Действие биологических факторов
Обратите внимание на противобактериальное действие антибиотиков, бактериофагов, бактериоцинов, фитонцидов, бактерицидных факторов животного организма. При изучении антибиотиков не забудьте охарактеризовать их продуцентов, а также понять принцип получения и механизм действия антибиотических веществ.
Обратите внимание на бактериологические методы определения активности антибиотиков.
Уясните понятия противобактериального действия антибиотиков, что такое антибиотикоустойчивость бактерий, чем она обусловлена, методы ее определения.
Обратите внимание на феномен бактериофагии, ознакомьтесь с основными свойствами бактериофагов, механизмом их действия на бактериальную клетку. Методы выделения и титрования фагов, применение бактериофагов в диагностике, терапии, профилактике болезней, а также для индикации микробов во внешней среде.
Вопросы для самопроверки
1. В чем проявляется влияние высушивания на бактериальную клетку?
2. В чем проявляется действие лучистой энергии на бактериальную клетку?
3. Приведите примеры использования в дезинфекционной практике новых достижений физики.
4. Назовите наиболее распространенные химические соединения, используемые в дезинфекционной практике.
5. Чем объясняется различная устойчивость к химическим веществам вегетативных и споровых форм бактерий?
6. Как меняется кислотность среды при созревании силоса?
7. Чем отличается дезинфекция от стерилизации?
8. Какие виды стерилизации существуют?
9. Пастеризация и ее применение.
10. Как проводят стерилизацию в автоклаве?
11. Морфология и свойства бактериофагов.
12. Что такое антибиотики, единицы их действия?
13. Антибиотики грибного и бактериального происхождения, механизмы их противомикробного действия?
УЧЕНИЕ ОБ ИНФЕКЦИИ И ИММУНИТЕТЕ
Учение об инфекции
При изучении данного раздела необходимо четко представить понятия «инфекция», «инфекционный процесс», «инфекционная болезнь». Чем обусловлено возникновение инфекции.
Важно знать формы проявления инфекционного процесса, чем характеризуются инфекционные болезни, всегда ли они заразны (контагиозны), а также отличие инфекционных болезней от неинфекционных.
Значение условий внешней среды и роль микроорганизмов в возникновении инфекционного заболевания. Роль микроорганизмов и макроорганизмов в возникновении и развитии инфекционной болезни.
Уясните понятия «патогенность», «вирулентность» и «инвазионность» микроорганизмов; принцип определения LD50.
Следует знать основные факторы патогенности, обуславливающие инвазивность и токсичность микроорганизмов, значение этих факторов в развитии инфекционного процесса, формировании специфического симптомокомплекса болезни и микробоносительства. Условия усиления или ослабления вирулентности микроорганизмов. Применение в практике микроорганизмов с ослабленной вирулентностью.
Вопросы для самопроверки
1. Какие формы взаимоотношений существуют между макро- и микроорганизмами?
2. Что следует понимать под названием «Условно-патогенные микроорганизмы?
3. Определите понятия «Инфекция», «Инфекционный процесс» и «Инфекционная болезнь».
4. Условия возникновения инфекционного процесса.
5. Нормы проявления инфекционного процесса.
6. Основные критерии, характеризующие инфекционные болезни.
7. Патогенность и вирулентность микроорганизмов.
8. Каковы основные факторы патогенности?
9. Факторы, определяющие вирулентность бактерий.
10. Что принимается за единицу вирулентности?
11. Назовите методы ослабления и усиления вирулентности микроорганизмов.
12. Примеры использования в ветеринарии микроорганизмов с ослабленной вирулентностью.
Иммунитет
Необходимо знать определение понятия «иммунитет». Значение и роль иммунитета в поддержании генетического постоянства внутренней среды при инфекционной патологии.
Уясните, что собой представляет естественный и приобретенный, активный и пассивный иммунитет. Изучая классификацию видов иммунитета, обратите внимание на суть понятий "стерильный и нестерильный иммунитет". Представление об антибактериальном и антитоксическом иммунитете.
Формы иммунного реагирования организма. Осмыслите сведения об антигенах и антителах.
Антигены
Какова химическая природа антигенов, уясните подразделение антигенов на полноценные и гаптены. Каковы свойства антигенов? Как влияют физические и химические факторы на специфичность антигенов?
Особое внимание обратите на антигены бактериальной клетки: поверхностные, соматические, жгутиковые, адгезивные, внеклеточные, их локализацию, распределение, специфичность и методы выявления. Сущность понятий: протективные и гетерогенные антигены.
Проанализируйте сведения о способах изготовления и контроля качества вакцин, сывороток и диагностикумов.
