Научные исследования имеют объект и предмет, на познание которых они направлены.
Логический путь познания — путь, позволяющий на основе умозаключений объяснить явления и процессы в области исследований. Такой путь способствует появлению новых идей и проблем, начертанию путей их решения. Он строится на полученных фактах и результатах эмпирических исследований.
Качественные научные исследования имеют следующие признаки:
— высокий уровень научности сделанных выводов и обобщений,
— высокая достоверность новых категорий,
— высокая эффективность применения,
— их результаты создают основу для новых научных разработок.
Система знаний — сумма фактов, понятий, принципов, гипотез, законов, теорий, позволяют предсказать события и управлять материальной деятельностью. Такой систематизированный научный опыт характеризуется рядом признаков:
Всеобщность — важнейший признак знаний, когда любое научное открытие является суммарным выражением человеческих успехов в познании мира. Наука является общественной по своему происхождению, развитию и использованию. Система научных знаний принадлежит всем, поэтому она эффективно может быть использована только с развитием общественного труда, производства, торговли в крупных масштабах.
Проверяемость и воспроизводимость категорий — важное требование к общеприятым научным знаниям.
3. Долговечность. Быстрое старение знаний свидетельствует о недостаточной их глубине и слабых обобщениях, неточности принятых гипотез и установленных законов.
Где хранятся знания.
Научные знания систематизированы изложены в книгах, статьях, авторских свидетельствах и патентах, отчетах и т.
Виды научных исследований
Научные исследования проводятся как научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы. Вообще все научные исследования можно разделить на три основных вида: теоретические, поисковые и прикладные.
Необходимость исследований в прикладных науках продиктована потребностями и практической деятельностью людей, задачами, которые ставит перед наукой производство.
При научных исследованиях решаются познавательные задачи.Можно выделить три вида познавательных задач: эмпирические, теоретические и логические.
1. Эмпирическая познавательная задача заключается в отборе и тщательном изучении фактов.
Эксперимент— метод познания, когда исследователь сознательно вмешивается в поведение предметов или в течение явлений и процессов с целью получения конкретных количественных и / или качественных данных о предмете, который изучается.
2. Теоретическая задача решается, когда исследователь имеет дело не с реальными объектами, а выходит за пределы их характеристик, по которым непосредственно ведется наблюдение. Он воспроизводит в различных моделях реальных объектов механизм явлений или процессов. Таким образом, изучение модели позволяет объяснить установленные факты. Вместе с тем, теоретические знание может быть проверено эмпирически.
3.Логическая задачарешается логическим методом.
Логический метод —такое оперирование знаниями и средствами их получения, которое позволяет получить новые знания, не обращаясь после каждого этапа рассуждений к эмпирической (опытной) их проверке. Ставя проблему, исследователь осуществляет логический анализ научных знаний, отделяет точно установленные знания от гипотетических знаний.
Логические задачи могут решаться при организации научного исследования, при построении теории и разработке гипотез, когда должны удовлетворяться логические и гносеологические требования, суть которых заключается в том, что все термины, понятия, признаки должны находиться в однозначном связи.