Рефлекс и рефлекторная дуга.

Рефлекс – ответная реакция организма на раздражение, происходящая при участии ЦНС.

Рефлекторная дуга – путь, по которому проходит возбуждение при рефлексе. Простейшая рефлекторная дуга состоит из следующих частей:

- рецептор – окончание чувствительного нерва, воспринимающее раздражение из окружающей среды или внутренней среды организма;

- афферентное нервное волокно – отросток чувствительного нейрона, передающего возбуждение в ЦНС;

- ЦНС – головной и спинной мозг, которые осуществляют анализ полученной информации и посылает ответную реакцию;

- эфферентное нервное волокно – отросток двигательного нейрона, посылающий нервный импульс от ЦНС к исполнительным органам;

- эффектор – исполнительный орган.

В большинстве случаев в состав рефлекторных дуг входят несколько нейронов, и связи между ними обеспечивают множество синапсов. Поскольку скорость передачи сигнала с синапах химический способом в тысячу раз меньше скорости электрического сигнала в нейронах, то чем больше синапсов на пути движения нервных импульсов, тем больше времени от начала раздражения до начала ответной реакции, т.е. время реакции.

После прекращения действия раздражителя активность нейронов не прекращается. Явление последействия связано с механизмами памяти. Непродолжительное последействие до 1ч. – с кратковременной памятью, а более длительные следы, имеющие значение в обучении, - с долговременной.

Особенности нервных процессов у юношей

Юношеский возраст (14-20 лет) является этапом завершающего развития функций мозга. Мозг отличается высокой пластичностью, его резервные возможности очень велики и их необходимо использовать. Особенности нервной системы в юношеском возрасте следующие:

- пластичность связей нервных центров;

- высокая избирательность участия нервных центров;

- высокий уровень произвольного регулирования в соответствии с внешними инструкциями и внутренними потребностями;

- продолжается структурное созревание коры больших полушарий: усложняется организация ее нервных элементов, расширяются метаболические возможности нейронов.

- совершенствуются механизмы функциональной организации мозга.

- специализация структур мозга в восприятии обеспечивает более быстрое и точное реагирование на воздействия внешней среды.

- формируются межполушарные отношения при умственной деятельности: правое активизируется при зрительно-пространственной деятельности, левое – при речевой и абстрактной.

- отрабатываются нейрофизиологические механизмы, определяющие индивидуальную стратегию познавательной деятельности.

Расширению возможностей мозга в учебной деятельности, улучшению умственной работоспособности могут способствовать целенаправленные педагогические воздействия, такие как:

- развитие способности к большей концентрации внимания;

- развитие умения быстро и четко выделять наиболее значимую информацию;

- умение организовывать мыслительную деятельность.

К 18-20 годам координация рефлекторных процессов достигает своего совершенства.

Закрепление материала

Решите кроссворд и прочитайте слово в выделенных клеточках. Дайте ему определение.

                       

1. Нервное окончание.

2. Часть нервной клетки.

3. Исполнительный орган.

4. Нервный узел.

5. Нервная клетка.

6. Ответвление нейрона, передающее сигнал.

7. Вид нервной деятельности.

Вопросы самоконтроля

1. Охарактеризуйте изменения строения нервной системы человека, связанные с интеллектуальным развитием.

2. Какие из механизмов нервной системы поддаются тренировке?

3. Перечислите адекватные раздражители для основных анализаторных систем человека.

4. Поясните преимущества процесса миелинизации нервных волокон.

Наши рекомендации