Антитела
Уясните, что такое антитело, какова химическая структура его молекулы, строение активного центра антител. Четко представьте физико-хи-мические, антигенные и функциональные различия иммуноглобулинов классов М, А и J, динамику их в онтогенезе иммунного ответа, соотношение в сыворотке крови. Моноклинальные антитела. Их применение при диагностике инфекционных заболеваний. Понятие о местном иммунитете.
Классификация антител, основанная на внешних проявлениях серологических реакций (нейтрализующие, комплементсвязывающие, пре-ципитирующие, литические и т.д.).
Важно уяснить сущность реакций между антигеном и антителом, сопровождающихся феноменами преципитации, агглютинации, связывания комплемента, иммунофлуоресценции и иммуноферментной активности. Помимо техники постановки и условий проявления реакций, надо знать их значение, практическое применение, принципы получения и оценку качества специфических сывороток и антигенов.
Изучая роль лимфоцитов и иммуноглобулинов в иммунитете, уясните принципиальную разницу между двумя формами повышенной чувствительности организма – ГНТ и ГЗТ. В чем между ними разница. Назначение сенсибилизирующей и разрешающей дозы антигена (анафилактогена, аллергена). Следует ясно представить понятия "инфекционная аллергия", как и в каких случаях она проявляется. Аллергены и методы их применения. Пути проникновения антигена в организм животного. Устройство центральных и периферических органов иммунитета, Т- и В-лимфоциты в иммунитете. 3-х клеточная кооперация.
Значение учения И. И. Мечникова об иммунитете, фундаментальной роли фагоцитоза в свете современных воззрений об иммуногенезе при иммунном ответе.
Представление о наиболее распространенных гипотезах, объясняющих образование антител - инструктивной (матричной), селективной (клонально-селекционной) теорий иммунитета, - и кооперативном взаимодействии Т- и В-лимфоцитов и макрофагов.
Важно знать регулирующие механизмы иммуногенеза. Значение в патологии степени завершенности процесса фагоцитоза. Роль фагоцитоза в иммуногенезе при бактериальных и вирусных инфекциях.
Понятие о резистентности организма к патогенным микробам. Факторы неспецифической резистентности: механические барьеры, гуморальные и клеточные факторы.
Из гуморальных неспецифических факторов необходимо знать лизоцим, комплемент, пропердин, интерферон. Против какой микрофлоры они направлены. Обратите внимание на взаимодействие неспецифических гуморальных факторов резистентности с фагоцитирующими клетками организма и иммуноглобулинами.
Вопросы для самопроверки
1. Понятия «резистентность» и «иммунитет».
2. Виды иммунитета.
3. Формы иммунного ответа.
4. Каковы особенности антителообразования, гиперчувствительности немедленного, замедленного типов, иммунологической памяти и иммунологической толерантности как форм иммунного ответа?
5. Какова роль Т- и В-лимфоцитов?
6. Определите понятия «антиген», «антигенность».
7. Что такое антигенные детерминанта?
8. Физико-химические свойства антигенов. Антигенность различных веществ.
9. В чем различие между полноценными и неполноценными антигенами?
10. Что понимают под валентностью антигена?
11. В каких серологических реакциях участвуют корпускулярные и растворимые бактериальные антигены?
12. Охарактеризуйте бактериальные антигены: жгутиковые, соматические, поверхностные и внеклеточные.
13. Антигенная структура микроорганизмов.
14. Что такое антитело? Какова его физико-химическая структура?
15. Какова защитная функция антител классов М, J, А?
16. Серологически активные классы иммуноглобулинов.
17. Факторы гуморального и клеточного иммунитета.
18. Факторы естественной резистентности (гуморальные и клеточные).
19. Контроль общей иммунологической реактивности организма.
20. Серологические реакции, их практическое применение.
21. Для чего может быть использована реакция агглютинации (РА)? Условия ее постановки.
22. Реакция преципитации (РП) механизм и принципы постановки различных ее модификаций.
23. Сущность реакции связывания комплемента (РСК), принцип постановки.
24. Принцип титрования комплемента и значение гемолитической системы в РСК.
25. В чем принцип метода флуоресцирующих антител (МФА) и его применения?
26. Что такое иммуноферментный анализ?
27. Какова сущность реакции нейтрализации?
28. Аллергия, методы выявления и практическое значение,
29. Сущность реакции бласттрансформации и торможения миграции лимфоцитов (макрофагов).
ЧАСТНАЯ МИКРОБИОЛОГИЯ
Грамположительные кокки
Стафилококки (Семейство Micrococcaceae. Род Staphylococcus, S.aureus, S.epidermiclis, S.saprophyticus, S.intermedius)
Изучите современную классификацию стафилококков и их роль в патологии животных. Обратите внимание на морфологические особенности (формы клеток, их взаимное расположение, наличие капсул), тинкториальные (окраска по Граму и простыми методами), культуральные (размеры, формы колоний, их пигментация, рост на кровяном, молочно-солевом и желточно-солевом агаре) и биохимические свойства стафилококков. Особенности антигенной структуры этих микроорганизмов и иммунитета при стафилококковых заболеваниях.
