Конечные результаты обучения. · основные закономерности структурной организации клеток и межклеточного вещества;
Студент должен:
знать:
· основные закономерности структурной организации клеток и межклеточного вещества;
· основные закономерности структурной организации тканей;
· основные закономерности эмбрионального развития тканей;
· гистофункциональные особенности тканей, возникающие в результате специализации их в различных органах.
уметь:
· различать на светооптическом уровне структуры ядра и цитоплазмы клеток;
· распознавать в препаратах клеточные и неклеточные структуры тканей;
· распознавать в электронных микрофотографиях общие и специальные органеллы клетки;
· определять тканевые элементы в органах.
владеть навыками:
· микроскопирования и диагностики гистологических препаратов.
5. Пререквизиты дисциплины:
школьный курс биологии.
Постреквизиты дисциплины:
патологическая анатомия, патологическая физиология.
6. Краткое содержание дисциплины:
Эмбриология человека, значение в медицине. Общая гистология. Определение понятия ткани. Эпителиальные, соединительные, мышечные, нервные ткани. Частная гистология: особенности тканей, возникающих в результате их специализации в различных органах.
Тематический план занятий
Тематический план лекций
№ | Наименование темы занятия | Кол-во часов |
Введение. Клетка – основная структурно-функциональная единица ткани | ||
Эмбриология человека. | ||
Основы учения о тканях. Стволовые клетки. Диффероны тканей | ||
Всего часов: |
Тематический план практических занятий
№ | Наименования тем | Кол-во часов |
Структурные компоненты клетки. Плазмолемма. Органеллы. | ||
Включения клетки. Ядро. | ||
Эмбриология человека. | ||
Эпителиальные ткани. Однослойные эпителии | ||
Многослойные эпителии. | ||
Кровь и лимфа. | ||
Кроветворение. | ||
Соединительные ткани. Собственно соединительные ткани. | ||
Скелетные ткани. | ||
Мышечные ткани. Поперечнополосатые мышечные ткани. | ||
Гладкие мышечные ткани. | ||
Нервная ткань. | ||
Всего часов: 12 |
Тематический план самостоятельной работы студента
№ | Наименования тем | Кол-во часов |
1. | История развития гистологии. Гистологическая техника. | |
2. | Понятие о провизорных органах человека. Критические периоды развития. | |
3. | Железы. Специализация эпителиальных тканей в составе слизистых оболочек и органов. | |
4. | Гемограмма и лейкоцитарная формула. Возрастные особенности крови. | |
5. | Специализация соединительных тканей в составе органов. | |
6. | Специализация мышечной ткани в составе органов. Возрастные изменения и регенерация мышечных тканей. | |
Всего часов: 15 |
Время консультаций – по графику.
Время рубежного контроля – 8- ая и 15-я недели семестра
Время итогового контроля – летняя экзаменационная сессия.
Задания для самостоятельной работы студентов
План организации самостоятельной работы студентов (СРС)
№ | Тема/ подтемы СРС | Задания/ формы проведения СРС | Формы контроля СРС | График контроля СРС (сроки) | Кол-во часов |
1. | Тема 1 | __2_неделя | |||
История развития гистологии. Гистологическая техника | подготовить презентацию | оценка презентации, контрольные вопросы, тестовый контроль | |||
2. | Тема 2 | _3_неделя | |||
Понятие о провизорных органах человека. Понятие о критических периодах развития. | подготовить презентацию | оценка презентации, контрольные вопросы, тестовый контроль | |||
3. | Тема 3 | _5 неделя | |||
Железы. Специализация эпителиальных тканей в составе слизистых оболочек и органов. | подготовить презентацию | оценка презентации, контрольные вопросы, тестовый контроль | |||
4. | Тема 4 | _6 неделя | |||
Гемограмма и лейкоцитарная формула. Возрастные особенности крови. | подготовить презентацию | оценка презентации, контрольные вопросы, тестовый контроль | |||
5. | Тема 5 | _10_неделя | |||
Специализация соединительных тканей в составе органов. | подготовить презентацию | оценка презентации, контрольные вопросы, тестовый контроль | |||
6. | Тема 6 | _11_неделя | |||
Специализация мышечной ткани в составе органов. Возрастные изменения и регенерация мышечных тканей. | подготовить презентацию | оценка презентации, контрольные вопросы, тестовый контроль |
9. Литература:
Основная литература:
1. Гистология, эмбриология, цитология. Учебник. Ю.И.Афанасьев, Н.А.Юрина, Б.В.Алешин и др. Под ред. Ю.И.Афанасьева, Н.А.Юриной.-6-е изд.,перераб.и доп.-М.:ГЭОТАР- Медиа, 2014.-800с.
