Функций человека. Свойства личности

ИСХОДНЫЙ УРОВЕНЬ ЗНАНИЙ

1. Что такое I сигнальная система?

2. Что такое II сигнальная система?

Студент должен знать: 1.Формы отражения мозгом окружающей действительности. I и II сигнальные системы ( по И. П. Павлову). 2.Мышление и речь. Функциональная асимметрия коры больших полушарий, связанная с процессами мышления и речи. 3.Эмоции, их роль в осуществлении психических функций. Структурное обеспечение эмоций. 4.Понятие о подсознании, сознании, самосознании, сверхсознании. Представление о нервном субстрате сознания. Роль сознания в формировании поведения человека. 5.Личность и ее свойства. Типы личности. Профильные вопросы для педиатрического фак-та: 1.Развитие речи в онтогенезе человека. 2.Особенности эмоциональных реакций в детском возрасте. Студент должен уметь: · объяснить соотношение между инстинктами, потребностно-мотивационной сферой человека и процессами сознания, подсознания и сверхсознания. Основная литература: 1.Нормальная физиология. Под ред. Ткаченко Б.И. -2005. –С. 789-99; 813-7; 825-35; 2.Физиология человека. Compendium. Под ред. Ткаченко Б.И. -2009. –С. 435-40; 450-1; 453-60. 3.Материалы лекций. Дополнительная литература: 1.Физиологические основы здоровья человека / Под ред. Ткаченко Б.И. -СПб. 2001. 2.Начала физиологии / Под ред. Ноздрачёва А. -СПб. 2001 3.Физиология человека / Под ред. Шмидт Р.Ф. и Тевс Г. Перев. с англ. 1986. 4.Физиологические основы психической деятельности человека / Под ред. Пятина В.Ф., Лавровой О.В. 1994. 5.Физиология высшей нервной деятельности / Под ред. Даниловой Н.Н., Крыловой А.Л. 1999.

ЗАДАНИЕ ДЛЯ РАБОТЫ:

Задание №1. Ответьте на вопросы:

1. Что такое I сигнальная система?

2. Что такое II сигнальная система?

3. Дайте определение понятию “мышление”

4. Что такое речь?

5. Назовите виды речи;

6. Перечислите основные функции речи;

7. Что такое эмоции?

8. Назовите основные виды эмоций;

9. Перечислите основные функции эмоций;

10. Дайте определение понятию “потребность”

11. Назовите основные виды потребностей человека?

12. Что такое сознание?

Задание №2. Объясните, что означает понятие:функциональная асимметрия мозга.

Задание №3. Решите следующие задачи:

1. Молодой человек с детства имел желание стать врачом. После окончания школы он провалился на вступительных экзаменах в институт. Пошел работать санитаром. На следующий год опять не поступил. Призвали в армию, после которой поступил на подготовительное отделение и через год сдал экзамены и был зачислен в медицинский институт. Вопросы: 1.Какое состояние ЦНС заставляло человека двигаться к намеченной цели? 2.Как это состояние называется? 3.На основе каких механизмов формируется?

2. Пациент П. после травмы головы перестал понимать обращённую к нему речь, а его собственная речь стала несвязной. Вопросы: 1.Где локализуется источник повреждения мозга? 2.Как называется такое состояние?

3. В нейрохирургическое отделение поступил больной, проявляющий признаки агрессии и беспокойства. Вопрос: Повреждение каких отделов мозга может привести к такой симптоматике?

4. Сразу после получения диплома с отличием выпускница стала прыгать от радости и напевать песни. Вопрос: Активация каких отделов головного мозга привела к такой реакции?

5. Студент А. с детства пишет левой рукой. Означает ли это, что доминирующим в этом случае является правая часть коры больших полушарий?

№4. Тестовый контроль:

1. Как классифицируются типы темперамента по Гиппократу?: А) сильный и слабый; В) холерик, сангвиник, флегматик, меланхолик; С) сильный, неуравновешенный; сильный, подвижный, уравновешенный; сильный, малоподвижный, уравновешенный; слабый; D) возбудимый, маловозбудимый, невозбудимый, тормозной.

