Определение категории помещения по взрывопожарной и пожарной опасности и класса зоны по заданной пожарной нагрузке.

Санкт-Петербургский Государственный Политехнический Университет

кафедра "Прикладная математика"

Курсовая работа

«Идентификация опасностей и классификация условий труда»

Вариант задания №17

Студент гр.1057/2

Желдак Дарья

Преподаватель

В.В.Монашков

Санкт-Петербург

Цель курсовой работы - идентификация вредных и опасных производственных факторов и классификация условий труда для заданной совокупности параметров производственной среды и трудового процесса.

Анализ электробезопасности.

1. По перечисленным признакам определить условия работы по электробезопасности:  
а)температура воздуха, 0 С
б)относительная влажность воздуха, %
в)наличие в воздухе токопроводящей пыли Нет
г)наличие токопроводящего основания Нет
д)возможность одновременного прикосновения к корпусу электроустановки и имеющим соединение с землей конструк -тивным элементами зданий и аппаратов Нет
2.Нужно ли при заданных условиях работы (п 1. ) защитное заземление или зануление электроустановок для указанных ниже параметров: а) напряжение U, В    
3. Определить допустимость действия тока на человека для заданных аварийных условий: а) значение тока, протекающий через человека, мА б) время действия, сек     150 мА 0,8

Таблица 1

1. т.к. относительная влажность воздуха превышает 75% , условия работ в данном рабочем помещении с повышенной опасностью поражения людей электрическим током.

2. Да. Металлические нетоковедущие металлические части электрооборудования в помещениях с повышенной опасностью или особо опасных заземлений установки выше 12 вольт переменного или 110 вольт постоянного тока подлежат заземлению.

3. Через 1-2 секунды действия тока 150 мА - фибрилляция сердца. При этом прекращается кровообращение, в организме возникает недостаток кислорода, что в свою очередь приводит к прекращению дыхания, т.е. наступает смерть. Недопустимое действие тока на человека.

Требования к персоналу:

1. Элементарные познания в общей электротехнике.
2. Знание электроустановки и порядка ее технического обслуживания.
3. Знание общих правил техники безопасности, в том числе правил допуска к работе, правил
пользования и испытаний средств защиты и специальных требований, касающихся выполняемой работы.
4. Знание правил освобождения пострадавшего от действия электрического тока, оказания первой медицинской помощи и умение практически оказывать ее пострадавшему.

Определение категории помещения по взрывопожарной и пожарной опасности и класса зоны по заданной пожарной нагрузке.

По заданному варианту площадь помещения –23 м2.

Удельная пожарная нагрузка – 180 МДж/м2, имеются твердые горючие вещества. В соответствии с таблицей 2 категория данного помещения по пожарной опасности В4.

Категория помещения Удельная пожарная нагрузка q на участке, МДж х м (-2)
В1 Более 2200
В2 1401-2200
В3 181-1400
В4 1-180

Таблица 2

Пожароопасной зоной называется пространство внутри и вне помещений, в пределах которого постоянно или периодически обращаются горючие (сгораемые) вещества и в котором они могут находиться при нормальном технологическом процессе или при его нарушениях. В данном помещении расположены зоны класса П-IIа - зоны, расположенные в помещениях, в которых обращаются твердые горючие вещества.

Минимальная допустимая степень защиты оболочек электрических машин, электрических аппаратов, приборов, шкафов и сборок зажимов - IP44.

3.Оценка заданных условий труда по гигиеническим критериям (класс и степень вредности).

№ п/п   Исходные данные   Вариант задания 17 Класс условий труда
Наличие вредных веществ, мг/м3 Бегзальхлорид – 0.1 3.1
2 2 Наличие аэрозолей преимущественно фиброгенного действия , мг/м3 Пыль растительная и животная с примесью двуокиси кремния, более 10% - 22 3.4
Характеристика рабочего места   Помещение про -граммистов вычис -лительных машин  
Уровни звука, дБА 3.3
Микроклимат Категория работы   1б     3.3
  Температура воздуха, оС (нижняя граница) Период года Холодный
Освещенность Контраст объекта различения с фоном   малый  
  Характерстика фона темный
  Наименьший размер объекта различения, мм 0.50
  Искус. освещение рабочей поверхности при комб. освещении , лк
  Подразряд зрительной работы в
Интеллектуальные нагрузки Содержание работы   Творческая деятельность   3.2
  Восприятие сигналов (ВС) и их оценка ВС, с последующей коррекцией действий и операцией  
  Степень сложности задания Обработка, выпол - нение задания и его проверка  
  Характер выполняемой работы Работа по уста -новленному графику с возможной его кор -рекцией по ходу деятельности  
Сенсорные нагрузки Длительность сосредот. наблюдений (в % от времены смены)     3.1
  Плотность сигналов и сообщений в среднем за 1 час работы 3.1
  Число производственных объектов одновременного наблюдения 3.1
  Размер объекта различения (при расст. от глаз не > 0,5м),мм при длительности сосредоточенного наблюдения (% времени смены) 0,8 3.1
    Работа с оптическими приборами при длительности сосредоточенного наблюдения (% от времени смены) Наблюдения за экранами видеотерминалов (часов в смену)       3.1   3.1
  Нагрузка на слуховой анализатор; Разборчивость слов и сигналов от …% До…%   100    
Эмоциональные нагрузки   Степень ответственности. Значимость ошибки Несет ответствен -ность за выполнение отдельных элементов задачи. Влечет за со -бой дополнительные усилия в работе со стороны работника    
  Степень риска для собственной жизни Исключена  
  Степень риска за безопасность других лиц Монотонность нагрузки Исключена  
Число элементов реализации задания
  Продолжительность выполнения задания, с Режим работы
Фактическая продолжительность рабочего дня (час.)
  Сменность работы
Радиационная безопасность    
  1. Характеристика персонала Категория А   3.1
  2. Эквивалентная доза за год, мЗв/год: в хрусталике глаза –  

