Развитие логики в древней Греции до Аристотеля 10 страница
1. Разработка методов автоматического доказательства теорем (в автоматическом и диалоговом режиме). Эти методы будут применяться как в математике, так и в компьютерных системах для обработки научно-технической информации. Весьма перспективным направлением здесь является комбинирование дедукции и индукции в базах данных с неполной информацией или для слабоформализованных дисциплин с хорошо структурированными данными. Перспективными будут исследования по распространению хорошо известного метода резолюций на неклассические логики.
2. Создание логики программ. Основными задачами здесь являются: доказательство правильности программ, доказательство эквивалентности программ, автоматический синтез программ, охватывающий как извлечение программ из дедуктивного доказательства, так и индуктивный синтез программ по примерам. Развитие логик программ связано с разработками динамических логик и логик процессов, являющихся вариантами модальных логик. Можно ожидать соединение аппарата логик программ и теорий баз данных, что приведет к построению эффективных моделей обработки данных.
3. Исследование проблем логического программирования. К этому направлению относится применение процедур доказательства и языка логики в качестве языка программирования. В перспективе можно предвидеть следующие направления развития и применения логического программирования: а) применение логического программирования в решателях задач компьютерных систем пятого поколения; б) применение логического программирования (например, языка Пролог, который выбран в качестве основного языка программирования в известном японском проекте ЭВМ пятого поколения) для создания решателей задач типа дедукция+ индукция; в) расширение методов логического программирования на случай нехорновских формул; г) распространение логического программирования на случаи неклассических логик; д) создание средств параллельного логического программирования; е) распространение средств логического программирования на случаи данных со сложной структурой, не представимых в базах данных с первой нормальной формой Кодда; ж) применение языка ПРОЛОГ для представления систем продукций в экспертных системах.
4. Логические проблемы в базах знаний. Здесь усилия специалистов сосредоточиваются вокруг решения следующих задач: а) построение логических языков, содержащих в качестве термов представления структурированных объектов (например, множества, кор- тажи, слова, графы, пространственные графы); б) применение неклассических логик для формализации неполноты информации, алгоритмических процессов переработки информации, ответов на вопросы и т.п. (модальные логики, доказуемостная логика, конструктивные логики, многозначные логики); в) применение конструктивных логик в теории решения задач; г) разработка теории немонотонных рассуждений, применяемых в условиях неполноты информации с использованием процедур распознавания невыводимости и непротиворечивости; применение немонотонных рассуждений (основанных на соответствующих логиках) в компьютерных системах, реагирующих на пополнение знаний; д) разработка теории баз знаний на логической основе.
5.Разработка теории вычислений. В круг этих проблем включается теория сложности вычислений в реальное время и теории параллельных вычислений.
Специалисты считают, что на следующих этапах развития моделей рассуждений в искусственном интеллекте следует ожидать появления новой парадигмы, которая должна сменить парадигму "знания +аргументация". Она включит в сферу теории рассуждений новый аспект - систему общественных и личностных ценностей того, кто проводит рассуждения. Многие научные заблуждения, тупики в витии научной мысли связаны с тем, что исследователи находились в плену тех концептуальных ценностных схем, которыми они пользовались. Эти рассуждения теснейшим образом связаны с формированием поведения, и в этой области к ним близки рефлексивные суждения. Ценностные рассуждения важны, например, при построении экспертных систем, в памяти которых может храниться внешне противоречивая информация, если она маркирована различными ценностными шкалами.
Если при обосновании знаний происходит их аргументация в системе имеющихся в базе знаний, то при проведении ценностных рассуждений знание погружается в систему имеющихся ценностей и дается или отвергается в зависимости от того, оправдывает или не | оправдывает данная система ценностей исследуемые знания, соответствующая парадигма, если она будет принята в искусственном интеллекте, могла бы формулироваться как "знания+оправдание". Эта парадигма пока еще далека от своей реализации в интеллектуальных системах, и остается констатировать, что система искусственного интеллекта в ближайшем будущем вряд ли удастся соперничать с людьми в умении формулировать, распознавать и оперировать ценностными суждениями.
