Da steh ich nun, ich armer Tor 5 страница

Если мы хотим сейчас попробовать пододвинуться к истине ещё чуть ближе, то в этом случае мы обязаны сказать о следующем: в реальном мире (материя плюс все остальные субстанции) вообще нет такого реального объекта как «часть». Частей в мире не бывает. Мир целостен и неделим. Мир не объект науки, с которым можно делать любые умозрительные операции, а живая сущность. Он на части не делится. На части его искусственно делит тот, кто находится внутри материи. «Часть» - это условное понятие, такое же, как и многие другие понятия, за которыми нет в реальности ничего, принятое людьми в угоду разуму, для комфорта логических операций. Любое оличностлившееся - на самом деле не часть, а само мироздание в целом, вернее сомироздание. Поэтому человеку или иному субъекту достаточно ощущать себя самого для того, чтобы ощущать весь мир.

Но поскольку мы в материи, то давайте говорить более привычными понятиями. Живое существо (личность со своим телом и со своим «я», «субъект») - забывает, что оно – «печень» - должно обновлять кровь или делать ещё что-то, что оно должно делать в духе и в материи, из-за чего оно появилось из духа – и пытается жить не только независимо от проблем материального мира, но и изолированно от жизни Целого, от духа – вот беда. Человек пока не любит считать себя частью чего-то более важного. Он говорит примерно так: «Человек – это звучит гордо. Я венец материальной эволюции, свободно мыслящая личность, единственный хозяин мира, потому что сумел не только выжить, но и встал над животными, наработал разум и поступаю так, как считаю нужным. Пока жив, всё кругом зависит только от меня самого и мне подобных. Только я сам за всё в ответе, всё зависит только от меня. Главное – это моя полная свобода. А всё сущее – для меня! Мир - для меня. Я никому ничем не обязан». То есть, как говорится в народе, "что хочу - то и ворочу". При этом человек часто может, но не хочет понять простого. Раз мир дал тебе, именно тебе, конкретному человеку, (ты вполне мог в мире и вообще не появиться, но ты появился, и появился – Ты! – а кому как не тебе ясно понимать, что ты – уникальна (уникален)) много – больше, чем другим «кускам материи» - то, наверное, мир (не материальный, а реальный! – как раз то тайное, живое, что мы не сможем понять своим умом) надеется, что Ты будешь всегда жить в гармонии с ним, надеется получить что-то особенное лично от тебя (и неизбежно получит) – в соответствии с данными тебе возможностями. Вот тут, как раз, очень удобно считать, что человек – дитя дарвинской эволюции, т.е. просто венец развития материи, никому и ничему ничем не обязан, а главенство мира – это несерьёзно. И люди в своём подавляющем большинстве с удовольствием соглашаются с дарвинской гипотезой и материалистическим мировоззрением. (Однако в беде человек почему-то частенько вдруг вспоминает бога и бежит в церковь.) Они пользуются всем, что им дал мир, и, в ответ на это, в лучшем случае, заботятся больше о своих детях, чем о себе. Но о детях заботятся и насекомые, не правда ли? Человеку дана высшая материя - разум. Ему даны фантастически богатые возможности развития и соответственно такие же возможности наслаждения и радости жизни. А ему даже в голову не приходит думать о благодарности за это. ("Кого? Природу, что ли, благодарить?") Он гордится своими разумными свойствами и не хочет милостей от природы. Вы только вдумайтесь: каждый муравей, хоть и лишён разума с нашей точки зрения (я же, кстати, уверен, что насекомые и другие отряды животных обладают не только рефлексами – просто мы их ещё почти не изучили [больше любим их классифицировать, чем сопереживать или, хотя бы, понимать]) "понимает", что живёт только при условии, что сделает то, что должен. (Вы скажете инстинкт? А кто бы мне объяснил сущность инстинкта? Совокупность рефлексов? Вы уверены? Не слишком ли формально такое определение живой сущности?[8]) Фактически получается, что в главном муравей умнее человека: человек-то далеко не всегда делает то, что должен (он, видите ли, свободен), хотя общепринято, что он на порядок умнее насекомых. А любой муравей из миллиардов себе подобных - всегда (и всегда, заметьте, - не щадя живота своего). Да, конечно, уровни муравья и человека – разные, но для мироздания это не имеет значения. Значение в реальности имеет как раз не уровень развития, а отношение живой частицы к живому Целому, крепость её связи с Целым. Живая связь малой тайны – с большой. Стремление частей к целостности (любовь). Человек же, обычно, нисколько не заботясь о Целом и даже зачастую избегая думать о Целом в невыгодные для себя моменты, только удивляется - чего же хоть всё его какие-то болезни и несчастья-то преследуют? Ведь он же часть человеческой цивилизации, которая так разумна, могущественна и всегда всё держит под своим контролем! Он такой хороший и справедливый! Грехи, правда, были, но всё мелкие. Он так правильно всё делает и столько всего нетленного создал! И где награда от мира? (Но создал-то ты, брат, всё только для человечества, а оное – не весь мир!) И в итоге погибает, если не сменит мировоззрение – вопрос лишь качества и времени. Погибает, потому что сознательно (ведь совесть есть у всех и всех в нужный момент обязательно предупреждает) отрывается от общего духа.

