказываться от неё. Человек всегда ставится мирозданием в каждый момент времени в те условия, которые ему действительно нужны. И эти условия всегда абсолютно идеальны. В каждый момент времени и для каждого существа. Это один из абсолютных законов реальности и один из показателей совершенства мира.
Счастливы из людей как раз те, кто не только прямо не отказывается от этой помощи, но и благодарен за неё всей душой, кто культа из материальности не делают и не цепляются за выгоду любой ценой, ориентируясь всегда, независимо от того, сознательно или инстинктивно они это делают, не на материю, а в первую очередь на законы реальности, определяющие эту материю. Те, кто держится всегда за своё содержание. Всё, что человек делает в материи, оказывается, не является его главной целью. Личное благополучие, вырастить достойных детей, принести максимум добра людям – оказывается, это не главные цели человека. Мораль – не главное. Добро – не главное. Счастье – не главное. Достижение всех людских целей, сколь угодно грандиозных и высоких – только средство, способ приближения к духу, средство выражения любви к идеалам нашего прекрасного, чудесного мира. Способ приближения к состоянию естественной (полноценной) частицы мира. Поверьте, мы не станем принципиально счастливее оттого, что поможем не двадцати, а тридцати людям. Что воспитаем не двоих, а троих детей. Что сделаем не два хороших фильма, а пять. Жизнь в материи вообще сама по себе, то есть только материально – никакого смысла не имеет. Нет никакой разницы в том, как ты прожил(а) материально. Для человека только жизнь в духе имеет смысл. Оказывается, мы “крутимся” в материи только для одного: чтобы максимально приблизиться к духу. И пока мы в материальных оболочках, нет важнее цели. Любая цель человека в материальной жизни должна стоять на фундаменте его духовного содержания: приближение к духу. Любая цель человека должна в итоге восходить к духу, быть средством восхождения к духу. Но только надо учитывать при этом, что дух – не понятие, не нечто отвлечённое и абстрактное. Дух - единственная реалия мира, существующая непосредственно и безусловно - абсолютно. Всё остальное – опосредовано и условно. Материя – прекрасна, но - всегда условность и химера. Дух – безусловность, абсолют, реальность.
Если человек не понимает этого, то это не беда. Может быть, для него так будет даже лучше. Хуже, если он не хочет этого понимать. Такое легкомыслие нечестно, и если оно по дороге к счастью встанет на пути, то эту проблему нам неизбежно надо будет решать.
Мне кажется, с точки зрения нашего разума мы идём к духу вечно. В духе любой человек – и вообще любое - это тот же я, и я за всё и за всех в ответе – через себя. Через себя – значит: если ты живёшь по своей совести и сам перед собой не чувствуешь в чём-то вины, то ты и ни перед кем не виноват. Значит, ты живёшь нормально. Тебе остаётся только не вообразить себя безгрешным и чистым – это самое коварное заблуждение. Человек находится в материи и совсем без греха быть не может, потому что материя всегда условна и относительна. Это, так сказать, искушение второго порядка, если первым порядком считать искушение материальными благами. Искушение близостью к богу. Насколько мы чувствуем себя близкими к богу, настолько же мы от него удаляемся.
В духе, в этом тайном кровеносном течении нашей материальной жизни, царствуют другие механизмы: чтобы каждая душа, с которой я в жизни столкнулся, не совершила греха, я должен сам его не совершить. Каждый мой грех даёт дорогу грехам окружающих душ. Что же касается грехов других – то это не моего ума дело: у меня их больше, чем у кого бы то ни было. Раздражение на ближнего глупо – ты сам виноват, что твоя дочь, например, явила лень, спесь или скупость. Жадной она стала через твои грехи. Да, я согласен: может быть, в материи – это полный бред. А вот в реальности, которая и генерирует материю, это по сути так. Весь мир в целом как бы находится внутри человека. Об этом пишу здесь неуклюже, не тем языком, каким бы надо, но по сути - это вернее, чем наши привычные рассуждения. Рассуждения в быту вообще чаще бывают для своего оправдания и обязательно предполагают, пускай неосознанно, самооправдание или намёк на свои заслуги, желание показать себя хорош-ей(им), предполагают «беседы с прикрасой лёгкой клеветы»*. Это у каждого как-то само собой получается. А лучше – не рассуждать, а обратиться к своей совести – безо всякого ума.