2. Как классифицируются типы ВНД по И.П.Павлову?: А) сильный, неуравновешенный; сильный, подвижный, уравновешенный; сильный, малоподвижный, уравновешенный; слабый; В) уравнительный, парадоксальный, наркотический, ультрапарадоксальный; С) холерик, сангвиник, флегматик, меланхолик; D) возбудимый, маловозбудимый, невозбудимый, тормозной.

3. Какие показатели возбудительного и тормозного процессов необходимо определить для суждения о типе ВНД?: А) устойчивость возбуждения и ускорение торможения; В) сила, уравновешенность и подвижность возбуждения и торможения; С) устойчивость, направленность и взаимозаменяемость возбуждения и торможения; D) скорость процессов возбуждения и торможения.

4. Какой тип ВНД по классификации И.П.Павлова соответствует понятию «холерик»?: А) сильный, неуравновешенный; В) сильный, подвижный, уравновешенный; С) слабый; D) сильный, малоподвижный, уравновешенный.

5. Какой тип ВНД по классификации И.П.Павлова соответствует понятию «флегматик»?: А) сильный, малоподвижный, неуравновешенный; В) сильный, малоподвижный, уравновешенный; С) слабый; D) сильный, подвижный, уравновешенный.

6. Какой тип ВНД по классификации И.П.Павлова соответствует понятию «сангвиник»?: А) слабый; В) сильный, подвижный, неуравновешенный; С) сильный, подвижный, уравновешенный; D) сильный, малоподвижный, уравновешенный.

7. Какой тип ВНД по классификации И.П.Павлова соответствует понятию «меланхолик»?: А) слабый; В) сильный, подвижный, уравновешенный; С) сильный, малоподвижный, неуравновешенный; D) сильный, малоподвижный, уравновешенный.

8. Условные рефлексы на какие раздражители составляют первую сигнальную систему?: А) на все непосредственные сигналы внешнего мира и внутренней среды; В) на слово; С) как на слово, так и на раздражители внешней и внутренней среды; D) на сверхпороговые раздражители.

9. Условные рефлексы на какие раздражители составляют вторую сигнальную систему?: А) на все непосредственные сигналы внешнего мира и внутренней среды; В) как на слово, так и на раздражители внешней и внутренней среды; С) на слово; D) на новые, еще не встречавшиеся организму раздражители.

10. У кого есть первая сигнальная система?: А) только у животных; В) только у человека; С) только у человека и высших животных; D) у всех организмов, способных к выработке условных рефлексов.

11. У кого есть вторая сигнальная система?: А) только у человека и высших животных; В) только у человека; С) только у животных; D) у всех живых организмов.

12. Когда появляется первая сигнальная система у человека?: А) с рождения; В) у человека нет первой сигнальной системы; С) с того времени, как человек начинает говорить и понимать речь; D) только в том случае, если человек был воспитан в стае животных.

13. Когда появляется вторая сигнальная система у человека?: А) у человека нет второй сигнальной системы; В) с рождения; С) с того времени, как человек начинает говорить и понимать речь; D) вторая сигнальная система есть у плода с 28 недели внутриутробной жизни.

14. В каком возрасте у здорового ребенка, воспитываемого в обычных условиях, появляется первые признаки второй сигнальной системы?: А) в первые часы жизни; В) во втором полугодии жизни; С) на втором году жизни; D) внутриутробно.

15. Может ли у здорового человека не быть второй сигнальной системы?: А) не может; В) у человека нет второй сигнальной системы; С) может, если он воспитывался не среди людей, а среди животных; D) второй сигнальной системы у человека нет до периода полового созревания.

16. Какой тип ВНД человека И.П.Павлов относил к мыслительному?: А) тип, у которого преобладают впечатления, идущие с первой сигнальной системы; В) тип, у которого преобладают впечатления, идущие со второй сигнальной системы; С) тип, у которого уравновешены впечатления, идущие с первой и второй сигнальных систем; D) слабый.

17. Как тип мышления присущ только человеку?: А) образное; В) абстрактное; С) конкретное; D) подкорковое.