Вы скажете, погибают люди редко, если не война или иное бедствие. А я Вам на это скажу, что от общего числа людей сегодня в обыденной привычной мирной жизни погибает почти 90%. И совсем не от войн и эпидемий – нет! Люди погибают именно от неправильного отношения к миру. Если посмотреть вокруг себя «незамыленным» взглядом, то любой голливудский «ужастик» меркнет перед обыденностью житейского кошмара нашей жизни: окружающие тебя люди мучаются и гибнут – и никто не замечает дикой аномальности этого. Каждому кажется, что его лично это не касается. Он-то, конечно, проживёт ещё долго! Принято считать, что живём мы нормально. Ах, если бы люди представляли себе отчётливо, как могло бы жить человеческое общество! И как бестолково живём мы – в нашем подавляющем большинстве! Какие физические и душевные страдания переносит каждый больной умирающий человек! Однако об этом не хочется думать. То, что происходит не с тобой, плохо замечается. Каждый человек заново повторяет легкомысленное отношение к своей жизни и испытывает такие же мучения, какие испытывали уже ушедшие из материи. Как в одном из рассказов Рэя Брэдбери – дикий кошмар реальности ситуации постепенно проступает лишь в конце рассказа, когда последний землянин вдруг понимает, что остался один: вместо остальных - марсиане. Люди пока не понимают, что смерть в 80-90 лет в почти любом конкретном случае означает, что человек не умирает естественным образом, от старости, а погибает, и погибает очень часто - в муках. Считается, что старость обязательно сопровождается болезнями. Почти никто в этом глупого предрассудка не видит. А если нам скажут, что нормальный человек со средним физическим здоровьем и духовным уровнем живёт в материи в среде зрелого человечества никак не менее 100 лет – минимум 120-140 лет и более – в зависимости от величины духа, эквивалента благоприятной судьбы, – причём до самой смерти – активно [вернее, не активно, а нормально] - и вообще (до смерти) не болеет в современном общепринятом смысле слова – то мы только улыбнёмся. [«Кто не курит и не пьёт – тот здоровеньким помрет!» - есть такая поговорка, которую все воспринимают как мудрую шутку - думают на полном серьёзе, что уж здоровеньким-то уж конечно ты как раз никак не помрёшь! Извините, а как же ещё умирать? Больным что ли? Из-за болезней? Зачем? А не лучше ли просто – от изношенности и истраченных полностью сил, естественным образом, от старости? То есть именно – от одной старости?] Далеко не все поверят и тому, что практически все (!) окружающие нас взрослые люди лет с сорока-пятидесяти – физически нездоровы, хотя и считают себя вполне здоровыми. Причём, несмотря на внешний вполне нормальный с общепринятой точки зрения вид, нездоровы они уже много и много лет - в хронической, запущенной форме, естественным продолжением которой являются тяжёлые и даже неизлечимые официальной медициной болезни. Человеческий организм в материальном плане настолько фантастически совершенная биосистема, что способна жить и даже работать в режиме многоуровневой перегрузки в течение нескольких десятков лет. Способна выработать привычку к любым противоестественным условиям.