Верующим знакомо вышеописанное, но видится через Бога, через религию. Атеисты не верят в Бога. Но они, к сожалению, как правило, не понимают, что дело здесь совсем не в религии, не в вопросе бытия/небытия Бога, а в том, что отношение к себе и к миру верующих, их жизненная позиция в целом не становится менее мудрой даже в случае, если бы Бога на самом деле не было. Не распространено сейчас пока также и мнение о том, что верой можно и нужно пользоваться не только в религии, но хотя бы и в пределах вульгарного атеизма. Вера – мощное средство усиления жизни, доступное любому человеку.
Обычно, люди относятся к своей душе (так же, как и ко всему прочему) с позиции материи, по-научному, и, самое интересное, не видят в этом абсурда. Были даже попытки взвесить душу - сколько миллиграммов она весит, доказать научно, что душа существует в виде энергии. Или найти её местонахождение (например, эпифиз). А надо бы наоборот - на материю смотреть своей душой. Дух тем и велик и непостижим, что не нуждается в доказательстве своего существования. Материя – это только материя. Она существует только «с разрешения» духа. Если духу будет угодно, то материи не будет в будущем, что одно и то же, что её нет и не было в настоящем и прошлом. Не будет ни единой доли секунды. В принципе, человеку материя не нужна. Но она есть, и человек её любит и считает частью себя. Ориентироваться надо в первую очередь не в материи, а в духе. Если человек в духе не ориентируется и даже не признаёт дух, то он выпадает из места, которое должен занимать в мире, и начинает играть роль ему не присущую (например, как если бы землевладелец залез в собачью будку и стал бы исполнять псовые обязанности привратника одного из своих домов) принудительно страдает и в конце концов погибает – даже если обладает энциклопедическим знанием, незаурядным интеллектом и высоконравственными качествами. Бывает так, что его тело ещё живёт и живёт очень неплохо, а человек почти исчез. Наоборот, физическая смерть, материальная, для человека не является концом, т.к. относится к телу, но не затрагивает самого человека, если он не перешагнул своей некоей предельной границы, за которую переходить не надо бы, но которую человек иногда переходит, хотя и всегда при этом в какой-то момент обязательно ясно чувствует и знает, что «не дело делает», как говорил мой дедушка. На это и дана человеку совесть – отношение души к своим поступкам, а по большому счёту – индикатор границы допустимого в душе. Если же человек в какой-то степени ориентируется в духе, то материей он воспользуется, когда это потребуется, во много раз легче, быстрее и полнее, поскольку видит её и относится к ней не так, как «материалист» - трепетно, а как хороший хозяин к любимой собаке.
Теперь давайте шагнём поближе к абсурду.
К сожалению, в отношении Нематерии существовало и существует, как мне кажется, общее заблуждение даже лучших умов человечества. Наверное нет ни одного здравомыслящего человека, ни одного философа, который бы не пытался рассуждать о Нематерии (называя её разными словами). При этом всегда опускается из виду та простая истина, что поскольку в Нематерии логики может не быть, то и применять к ней логику бессмысленно, а, следовательно, Нематерия находится за пределами философии, за пределами разума. Философия, пусть даже она и Наука наук, а также любая другая наука, как продукт логики, анализа, синтеза, систематики и т.п., перед Нематерией бессильна. Заблуждение некоторых философов, мне кажется, состоит в том, что они не относят Логос к Материи и считают его независимой ни от чего сущностью мироздания. Последняя, может быть, и не зависит ни от чего в материи, но в нематерииона не действует – теряет свою силу смысла. В нематерии она не нужна. Логика-то, оказывается, также как и её дитя – Разум – ближе к материи, чем к духу. Логика это средство, а не субъект. Здесь возникает парадокс: всемогущая Логика, не имеющая границ – этот бог философов - имеет свои пределы, т.е. сущность мироздания для неё в принципе недостижима. Философия – это только наука. Она не может объяснить, как реально устроен мир, потому что это просто в принципе невозможно. Л.Д.Ландау выражал приблизительно такую мысль: Разум с помощью науки может понять всё - даже то, что вообразить себе невозможно. Эта мысль эффектна и верна, и Ландау, выражая её, преследовал благую цель – воспеть силу Разума и вдохновить людей на последующее развитие, но мысль эта невольно способствует самому распространённому заблуждению людей: якобы Разум и Логика не зависят ни от чего, они верх Материи. А поскольку, с их точки зрения мир только материален, то они есть самое главное, что есть в мире.
Однако Нематерия – это Парадокс [10] (тупик Логики) с точки зрения Материи. О Нематерии невозможно судить ни с какой точки зрения.