Таблица 3

Общая оценка напряженности трудового процесса (на основании учета числа показателей напряженности)

К л а с с ы у с л о в и й т р у д а Общая оценка напряжен -ности трудового процесса - класс условий труда по напряженности
Оптимальный 1 Допустимый 2 Вредный (напряженный труд )
3.1 3.2 3.3
- 3.1

Таблица 4

Оценка условий труда по степени вредности и опасности.

  К л а с с ы у с л о в и й т р у д а
Ф а к т о р 1 класс 2 класс 3 класс вредный 4 класс
      3.1 3.2 3.3 3.4 опасный
Химический              
Биологический              
Ф Аэрозоли ФХ              
и Шум              
з Вибрация лок.              
и Вибрация общ.              
ч Инфразвук              
е Ультразвук              
с ЭПИХХ              
к Иониз. излуч.              
и Микроклимат              
й Освещенность              
Тяжесть труда              
Напряженность труда              
Общая оценка условий труда              

Таблица 5

4.Идентификация заданных в варианте курсовой работы вредных и опасных производственных факторов

Для заданной совокупности параметров производственной среды и трудового процесса проведем идентификацию выявленных в ходе оценки условий труда вредных производственных факторов:

1)Химические факторы - это разнообразные вредные вещества, которые при контакте с организмом человека могут вызывать химические ожоги, заболевания или отклонения в состоянии здоровья, обнаруживаемые современными методами исследования как в процессе контакта с ним, так и в отдаленные сроки жизни настоящего и последующих поколений.

Вредный фактор! Для данного помещения высока концентрация вредного вещества бензальзлорида : 1 мг/м3.Превышает норму в 2 раза.

Физиологические реакции человеческого организма на воздействие факторов и последствия: Данный промышленный яд раздражает слизистые оболочки глаз и кожу. Может привести к отравлению или сенсибилизации организма. Помимо острых и хронических профессиональных отравлений, может быть причиной понижения устойчивости организма и повышенной общей заболеваемости.

Меры и способы защиты: устройства - вентиляции и очистки воздуха; для удаления токсичных веществ; индивидуальной защиты органов дыхания изолирующего, фильтрующего типа.

2)Физические факторы -температура, влажность, скорость движения воздуха, тепловое излучение, магнитное излучение, электростатистические и электромагнитные поля, ионизирующие изучения, шум, ультразвук, инфразвук, вибрация, освещение.

а) Аэрозоли ФХ – аэрозоли преимущественно фиброгенного действия.

Вредный фактор! Для данного помещения характерна повышенная концентрация растительной и животной пыли с примесью двуокиси кремния, более 10% - 22 мг/м3.Это превышает ПДК в 11 раз.

Физиологические реакции человеческого организма на воздействие факторов и последствия: Производственная пыль служит причиной развития различных заболеваний, прежде всего это заболевания кожи и слизистых оболочек (гнойничковые заболевания кожи, дерматиты, конъюнктивиты др.), неспецифические заболевания органов дыхания (риниты, фарингиты, пылевые бронхиты, пневмонии), заболевания кожи и органов дыхания аллергической природы (аллергические дерматиты, экземы, астмоидные бронхиты, бронхиальная астма), профессиональные отравления и как следствие их гепатиты, пневмокониозы (от воздействия фиброгенной пыли).

Меры и способы защиты: рекомендуется произвести ликвидацию причин образования и распространения пыли, т. е. попробовать изменить технологический процесс; использовать средства индивидуальной защиты.

б) Шум – интенсивное звуковое воздействие на организм человека.

Вредный фактор! Уровень звука в данном помещении составляет 90 дБА, что превышает ПДУ на 40 дБА.

Физиологические реакции человеческого организма на воздействие факторов и последствия: Шум неблагоприятно влияет на протекание нервных процессов, способствует развитию утомления, изменениям в сердечно-сосудистой системе и появлению шумовой патологии, среди многообразных проявлений которой ведущим клиническим признаком является медленно прогрессирующее снижение слуха по типу кохлеарного неврита.