18. Какой тип ВНД человека И.П.Павлов относил к художественному?: А) тип, у которого преобладают впечатления, идущие со второй сигнальной системы; В) тип, у которого уравновешены впечатления, идущие с первой и второй сигнальных систем; С) тип, у которого преобладают впечатления, идущие с первой сигнальной системы; D) слабый тип.

19. Какой тип ВНД человека И.П.Павлов относил к среднему?: А) тип, у которого преобладают впечатления, идущие с первой сигнальной системы; В) сильный, малоподвижный, уравновешенный тип; С) тип, у которого преобладают впечатления, идущие со второй сигнальной системы; D) тип, у которого уравновешены впечатления, идущие с первой и второй сигнальных систем.

20. К какому из перечисленных типов ВНД относится основная масса людей?: А) к смешанному; В) к мыслительному; С) к художественному; D) к уравновешенному.

21. В чем состоит особенность слова как сигнала?: А) на слово не может развиться запредельное торможение; В) слово не может быть отрицательным сигналом; С) слово позволяет использовать опыт всех поколений; D) на слово нельзя выработать условный рефлекс.

22. Что такое «сигнал сигналов»?: А) сигнал, вызывающий развитие условного рефлекса второго порядка; В) любое слово, обозначающее условный или безусловный раздражитель; С) сигнал, вызывающий развитие условного рефлекса более, чем шестого порядка; D) сигнал, вызывающий стойкое торможение в коре головного мозга.

23. Какое мышление развивается на основе первой сигнальной системы?: А) образное; В) абстрактное; С) образное и абстрактное; D) на основе первой сигнальной системы мышление не развивается.

24. Какое мышление развивается на основе второй сигнальной системы?: А) образное; В) образное и абстрактное; С) на основе второй сигнальной системы мышление не развивается; D) абстрактное.

25. За развитие какого вида мышления отвечает правое полушарие головного мозга?: А) у правшей – за логическое, у левшей – за образное; В) у правшей – образное, у левшей – за логическое; С) у всех правшей и 70% левшей – за образное, у 30% левшей – за логическое; D) у всех левшей и 70% правшей – за образное, у 30% правшей – за логическое.

26. За развитие какого вида мышления отвечает левое полушарие мозга?: А) у всех правшей и 70% левшей – за логическое, у 30% левшей – за образное; В) у всех левшей и 70% правшей – за образное, у 30% правшей – за логическое; С) у правшей – за образное, у левшей – за логическое; D) у всех левшей и 70% правшей – за логическое, у 30% правшей – за образное.

27. Как называются реакции организма на воздействие внутренних и внешних раздражителей, имеющих ярко выраженную субъективную окраску и захватывающие все виды чувствительности?: А) стресс; В) условный рефлекс; С) эмоции; D) ВНД.

28. Что такое эмоции по И.П.Павлову?: А) И.П.Павлов отрицал роль эмоций в мышлении и ВНД ввиду их субъективности; В) «источник силы для нервных клеток»; С) « фактор истощения нервных клеток»; D) «фактор стресса».

29. Что представляют собой жалобы больного с позиций физиологии эмоций?: А) объективная оценка своих ощущений; В) совершенно достоверная оценка своих ощущений; С) попытка обмануть врача с корыстными целями; D) субъективный словесный отчет о своих ощущениях.

30. Каковы главные компоненты проявления эмоций?: А) мимическое выражение, дыхательный и сердечно – сосудистый компоненты, потоотделение, степень сократимости гладкой мускулатуры желудочно – кишечного тракта, уровень обмена веществ, степень двигательной активности; В) смех, плач, обмирание, икота; С) тошнота, рвота, кашель, чихание; D) мочеобразование, желчеобразование.

31. На какие стадии делят процесс формирования эмоций?: А) формирование потребностей и влечений, а затем их удовлетворение или неудовлетворение; В) сон, бодрствование, работа, пополнение запасов энергии пищевыми веществами; С) рождение, половое созревание, воспроизведение; D) поведение в семье, коллективе, государстве, мире.

32. В каком из перечисленных случаев обязательно возникает положительная эмоция?: А) после обеда; В) после сна; С) после удовлетворения потребностей и влечений, получение своей «афферентной модели»; D) после физической работы.