В Нематерии нет ничего и есть всё (например, та же Логика, но и Антилогика также есть). Если в Материи противоположности стремятся друг к другу (Диалектика), то в Нематерии противоположности уже друг в друге и одновременно их нет. Диалектики нет, и, в то же время (которого тоже нет, но оно и есть) она есть, также как есть и бесконечное множество любых других «лектик», которых нет. И так далее. Всё есть и ничего нет.
В Нематерии нет и естьдаже само понятие «есть – нет». В нематерии нет и понятий. Нематерия – это всё и ничего. Верно также даже и то, что в нашем понимании самой Нематерии нет, она не существует, хотя по логике, по диалектике – она есть, т.к. Материя также есть: белое-чёрное, горячее-холодное, материя-нематерия и т.п. С точки зрения Материи, к Нематерии неприменимо понятие Бытия-Небытия. Нет самого смысла пытаться проанализировать/просинтезировать или, с помощью науки, хотя бы теоретически вычислить Нематерию. А если даже кто-то её и вычислит (уже бывало), то это оказывается не нематерией, а неизвестной пока науке материальной сущностью.
Может быть, ещё один шажок в сторону от разума?
Скорее всего, основным парадоксом для науки, касающимся материи, является следующий.
Материя в своей первооснове сделана из того, что существует нематериально – из нематерии. То есть материя и нематерия в реальности – это одно и то же или, лучше сказать, материя и нематерия в своей основе не имеют принципиальной противоположности и взаимонеобходимы как свет и тень. Со временем учёные исследуют материю настолько глубоко, что сделают фундаментальнейшее открытие – открытие, не сравнимое по масштабу ни с одним из ранее сделанных. Физики в конце концов опытным путём убедятся в том, что элементарные частицы по мере своей элементарности стремятся к нематериальному абсолюту, т.е. в основе своей материя состоит из нематериальных, абсолютных частиц. Учёные неизбежно откроют закон перехода из нематерии в материю, который, насколько я знаю, пока не сформулирован, а может быть пока даже и в форме гипотезы не существует. То есть на определённом уровне постижения материи человек с удивлением обнаружит, что он изучает (вернее созерцает) уже нечто нематериальное. С другой стороны, если заниматься не изучением, а созерцанием, то всё яснее видишь, что идея, жизнь или любая другая нематериальная сущность – всё это, в конце концов, находит выражение в материи. Так что в реальном мире, в котором мы живём, вообще не надо бы разграничивать материю и нематерию. В известном смысле (а вернее - без смысла) – это одно и то же.
Всё предыдущее – взгляд из материи. Если же посмотреть на нематерию в реальном мире, вне материи, то её, то, что мы называем «определение», во-первых, выражается не логикой и даже не словом, во-вторых, оно не понимается, а воспринимается. И воспринимается – отнюдь не разумом, а – ближе всего - отношением.
Поэтому - о Нематерии нет смысла рассуждать.
Но если Разум тут бессилен, то давайте попробуем разобраться, как же нам тогда относиться к Нематерии. Если мироздание – союз материи и нематерии, а разум на нематерию не распространяется, то значит Человек не может понять устройство Мироздания? Да, не может.
Но оказывается он может, как часть духа, нечто большее!
Мир таков, что Материя и не должна его понимать. Его не надо понимать.
Его надо … Дело в том, что нет пока такого слова – (человеческие языки ещё пока только в начале своего развития[11], поэтому не всё могут выразить; отсюда, кстати, такая проблема в понимании того, что хотят выразить философы: каждому мыслителю приходится для самовыражения вводить в разговор собственные термины, а раз собственные – то их надо ещё и параллельно с изложением мысли объяснять; потому-то так сложны и толсты философские книжки; - а был бы язык посовершеннее…) что именно его надо. Ближе всего – его надо ощущать, а ещё точнее, чувствовать душой свою общность с миром: «Я – реальная живая частица Всегомироздания. Мироздание знает, чувствует меня, любит меня». Частица – это значит - я не принадлежу себе полностью и живу нормально только тогда, когда живу для мироздания, когда делаю то, для чего я в мироздании появился. Как пчела: она ест запасённый мёд, но делает это не для того, чтобы получить удовольствие, а для того, чтобы иметь возможность отработать для семьи так, как должна, сделать то, для чего появилась. И тогда она удовольствие получает. И, кстати, поверьте – материальная часть человека в реальности нисколько не значимее и не ценнее пчелы или, допустим, одного из камешков на берегу реки. Но, с другой стороны, я - как часть реального мироздания во всём его непостижимо бесконечном великолепии наделён неограниченными полномочиями и возможностями – такими же точно, какими обладает всё мироздание. Как «права и обязанности» в материальном мире, только на другом уровне.
