З н а т ь . д е р з а т ь . х о т е т ь . м о л ч а т ь .

Практика моуны в жизни


АННОТАЦИЯ

Цель статьи – показать возможности практики моуны в обычной жизни так, чтобы можно было видеть результат. Приведены примеры, которые вы можете в своей жизни проверить своим опытом.

Приведены классические описания техник, взятые с сайта www.classicyoga.spb.ru Эти
тексты для начала будут как ликбез в просвещении практической Йоги.


Развитие осознания

Большинство учений йоги прошлого и настоящего говорят, что практика йоги направлена на развитие осознания как внутри, так и вовне. В йоге мы используем слово "осознание". Можно использовать и другие слова, такие как: сознание, атман, я, дух, целостность, но все они имеют отношение к осознанию.
Можно сказать, что осознание- это способность наблюдать свою ментальную и физическую активность как бы со стороны. Если человек находится в состоянии осознания, то тогда он становится наблюдателем своей внутренней и внешней активности. Если вы способны наблюдать и своё тело и свой ум, тогда вы должны открыть в себе иную сторону своего я, которая не является ни телесной составляющей, ни умственной, т.к. заключает в себе способность наблюдать за деятельностью обеих этих составляющих. Если у вас был опыт подобных переживаний, вы поймёте, что мы имеем в виду, когда используем слово "осознание".
Часто ли вы бываете невнимательны, несобранны? Отсутствие сосредоточенности говорит о том, что на какое-то время вы перестали чётко осознавать свои действия. Если вы часто обнаруживаете вещи не на своих местах, то это означает, что ваше внимание было направлено не на перенесение объекта, а на что-то ещё.
Большинство людей редко имеют полное самоосознание, т.к. они обычно захвачены своими мыслями и фантазиями или включаются в какую-то деятельность до такой степени, что практически обо всём забывают.
Отследите множество посторонних мыслей, которые возникают в вашем сознании, в то время как вы выполняете какое-то действие. Большинство из них не имеют никакой практической пользы и относятся к обрывкам запомнившихся разговоров, бесполезным сплетням, пустым тревогам. Другие связаны с воссозданием прошлых событий или предвкушением грядущих.
Большая часть из этих мыслей связана с эго, его победами и поражениями, или как это произойдёт. Все системы духовной практики рассматривают эго, как основную помеху духовному росту, и, чтобы устранить эту помеху, необходимо нивелировать интерес к эго. А интерес к эго поддерживается только в том случае, если есть мысли о нём.
Большой интерес к будущему, исключая конструктивное и творческое планирование, требует большого количества энергии и может привести к эмоциональному стрессу. Но события редко происходят так, как мы их представляем или предсказываем. И также бесполезно принимать решения по поводу последовательности будущих действий. Преждевременное решение обычно становится неприменимым, т.к. обстоятельства меняются ко времени его реализации. Конечное событие не является результатом нашего решения; как будто невидимые силы вмешиваются и меняют направление наших действий. Мы обманываем себя, полагая, что если мы не будем постоянно думать о чём-то, то и не будем знать, как поступать и как действовать. На самом деле верно обратное. Чем больше спокоен наш ум, тем более спонтанны и адекватны наши действия.
Существует два вида осознания. Одно - это внутреннее осознание, когда мы направляем наше внимание на деятельность нашего ума. Другое - это осознание во вне, когда наше внимание направлено на чувственные переживания или деятельность нашего тела. Время от времени оба этих вида осознания требуют от нас определённых напряжений, но обычно наше сознание находится в одном состоянии внимания, но затем мы позволяем другому вниманию отвлечь нас.
Перед тем, как мы сможем хорошо сконцентрироваться, мы должны развить самоосознание. Но никто не может научить самоосознанию, это то, что вы должны постоянно развивать сами. Вы начинаете с того, что наблюдаете за собой, осуществляя любое действие.
Читаете ли вы книгу, убираете, печатаете, складываете цифры или говорите с кем-то, не позволяйте чему-то тривиальному оторвать ваше внимание от конкретной деятельности. Мысли обязательно придут, но не позволяйте им оторвать ваше внимание. Уделите им немного времени просто в знак того, что вы сможете осознавать то, что вас отвлекает, и что вы осознаёте, чем занят ваш ум в данный момент. Затем отбросьте эту мысль и возвращайтесь к объекту концентрации или вашей работе. Если вы будете использовать эту технику в вашей повседневной деятельности, то вы с удивлением обнаружите, как быстро повышается ваша способность к концентрации.
Сначала вы будете в основном осознавать то, что в какое-то время вы были невнимательны. Но чем чаще вы осознаёте это, тем легче вы достигнете состояния непосредственного осознавания. Вначале достаточно просто осознавать, что какое-то время ваше внимание было отвлечено посторонними мыслями.
Если вы подумаете на эту тему, то, вероятно, вы сможете придумать сотни техник, с помощью которых вы сможете отслеживать процесс осознавания. Например, каждый час записывайте на бумаге, что вы делаете, и какие мысли чувства сопровождают вас в это время. Мы редко осознаём в одно и то же время физический, умственный и эмоциональный аспект нашего бытия. Повышая уровень нашего осознания, мы можем получить большее удовлетворение от самых обычных мирских дел.
Йога даёт нам наиболее прямой и систематичный метод развития сознания. Йогические асаны дают нам возможность лучше осознавать наше тело и наши ощущения, а их выполнение требует определенной концентрации, которая постепенно повышается и интенсифицируется. Йога-нидра - это лучшая техника для отслеживания внимания и формирования осознанности тех частей тела, которые часто находятся вне нашего внимания. Например: многие люди, которые являются новичками в практике, говорят, что во время переброса внимания по телу, им трудно осознавать их пальцы на ногах или уши, не говоря об их внутренних органах.
Следующие практики - это предмедитативные техники, направленные на развитие самоосознания. Они особенно полезны для тех, кто не может сидеть в медитативной позе и для тех, кто хочет приступить к медитации, но не имеет опытного учителя. Их можно осуществлять всюду и в любое время, сидите ли или стоите, ходите или готовитесь ко сну. Эти практики помогут нам войти в контакт с нашим телом. Это удивительно, что многие из нас не воспринимают свое тело, не имеют контакта со своими ощущениями. Практики осознания, которые будут приведены ниже, помогут привлечь наше внимание к реакциям нашего тела, и помогут понять и скорректировать их.


