Образец оформления титульного листа отчета о выполнении

Вопросы и задания

по дисциплине « Теория и методология научных исследований»

Вопросы текущего контроля

1. Что понимают под терминами: наука, теория, проблема?

2. Что понимают под термином «актуальность темы исследования»?

3. Какова цель науки?

4. Приведите наиболее общие и известные методы исследования.

5. Что собой представляет научное исследование и что может являться целью научного исследования?

6. Какие признаки заложены в основу классификации научных исследований по степени важности, по видам финансирования, по длительности разработки и целевому назначению?

7. Какое учреждение является высшим научным учреждением в России?

8. Как организована подготовка научных кадров в России?

9. Какие основные требования предъявляют к теме исследования?

10. Какие организации представляют службу научно-технической информации в России?

11. Какие материалы и издания являются носителями научно-технической информации?

12. Какие зависимости относятся к детерминированным?

13. Что понимают под экспериментом?

14. Чем лабораторный эксперимент отличается от производственного?

15. В каких случаях проводят поисковый эксперимент?

16. Как определяют среднее арифметическое результатов измерений?

17. Какие погрешности относят к систематическим?

18. Какие погрешности относят к случайным?

19. Чем могут быть вызваны грубые погрешности?

20. Как устраняют систематические погрешности?

21. Что указывает экспериментатору о наличии случайных погрешностей?

22. На чем основывается анализ случайных погрешностей?

23. На каких принципах базируется теория случайных ошибок?

24. Чем отличаются генеральная и выборочная совокупность измерений?

25. Какие координатные сетки используют для графического изображения результатов эксперимента?

26. Как нумеруются разделы, таблицы, графический материал и формулы в научном отчете?

27. Какие требования предъявляются к содержанию таблиц в составе научного отчета?

28. Что рассматривается в составе научного отчета как плагиат?

29. Как осуществляется поиск информации?

30. Какие издания облегчают поиск информации?

31. Что такое универсальная десятичная классификация источника информации и для какой цели она создана?

32. Что такое международная патентная классификация?

33. Какие зависимости относятся к детерминированным?

34. Что может являться объектом изобретения?

35. Что может рассматриваться как полезная модель?

36. Что в патентной деятельности понимают под промышленным образцом?

37. С чего начинается формулирование темы исследования?

38. Каким образом определяются цели и задачи исследования?

39. Какие этапы включает в себя выполнение НИР и научных разработок?

40. В чем состоит методология научного исследования?

41. Каковы особенности теоретических и экспериментальных исследований?

42. Каковы критерии перспективности темы научного исследования?

43. Какие зависимости относятся к стохастическим?

44. Как определяют дисперсию при обработке измерений?

45. Как вычисляют среднеквадратическое отклонение при обработке измерений?

46. Как вычисляют вариационный коэффициент при обработке результатов измерений?

47. Что понимают под погрешностью измерения?

48. Как оценивается относительная ошибка измерения?

49. Что указывает экспериментатору о наличии случайных погрешностей?

50. На чем основывается анализ случайных погрешностей?

51. Чем отличаются генеральная и выборочная совокупность измерений?

52. Какие задачи позволяет решать теория случайных ошибок?

53. Что понимают при измерениях величин под доверительным интервалом?

54. Что называется доверительной вероятностью измерения?

55. Как определяется доверительный интервал для малой выборочной совокупности?

56. Какие методы используют для определения грубых ошибок статистического ряда?

57. Как определить минимальное количество измерений при заданной точности и доверительной вероятности?

58. Как определяется абсолютная погрешность измерительного прибора?

59. Как определяется относительная погрешность измерительного прибора?

60. Как определяют коэффициент корреляции?

61. Каково значение коэффициента корреляции при существовании связи между параметрами Х и Y?

62. Что понимают под точностью измерения?

63. Что показывает достоверность измерения?

64. Как повысить точность и достоверность измерений?

65. Как составляется библиографический список?

66. Как выполняются ссылки на первоисточники в научном отчете?

67. Какие разделы должны присутствовать в научном отчете?

68. Как выполняется библиографическая запись в библиографическом списке: монографии, статьи в журнале и сборнике, патента?

69. По каким параметрам оценивается эффективность НИР?

70. Как по характеру корреляционного поля можно судить о наличии связи между параметрами Х и Y?

Задание для математического моделирования

Построить математическую регрессионную модель и ее геометрический образ влияния переменных факторов Х1 и Х2 на формирование средней плотности ячеистого бетона в сухом состоянии (кг/м3).

1.Уровни варьирования переменных факторов

Наименование переменных факторов Уровни варьирования факторов
-1 +1
Х1 – водотвердое отношение 0,50 0,55 0,600
Х2 – частичная замена цемента кремнеземистым компонентом, % по массе

Вариант задания 0

  N опыта Матрица эксперимента Матрица плана в натуральных переменных Результаты измерения параметра выхода - средней плотности ячеистого бетона, Y , кг/м3
Х1 Х2 Х1 водотвердое отношение Х2 содержание кремнеземистого компонента,% Y1 Y2 Y3
+1 +1 0,60
+1 - 1 0,60
-1 +1 0,50
-1 -1 0,50
+1 0,60
-1 0,50
+1 0,55
-1 0,55
0,55

.

Требования к выполнению самостоятельной работы:

Составить научный обзор по индивидуальной научной теме

1. Выполнить поиск научной информации по теме исследования, составить библиографический список литературы.

2. Выполнить поиск и систематизацию информации по методам проведения научных исследований по заданной теме и по применению современного исследовательского оборудования.

3. Выполнить патентный поиск по теме исследования и обобщение патентной информации.