Запомните факторы патогенности стафилококков: экзотоксины (гистотоксин, гемотоксин), энтеротоксины, ферменты (плазмокоагулаза, гиалуронидаза, ДНК-аза и др.). Методы их определения. Дифференциальные признаки патогенных и непатогенных стафилококков.
Изучите устойчивость стафилококков к неблагоприятным факторам внешней среды и к различным дезинфицирующим средствам, обратите внимание на антибиотикорезистентность этих микроорганизмов, чем она обусловлена.
Запомните, какой материал, при каких патологиях необходимо отсылать в бактериологическую лабораторию на исследование; правила отбора и пересылки. Необходимо усвоить методы лабораторной диагностики стафилококковых инфекций: окраска и микроскопия мазков, выделение и изучение чистой культуры возбудителя и постановка биопробы. Особенности биопробы при стафилококковых инфекциях.
Изучите принципы изготовления, контроля и применения биопрепаратов при стафилококковых инфекциях: стафилококковый анатоксин, аутовакцина.
Вопросы для самопроверки
1. Распространение в природе и этиологическая роль стафилококков в заболеваниях животных.
2. Патологический материал, правила взятия и пересылки его для бактериологического исследования.
3. Факторы патогенности стафилококков, их характеристика и методы определения.
4. Дифференцирование патогенных и непатогенных стафилококков,
5. Устойчивость стафилококков к различным факторам внешней среды.
6. Причины антибиотикоустойчивости стафилококков, ее практическое значение, методы определения антибиотикорезистентности.
7. Специфические биопрепараты, принцип их изготовления и контроля.
Стрептококки (Род Streptococcus)
Освойте современную классификацию стрептококков (пиогенные, энтерококки, молочные стрептококки, анаэробные и другие стрептококки), их дифференциацию по биохимическим, гемолитическим и антигенным свойствам по Ленсфилду. Обратите внимание на распространение стрептококков в природе.
Факторы вирулентности патогенных стрептококков и методы их выявления.
Возбудитель мыта цельнокопытных (S.egui). Дайте краткую характеристику заболеванию. Правила отбора, упаковки и пересылки патматериала. Изучите схему лабораторного исследования при диагностике мыта. Запомните свойства мытного стрептококка: морфологические, тинкториальные, культуральные, биохимические.
Обратите внимание на патогенность и изменчивость мытного стрептококка, на особенности получения чистой культуры возбудителя и постановки биопробы. Дифференциация мытного стрептококка от гноеродного. Изучите принципы изготовления, контроля и применения аутовакцины и анатоксина. Антибиотикотерапия мыта.
Возбудители инфекционного мастита (S.agalactiae, S.ysagalactiae).
Изучите роль стрептококков в этиологии мастита. Дайте краткую характеристику этого заболевания. Обратите внимание на материал, правила отбора, пересылки и порядок исследования его при лабораторной диагностике мастита.
Основные свойства агалактийного стрептококка: морфологические, тинкториальные, биохимические, серологические. Факторы патогенности этого возбудителя. Усвойте правила постановки САМР-теста и биопробы.
Возбудитель стрептококковой пневмонии - диплококковая инфекция (S.pneumoniae).Заболевания животных и человека, вызываемые изучаемым стрептококком. Повышенная восприимчивость молодняка с.-х. животных к этим микроорганизмам. Патматериал, правила отбора, пересылки для лабораторного исследования.
Изучите схему лабораторной диагностики этого заболевания. Обратите внимание на особенности прижизненной диагностики диплококковой инфекции, на морфологические, тинкториальные, культуральные, биохимические, патогенные и антигенные свойства пневмонийного стрептококка.
Перспективные биопрепараты, возможности антибиотикотерапии.
Вопросы для самопроверки
1. Распространение в природе и роль стрептококков в заболеваниях животных и человека.
2. Морфологические и культурально-биохимические свойства патогенных стрептококков.
3. Токсинообразование у стрептококков.
4. Возбудитель мыта. Дифференцирование его от других стрептококков.
5. Патогенность и изменчивость мытного стрептококка.
6. САМР-тест, методика его выполнения и значение.
7. Этиологическая роль стрептококков в возникновении мастита.
8. Бактериологический метод диагностики мастита (материал, пересылка, порядок исследования).
9. Характеристика пневмококков по морфологическим и культурально-биохимическим свойствам.
10. Как дифференцируют гноеродные гемолитические и фекальные стрептококки?
11. Отношение пневмококков к желчи: практическое значение этого факта.