характеристика | содержание |
Хронолог. рамки | По Л.С. Выготскому 13-17л, по Эльконину 11-15л |
Социальная ситуация развития | Переход от детства к самостоятельной и ответственной взрослой жизни. Подростковый возраст занимает промежуточное положение между детством и взрослостью. Духовная и физическая жизнь перемещается из дома во внешний мир, отношения со сверстниками строятся на более серьезном уровне. Подростки занимаются совместной деятельностью, обсуждают жизненно важные темы. На формирование потребностей подростков большое влияние оказывает реклама, СМИ, телевидение. Подростки начинают подражать своим «кумирам». |
Ведущая деятельность | Общение со сверстниками. Общаясь, подростки осваивают нормы социального поведения, морали, устанавливают отношения равенства и уважения друг к другу. Складываются 2 системы взаимоотношений: одна – со взрослыми, другая – со сверстниками. Отношения со взрослыми оказываются неравноправными. Отношения со сверстниками строятся как равнопартнерские и управляются нормами равноправия. В старшем подростковом возрасте появляется 3 вида взаимоотношений: внешние – эпизодические «деловые» контакты, служащие для сиюминутного удовлетворения интересов и потребностей; товарищеские, способствующие взаимообмену знаниями, умениями и навыками; дружеские, позволяющие решать вопросы эмоционально-личностного характера. Учебная деятельность, хотя она и остается преобладающей, отступает на второй план. Подростки стараются занять определенное место среди людей, показать свою значимость, взрослость, ощутить себя членом общества, реализовать потребность в принятии и самостоятельности. |
Новообразования | · Чувство взрослости -отношение подростка к себе как ко взрослому. · Развитие самосознания, формирование идеала личностинаправлено на осознание человеком своих личных особенностей. Желательный образ «Я» складывается из ценимых качеств и достоинств других людей. · Склонность к рефлексии (самопознание). Основной формой самопознания является сравнение себя с другими людьми, критическое отношение к себе. Поведение регулируется самооценкой, сформированной во время общения с окружающими. · Интерес к противоположному полу. Подростки начинают уделять большое внимание своему внешнему виду. В поведении проявляются застенчивость, скованность, робость, иногда напускное равнодушие и т. п. В старшем подростковом возрасте между мальчиками и девочками возникают романтические отношения. Дальнейшее физиологическое развитие приводит к тому, что между подростками может возникнуть сексуальное влечение. Первые сексуальные контакты могут оказать большое влияние на всю последующую интимную жизнь взрослого человека. · Развитие волевых качеств.Дети начинают усиленно заниматься самовоспитанием. · Потребность в самоутверждении и самосовершенствовании в деятельности, имеющий личностный смысл. Самоопределение.В этом возрасте вырабатываются умения, навыки, деловые качества, происходит выбор будущей профессии. У детей отмечаются повышенный интерес к различного рода деятельности, повышенная любознательность. В подростковом возрасте начинают формироваться организаторские способности, предприимчивость, умение налаживать деловые контакты, договариваться о совместных делах, распределении обязанностей и др. · У старших подростков начинается процесс профессионального самоопределения. |
Психич. особенности | · У детей в этом возрасте наблюдается повышенная познавательная и творческая активность. Потребность делать «по-взрослому» стимулирует подростков к самообразованию, самосовершенствованию, самообслуживания. У подростков отмечается дифференцированное отношение к учебе. · Начинает активно развиваться логическая память. Постепенно ребенок переходит к использованию произвольной и опосредованной памяти. · Мышление становится теоретическим, понятийным за счет того, что подросток начинает усваивать понятия, совершенствовать умение пользоваться ими, рассуждать логически и абстрактно. · Происходят изменения в чтении, монологической и письменной речи. Чтение от беглого, правильного переходит в способность декламировать (монологическая речь). · Внимание становится непродолжительным и неустойчивым. · Появление чувствительности к мнению окружающих по поводу внешности, знаний, способностей связано с развитием в этом возрасте самосознания. Подростки становятся более обидчивыми. · Формируется система личностных ценностей. В дальнейшем они определяют содержание деятельности подростка, сферу его общения, оценку людей и самооценку. · В поведении подростков отмечаются демонстративность, внешнее бунтарство, стремление освободиться из-под опеки и контроля взрослых. Они могут демонстративно нарушать правила поведения, не вполне корректным образом обсуждать поведение людей. · Повышенная возбудимость, частая смена настроения.