1. Осознавание ощущений

A) В течение нескольких минут, не важно сидите вы или стоите, ходите или принимаете пищу, переключите полностью ваше внимание на ваши ощущения во время этих действий. Не просто смотрите, слушайте, чувствуйте (кинестетически), вдыхайте, ощущайте вкус, но переживайте эти ощущения целостно. Примените все ваши способности к этому процессу. Если вы слышите звук, исследуйте, из какого места он исходит, какое воздействие он оказывает на вас? Если это вкусовое ощущение, как ваше тело и ум реагируют на него? Посмотрите вокруг и отметьте, есть ли какой-то особый предмет, притягивающий ваше внимание? Почему это так происходит, и какие мысли при этом возникают? Если это запах, то какой и откуда он исходит? Возникают ли ассоциации с чем-то ещё? Если вы касаетесь чего-то, как вы это ощущаете? Сравнимо ли это с чем-то ещё?
B) В то время как вы сидите, стоите, особенно, когда вы противостоите кому-нибудь, переключите ваше внимание с ваших эмоций и мыслей на ваши ощущения.
Эти упражнения дают нам более глубокое понимание функциональных возможностей наших ощущений, и помогают нам использовать их более полно. Мы, возможно, ещё не научились переключать внимание с наших эмоций и мыслей на наши ощущения, возможно, мы склонны колебаться, не уделяя полного внимания ни одному, ни другому. Например, слушаете ли вы на самом деле, когда кто-то говорит с вами, или вы всё ещё захвачены вашими собственными мыслями и чувствами? Слышите ли вы неопределённо слова вашего собеседника, или вы можете понять подтекст сказанного? В следующий раз погружайтесь в процесс слушания полностью. Используйте все ваши ощущения в полной степени. Определите, склонно ли ваше сознание пребывать во внутреннем мире мыслей, или оно в основном остаётся во внешнем мире активности.