4. Выполнить поиск и систематизацию информации по методам и практике моделирования объектов исследования.

5. Выполнить анализ и обобщение теоретических исследований по теме исследования и представить в виде отчета.

Образец оформления титульного листа отчета о выполнении

Самостоятельной работы

  Министерство образования и науки Российской Федерации ПОВОЛЖСКИЙ Государственный ТехнОЛОГИЧЕСКИЙ Университет   кафедра СТиАД     ОТЧЕТ о выполнении самостоятельной работы по дисциплине «Теория и методология научных исследований». Тема:___________________________________     Выполнил: магистрант _______   Направление подготовки__________________________________________________________ Программа _________________________________________________________________ Год и форма обучения ____________________________________________________________   Йошкар-Ола 20__-20__уч.г.  

Критерии оценивания знаний обучающихся

при защите отчета о выполнении самостоятельной работы

подисциплине «Теория и методология научных исследований»

Оценка «зачтено» выставляется обучающемуся, который:

· прочно усвоил предусмотренный программный материал; правильно, аргументировано ответил на все вопросы, с приведением примеров;

· показал глубокие систематизированные знания, владеет приемами рассуждения и сопоставляет материал из разных источников: теорию связывает с практикой, другими темами данной дисциплины, других изучаемых предметов

· оформил отчет в соответствии с предъявляемыми требованиями.

Оценка «не зачтено» выставляется обучающемуся, который не справился с 50% вопросов, в ответах на дополнительные вопросы допустил существенные ошибки. Представленный отчет не удовлетворяет предъявляемым к ним требованиям.

Вопросы к экзамену

1. Наука и научные исследования: основные определения и понятия.

2. Классификация и основные этапы научно-исследовательских работ.

3. Научные учреждения и кадры

4. Общие понятия о формировании направлений научных исследований

5. Актуальность научных исследований.

6. Методы выбора и оценки тем научных исследований

7. Научно-техническая информация и методы ее хранения. Универсальная десятичная классификация.

8. Проработка и анализ информации и формулирование задач научного исследования

9. Общие сведения о методологии теоретических исследований.

10. Модели исследования

11. Понятие основ теории подобия

12. Аналитические методы исследования

13. Методы теоретических исследований

14. Аналитические методы исследования с использованием эксперимента

15. Вероятностные методы исследования

16. Методы степенного анализа

17. Общие сведения о методологии экспериментальных исследований.

18. Разработка плана-программы эксперимента

19. Подготовка приборов и экспериментальных установок к работе, их тарировка

20. Методы оценки измерений.

21. Средства измерений и их поверка

22.Методы экспериментальных исследований

23. Проведение эксперимента

24. Методы графического изображения результатов измерений

25. Метод подбора эмпирических формул

26.Корреляционный анализ

27. Регрессионный анализ

28. Проверка адекватности регрессионных зависимостей

29.Основные принципы оптимального планирования эксперимента

30. Анализ и оформление результатов научных исследование

31. Анализ теоретико-экспериментальных исследований

32. Формулировка выводов и предложений

33. Составление отчета о научно-исследовательской работе

34. Подготовка научных материалов к опубликованию в печати

35. Основные принципы организации патентоведения

36.Условия патентоспособности изобретения, полезной модели, промышленного образца

37. Автор изобретения, полезной модели, промышленного образца

38. Планирование и использование изобретений, полезных моделей и промышленных образцов

39. Патентный поиск

40. Внедрение законченных научно-исследовательских работ

41. Эффективность научных исследований и ее критерии

42. Расчет экономической эффективности научных исследований

Критерии оценивания

Пороговый уровень – удовлетворительно (20 – 27 баллов)

Общее целостное, но не системное представление о содержании дисциплины.

1. Продемонстрированные студентом знания в основном верные. Знает основные термины и определения. Имеет общее представление о методах и методологии научных исследований

2. Ответ студента технически и терминологически правильный, но не полный, имеются пробелы в знаниях, в ответе имеются ошибки и погрешности не принципиального характера.

3. Студент умеет применять свои знания для решения типовых задач: выполнять статистические расчеты, проверку статистических гипотез, подбирать методы исследований, ориентируется в определении области поиска информации, подборе методов исследования, организации исследований, обобщении результатов исследований.

4. Студент знает основную учебную и нормативно-справочную литературу.

Продвинутый уровень – хорошо (28 – 34 баллов)

У студента сформировано системное представление о содержании дисциплины, пробелы несущественные.

1. Студент знает термины и определения, методы и методологию научных исследований. Пробелы в знаниях несущественные.

2. Ответ студента технически правильный и логически стройный. Ответ студента полный, но имеются не существенные, непринципиальные ошибки.

3.Студент умеет и владеет навыками системно применять свои знания для решения типовых задач, но допускает незначительные погрешности.

4.Студент знает и умеет применять учебную, дополнительную и нормативно-справочную литературу.

Высокий уровень – отлично (35 – 40 баллов)

Студент демонстрирует по дисциплине знания, умения и навыки в соответствии с требованиями соответствующих ФГОС и ПС.

1. Студент знает термины и определения, методы и методологию научных исследований. Пробелов в знаниях нет.

2. Ответы студента полные, технически точные, логически стройные и стилистически правильные. Ошибок нет.

3.Студент умеет анализировать научную проблему по профилю деятельности и владеет навыком системно применять свои знания для решения типовых и нетиповых задач в рамках изучаемой дисциплины.

4.Студент знает, умеет и владеет навыком применять учебную, дополнительную, научную и нормативно-справочную литературу по изученной дисциплине.

Наши рекомендации