Литература
Будущее искусственного интеллекта. М., 1991.
Дрейфус X. Чего не могут вычислительные машины. Критика искусственного разума. М., 1978.
Модальные и интенсиональные логики. М., 1978.
Модальные и интенсиональные логики и их применение к проблемам методологии науки. М., 1984.
Поспелов Д.А. Моделирование рассуждений. М., 1989.
Реальность и прогнозы искусственного интеллекта. М., 1987.
Фейс Р. Модальная логика. М„ 1974.
Хинтикка Я. Проблема истины в современной философии // Вопр. Философии 1996 № 9.
Целищев ВВ. Философские проблемы семантики возможных миров. Новосибирск, 1997.
Экспертные системы: состояние и перспективы. М., 1990.
Вместо заключения: философские основания логических учений
Развитие логики как науки вызывается прежде всего потребностями теоретической сферы познания. Мы видели, что становление опытного естествознания в XV-XVII вв. возбудило интерес к осмыслению индуктивных рассуждений. Сформированное в конце XIX- нач. XX в. на основе исследований в области термодинамики, химии и пр. разнообразие детерминистских представлений привело к созданию многозначных логик. Специфика рассуждений в области квантовой механики породила потребность в логике квантовой механики.
Вместе с тем логика, исследуя рассужденческий аспект мышления, всегда согласовывала свои результаты и установки с господствующими философскими идеями. Известный историк науки А.Л.Субботин заметил, что "формальные схемы логики обретают реальную значимость и ценность лишь тогда, когда касаются достаточно глубоких, категориальных пластов мышления и служат решению существенных интеллектуальных задач. А такие пласты не даны в непосредственном восприятии, их вскрывает и задает философия"[113].
Логические учения вырабатывались в рамках целостных философских концепций и трансформировались в связи с изменением последних. Логика Аристотеля, например, была связана с его учением о сущем, с его онтологией. Как писал Ш.Серрюс, "она погружена в онтологию как в присущую ей среду; она питается от нее, но сама не создает ее"[114].
Центральной категорией онтологии Аристотеля является категория сущности. Рассматривая возможные аспекты бытия, он пришел к выводу, что в основе всего лежит "первая сущность" - имманентное конкретной вещи непосредственное индивидуальное бытие, единичное и неделимое. От первой сущности Аристотель отличал "вторую сущность", выражающую не индивидуальное бытие, а роды и виды. Именно этим можно объяснить, почему логика Аристотеля - это прежде всего логика родовидовых отношений.
Видимо, по причине своей ориентации на осмысление родовидовых связей логические трактаты Аристотеля не оказали заметного влияния на математику. Греческие математики мало интересовались его силлогистикой, а гибкость и точность их рассуждений разительно контрастирует с узостью аристотелевых предписаний. Правила силлогистических выводов соотносятся прежде всего с классифицирующей деятельностью мышления, вычленяющей в рассматриваемых объектах лишь родовидовые связи. А.Л. Субботин отметил следующую особенность трудов Аристотеля: в них найдется крайне мало силлогизмов, построенных из математических понятий; гораздо большее количество их предполагает понятия биологической систематики[115].
