История обнаружения неандертальцев
Введение
Чтобы понять, как происходило развитие человека, ученые тщательно изучают все, что осталось от первобытных людей: орудия труда и охоты, посуду, скелеты и т.д. Принято думать, что, как только появился человек разумный, предыдущий вид, неандерталец, исчез. Однако находки археологов ставят под сомнение такой взгляд. И костные останки и изделия неандертальцев доказывают, что они очень долго сохранялись кое-где на Земле после появления и расселения человека разумного. Их сосуществование длилось десятки тысяч лет. Еще несколько тысяч лет, остающихся до нашей эры, не так уж много.
Другое соображение: считается, что все неандертальцы изготовляли каменные орудия и поэтому были в полном смысле слова людьми. Однако возможно, что эта способность была развита лишь у некоторых групп. Возможно, очеловечились, развились до homo sapiens только те, кто совершенствовался в труде. Другие остались животными.
Самая распространенная версия исчезновения неандертальцев сводится к тому, что они были уничтожены конкурентами. Почему нет - древние люди всех видов были каннибалами, особенно любили употреблять в пищу чужаков. Но ведь физически неандертальцы были крепче наших прямых предков. Их мускулатура была развита так, как не снилось нынешним олимпийским чемпионам. Самое же главное в том, что в последующие века ни одному из поколений кровожадных конкистадоров, которые обладали куда более совершенными орудиями уничтожения себе подобных, не удалось свести с лица Земли ни одну расу, ни один народ.
История обнаружения неандертальцев
Неандертальский череп является одной из самых первых находок ископаемых черепов человека. Он найден в 1856 году, в Рейнской провинции, недалеко от Дюссельдорфа, в Неандерской долине (реки Дюссель, притока Рейна), в небольшом Фельдгоферском гроте, напротив более значительной Неандерской пещеры. Вход в этот грот был скрыт выступом скалы и слоями глины делювиального происхождения, покрывающей здесь всюду известняки. Так как поблизости находились каменоломни, то рабочие дошли до закрывающей грот скалы, взломали её и открыли пещеру, выполненную наносным илом. По удалении этого наноса, открылся грот. Недалеко от входа, в глине, рабочие нашли несколько человеческих костей и неполный череп, которые доктор Фульрот приобрел в собственность. Других костей или каких-нибудь изделий в пещерном иле найдено не было, поэтому древность оказавшихся в нём человеческих остатков не может считаться вполне бесспорной: тем не менее, нахождение их в древнем наносе, в котором (в других пещерах той же долины, например, в отстоящей всего на 30 шагов так называемой Чертовой комнате Teufelskammer) были найдены останки несомненно делювиальных животных, а равно вид костей, степень их сохранности, особенности черепа и т. д., побудили признать в них останки человека глубокой древности, имеющие большое значение для суждения о типе древнейшего европейского населения.
Вирхов признал в этом черепе, а также и в костях конечностей, следы патологических изменений, вызванных рахитом, и высказал мнение, что это не расовый, а индивидуальный тип. Кроме того, он указал на некоторые черепа новейшего времени, выказывающие подобное развитие надбровных дуг и почти столь же покатый взад лоб. С опубликованием эволюционной теории Дарвина в 1859 году антропологи стали рассматривать неандертальцев как промежуточное звено превращения обезьяны в человека.
Неандертальцы обладали средним ростом (около 165 см) и массивным телосложением. Объёмом черепной коробки (1400--1600 смі и выше) они даже превосходили современных людей. Их отличали мощные надбровные дуги, выступающий широкий нос и очень маленький подбородок. По краниологическим показателям неандертальцы были долихоцефалами. Существуют предположения, что они могли быть рыжими и бледнолицыми. Учёные установили, что зрелость неандертальцев наступала раньше зрелости современных людей.
Культура древних людей
Древние люди были всеядными: ели растительную и мясную пищу. На заре человечества, скорее всего, преобладала растительная пища, которую человек получал от природы в готовом виде. Он собирал съедобные коренья, плоды растений, личинки насекомых, грибы, ловил мелких животных. Собирательство сохранялось на протяжении всей первобытной эпохи в разной степени развития в зависимости от условий жизни. Естественно, что никаких запасов пищи в то время не существовало, всё сразу шло в употребление.
Конечно, охота и прежде была одним из важнейших источников существования древнейших людей, то теперь она становится ведущим занятием, оставляет позади собирательство. Значение собирательства в мустьерское время пало в связи с резким похолоданием, изменением природных условий. Возросло значение охоты крупных животных, давших древним людям кроме мяса, жир, кости, а также шкуру.
Любопытен факт, что в это время в ряде случаев наблюдается как бы определенная специализация древних охотников: они охотятся преимущественно на тех или иных животных, что обуславливалось природными условиями и связанным с ними обилием определенных видов животных. Хотя существуют версии, что они не столько охотились, сколько подбирали падаль, убитую другими хищниками.
Так, на Ильской стоянке, на Северном Кавказе, кости зубра составляли не менее 60% массы костей всех животных. По мнению ученых, там можно обнаружить кости, принадлежащие не менее 2 тыс. зубров.
В высокогорных районах Альп охотились главным образом на пещерного медведя, отличавшегося огромной силой и яростью.