Обратите, например, Ваше внимание на улице на очень наглядную деталь нашей жизни: как люди идут. Почти все они после пятидесяти-шестидесяти лет от роду почему-то не могут ходить обычным образом - легко и свободно. Они идут как принято ходить в их возрасте – солидно и с некоторым трудом! Многие идут так, как будто в спине у них кол, который они боятся потревожить. Нормальная походка – только, дай бог, до сорока лет. Бег, если он не в спортивной одежде – просто неприличен. Что поделать! Шестой-седьмой десяток! (Чуть ли не умирать пора.)

Ещё поразительнее то, что каждый человек отчётливо знает когда конкретно, каким образом, где, насколько сильно или серьёзно, отчего и почему он теряет здоровье и укорачивает свою жизнь, но продолжает её активно укорачивать и загонять себя в глухой тупик – безо всякой цели, без каких-либо убеждений или намерений, даже не задумываясь, даже отгоняя подобные мысли – просто так: у него просто нет достаточно духа для нормальной жизни.

Так это ещё считается хорошо, если дожил до восьмидесяти. («Прожил долгую жизнь», «Человек, слава Богу, пожил…».) Такой общепринятый, поистине варварский образ жизни, физиологически в принципе совершенно не отличающийся от образа жизни в человеческом первобытном стаде (где он был действительно единственно возможным и оправданным), «съедает» все резервы организма (которые на самом деле являются поистине неисчерпаемыми – у любого человека), которых хватило бы, по меньшей мере, на двести лет жизни – если бы человек искусственно задался такой целью. Часто люди погибают и совсем молодыми, по «глупой случайности». Многие мои сверстники - родственники, знакомые, друг - уже погибли. Кстати, в большинстве случаев болезнь человека в какой-то мере стыдна для него, т.к. она результат его лени, уровня самодисциплины, уровня души, если хотите. Но стыдна, безусловно, только перед самим (самой) собой. Болезнь другого человека – вне критики – нас касаться не должна. В этом смысле уместно критиковать только себя. Это принципиально важно. Судить о других человек вправе только в том случае, если он сам может не зависеть от материи. Но люди такого уровня никогда не осуждают других – даже внутренее. Только помогают.

Всё это говорит о том, что ложное мировоззрение (откуда растут в частности и упомянутые широко распространённые предрассудки о своём здоровье) ведёт к отрыву от духа, к самоизоляции от мира, к противоестественной надуманной жизни и убивает человека в прямом смысле – человек, отходящий от духа, всё больше склоняется к животному образу жизни, а так как он – не животное, то он не может жить по-животному (у него физиологически атрофировано несколько основных жизненноважных защитных рефлексов, присущих животным), как, например, кошка, и погибает от болезней. Человек даже физически не может жить нормально без духовной основы.

И при этом, при всей незрелости человечества, многие люди, особенно люди пожилые, даже убеждённые материалисты со стажем и устоявшимися убеждениями, инстинктивно, по какому-то душевному наитию живут так, чтобы не оторваться от духа полностью. Они поступают в ключевые моменты не так, как требует разум, а как требует интуиция. Кстати, это настоящее чудо (если верить только в материю) - откуда и как они знают, без чьей-либо подсказки, что надо делать в конкретной ситуации для этого?