Первые отклонения от Аристотеля в истории логики наблюдайся в средние века, в реализме и номинализме. Вдохновляемый "тонизмом реализм (в своем крайнем выражении) по-новому устанавливает отношение между действительным и возможным, приписывая силлогизму свойство доказывать наличие бытия, отправляясь от идеи. Кроме того, используются понятия бесконечности и совершенства, которых греческая философия не знала. И если у Аристотеля Логика - это прежде всего своеобразная теория бытия, то у реалистов - это теория возможного с ее априорным подходом к действительности. Положения логики выливаются в предельно отвлеченные формы, обсуждаемые проблемы приобретают схоластический характер и , как покажется впоследствии многим исследователям, не имеют никакого значения, не заслуживают серьезного внимания. Немецкий философ К. Прантль, автор четырехтомной "Истории логики на Западе», изданной в 1855-1870 гг., искренне полагал, что такие, например, обширные средневековые логические трактаты, как "De condequentiis" ("О следовании"), "De insolubiliis" ("О неразрешимых аниях"), "представляют собой набор бессмыслиц и не стоят выведенного яйца"[116]. Между тем в трудах средневековых мыслителей, в схоластических диспутах закладывались логические основы современного теоретизирования.
Крайний номинализм, отвергая существование универсалий как “flatus vocis" (дуновение звука), сконцентрировал свое внимание на непосредственной действительности мысли - языке. Представители этого течения пошли по пути подстановки слов вместо идей, а грамматических операций речи - вместо логических операций умозаключения. Тем самым логические процедуры приобрели вид действий со знаками. Для развития логики это имело большое значение. По оценке Ш. Серрюса, "мы обязаны номиналистам... первой истинной концепцией формальной логики. Аристотель имел в виду логику бытия. Но с того времени, как в грамматической форме речи стали видеть форму самой мысли, естественно рассматривать ее как независящую от смысла слов и, следовательно, от обозначаемых словами вещей"[117].
Влияние философских предпосылок обнаруживается и в логике Пор-Рояля. Здесь логическая проблематика излагается под углом зрения философских идей Декарта и восходит к учению Августина, идеологии янсенизма.
Картезианская позиция Арно и Николя с наибольшей отчетливостью обнаруживается в первой и четвертой частях их сочинения, посвященных идеям и методу. Весь комплекс вопросов, связанных с природой и происхождением идей, с их ясностью и отчетливостью, темнотой и смутностью ставится и решается Арно и Николем в духе картезианского рационализма. И когда авторы критически оценивают десять аристотелевских категорий, то одновременно противопоставляют им семь категорий философии Декарта. Подвергая сомнению эффективность правил силлогизма как руководства для дедукции, они противопоставляют им декартовское понятие естественного света разума, порождающего интуицию, коей неизменно надлежит доверяться при отыскании истины, в том числе и посредством умозаключений. Арно и Николь включили в свою книгу не только знаменитые четыре правила мыслительной деятельности из декартовского "Рассуждения о методе", но и отрывок из неизданной работы Паскаля "О геометрическом уме и об искусстве убеждения", в которой тот, в развитие идеи Декарта, излагал требования, которым должен удовлетворять совершенный доказательный метод.
Если мы обратимся к ведущим теориям современной математической логики - Фреге-Расселовской, сформулированной как далеко идущее обобщение традиционной аристотелевской логики, и интуиционистской логике, то также убедимся в их органической связи с разными концепциями оснований математики - логицизмом и интуиционизмом. Отчетливо просматривается антипсихологическая направленность этих теорий, ибо главная из задач, преследуемых ими, - обращаться с доказательствами положений так же формально, как и с исчислениями.
Конструктивная логика смыкается с деятельностными философскими концепциями, и, возможно, это не случайно, что оригинальная форма конструктивного направления, связанная с именами А.А.Маркова и его учеников, сложилась именно в СССР.
Философский вопрос "Возможна ли полная формализация знаний?", поставленный еще средневековыми мыслителями, завершился, значительными достижениями в области логики в XX веке (теоремы Гёделя, Тарского, Чёрча).
Таким образом, возникновение логических знаний было связано только с потребностями науки, но и с обсуждением философских идей на разных этапах человеческой истории. В настоящее время многие старые и новые философские проблемы звучат с особой ост- ой, и нет сомнения в том, что их разрешение будет предопределили характер логики как науки в будущем.
Г.И. Челпанов
Учебник логики
Глава I