Эмоциональное состояние подростка становиться нестабильным. Это выражается в частой смене настроения, плаксивости, агрессивности, негативизмом или, наоборот, в апатии, безразличии, равнодушии. · У подростков велика потребность в общении и дружбе, они боятся быть отвергнутыми. У многих детей в этом возрасте возникают проблемы в установлении контактов со сверстниками и взрослыми людьми, надо поддерживать и подбадривать подростков, развивать их адекватную самооценку. · Появляется склонность к риску. Подростки отличаются повышенной эмоциональностью и не всегда могут адекватно оценить свои силы. · У подростков отмечается низкая устойчивость к стрессам. Они могут действовать необдуманно, вести себя неадекватно. · Подростки проявляют инфантильность при решении проблем, связанными с выбором будущей профессии, ответственным отношением к своим обязанностям. Взрослым надо общаться с ними как со взрослыми людьми, но помнить, что они еще дети, нуждающиеся в помощи и поддержке. |
Кризис | Приходится на 12–14 лет. По продолжительности он больше, чем все другие кризисные периоды. Это связано с более быстрым темпом физического и умственного развития подростов, приводящим к образованию потребностей, которые не могут быть удовлетворены в силу недостаточной социальной зрелости школьников. В этом возрасте меняются взаимоотношения подростков с окружающими. Они начинают предъявлять повышенные требования к себе и ко взрослым и протестуют против обращения с ними как с маленькими. На данном этапе многие из детей становятся грубыми, неуправляемыми, не подчиняются старшим, игнорируют замечания или могут замкнуться в себе. Если взрослые с пониманием относятся к потребностям ребенка, то переходный период протекает не так бурно и болезненно для обеих сторон. В противном случае подростковый кризис протекает очень бурно. На него влияют внешние и внутренние факторы. К внешним факторам можно отнести продолжающийся контроль со стороны взрослых, зависимость и опека, которые подростку кажутся чрезмерными. Взрослому необходимо изменить отношение к подростку, иначе с его стороны может возникнуть сопротивление, которое со временем приведет к недопониманию и межличностному конфликту. У подростка может появиться ощущение ненужности, апатии, отчуждения. В результате в тот момент, когда подростку понадобятся поддержка и помощь старших, произойдет его эмоциональное отторжение от взрослого, и последний утратит возможность оказывать влияние на ребенка и помогать ему. Чтобы избежать подобных проблем, следует строить отношения с подростком на основе доверия и уважения. Внутренние факторы отражают личностное развитие подростка. Появляется стремление к личностному самосовершенствованию. Негативные высказывания в его адрес могут привести к аффективным вспышкам и конфликтам. Поведенческие изменения проявляются в желании «испытать все». Подростка притягивает все, что ранее находилось под запретом. Многие из «любопытства» пробуют алкоголь, наркотики, табак. В этом возрасте происходит духовный рост и меняется психический статус. Рефлексия приводит к внутренним противоречиям, в основе, которых лежит потеря идентичности с самим собой, несовпадение прежних представлений о себе с сегодняшним образом. Данные противоречия могут привести к сомнениям, страхам, угнетающим мыслям о себе. |
Сензитивный период | Младшие подростки сензитивны к внеучебным делам, которые им доступны и где они могут проявить свои новые возможности. Старшие подростки сензитивены к освоению своего внутреннего мира. Им свойственна огромная внутренняя работа: поиски перспективы жизненного пути, развитие чувства ответственности и стремление управлять собой, обогащение эмоциональной сферы. |