33. В каком из перечисленных случаев обязательно возникает отрицательная эмоция?: А) если перед организмом стоит цель, средств для решения которых недостаточно; В) если перед организмом не стоит никакой цели; С) если перед организмом стоит цель, средств для решения которой вполне достаточно; D) во сне.

34. Что необходимо организму для достижения цели?: А) все, что угодно; В) информация, энергия, время, способность выполнить программу действия; С) коэффициент полезного действия; D) работа и отдых.

35. Какое из перечисленных состояний должно развиться для того, чтобы возникла эмоция?: А) состояние торможения; В) состояние напряжения; С) состояние покоя; D) состояние равновесия.

36. Какую роль играют сила и подвижность нервных процессов для принятия решения при дефиците времени?: А) незначительную; В) чем больше сила и меньше подвижность нервных процессов, тем медленнее принимается решение; С) сила нервных процессов роли не играет, а от подвижности скорость принятия решения зависит прямо пропорционально; D) чем выше сила и подвижность нервных процессов, тем быстрее принимается решение.

37. Какая часть коры головного мозга доминирует при речи и письме у правшей?: А) правое полушарие; В) затылочные доли обоих полушарий; С) левое полушарие; D) участвуют оба полушария.

38. В каком из перечисленных случаев возникает произвольное внимание?: А) во время умственной работы; В) во время сна; С) при декортикации; D) во всех перечисленных случаях.

39. Какая часть головного мозга всегда участвует в формировании произвольного внимания?: А) затылочные доли; В) лобные доли; С) теменные доли; D) височные доли.

40. Как называется отражение окружающей среды в понятиях, суждениях, умозаключениях?: А) мышление; В) эмоции; С) условный рефлекс; D) социальная мотивация.

41. Какие отделы ЦНС принимают основное участие в возникновении биологических мотиваций?: А) ЦНС в этом не участвует; В) спинной мозг; С) гипоталамус, лимбическая система; D) все отделы в совокупности.

Ответы на тесты: 1-В; 2-А; 3-В; 4-А; 5-В; 6-С; 7-А; 8-А; 9-С; 10-Д; 11-В; 12-А; 13-С; 14-В; 15-С; 16-В; 17-В; 18-С; 19-Д; 20-А; 21-С; 22-В; 23-А; 24-Д; 25-С; 26-А; 27-С; 28-В; 29-Д; 30-А; 31-А; 32- С; 33-А; 34-В; 35-Д; 36-Д; 37-С; 38-А; 39-В; 40-А; 41-С.

РАЗДЕЛ: Физиология высшей нервной деятельности

Занятие №4 Физиологические основы трудовой

Деятельности

ИСХОДНЫЙ УРОВЕНЬ ЗНАНИЙ

1.Что такое труд?

2. Понятие динамического стереотипа.

Студент должен знать: 1.Труд как целенаправленная деятельность человека. Различные виды труда и трудовой деятельности. Степень тяжести труда. 2.Значение двигательного аппарата, сенсорных систем и корковой регуляции в трудовой деятельности. Трудовые навыки. Роль явлений доминанты в формировании динамического стереотипа. 3.Изменение физиологических функций при различных видах физической работы. Монотонный труд. Гипокинезия. 4.Физиологические особенности умственного труда. 5.Работоспособность и утомление. Профильные вопросы для педиатрического фак-та: 1.Возрастные изменения двигательной активности и работоспособности. Студент должен уметь: · оценить степень тяжести физического труда; определить уровень физического состояния. Основная литература: 1.Нормальная физиология. Под ред. Ткаченко Б.И. -2005. –С.825-35; 789-99; 813-7; 872-8. 2.Материалы лекций. Дополнительная литература: 1.Физиологические основы здоровья человека / Под ред. Ткаченко Б.И. -СПб. 2001. 2.Начала физиологии / Под ред. Ноздрачёва А. -СПб. 2001 3.Физиология человека / Под ред. Шмидт Р.Ф. и Тевс Г. Перев. с англ. 1986. 4.Физиологические основы психической деятельности человека / Под ред. Пятина В.Ф., Лавровой О.В. 1994. 5.Физиология высшей нервной деятельности / Под ред. Даниловой Н.Н., Крыловой А.Л. 1999.