2. Осознание прошлого опыта

А) Вечером, сидя или лёжа в постели, закройте ваши глаза и расслабьтесь. Проследите всё, что вы делали в течение всего дня, начиная с момента, когда вы закрыли глаза. Вспомните в деталях всё, что вы делали и переживали в этот день, до того момента как вы встали с постели. Так же, как вы вспоминаете каждое действие, припомните каждую эмоцию, каждую вереницу мыслей, любой особенный звук, запах, зрительную картину, вкусовое или кинестетическое ощущение, которое вы, возможно, пережили в этот день. Отследите ваши мысли, которые возникли в результате этого упражнения.
В) Вспомните какой-то конкретный год вашей жизни или какой-то определённый опыт. Припомните точно в деталях, что вы чувствовали и чему научились тогда и с каким опытом иного рода вы, возможно, ассоциируете эти события. Существуют ли какие-то чувственные удовольствия и неудовольствия, которые ассоциируются с этим опытом; музыка или особенный звук, запах, вкусовое ощущение, зрительный образ или картина, особенное ощущение, связанное с прикосновением. Воссоздайте в уме всю картину целиком, но себя воспринимая как актёра. Не включайтесь в процесс, а только отслеживайте, как будто вы смотрите фильм, в котором когда-то вы участвовали.
С) После того, как вы утром проснулись, сядьте спокойно на некоторое время и попытайтесь вспомнить каждый ваш сон, который вы видели прошедшей ночью. Попытайтесь вспомнить все детали и подсознательные мысли, связанные с ними.
Эти практики раскрывают и улучшают возможности нашей памяти. Воспоминание событий прошедшего дня помогает нам увидеть себя такими, какие мы есть на самом деле и извлечь максимум из нашего опыта. Это также позволяет нам отследить какие-то вещи, которые нам следует припомнить утром. Это позволит в дальнейшем глубоко расслабиться и восстановиться. Воспоминание какого-то года или каких-то событий в нашей жизни помогает увидеть динамику нашего развития, и то, к чему мы пришли на данный момент. Это также помогает улучшить нашу память, т.к. большинство из нас используют возможности своей памяти далеко не полностью. Мы также можем увеличить объём знаний о себе, проигрывая прошлые события. Анализ наших снов ведёт наше сознание к неизведанным реальностям нашего ума, подсознательным и бессознательным.


3.Осознание настоящего

А) В любой ситуации, перенесите ваше внимание на ваши ощущения. Проверьте ваше самочувствие, чувствуете вы себя уставшим или наоборот. В каком настроении вы находитесь. Счастливы ли вы или подавлены, озабочены чем-то или напряжены, огорчены чем-то или ощущаете спокойствие. Отследите любое телесное ощущение, тепло или холод и т.д., есть ли напряжение где-либо в теле. Попытайтесь представить, какое выражение лица у вас в данный момент. Возможно, для вас будет открытием то, как вы ходите или говорите. Отследите ваше тело - находиться оно в спокойном состоянии или активном. Осознаете ли вы все движения вашего тела, или вы бессознательно стучите ногами, почесываетесь или теребите ваши волосы или пальцы. Осознайте ваше тело целиком.
В) Закройте ваши глаза, сидя или лежа без движения. Определите точно, о чем вы думаете, и что вы чувствуете. Внимательно отследите, как быстро ваши мысли переходят с одного объекта на другой. Попытайтесь обнаружить связующую нить между вашими мыслями и отследите любые эмоции, которые возникают в связи с этими мыслями. Не цепляйтесь долгое время за каждую мысль, просто будьте отстраненным свидетелем вашего ума.
Эти упражнения помогут нам понять работу нашего ума, и с этим пониманием у нас будет больше возможностей усмирить наш ум и управлять процессами мышления и памяти. С помощью этих практик мы можем также обнаружить тесную связь между телом и умом и использовать эту связь для позитивной работы с нашими привычками и перенаправить в одно русло нашу рассеянную энергию.


4. Повторение мантры

А) Повторение мантры ОМ или вашей персональной мантры в уме в течение дня займет ваш ум, когда он праздно и бесцельно блуждает. Как только вы проснулись, примите решение повторять мантру во время любой деятельности, которая не требует вашей полной концентрации. Вы будете очень удивлены, обнаружив, как часто ваше решение будет забыто.
В) Существует одна из разновидностей предыдущей практики, которую вы можете делать повсюду, если у вас свободна одна рука, когда вы слушаете кого-то по телефону, когда вы идете пешком или ждете автобус или трамвай. Вам необходимо использовать мантру ОМ МАНИ ПАДМЕ ХУМ или ОМ НАМАХ ШИВАЙЯ или какие-либо другие мантры, которые имеют такое же количество слогов. В то время как вы произносите ОМ, коснитесь большим пальцем указательного пальца. Когда вы произносите МАНИ, коснитесь большим пальцем среднего пальца, ПАДМЕ - большим пальцем безымянного, ХУМ - мизинца. Продолжайте таким же образом. Это очень простая, но очень эффективная практика.


5.Чанкраманам

Это простая техника развития осознания, которая в то же время помогает расслабить тело и устранить скованность. На санскрите слово "чанкраманам" означает блуждание, странствование. Это означает действие без усилия и блуждание без определенной цели и планов. Это - основа практики. Чанкраманан это садхана при ходьбе без усилий, не отвлекаясь на какие-либо мысли и внешние предметы. Эту практику можно определить как джапа при ходьбе.
Чанкраманам практиковалась мистиками и йогами с незапамятных времен. Суфии, буддийские и христианские монахи регулярно практиковали модифицированные формы чанкраманам как часть их садханы.
Для того чтобы приступить к практике - начните ходить. Вы можете идти по прямой или по кругу и т.д. любым шагом, какой вам больше нравиться, до тех пор, пока сохраняется ритм. Представьте, что ваше тело движется автоматически без сознательных усилий. Голову следует наклонить вперед так, как будто вы смотрите на свои ноги. Вам следует смотреть, но не на чем не фокусировать взгляд.
Начните монотонно пропевать мантру. Вы можете использовать вашу персональную мантру или Ом. Вы можете практиковать упаншу джапа (шепотом) или манасик джапа (ментальная джапа). Синхронизируйте пропевание с шагами. Во время каждого шага пропевайте мантры. Продолжайте в той же манере, осознавая физическое движение и мантру.
Наиболее важное достижение в жизни - это самоосознание. Цель человеческой жизни, последняя форма эволюции и путь трансформации - это самоосзнание, и это, конечно, ключ к медитации. При повышении уровня самоосознания практикующий становиться соответственно подготовлен к более сложному духовному опыту.