Меры и способы защиты: для снижения уровня шума должны проводиться техничес­кие мероприятия по трем главным направлениям: устранение причин возникнове­ния шума или снижение его в источ­нике; ослабление шума на путях пере­дачи; непосредственная защита рабо­тающих.

в) Ионизирующее излучение - различные виды микрочастиц и физических полей, способные ионизировать вещество.

Вредный фактор! Эквивалентная доза излучения в хрусталике глаза работника в данном помещении составляет 16 мЗв/год, что составляет 0,11 части от ПДД(150).

Физиологические реакции человеческого организма на воздействие факторов и последствия: воздействие радиации на организм человека называют облучением. Во время этого процесса энергия радиация передается клеткам, разрушая их. Облучение может вызывать всевозможные заболевания: инфекционные осложнения, нарушения обмена веществ, злокачественные опухоли и лейкоз, бесплодие, катаракту.

Меры и способы защиты: необходимо увеличить расстояние от источника излучения, экранировать излучение (сталь, железо, бетон, чугун, кирпич),применять средства индивидуальной защиты.

г) Микроклимат - климат внутренней среды этих помещений, который определяется действующими организм человека сочетаниями температуры, влажности и скорости движения воздуха, а также температуры окружающих поверхностей.

Вредный фактор! Температура воздуха в помещении в холодный период года меньше установленной по санитарным нормам на 7 градусов.

Физиологические реакции человеческого организма на воздействие факторов и последствия: Длительное воздействие на человека неблагоприятных метеорологических условий резко ухудшает его самочувствие, снижает производительность труда и приводит к заболеваниям. Низкая температура воздуха может вызвать местное или общее охлаждение организма, стать причиной простудного заболевания либо обморожения.

Меры и способы защиты: для поддержания заданной температуры воздуха в помещениях в холодное время года можно использовать водяную, паровую, воздушную и комбинированную системы отопления.

- В системах водяного отопления в качестве теплоносителя используется вода, либо перегретая выше этой температуры. Такие системы отопления наиболее эффективны в санитарно-гигиеническом отношении.

- Системы парового отопления используется, как правило, в промышленных помещениях. Теплоносителем в них является водяной пар низкого или высокого давления.

- В воздушных системах для отопления используется нагретый в специальных установках (калориферах) воздух. Комбинированные системы отопления используют в качестве элементов рассмотренные выше системы отопления.

3)Напряженность труда - характеристика трудового процесса, отражающая нагрузку на ЦНС, органы чувств и эмоциональную сферу работника. К этим факторам относят интеллектуальные факторы, эмоциональные нагрузки, монотонность труда.

Вредный фактор! По таблице 4 видно, что 7 из 16 показателей указывают на напряженный труд работника в данных условиях.

Физиологические реакции человеческого организма на воздействие факторов и последствия: Характерно снижение двигательной активности - гипокинезия. Гипокинезия может являться условием формирования сердечнососудистых нарушений у человека. Продолжительная умственная нагрузка оказывает отрицательное влияние на психическую деятельность - ухудшаются внимание, память, функции восприятия окружающей среды. Чрезмерная психическая напряженности с явлениями функциональной вегето-соматической и психической дезинтеграции, негативными эмоциональными переживаниями и нарушениями профессиональной работоспособности.

Меры и способы защиты: необходимы дополнительные перерывы или укорочение рабочего дня. Разделение видов работ в отделе по степени сложности их выполнения, разработка процедур и схем исполнения помогают не только выбрать пути снижения напряженности, но и разработать методологию отдела, создать систему управления, позволяющую оптимизировать процессы, проводимые по инструкции, не требующие принятия решений, и освободить время для творческой работы. Следовательно, для снижения напряженности трудового процесса необходимо обеспечить простые, регулярно и быстровыполняемые с помощью шаблонов задачи. Разработать меры охраны и укрепления психического здоровья на рабочих местах путём оценки рисков и управления стрессовыми и психосоциальными факторами, а также повышения квалификации персонала.

Выводы

Общая оценка условий труда для данного помещения программистов вычислительных машин – третий (вредный) класс четвертой степени(3.4). Рабочее место не может быть аттестовано до тех пор, пока не будут выявлены причины влиянияособо вредных факторов (3 и 4 степени) и не будут приняты меры по ликвидации(частичной или полной) этих факторов. В случае если ликвидация факторов невозможна, работникам могут и должны быть предоставлены дополнительные льготы и компенсиции:

- установление сокращенной продолжительности рабочего времени (ст. ст. 92, 94 ТК РФ);

- предоставление ежегодных дополнительных оплачиваемых отпусков (ст. 116 ТК РФ);

- установление повышенного размера оплаты труда (ст. 146 ТК РФ);

- обеспечение работников средствами индивидуальной защиты (ст. 221 ТК РФ);

- выдача молока и другого лечебно-профилактического питания (ст. 222 ТК РФ).

Так же должны выполняться вышеперечисленные меры и способы защиты работников от вредных факторов.

Наши рекомендации