ЗАДАНИЕ ДЛЯ РАБОТЫ:

Задание №1. Ответьте на следующие вопросы:

1. Назовите виды труда;

2. Назовите виды трудовой деятельности;

3. Назовите разновидности физической работы;

4. Дайте определение понятию ”работоспособность”;
5. Что такое утомление?

Задание №2. Объясните следующие понятия:

гипокинезия,

тяжесть труда;

Задание №3. Решите следующие задачи:

1. Человек в течение 20 лет работал бухгалтером. Вопрос: как изменятся параметры его сердечно-сосудистой деятельности (ЧСС, АД) при интенсивной физической нагрузке?.

2. После продолжительной физической работы у человека определили уровень глюкозы в крови. Вопрос: как изменится этот показатель и почему?

3. После забега на дистанцию 500м. у спортсмена и у студента появилась одышка. Вопросы: 1.Изменился ли МОК у этих людей? 2.За счёт каких механизмов?

4. К концу рабочего дня в горячем цехе рабочие жалуются на сильную усталость и плохое самочувствие. Вопросы: 1.Чем это можно объяснить. 2.Что может улучшить их самочувствие и почему?

5. Хирург провёл за операционным столом около 6-ти часов. Рабочий день грузчика также продолжается 6 часов. Вопрос: Можно ли сравнить их труд по энерготратам?

6. После восхождения на гору у скалолаза определили количество адреналина и альдостерона в крови? Вопросы: 1.Изменилось ли их содержание в крови и почему? 2.Какое это имеет значение для организма?

7. Изменятся ли функциональные показатели сердечно-сосудистой системы (ЧСС, АД) у диспетчера воздушного транспорта, если их зарегистрировать их до и после окончания рабочего дня? Почему? Какое это имеет значение?

Задание №4. Тестовый контроль:

1. Что изучает физиология труда?: А) организацию трудового процесса на определенном производстве; В) изменение функционального состояния организма под влиянием трудовой деятельности; С) этапы превращения обезьяны в человека; D) способы повышения производительности труда путем улучшения промышленных технологий.

2. Каковы основные задачи физиологии труда?: А) изучение физиологических закономерностей трудовой деятельности; В) исследование физиологических параметров организма при различных видах работ; С) разработка мероприятий по оптимизации трудового процесса; D) все вышеперечисленное.

3. Что из перечисленного является необходимым условием здорового образа жизни?: А) полифазный сон; В) спортивный разряд по силовому виду спорта; С) посильный рациональный труд; D) все вышеперечисленное.

4. Как называют потенциальную возможность человека выполнить на протяжении заданного времени и с достаточной эффективностью определенное количество работы?: А) коэффициент полезного действия; В) работоспособность; С) оптимальная нагрузка; D) квалификация.

5. Какие виды работоспособности можно выделить у человека?: А) физическая работоспособность; В) умственная работоспособность; С) способность к воспроизведению; D) все вышеперечисленное.

6. От чего из перечисленного зависит работоспособность?: А) от состояния здоровья и тренированности; В) от генетических данных организма; С) от условий среды обитания, в которых выполняется работа; D) от всего вышеперечисленного.

7. Какие из перечисленных факторов среды влияют на работоспособность?: А) температура среды, радиация, степень освещения; В) уровень шума, вибрация, сильные запахи; С) степень интенсивности работы и опасности для жизни и здоровья по технологии производства; D) все вышеперечисленное.

8. Что из перечисленного усугубляет отрицательное воздействие на организм неблагоприятных факторов окружающей среды и трудового процесса?: А) высокая физическая подготовка; В) сильный тип ВНД; С) сон во время обеденного перерыва; D) гипокинезия.

9. Из каких основных компонентов состоит умственная работа?: А) из мыслительного и физического; В) из мыслительного и эмоционального; С) из статического и динамического; D) в физиологическом смысле умственная деятельность не является работой.

10. Когда начинает возрастать уровень активности физиологических систем, обеспечивающих выполнение данной работы?: А) через 1-2 минуты после начала работы; В) одновременно с началом работы; С) не менее, чем через 10 минут после начала работы; D) до начала работы.

