Ходьба с поддержкой и без нее
Сэмми держится за палец мамы и идет с ней. Через несколько шагов мама вытаскивает палец из руки Саманты, и малышка продолжает идти самостоятельно.
Скорее всего, эта техника не подойдет для детей с ДЦП. Если вы хотите все равно ее попробовать, убедитесь в том, что ребенок заметил, когда его перестали поддерживать. Осознание того, что он теперь сам по себе, поможет ему сосредоточиться и как можно лучше справиться с риском потери равновесия. Если ребенок думает, что вы оберегаете его от падения, а вы этого не делаете, он может сильно ушибиться, если внезапно упадет.
Взрослый удерживает ребенка за одежду, чтобы не дать ему упасть
Мама идет с Сэмми, держа ее за воротник. Через несколько шагов мама отпускает воротник, и Сэмми идет сама.
Это не поможет начинающим ходокам с ДЦП, потому что для удержания равновесия они раскачиваются из стороны в сторону. Если удерживать ребенка за одежду, можно помешать этому.
Вы можете использовать эту технику, чтобы обеспечить безопасность ребенку, когда он залезает на предмет мебели или на горку на детской площадке.
Готовность к ходьбе
Вот общие рекомендации для детей, готовых к ходьбе:
Уголок для игры стоя и самостоятельных шагов
• Из нескольких предметов мебели создайте зону, в которой вашему ребенку будет весело стоять и играть (рис. 14.32, а – в ).
• Используйте игрушечную кухонную мебель, столик, тяжелые большие коробки – все, что вам удастся найти подходящего размера в высоту, чтобы ребенок мог играть стоя.
• Оставьте между предметами мебели расстояние, чтобы ребенок мог двигаться между ними с минимальной поддержкой рук или делать самостоятельные шаги.
Рис. 14.32
Дни, наполненные ходьбой
• Вам нужно помогать ребенку сохранять хорошую физическую форму и поддерживать готовность к самостоятельной ходьбе с помощью постоянной тренировки умения стоять и ходить с поддержкой.
• Вместо того чтобы везти ребенка в коляске или нести его, предоставляйте ему возможность идти с вами. Если он ходит в детский сад, поговорите с его воспитателями о разных способах побудить его ходить.
• В выходные дни сведите время, которое ребенок проводит сидя в машине, в магазинной тележке или за просмотром телевизора, к абсолютному минимуму. Ребенок, который проводит бóльшую часть дня в положении сидя, вряд ли начнет самостоятельно ходить.
Часто задаваемые вопросы
Моей дочери не нравится стоять. Когда она была маленькая, нравилось. Но сейчас, когда я пытаюсь поставить ее между своими ногами, она падает на пол и уползает. Что мне делать?
То, что вы описываете, случается часто. Маленьким детям нравится стоять, а вот дети‑дошкольники постарше предпочитают играть на полу. Поговорите об этом с физиотерапевтом девочки. Он может порекомендовать надеть на нее коленные иммобилайзеры, когда она стоит. Ей будет легче стоять – и это ей может больше понравиться. Когда у нее улучшится отношение к этому навыку, она сможет стоять и без иммобилайзеров.
У сына гемипарез. Его правая нога тоньше и на сантиметр короче, чем правая. Я не верю, что упражнения на полустояние как‑то помогут ему. Его гемипарез никуда не денется.
Конечно, полустояние не излечит ногу вашего сына. Никакие упражнения в этой книге и где‑либо еще не излечат от ДЦП. Однако упражнения натренируют мышцы мальчика и могут улучшить его функциональные навыки. Если вы будете выполнять упражнения на полустояние по 15 минут каждый день в течение нескольких недель, вы заметите, что его способность стоять на правой ноге улучшится. Например, он, возможно, окажется в состоянии стоять на правой ноге и пинать мяч левой.
Физиотерапевт нашего сына рекомендовала нам не отрабатывать с ним ходьбу. Она сказала, что он пойдет, когда будет готов, и ребенок действительно начал ходить самостоятельно. Зачем вы даете столько советов, касающихся ходьбы?
Дети с ДЦП имеют разные способности. Ваш физиотерапевт знала мальчика и дала хороший совет. Другим детям с ДЦП нужны тренировки. Именно на них ориентированы упражнения на ходьбу – и они должны выполняться по указанию их физиотерапевтов.
Когда наш сын стоит, поставив ноги на ширину плеч, он чаще подворачивает ступни внутрь и встает на цыпочки. Когда ступни находятся близко друг к другу, он стоит лучше. Можно ли позволить ему стоять так?
Пусть стоит так, как у него лучше получается. Но не позволяйте, чтобы его ноги касались друг друга. Когда дети стоят с ногами на ширине плеч, площадь их опоры увеличивается, что позволяет им легче удерживать равновесие. Однако некоторые дети с ДЦП легче контролируют ноги, когда ставят их рядом друг с другом. Аарон – один из таких детей.
Я поражаюсь, что вы сравниваете выполнение упражнений на равновесие с игрой. Когда я прихожу домой с работы, я люблю поваляться с моими детьми на полу. Мы кувыркаемся, они показывают мне, как работают их игрушки, все такое прочее – вот это игра. Скажите мне, как родителю после полного рабочего дня может хватить времени и энергии на что‑то, что вы рекомендуете?
Вы правы. У родителей, которые работают полный рабочий день, могут быть время и энергия только в выходные – и то это может быть сложно, если у них несколько детей. Попробуйте поискать добровольца из числа родственников, волонтеров благотворительной организации. Если вы найдете помощника, который станет работать с вашим ребенком, убедитесь в том, чтобы он посетил несколько сеансов терапии, чтобы физиотерапевт мог обучить его домашним упражнениям.
Одному из детей в моем дошкольном классе раннего вмешательства пойдет на пользу больше играть в положении стоя. Однако я боюсь за его безопасность. Я не хочу, чтобы он упал и ушибся. Что бы вы порекомендовали?
Ваши опасения не лишены оснований. Дети с плохим равновесием в положении стоя периодически падают. Падения нельзя предотвратить на 100 процентов. Поговорите с родителями вашего ученика и его физиотерапевтом о том, насколько хорошо мальчик может защитить себя при падении, и следуйте их советам. Когда он играет, стоя за столом, уберите подальше предметы, о которые он может удариться, если упадет. Дети чаще ушибаются, когда ударяются обо что‑то, чем когда просто падают на пол. Ковер на полу предоставит дополнительную защиту.