Охота на стадных животных производилась, по всей видимости, с самого начала загоном. О загонной охоте мы знаем только по этнографическим данным. Она носила еще примитивный, неорганизованный характер. Но уже прослеживались и зачатки организованной охоты посредством загона в болото или к крутым обрывам.
Охота на стадных животных не всегда была успешной. Успех ее зависел не от оружия, а, скорее всего, от стечения случайных обстоятельств. Поэтому в жизни древних людей были периоды голодовок, вызывающие даже людоедство. Раздробленные кости неандертальцев обнаружены в пещере Крапина в Югославии.
Частое голодание приводило к большой смертности людей. Французский антрополог А. Валлуа исследовал 20 неандертальцев. Из них, по его мнению, 55% умерло в возрасте до 21 года, и только один дожил до 32 лет.
Особенно часто в раннем возрасте умирали женщины. Все изученные неандертальцы, дожившие до 31 года, являются мужчинами.
Основным оружием неандертальцев, видимо, было копье. Об этом свидетельствуют обнаруженные кости животных, с вонзенными в них острыми осколками кремня в пещере Ля-Кина во Франции.
Оружие неандертальца было примитивно. Решающее значение должны были иметь не индивидуальные, а коллективные приемы охоты, объединяющие всех членов каждой мустьерской группы. Усовершенствование техники и развитие охоты, несомненно, способствовали дальнейшему улучшению общих жизненных условий первобытного человека. Этому способствовало и еще одно важнейшее достижение - изобретение способов искусственного добывания огня.
Раньше человек использовал огонь, полученный им случайно. Но в процессе трудовой деятельности человек обнаружил, что от удара камня о камень появляются искры, а во время сверления дерева выделяется тепло. Это и использовал неандерталец.Трудно сказать, где именно и когда человек впервые выработал способы искусственного добывания огня, но неандертальцами они в самых различных областях земно шара, видимо, уже были прочно освоены.
Большинство антропологов предпочитают думать, что потенциал неандертальского мозга можно оценить, только установив как эти ранние люди справлялись с окружающими их трудностями. Такие ученые сосредотачивают все внимание на приемах обработки каменных орудий - единственном четком сигнале, доносящимся из глубины времен, - и всюду замечают признаки растущей сообразительности.
О развитии ума неандертальского человека наглядно говорит тот факт, что в этот период продолжается процесс совершенствования его орудий труда. О более сложной умственной деятельности мустьерского человека по сравнению с его предками говорит наличие в конце мустьерского времени искусно выполненных красочных пятен и полос.
Яркое подтверждение тому - довольно широкие полосы красной краски, нанесенные рукой неандертальского человека поперек небольшой плитки камня, которая была обнаружена во время раскопок мустьерского поселения в пещере Ля-Ферраси во Франции.
Конечно, неандертальский человек еще не был в состоянии нарисовать или вылепить фигуру зверя. Но, тем не менее, уже в конце мустьерского периода заметны первые попытки древних людей намеренно изменить форму камня не только для того, чтобы сделать из него орудие труда.
В мустъерских отложениях ученые нашли плиты камня с искусно выдолбленными углублениями, так называемые «чашечные камни». На плите из Ля-Ферраси чашечные углубления располагались компактной группой, причем, в их размещении, несомненно, обнаруживается какая-то связь.
Впрочем, не следует чрезмерно переоценивать и преувеличивать степень развития отвлеченного мышления у неандертальцев. Не следует забывать и то, что первобытный человек делал только первые шаги от незнания к знанию и не был свободен от ложных представлений о себе самом и об окружающем его мире. Археологические раскопки свидетельствуют, что уже в то далекое время человек был верующим, хотя вера его еще носила неосознанный, интуитивный характер. Об этом свидетельствуют и древнейшие захоронения, которые появились в мустьерское время.
Ученые обнаружили более 20 случаев захоронения тел неандертальцев. Все они свидетельствуют о намеренном захоронении трупов в земле. Как правило, местом захоронения служили пещеры, в которых жили древние люди, но случались захоронения и вне пещер. В некоторых пещерах захоронения производились по нескольку раз. Вполне возможно, что иногда трупы умерших родичей помещали в готовые углубления, в так называемые «спальные» ямы. В других случаях для этого рыли специальные ямы.
Неандертальцы хоронили как трупы взрослых мужчин и женщин, так и трупы детей. Было определено и положение останков в могилах: обычно они лежат с подогнутыми ногами, в слегка скорченном положении. В ряде случаев обе руки или одна из них были согнуты в локте, а кисти рук находились около лица. Это поза напоминает положение спящего человека. Из вышеуказанного можно сделать вывод, что в середине и в конце мустьерского времени впервые появляется определенное и совершенно новое отношение к умершим, выраженное в намеренных и уже достаточно сложных по характеру действиях - в захоронениях покойников.
В основе этого отношения, похоже, уже лежит забота о члене своей родовой общины, что явилось бесспорным выражением чувства неразрывной кровной связи между сородичами.В то же время, забота об умершем члене первобытной общине являлась и выражением представления первобытного человека о себе самом, о жизни и смерти. Того самого представления, которое явилось одним из важнейших истоков и непременной составной частью религии.