11. Как изменяется активность физиологических систем во время работы?: А) повышается; В) она повышается до начала работы, а во время работы не изменяется; С) повышается активность мышечной и снижается – других систем организма; D) во время физической повышается, а во время умственной работы не изменяется.

12. Какие физиологические системы из перечисленных активируются прежде всего при физическом труде?: А) мышечная система, кровообращение, дыхание; В) пищеварения и выделения; С) кроветворение; D) все вышеперечисленное.

13. Какие из перечисленных показателей возрастают при физическом труде?: А) частота сердечных сокращений; минутный объем и частота дыхания; С) уровень обменных процессов и количество потребляемого в минуту кислорода; D) все вышеперечисленное.

14. Какие физиологические системы активируются при умственной работе в первую очередь?: А) кора головного мозга, ретикулярная формация, симпатоадреналовая система; В) ликворная система мозга; С) соматическая и вегетативная нервная система; D) все вышеперечисленное.

15. К чему может привести систематическое перенапряжение при трудовой деятельности?: А) к развитию гипокинезии; В) к развитию соматических, инфекционных, профессиональных заболеваний и травмам; С) к атрофии мышц; D) ко всему вышеперечисленному.

16. Как изменится минутный объем крови во время физической работы у тренированного и нетренированного человека?: А) у тренированного повышается, у нетренированного снижается; В) у нетренированного повышается, у тренированного не изменится; С) у тренированного повышается в основном за счет учащения сердечных сокращений, у нетренированного – за счет повышения ударного объема; D) у обоих повышается, но у тренированного больше за счет ударного объема, а у нетренированного за счет учащения сердечных сокращений.

17. Как изменяется артериальное давление при физической работе?: А) возрастает пропорционально систолическое и диастолическое давление, в связи с чем пульсовое давление не изменяется; В) возрастает систолическое давление, а диастолическое изменяется мало, в связи с чем пульсовое давление повышается; С) возрастает в основном диастолическое давление, а систолическое изменяется мало, поэтому пульсовое давление снижается; D) у здорового человека практически не изменяется.

18. Как изменяется минутная вентиляция легких во время физической работы у тренированного и нетренированного человека?: А) у тренированного не изменяется, у нетренированного снижается; В) у тренированного повышается преимущественно за счет учащения частоты дыхания, а у нетренированного – за счет нарастания дыхательного объема; С) у обоих повышается, но у тренированного больше за счет глубины дыхания, а у нетренированного – за счет учащения дыхания; D) у нетренированного повышается, у тренированного не изменяется.

19. Когда при совершении физической работы возникает кислородный долг?: А) по окончании работы; В) возникает только при тяжелой работе через 15-20 минут после ее начала; С) у здорового организма не возникает; D) с начала работы, так как объемный кровоток и аэробный обмен только через несколько минут приспосабливаются к изменившимся условиям.

20. Что подразумевают под «выплатой» возникшего при работе кислородного долга?: А) резкое снижение скорости потребления кислорода после завершения работы; В) повышенную скорость потребления кислорода тканями после окончания работы; С) учащение частоты дыхания во время работы; D) увеличение минутного объема дыхания во время работы.

21. Как влияет на уровень глюкозы в крови длительная, тяжелая работа?: А) снижает; В) повышает; С) уровень глюкозы не зависит от совершаемой работы; D) повышает в артериальной и снижает в венозной крови.

22. Уровень каких из перечисленных гормонов в крови повышается во время работы?: А) интермедина и мелатонина; В) инсулина; С) во время работы снижается содержание всех гормонов в крови; D) адреналина и кортикостероидов.

23. Уровень каких из перечисленных гормонов в крови снижается во время работы?: А) инсулина; В) соматотропного гормона; С) глюкагона и кортикостероидов; D) адреналина и норадреналина.

24. К чему из перечисленного приводит снижение интеллектуальной нагрузки?: А) к ослаблению условно рефлекторных связей, сформированных на уровне ствола мозга; В) к ухудшению памяти, внимания, воли, логического мышления; С) к снижению физической работоспособности; D) ко всему вышеперечисленному.

25. Как изменяется интенсивность энергообмена при нервно-психических нагрузках?: А) не изменяется; В) снижается; С) повышается; D) у здоровых не изменяется, а психических больных повышается.