Человек – частица духа, воплотившаяся в материи и заключённая в ней, имеющая возможность расти в духе через живое взаимодействие с материей, т. е. добровольно или принудительно двигаться к своей первооснове – к духу. Главное для любого человека - за свою жизнь максимально отрастить свою душу, отталкиваясь от материи индивидуальным, уникальным способом и образом. Каждый человек – потенциальная возможность бесконечного развития и душевного роста. В каждом человеке есть не только зачатки особенностей всех земных национальных культур, но и тех культур, которых на Земле не было, но которые будут. Человек в наши времена - пока ещё только зародыш. Но какой! Зародыш одного из лучших и любимейших творений Бога, трепетная божественная мечта возможности появления мудрого хозяина материи – пускай пока и четырнадцатилетнего. Он опекается и воспитывается мирозданием самым совершенным способом. Мироздание, или как его сегодня персонифицируют – Господь, готовит человека для того, чтобы тот встал у руля одного из бесчисленных участков мира. Не случайно у христиан, у мусульман, у других культур уже появлялись люди-пророки – пробные камни будущего духовно-материального рая на базе земной цивилизации. Человек – одна из духовно-материальных сущностей, населяющих одну из духовно-материальных сфер мира, которую можно условно назвать «сфера добра и зла». Эта сфера и есть наш мир, в котором мы пытаемся ориентироваться: длина, ширина, высота, время. Время, правда, в нашем измерении, нам неподвластно. Это как бы переходная величина к более совершенному материальному измерению мира, где, как мне кажется, также живут свои «люди», для которых временное расстояние, в принципе, то же самое, что и пространственное – никаких проблем – только другие условия передвижения. Время – как бы граница между трёхмерным и четырёхмерным пространством. Мне кажется даже возможным, что при известных условиях наша прожитая жизнь как раз и может перейти в жизнь в следующем, более сложном измерении, где время можно увидеть в целом, вернее, где время, переходя в другое состояние, делает видимым следующее измерение материи. Но не будем увлекаться. Мы здесь беседуем не об этом. Почитайте, если этим интересуетесь, например, «Эволюцию вселенной» Губенко А.В. – это его епархия – постижение границ материальной части мира. Или М.И.Веллера ("Всё о жизни"). Или Г.Спенсера. У нас другое. Мы пытаемся получить принципиальную возможность выхода из материи, чтобы посмотреть на неё ясно.

Материя и Нематерия

или

Осторожно – Разум!

Поскольку Человек самым надёжным и абсолютным способом заключён в Материю – в собственное материальное тело, имеет органы чувств и воспринимает в первую очередь и наиболее отчетливо и легко проявления материи, то ему пока и кажется, что Мир – это и есть материя - простая или сложная, живая или мертвая, понятная или таинственная – но только материя. Если что-либо нематериально, то оно не существует. Соответственно, человек и исходит из материи, т.е. надеется только на свои силы, на свои руки и инструменты, на свой разум, волю и логику, на научно-технический, социальный и прочий прогресс, посмеивается над «предрассудками» стариков и становится жертвой самого распространенного и коварного заблуждения наших времён: материя порождает и развивает Разум, а Разум - Культуру и Дух или, проще говоря, телега толкает перед собой лошадь.

Это действительно так: материя порождает и развивает разум. И Дарвин отчасти прав. И материалисты отчасти правы. Всё, сказанное Наукой, отчасти справедливо. В этом смысле и я - убеждённый материалист. И всё бы было верно. И проблем никаких. Но только Мир, к счастью, материей ограничиваться просто не может – по своей природе, иначе земной пессимизм имел бы несокрушимые корни и непререкаемый авторитет.

Материя, безусловно, сама по себе - бесконечно богатый, чудесный, великий мир. Он настолько разнообразен и богат, настолько прекрасен и многолик [к тому же, мы воспринимаем только его отображённую копию (наши органы чувств не абсолютно совершенны (а если бы были абсолютно совершенны, а!?), хотя и их стоит рассматривать как на настоящее реальное чудо – чего стоит одно только зрение!) и живём не в самом совершенном измерении материи (есть структурно более сложные "материи")], что человеку кажется, особенно в середине жизни, что кроме материи в мире ничего больше нет. Тем более, что Нематерия никогда не показывает нам своё существование в виде какого-нибудь «чуда». Все необъяснимые с точки зрения материи чудеса с благой (чаще всего) целью придумываются и иногда реализуются людьми. Всё в материи имеет своё разумное объяснение, и тут материалисты-атеисты совершенно правы. Материя живёт по своим законам, и наука с техникой тут имеют решающее значение. Бытие определяет сознание – тоже отчасти верно. (С удовольствием бы сделал здесь большое отступление в виде оды Материализму как идеологии, поскольку как часть мироздания Материя имеет большое значение для человека. Но это уже сделано другими – и совершенно блестяще.) Любое «чудо» в материи объяснимо в пределах человеческого знания на данный момент и не имеет прямой причинной связи с нематерией. Да и странно было бы увидеть саму нематерию в материи. Воспринимать органами чувств мы можем только материальное.

Материальный мир настолько богат и прекрасен, что создаётся иллюзия: ничего прекраснее и быть не может. А между тем это совершенно неверно. Красота нематериальная – божественная красота – бесконечно прекраснее материи и является основой возможности материальной красоты.