2. Гистология, цитология и эмбриология. Учебник под ред. Афанасьева Ю.И., Кузнецова С.Л., Юриной Н.А. 6-е изд. перераб. и доп. – Москва «Медицина», 2006. – 768с.
3. Гистология, эмбриология, цитология: учебник+CD-диск под редакцией Э.Г.Улумбекова, Ю.А.Челышева. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2007. – 408с.
4. Кузнецов С.Л., Мушкамбаров Н.Н. Гистология, цитология и эмбриология. Учебник. Изд-во: МИА, 2007. – 600 с.
5. Атлас микрофотографий по гистологии, цитологии и эмбриологии для практических занятий. Р.И.Юй, Р.Б.Абильдинов. ТОО «Эффект», Алматы, 2010.
6. Атлас по гистологии, цитологии и эмбриологии. Р.Б.Абильдинов, Ж.О.Аяпова, Р.И.Юй. – «Кітап баспасы», Алматы, 2006. Электронный вариант.
7. Гистология. Атлас для практических занятий. Учебное пособие. Бойчук Н.В., Исламов Р.Р., Кузнецов С.Л. и др. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2008.
8. Тестовые задания по Гистологии-1. Р.И.Юй, Л.И.Наумова. Алматы, 2010.
Дополнительная литература:
1. Данилов Р.К. Гистология, эмбриология, цитология. Изд-во: ООО «Медицинское информационное агентство», 2006. – 500 с.
2. Лабораторные занятия по курсу гистологии, цитологии и эмбриологии, под редакцией проф. Ю.И.Афанасьева. – М.: «Высшая школа», 2004. – 328с.
3. Атлас по гистологии и эмбриологии. Алмазов В.Л., Сутулов Л.С. М.: Медицина, 1978. – 550 с.
4. Гистология, цитология және эмбриология атласы / Атлас по гистологии, цитологии и эмбриологии. Учебное пособие для студентов мед. вузов. / Казымбет П., Рысулы М.,Ж.Ахметов, Кузнецов С.Л., Н.Н.Мушкамбаров, .Л.Горячкина. Астана-Москва, 2005.
5. Современные представления о строении клетки. Токешева А.М. – Учебное пособие. – Семипалатинск, 2004. – 66 с.
6. Вопросы общей гистологии для самостоятельного изучения студентов. Токешева А.М., Узбекова С.Е., Темирбеков Д.А. – Учебно-методическое пособие. – Семипалатинск, 2007. – 66 с.
7. Гистология опорно-двигательной системы человека. Учебное пособие. Токешева А.М., Мусайнова А.К., Байгульжина Ж.З. – Семей. 2012. – 100с.
8. Медицинский терминологический словарь по гистологии. Токешева А.М., Мусайнова А.К., Узбекова С.Е. – Семей, 2014. – 101с.
10. Методы обучения и преподавания:
· Лекции: обзорные.
· Практические занятия:устный опрос, микроскопия и изучение гистологических препаратов, мультимедийное сопровождение занятий, работа с электронной версией гистологических препаратов, электронных микрофотографий, решение тестовых заданий.
· Самостоятельная работа студентов под руководством преподавателя:консультации по наиболее сложным вопросам учебной программы, микроскопия и изучение гистологических препаратов, работа с электронной версией гистологических препаратов, электронных микрофотографий, проведение рубежного контроля.
· Самостоятельная работа студентов: работа с учебной и дополнительной литературой, образовательными ресурсами в сети Интернет, решение ситуационных задач, решение тестовых заданий, подготовка презентаций в формате Power Point.