26. Какие из перечисленных вегетативных реакций возникают при нервно-психических нагрузках?: А) тахикардия и гипервентиляция; В) усиленное потоотделение и повышение кровотока в коже; С) повышение секреции адреналина; D) все вышеперечисленное.

27. Какова физиологическая основа повышения работоспособности в результате упражнений в определенной области деятельности?: А) учение И.М.Сеченова об активном отдыхе; В) образование и упрочение условных рефлексов; С) реципрокное торможение; D) низкая лабильность нервных центров.

28. Что из перечисленного достигается благодаря выработке динамического стереотипа?: А) более экономичные профессиональные действия; В) «автоматизм» в работе, не требующий постоянного сосредоточения; С) меньшая утомляемость в процессе работы; D) все вышеперечисленное.

29. Что такое тренировка?: А) многократная подача безусловного и условного раздражителя в определенное время суток; В) многократное систематическое выполнение физической или умственной работы; С) длительное однократное выполнение одного и того же упражнения, позволяющего установить спортивный рекорд; D) регулярное стрессовое воздействие на организм, приводящее к выработке адреналина.

30. Что из перечисленного происходит в результате длительной тренировки?: А) истощение запасов АТФ; В) атрофия мышц; С) адаптация; D) азотистый баланс становится отрицательным.

31. Какие из перечисленных систем быстрее всего утрачивают состояние тренированности при прекращении тренировок?: А) нервная и эндокринная; В) дыхательная; С) пищеварительная; D) сердечно-сосудистая и мышечная.

32. Какие причины приводят к развитию нервно-психического утомления?: А) длительная умственная работа, требующая усиленного внимания, концентрации или тонкой дифференцировки; В) монотонный ритм работы; С) шум, плохое освещение, повышение температуры среды выше температуры комфорта; D) все вышеперечисленное.

33. Какое утомление может исчезать мгновенно?: А) никакое; В) физическое; С) нервно-психическое; D) любое.

34. Какие из перечисленных показателей восстанавливаются после работы наиболее поздно?: А) частота сердечных сокращений и артериального давления; В) состав и количество лейкоцитов, активность гормонов, содержание гликогена в мышцах; С) частота и глубина дыхания; D) изменения в нервно- мышечной системе.

35. Что из перечисленного относится к «активному отдыху»?: А) различные формы деятельности, отличающиеся от основной работы; В) сочетание основной работы с прослушиванием музыки; С) строгое соблюдение времени обеденного перерыва во время работы; D) сочетание физической работы с решением математических задач « в уме».

36. Какой из перечисленных видов сна имеет наибольшее значение для восстановления работоспособности?: А) сон после еды в обеденный перерыв; В) дневной сон в течение 1-2 часов; С) сон в любое время суток не менее 4 часов; D) ночной сон 7-8 часов.

37. Что из перечисленного не рекомендуется во время перерывов в трудовой деятельности?: А) аутотренинг; В) сон; С) спортивные соревнования; D) специальные физические упражнения.

38. Как зависит работоспособность от температуры окружающей среды?: А) снижается при повышении температуры среды выше зоны комфорта; В) повышается при повышении температуры среды; С) снижается при температуре среды ниже 15 градусов С; D) практически не зависит.

39. Что из перечисленного относится к экстремальным факторам труда врачей?: А) высокая нервно-эмоциональная нагрузка, связанная с ответственностью, необходимостью быстрого принятия решения; В) повышенная концентрация соединений йода в воздухе; С) повышенные шумы, излучение приборов медтехники; D) у врачей нет экстремальных факторов труда.

Ответы к тестам: 1-В; 2-Д; 3-С; 4-В; 5-Д; 6-Д; 7-Д; 8-Д; 9-В; 10-Д; 11-А; 12-А; 13-Д; 14-А; 15-В; 16-Д; 17-В; 18-С; 19-Д; 20-В; 21-А; 22-Д; 23-А; 24-В; 25-С; 26-Д; 27-В; 28-Д; 29-В; 30-С; 31-Д; 32-Д; 33-С; 34-В; 35-А; 36-Д; 37-С; 38-А; 39-А.

Наши рекомендации