А- если правильная комбинация 1,2,3
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО
ОБРАЗОВАНИЯ «БАШКИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ
МЕДИЦИНСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ» МИНИСТЕРСТВА
ЗДРАВООХРАНЕНИЯ И СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
КАФЕДРА МИКРОБИОЛОГИИ, ВИРУСОЛОГИИ И ИММУНОЛОГИИ.
Утверждаю Зав.кафедрой
д.м.н., проф. Габидуллин З.Г
«10» 12 2011г.
Дисциплина микробиология,
Специальность: Фармация
вирусология и иммунология Курс 1-2
Семестр 2
Практическое занятие на тему: «Инфекция. Биологический метод»
Методические рекомендации для студентов
Уфа-2011 г.
Составлена на основании типовой программы по микробиологии с вирусологией и иммунологией для студентов высших медицинских учебных заведений, утвержденной МЗ РФ от 2010 г. и в соответствии с рабочей программой по микробиологии, вирусологии и иммунологии.
Автор: Савченко Т.А.
Рецензенты: д.м.н., проф. Викторова Т.В. д.м.н., проф. Зулькарнаев Т.Р.
Утверждено на заседании кафедры микробиологии, вирусологии и
иммунологии
«______»_________ 2011г.
1.Тема: «Инфекция. Биологический метод»
Актуальность темы: Раздел «Инфекция. Биологический метод» включает сложные процессы взаимодействия микроба-паразита с организмом хозяина, характер которых определяется биологическими свойствами возбудителя, состоянием и реактивностью микроорганизма и той средой, в которой происходит контакт между ними.
2.Учебные цели:Изучение биологических методов исследования
2.1 В результате освоения темы студент должен уметь:
-Заразить белую мышь внутрибрюшинно суточной культурой стафилококка;
-посеять культуру стафилококка на среды для изучения факторов патогенности;
-произвести бактериологическое исследование трупов белых мышей, павших после
заражения;
-сделать заключение о форме инфекции и возможных причинах гибели животного.
2.2.Для формирования умения студент должен знать: -Методы экспериментального заражения животных; -факторы патогенности микробов; -Методы формы инфекции по локализации возбудителя.
3. Вид занятия:лабораторное занятие
4. Продолжительность- 3 часа
5. Вопросы:
1.Нормальная микрофлора организма человека. Эубиотики.
2 Микрофлора воды и воздуха. Санитарно-бактериологическое исследование.
3.Понятие о дезинфекции, препараты, механизм действия.
4 Методы стерилизации. Аппаратура для стерилизации.
6.Оснащение:Диапозитивы Таблицы. Культуры стафилококка. Лабораторные
животные для заражения: белые мыши. Наборы инструментов для заражения и
вскрытия
7. Самостоятельная работа студентов пол руководство преподавателя 7.1. Ориентировочная основа действия студентов
№ПП | Последовательность | Методические указания к | Ориентировочные | |
деятельности цель | признаки | |||
1. | Проверка культуры стафилококка на чистоту | Приготовление мазка и окраска по Граму | ||
Приготовление смыва культуры, соответствующего оптическому стандарту мутности (в 1мл - 1 млрд мкр. тел) | Соблюдать осторожность и осторожность в работе | |||
3. | Произвести внутрибрюшинное заражение белой мыши в дозе 500 млн.м.е. | |||
4. | Бактериологическое исследование трупов белых мышей: а)макроскопическое исследование | Обратить внимание на состояние подкожной клетчатки, органов грудной и брюшной полости | ||
б) микроскопическое исследование | Приготовить мазки и окрасить их методом Грама: а) мазок из крови сердца; б)мазок-отпечаток легкого; в) мазок из асцитической жидкости; г)мазок-отпечаток печени; д)мазок-отпечаток селезенки | По результатам микроскопии мазков поставить предварительный диагноз | ||
в)бактериологическое исследование-1 этап | Сделать 5 соответствующих посевов и пробирки с МПБ | |||
г)бактериологическое исследован ие-2 этап | Учесть результата посевов на питательных средах Сделать заключение | По результатам бактериологического исследования поставить окончательный диагноз |
7.2. Контрольное задания для проверки усвоения изученного материала :
1. При бактериологическом исследовании трупа белой мыши, павшей после заражения, стафилококки обнаружены в асцитической жидкости и крови. Сделать заключение о форме инфекции и возможных причинах гибели животного .
