А). Внешняя морфология и детали внутреннего строения Opalina ranarum

Правила по технике безопасности.

2. Схема построения курса:

Курс Зоология беспозвоночных» является обязательным общеобразовательным компонентом федеральной образовательной программы и включает: 12 проблемных лекций (24 часа), 12 лабораторных занятий (24 часа), 7 практических занятий – семинаров (14 часов) и учебную полевую практику (108 часов на подгруппу).

n Перед лекциями и лабораторными работами студентам необходимо самостоятельно изучить соответствующие разделы основной учебной литературы (рукописные конспекты, рисунки соответствующих разделов учебников);

n На лекциях проводятся короткие опросы по отдельным разделам; выполняются письменные работы, с целью определения качества работы студентов.

На лабораторных занятиях обязательны:

а) выполненное домашнее задание

Б) работа с объектами (фиксированными или живыми);

В) схематическая зарисовка объектов с доработкой электронного альбома при подготовке к отчету лабораторным занятиям;

Отчет предусматривает:

Оформленную работу,

2.проверку полученных знаний:

А)систематики (до отряда включительно);

Б) общей характеристики типа, классов с указанием видов, изученных на занятиях;

В) воспроизведения (по памяти) схем строения изученных животных и препаратов;

Г) морфо-анатомических и биологических особенностей изученных представителей и

Д) их жизненных циклов и практического значения.

На семинарах обязательно участие в обсуждении проблем темы семинара.

Устройство микроскопа.

Микроскоп состоит из трех основных частей:

Механическое устройство, включающее в себя штатив, предметный столик, кремальеру (макровинт), микрометрический винт, тубус и револьвер.

Нижняя часть штатива придает микроскопу устойчивость, а его колонка служит держателем для всех остальных частей прибора. К колонке прикреплен и предметный столик, на котором располагают объект изучения. Подвижная пластинка столика может передвигаться в двух взаимно перпендикулярных направлениях, что дает возможность рассмотреть разные участки препарата.

Осветительное устройство. В него входит двухстороннее зеркальце, диафрагма и конденсор.

Собирая лучи, идущие от источника освещения, вогнутое зеркало отражает их в виде более или менее узкого пучка лучей, который через отверстие в центре столика направляется на объект. С помощью диафрагмы меняется площадь поперечного сечения световых лучей. Чем меньше отверстие диафрагмы, тем меньше сечение светового пучка. Этим достигается большая резкость изображения предмета. Дополнительным устройством служит конденсор - это система линз, которая собирает рассеивающиеся световые лучи в пучок с меньшим поперечным сечением.

3.Оптическая система микроскопа состоит из окуляра, объектива и связывающего их тубуса (трубки). Окуляр в виде короткой цилиндрической трубки вставлен в верхнее отверстие тубуса; в трубку окуляра вмонтированы линзы. Объектив, также состоящий из нескольких линз, ввинчен в нижний конец тубуса. В учебном микроскопе чаще всего используются два вида объективов: для малого увеличения (в 10 раз) и для большого увеличения (в 40 раз). При необходимости сменить объектив пользуются револьвером - вогнутой металлической пластинкой, в которую они ввинчены.

Особенности биологического рисунка.

Особое внимание при прохождении практикума уделяется рисованию изучаемых объектов. Только рисуя объект можно правильно понять и основательно его изучить. В процессе рисования внимание фиксируется на тех деталях, которые ускользают при простом просмотре препарата.

Приступая к зарисовке объекта следует иметь в виду, что морфологический рисунок представляет собой рисунок технический, которому может научиться каждый. В ходе выполнения такого рисунка особое внимание уделяется общей форме изучаемого объекта, форме и размерам его отдельных частей. Важно чтобы на рисунке эти параметры соответствовали препарату, а не повторяли книжные схемы.

Лучше всего начинать рисунок с зарисовки общего контура объекта, затем, внимательно рассмотрев все видимые детали его строения, поочередно врисовывать их в общий контур, следя за соответствием их формы, размеров и положения относительно общих параметров и относительно друг друга.

Рисунки выполняют на плотной и гладкой бумаге, хорошо выдерживающей стирание резинкой. Обычно их рекомендуют делать карандашом, а подписывать ручкой. Все детали, имеющиеся на рисунке, обозначают цифрами, а затем делают необходимые подписи.

В рисунках, изображающих внешнюю морфологию животных или картину вскрытия основное внимание следует обращать на точность и четкость контуров. Накладка теней имеет второстепенное значение и без нее можно обойтись.

Препараты.

а). Внешняя морфология и детали внутреннего строения Opalina ranarum

Пелликула

Ядра

Цитоплазма

Наши рекомендации