Всё в нашем мире материально, объективно и меняется, как мы хотим. Меняется вовсе не через духовность. Святой дух не забьёт в доску ни одного гвоздя - это верно. Всё подконтрольно, всё анализируемо и практически достигаемо согласно нашим представлениям о цели - благодаря нам и нашей воле – а совсем не духу. Всё так. И всё бы хорошо. Но без духа наше «горючее» рано или поздно кончается, и мы подходим к душевному кризису – физическая сила, здоровье есть, и, может быть, немалые, но… «гвоздь забить» мы не можем. И тут материя уже не поможет.

Материя – это как бы лишь верхушка айсберга, которую мы видим. Бòльшая часть «айсберга», которую мы в материальной жизни никогда не увидим, и которая поднимает верхушку «айсберга» над водой – это Дух. Трудно себе представить, но дух несравнимо прекраснее материи. И даже не то, что прекраснее. Волшебное чудо реальности трудно выразить. Как бы Вам объяснить… Представьте себе лучшие образцы искусства, которые на Вас произвели самое сильное впечатление. У меня это, например, «Март» Левитана, в «The Show Must Go On» Фредди место

«My soul is painted like the wings of butterflies

Fairytales of yesterday will grow but never die»,

«Penny Lane» Beatles, подстреленый мальчик из фильма «Однажды в Америке», автопортрет Леонардо да Винчи… Есть и другие примеры, но так сразу не вспомнишь. Это и есть Дух. Это и пытался, как мне кажется, выразить Paule Verlaine в своём «Aspiration».

Дух - это и есть собственно основа реальности, а материя - прекрасная или ужасная - имеет, в принципе, те же права в реальности, что и иллюзия или сон. Она реальна постольку, поскольку она отражение духа – если дух её оставляет, она исчезает.

Но если он есть, то где он – Дух – в нашем материальном мире? Как его найти, находясь в материи?

Дух находится ближе к «Ядру», к первооснове бытия, чем Материя. Он как бы выше или, лучше сказать, глубже Материи. Это нематериальная первооснова всего сущего, в том числе и того, что порождает материю и управляет ею с её пространством, временем, энергиями, полями и бесконечным количеством других субстанций. Это некий абсолютно универсальный алгоритм, основа которого может не иметь ничего общего с материей. Поэтому человек может соотноситься с духом лишь средствами своей нематериальной, но живой части – души. Есть и некая переходная субстанция между духом и материей, названия которой, насколько я знаю, пока нет. Речь здесь не об антиматерии или проматерии. Речь здесь (и в дальнейшем) мало зависит от научных представлений. Это некая субстанция, «наработанная» нематериальной частью мира, которая должна отразиться в материи. Она постоянно порождается духом и напрямую зависит от его состояния. Дух - это Нечто, что, с точки зрения материи, постоянно рождает-уничтожает, развивает, ведёт разумные единицы, регулирует всё сущее. В некотором смысле, мы с Вами - марионетки, полностью зависящие от «ниток» духа. Материя – не антипод, не противоположность, а внешнее проявление духа и полностью от него зависит, а точнее – даже не зависит от него, а является его внешним, абсолютно точным отражением. Если идти ещё глубже, то и Дух, как нематериальное начало, также не самодостаточен. Он регулируется центром всего – Абсолютом, Ядром, Центром, если желаете – Богом, всеобщим живым «Я». Вот и получается, что многие культуры по сути своей правы, говоря о триединой сущности мира. Прав и философский подход к троице – субъект, его отношение к окружающему и самоотношение – как единое целое. Различные взгляды на мир как бы сходятся в одно и то же. Но для простоты давайте всё нематериальное объединим в понятие «дух», потому что большого значения в нашем смысле такое теоретизирование не имеет. Не стоит лезть в чащу – попадёшь в одну из ловушек разума. Напоминаю, что вышесказанное, а также вся книга – верны только по сути, очень условно и только при взгляде изматерии. В реальности все эти слова значения не имеют. Но в материи – да. И только как средство, чтобы достучаться до человеческой души, пользуясь тем, что она у нас с Вами сегодня пока переоценивает доводы разума. А «триединство», "хиротония" и другие красивые религиозные понятия никакого разумного смысла на самом деле не имеют и не нуждаются в нём. Смысл полезен и в метафизике, и в мистике, и в религии, но он – для слабых душ. Сильные, развитые души обходятся без смысла. Если душа чувствует, что нечто есть добро, она устанавливает для этого какую-нибудь простую догму – и этого достаточно. «Это есть хорошо – и всё. Остальное – неважно – от лукаваго».