2. В бактериологии существует понятие " ферменты патогенности". В чем его смысл? Объяснить значение бактериальных ферментов в развитии инфекционного процесса (инвазия, деструкция тканей).
3. Объяснить механизмы генерализации инфекционного процесса. Что такое бактериемия, вирусемия, сепсис, септицемия, септикопиемия ?
4. Объяснить диалектику воспалительной реакции в ходе инфекционного процесса. Что такое пиогеннные бактерии ?
5. Перечислить и охарактеризовать периоды инфекционного процесса.
8. Тесты I типа
Для каждого вопроса выберите один наиболее правильный ответ:
1. Скрытый период болезни:
а) бактерионосительство
б) продром
в) рекоивалесцвнцкя
г) инкубационный ко диод
д) суперинфекция Ответ: г
2. К бактериальным экзотоксинам относится:
а) гемолизин
б) рибонуклеаза
в) пептидогликан
г) бактериофаг
д) пермеаза Ответ: а)
3. Механизм передачи кишечных инфекций :
а) фекально-оральный
б) трансплацентарный
в) трансмиссивный
г) контактный
д) воздушно-капельный Ответ: а)
4. При антропонозных инфекциях источникам являются:
а) животные
б) почва
в) воздух
г) предметы обихода
д) человек Ответ: д)
5. Вирулентность -это:
а) генотипический признак
б) фенотипический признак
в) многофакторный признак
г) идентичен понятию"токсигенность"
д) резистентность макроорганизма Ответ: б)
Тест типа II: вопросы с подбором/
А, На соответствие. Для каждого вопроса, пронумерованного цифрой, подберите один соответствующий ответ, обозначенный буквенным индексом .Один и тот же ответ может быть использован один или несколько раз.
1. I. Подберите термины, эквивалентные данным понятиям:
А. Повторное заражение тем же микробом после выздоровления
В. Циркуляция токсинов в крови
С. Возврат симптомов болезни
Д. Циркуляция микробов в кровеносном русле
Е. Длительное нахождение вируса в организме
1 Рецидив
2 Реинфекция
3 Бактериемия
4 Токсинемия
5 Персистенция
6 Вирусемия
Ответы: 1-С.2-А, 3-Д , 4-В, 5-Е , 6-Д.
2. Методы микробиологической диагностики:
1 Биологический метод
2 Аллергический метод
3 Микроскопический метод
4 Серологический метод
животных
5 Бактериологический метод
6 Иммунологический анализ
А. Изучает морфологические и
тинкториальные свойства
Б. Метод изучения сывороток
С. Метод посевов
Д. Заражение восприимчивых лабораторных
Е. Основан на повышенной чувствительности организма к микробам и продуктам их жизнедеятельности.
Ответы: 1-Д, 2-Е. 3-А, 4-В, 5-С ,
6-В 3. Механизмы заражения бывают:
1. Фекально-оральный механизм
2. Воздушно-капельный механизм
3. Внутриутробный механизм
4. Трансмиссивный механизм
5. Контактный механизм
6. Воздушно-пылевой механизм
A. Через плаценту
B. Через кровососущих насекомых
C. Через воздух
Д. Через предмета обихода Е. Через пищу, воду
Ответы: 1-Е, 2-С, 3-А, 4-3, 5-Д, 6- С
В. На сопоставление:
Для каждого вопроса выберите соответствующий ответ:А- если вопрос связан только с А
В - если вопрос связан только с В С - если вопрос связан с В,С и Д Д - если вопрос не связан ни с А, ни с В, ни с Д.
4. Отметить токсины, продуцируемые данными бактериями:
1. Пиогенный стрептококк А. Эктеротоксин
2. Холерный вибрион В. Стрептолизин
3. Клостридии столбняка С. Эритрогенный токсин
4. Пиогенный стафилококк Д. Тетаноспазмин
5. Возбудитель скарлатины Е. Гемолизин
Ответа: I- В, С,Е , 2-А , 3-Д.Е, 4-А.Е, 5-С
Тесты III типа
Для каждого вопроса один или несколько ответов являются првильными.
Выберете ответ :
А- если правильная комбинация 1,2,3