Надо всегда чувствовать себя частью целого, частью всей сущности мира, частью Бога – и жить со-ответственно.
Вот это и будет нашим соотношением не с материей, но с реальностью.
Может быть, чувствовать душой свою общность с миром - это и будет основной смысл русского слова «мириться», хотя в этом смысле слово пока и не употребляется. То есть, не «ощущать мир», а мириться.Мириться с окружающим. Не в смысле терпеть окружающее, а в смысле ощущать себя частью Духа, т.е. всего реального мира. Мириться – быть сочувствующей частью мира.
Ощущение себя частицей целого предполагает, что хотя бы часть моего «я» я должна (должен) постоянно приносить в жертву целому [и лучше добровольно (и лучше – осознанно)]. Но этого не хочется разуму, это трудно (многие не хотят «примерить» на себя церковные смирение и послушание, а ведь их смысл как раз в этом), и человек инстинктивно начинает искать аргументы в пользу полного захвата своей личной свободы, находя их в материалистическом подходе к миру. Но поскольку эти аргументы искусственны и иллюзорны, то человек теряет точку опоры и «падает», потому что его суть находится в душе, а не в теле.
Итак, надо не понимать мир, асамим быть мирозданием в миниатюре. Вы сами являетесь полноценной и реальной (в отличие от Вашего тела и мозга) частью мироздания. Понимаете ли Вы себя и надо ли Вам понимать себя? Нет. Зачем? Когда Вы хотите пить и пьёте: зачем Вам понимать, что Вы пьёте? Вы пьёте – и Вам хорошо. Так же и вся жизнь: Вы живёте и Вам хорошо – в главном и не надо ничего понимать. Понимать надо в материальной сфере, но она лишь часть нашей жизни. Наши материальные заботы и радости – это должно быть меньшей частью нашей жизни. Достаточно прочувствовать (без участия разума): мир во мне, а я в мире, я – его часть. Весь мир - это что-то для меня родное, своё, кровное, любимое, домашнее, интимное. Весь мир - это как бы и есть я - я в нём и мир во мне. В этой моей жизни мир явился мне частью в виде материи. Причём вот в такой конкретно форме: в трехмерном виде. Вам хочется жить так, чтобы миру было хорошо. Что мы с момента рождения и даже раньше и делаем. Каждый человек чувствует это. Только редко. Надо чаще. (Это как в доброе старое время русские баре. Они часто плакали. А мы плачем мало. Надо бы чаще. И вообще – живём, как принято, а не как хочется.) Это дано нам вместе с телом и всем необходимым. Попробуем быть честными по отношению к самим себе, поизучаем себя душеощущением, а не умом, и со временем мы поразимся своим результатам. Мы обнаружим, что «живя в себе», мы даже и не подозревали о существовании многого из «всего необходимого». Найдём и седьмое, и восьмое «чувство». Уже не говоря о материальном человеческом теле, которое изучено лишь чуть лучше и всегда будет тайной. (Только лучшие Врачи знают, что лечат человека бесконечно примитивно, совсем не так, в принципе не так, что не могут его вылечить как следует (обычно болезнь лечат, а не устраняют её причину). А обычно - врач считает, что лечит хорошо, т.к. добросовестно делает то, чему его научили.) Прислушайтесь к себе, то есть к своей душе, и Вы всегда будете знать что делать, как жить и как умирать, и где взять силы для этого.
Материалист может возразить, что можно прожить и без духа, одной материей.
Нет, без духа – нельзя. Можно прожить жизнь не сознавая, что живёшь в духе. Это – да. Так живут многие растительные и животные организмы. Дух во всём – в горностае, в зяблике, в пескаре, в гусенице, в журчалке, в бледной поганке, в камнеломке, в почве, в камне, в воде, в огне, в пространстве, во времени. Но человеку недостойно, стыдно жить, не сознавая своей зависимости от духа.
Пока мы в материи, надо помнить, что в своих рамках материя - также объективна, реальна и подчиняется своим законам. Здесь как раз царствует Наука. Чудес в этом смысле действительно не бывает. Материя бесконечно богата и интересна. Человек и должен быть материалистом – куда тут денешься – но материалистом не «голым», а «одетым». В материи нет никаких необъяснимых, непостижимых чудес (чудом является она сама), при желании всё можно разложить по составным частям и абсолютно всё поддаётся объяснению – вопрос только в глубине знания и количестве времени (и в смысле познания). Но при этом материя – не весь мир, а только его оболочка. Поэтому-то многие люди не могут понять смысла жизни, откидывая основу мира как несуществующую.