Близки к духу по своей природе наши чувства (в музыке и других искусствах, любое искусство - чудо), ещё ближе - желания, симпатии, любовь («у этого мальчика доброе сердце»), а точнее – движения души.

Вы заметили, что, как бы наука и технический прогресс ни шагали вперёд, как бы сильно и умно ни было человечество в целом, те глобальные проблемы, которые ничто в принципе не мешает решить (например, обеспечение всех желающих эквивалентно оплачиваемой работой), никак не хотят покинуть человека? Казалось бы – действительно: мы очень умны, и техника есть, и развитая наука, и передовые технологии, и даже «искусственный интеллект», и желание, и выдающихся людей с самыми разными способностями и возможностями (даже гении иногда появляются) миллионы; всё, в принципе, можно решить. И стаж у человечества немалый. Всё в истории человечества уже было! Есть из чьих ошибок черпать ума. Возьми любую нужную книгу. Уж, кажется, в наше-то время проблем вообще не должно быть. Можно автоматизировать и оптимизировать решительно все процессы производства материальных благ и от материальных проблем практически не зависеть всем людям.

А оглянитесь: полмира в явных и каких-то диких, абсурдных и идиотских проблемах – войны, терроризм, нищета, забастовки, болезни и голод, - и скрытых (но главных): жадность, зависть, тщеславие, равнодушие, высокомерие, презрение и злоба. Почему же так? Мы же такие умные. Мы хорошо знаем, что хорошо, а что плохо. У человечества такой богатейший опыт. Столько было всяких фундаментальных, фантастически важных открытий в разнообразных сферах! У нас уже сегодня богатейшая материальная база, но ею почти никто не пользуется. И мы в своём большинстве продолжаем жить так зависимо: убого и бестолково!? Это глобальное, сколь и явное противоречие современного человечества знают все и видят все. И это ли противоречие не удивительно своей фактической наглядной, но совершенно напрасной очевидностью?

Так почему же мы не хотим разобраться в таком положении дел до конца? Почему бы нам не выявить главную причину этого? Или это настолько непостижимо, что не стоит и пытаться?

Даже в науке, где, кажется, нет недоступных областей для её инструментов, много не только проблем, связанных с принципиально новыми парадигмами, с принципиально новыми неизведанными областями, но и проблем, необъяснимых по непонятным причинам: мы часто не можем объяснить явления, находящиеся буквально у нас под носом. Если честно посмотреть на реальность, то мы в постоянно и успешно познаваемой нами материи при всех наших огромных научных успехах во многих первостепенно важных для нас областях практически беспомощны: сами себя не можем вылечить: всё новые опасные вирусы, СПИД, диабет, многие другие болезни и онкология (да что там рак, - мы даже не знаем, например, что такое псориаз, хотя вот он у тебя на боку, изучай, пожалуйста, - электронные микроскопы, все НИИ Земли в твоём распоряжении. Нет, не можем.). Но почему же, собственно? Почему всё, чего добилось человечество, стоило таких неимоверных, таких бесконечных усилий и подвигов одиночек? Почему вечное, нужное, действительно полезное – хорошее - делалось с таким скрипом, такими крошечными шажками, с таким страшным количеством глупостей, с такими ужасными, бездарными бессмысленными провалами, с бесчисленными (и совершенно ненужными ни для кого!!) человеческими жертвами, с необъяснимыми толком и регулярными откатами назад?

