Методические рекомендации №1. 1. Тема:Нарушения углеводного обмена

1. Тема:Нарушения углеводного обмена. Сахарный диабет.

2. Цель:научить проводить патофизиологический анализ клинических и модельных ситуаций, связанных с расстройствами углеводного обмена.

Задачи обучения

• изучить причины и механизмы возникновения гипо- и гипергликемических состояний;

• дать клинико-патофизиологическую характеристику сахарного диабета;

• на основании анализа проб крови или готовых лабораторных данных определить форму сахарного диабета.

Основные вопросы темы

1.Причины и механизмы нарушения гидролиза и всасывания углеводов.

2.Толерантность клеток организма к глюкозе.

3.Причины и механизмы нарушения утилизации глюкозы клетками.

4.Сахарный диабет, его клинико-патофизиологическая характеристика.

5. Методы обучения и преподавания:выполнение практической работы по теме, обсуждение результатов исследования, устный опрос, решение ситуационной задачи.

Практическая работа

Цель: определить глюкозу и кетоновые тела в моче крысы с аллоксановым диабетом.

Подопытному животному однократно подкожно вводится 5% раствор ал-локсана из расчёта 15-20 мг/кг массы тела. Через 48 часов появляется стойкая глюкозурия вследствие инсулярной недостаточности. Контрольные и опытные крысы помещаются в обменные клетки, и через мочеприёмники собирается моча в отдельные пробирки. Далее в 2 чистые раздельные пробирки наливают по 1мл мочи от каждого животного и добавляют по 0,2мл реактива Ниляндера. Содержимое пробирок кипятят в течение 3 минут. При наличии глюкозы в моче жидкость в пробирках должна окрашиваться в чёрный цвет. Для определения кетоновых тел набирают мочу в раздельные пробирки и добавляют по 0,25мл предварительно приготовленого насыщенного раствора нитропруссида натрия и 0,5мл ледяной уксусной кислоты. Пробирки взбалтывают и осторожно по стенке наслаивают концентрированный раствор аммиака в количестве 1мл. При наличии ацетона в моче на границе раздела появляется кольцевидный слой фиолетового цвета.

Делают заключение и выводы.

6. Литература:смотрите приложение №1.

Контроль

Тесты

1. Внепанкреатическая инсулиновая недостаточность может быть

следствием ... .

А) опухолевого поражения поджелудочной железы

В) повышенной концентрации протеолитических ферментов крови

С) перенесенного панкреатита

Д) нарушения кровообращения в области островков Лангерганса

Е) выработки аутоантител к β-клеткам островков Лангерганса

2. Панкреатическая инсулиновая недостаточность развивается при ... .

А) блокаде инсулина антителами в крови

В) прочной связи инсулина с плазменными белками

С) разрушении β-клеток островков Лангерганса

Д) повышенной секреции контринсулярных гормонов

Е) повышенной активности инсулиназы.

3. Ведущим симптомом диабетического синдрома является ... .

А) полифагия

В) полиурия

С) глюкозурия

Д) полидипсия

Е) гипергликемия

4. Глюкозурию при сахарном диабете вызывает ... .

А) полиурия

В) кетонемия

С) гиперлипидемия

Д) гипергликемия

Е) гиперлактатацидемия

5. Причиной полиурии на ранней стадии сахарного диабета является ... .

А) глюкозурия

В) микроангиопатия почек

С) кетонурия

Д) гипостенурия

Е) жажда и полидипсия

6. Отрицательный азотистый баланс в организме возникает ... .

А) при ожоговой болезни

В) при гиперинсулинизме

С) в период роста организма

Д) при беременности

Е) при избытке анаболических гормонов

7. Положительный азотистый баланс в организме развивается при ... .

А) белковом голодании

В) избытке глюкокортикоидов

С) избытке инсулина

Д) опухолевой кахексии

Е) сахарном диабете

8. Гипопротеинемия – это ... .

А) увеличение содержания белков в крови

В) уменьшение общего количества белка, в основном за счет альбуминов

С) появление необычных (патологических белков) в крови

Д) изменение соотношения белков крови

Е) уменьшение содержания гамма-глобулинов в крови

9. Гипопротеинемия сопровождается ... .

а) понижением онкотического давления крови

б) нарушением транспортной функции белков плазмы

в) гипокоагуляцией

г) развитием отека

д) увеличением содержания в крови свободной фракции гормонов
А)а, б, г, д

В)в, г

С)б,д

Д)а, в, г

Е)б, в, д

10. Парапротеинемия – это ... .

А) качественно измененные гамма-глобулины

В) качественно измененные альбумины

С) снижение альбуминов

Д) изменение соотношения белковых фракций

Е) увеличение иммуноглобулинов

Ситуационная задача

Пациент М. 60 лет доставлен в приёмное отделение в бессознательном состоянии.

Объективно: дыхание поверхностное, ЧП – 96 уд/мин, АД – 70/50 мм рт. ст., периодически наблюдаются судороги конечностей.

В анализах: гипергликемия 33 ммоль/л, гиперазотемия, гипернатриемия, рН - 7,32.

Вопросы

1. Какое состояние развилось у пациента?

2. Каковы механизмы его развития?

Наши рекомендации