Потому что человечество в целом ещё очень молодо, духовно наивно и неопытно. Оно по-прежнему считает разум мерилом своего уровня совершенства. И поэтому ему невдомёк, что одна материя никогда не сможет обеспечить ему всё необходимое для жизни и не является для него решающей для счастья. И до сих пор – даже в наши дни, несмотря на серьёзнейшие практические намёки со стороны Мира на нашу глупость – относится к духу по-детски. Оно и по сей день - соответственно уровню своего развития - совершенно серьёзно, совершенно искренне надеется на чисто материалистический, на чисто разумный подход к действительности и не хочет всерьёз допускать возможность существования нематериальной части мироздания, отсылая её к области религии и Бога, не понимая того, что нематериальная или духовная часть мира реальна, хотя и недоступна разумным доказательствам, т.к. последние – материальны по своей природе и не могут войти в пределы действительных основ мира. Эти пределы доступны только живому мироощущению и вере, но вера как раз воспринимается людьми как нечто менее практически ценное, чем разум и обязательно (почему, кстати?) привязывается к богу. Многие считают веру и вовсе стыдной человеческой слабостью и даже невежеством. Это наивное, чисто практическое, материальное, прикладное, механистическое отношение к миру ведёт в итоге к такому мировоззрению, которое приводит человека к тем же практическим материальным прикладным проблемам, которые он надеялся решить, сэкономив время на бесполезной, по его мнению, вере. Проблемы эти заключаются в том, что хотя человек и знает в какой-то степени, что делать, он не может делать это достаточно хорошо, потому что видит только материю и начинает «глохнуть» в ней, «вариться в собственном соку», не имея возможности с помощью духа подняться над материей и действовать глубже. "Да разве там он ? Там. Ну, братец, виноват. Слона-то я и не приметил..." Он знает, что надо делать, но делать не может – нет душевной силы, нет достаточного желания. Он всё больше, незаметно для себя, «мельчает» и не может подняться повыше, чтобы взглянуть на ситуацию с высоты. Человек становится всё более тактиком и всё менее – стратегом, мельчает, животнеет и продолжает заниматься букашками, не видя слона. Учитывая только материальную часть мира, человек не может стать её хозяином просто потому, что он в ней, а не над ней. Человек никак не может понять, что главная его цель - не хорошая материальная, а хорошая духовно-материальная жизнь. Главная его часть – не тело, живущее практически одно мгновение, а нематериальная душа, живущая вечно. А его качество жизни определяется не материальным, а духовным. И материя для нас по большому счёту – средство для нашего духа. Человек пока не может, а лучше сказать - не хочет понять ту простую вещь, что для того, чтобы действительно овладеть материей, надо от неё отречься. А вот для животных и растений материя – действительно цель. Но давайте же хотя бы пытаться отходить от животных представлений о мире! Ведь стыдно же столько времени быть умными животными. Есть люди с более-менее нормальным мировоззрением, но их слишком пока мало, и они вынуждены приспосабливаться к большинству, перегорая в материальной жизни тем больше, чем меньше они хотят приспосабливаться к обществу.

Дальше материи мы ничего не видим, а, как правило, - и видеть не хотим. Боимся нового. Боимся вылезти из тёплой ямки. Может быть, захотели бы и дальше материи взглянуть, но не верим в нематерию, её независимость от Разума и в то, что она по меньшей мере не менее значима, чем материя. Человечество пока упёрлось в основном и в первую очередь в материю. Оно иногда допускает нематерию теоретически, уважая философию, но на самом деле считает, что в реальной-то жизни Нематерии нет и не хочет думать о первопричине всего, о первооснове мира. В лучшем случае, люди считают Дух чем-то положительным, но относящимся к области религии: если веришь, то он есть, а если не веришь – то и Духа нет (что с позиций смысла - верно).

Большинство людей относится к духу, как к несуществующему субъекту (что в материальном смысле действительно верно. Но, может быть, можно существовать и нематериально? почему нет? ограничивается ли бытие материальностью?), без которого невозможно обойтись во многих сферах человеческой деятельности, в том числе и при построении теорий в философии, в искусстве и других прикладных областях деятельности человека, а также необходимо для нравственных изысканий. Я же считаю, что дух реальнее и, если хотите, материальнее материи. Считаю не потому, что пришёл к этому в результате разумных выводов, хотя есть и такие люди, которые дух обосновывают разумом, причём по-мастерски запросто (почитайте «Чтения о богочеловечестве» В.С.Соловьёва). Я это живо чувствую, полностью верю своему чувству и считаю это чувство важнее и надёжнее моего ума.

Наши рекомендации