Вернуться к содержанию

Антар Мауна

На санскрите слово мауна означает «тишина», «безмолвие», и антар означает «внутреннее». Английское название «inner silence» на литературном языке означает уединение, уход. Антар мауна является базовой практикой йоги. Это фундаментальная часть Буддийской практики, хотя она известна под другим названием - випассана, и используется в несколько модифицированной форме. Некоторые из принципов антар мауны широко используются в современной психотерапии. Это один из наиболее прямых методов решения проблем сознания, поэтому, этот метод так широко используется в религии, мистических и психотерапевтических системах.
Антар мауна является важной техникой для каждого, кто обладает беспокойным умом, эмоциональной нестабильностью и спутанными самскарами. Для всех тех, кто не способен концентрировать свой ум на одной точке, практика антар мауны обеспечит основу для процесса самоочищения. Когда ум очистится, уровень концентрации повысится спонтанно.
С самого раннего возраста мы привычно подавляем плохие мысли и желания и пытаемся забыть неприятный для нас опыт. Но подавление не решает проблемы, т.к. эти мысли просто остаются в форме семян в подсознании. Даже если мы не осознаём их, эти вытесненные мысли активно действуют из-под сознания, принося боль, несчастье и фрустрацию в жизнь.
Антар мауна является превосходным лекарством от шизофрении. В некоторой степени мы все немного страдаем шизофренией. Когда у нас появляются нежелательные мысли, мы боремся с ними и, таким образом, возникает конфликт. Одна часть ума находится в конфликте с другой, и когда этот конфликт становится наиболее интенсивным, это и называется шизофренией. Для того чтобы иметь здоровую личность, мы должны уважать наш разум; неважно, чистые или порочные мысли приходят к нам в голову, мы должны принять их. В практике антар мауны следует не концентрироваться. Будьте безмолвным, безучастным свидетелем всех действий вашего ума. Наблюдайте за той частью ума, которая думает и той частью, которая отвергает эту мысль. Эта практика видения ума, наблюдение за восприятием и принятием опыта. Даже если что-то отвлекает вас, например, шум самолета, наблюдайте реакцию вашего ума. В практике антар мауны мы осознаем возникающие мысли и картины, звуки, раздающиеся вокруг, ваши ощущения, например ощущение стула, на котором вы сидите, людей вокруг вас, проходящий поезд. Мы осознаем, не пытаясь избежать того факта, что мы являемся осознающими. Это первый шаг к пратьяхаре.
В течение дня наше сознание постоянно направлено вовне. Мы видим и слышим только то, что происходит вовне, и очень плохо представляем, что происходит внутри нас. Практикуя антар мауну, самоосознание развивается, и вы приходите к пониманию работы вашего ума и методов его контроля.
Миллионы самскар, непроявленные реакции в глубине ума, всегда выходят и влияют на наше поведение, личность, судьбу. Практикуя пранаяму перед антар мауной, возникает выход самскар на поверхность сознания, и мы становимся достаточно чувствительными, чтобы видеть их. Мы непосредственно сталкиваемся с нашим бессознательным – давно забытыми воспоминаниями, страхами, ненавистью и т.д. Мысли и чувства, которые были скрыты долгое время, выходят на поверхность и нивелируются. Обычно, если мысль приходит, когда мы пытаемся сконцентрироваться, мы говорим - нет, и немедленно отгоняем ее. Но это вредно для нашего духовного развития. Это напоминает расстройство желудка и попытку контролировать это и может быть причиной беспокойства или множества болезней как физиологических, так и психических. Во время антар мауны вполне нормально, что к вам приходят мысли (особенно негативные). В процессе наблюдения за ними и принятия их, они ослабевают, и тогда вы сможете избавиться от них. Этот процесс очищения поможет вам медитировать более эффективно.
Самскары имеют место внутри любого действия, как сильный барьер духовного развития. Эти самскары должны выйти. Если вы будете продолжать загонять их обратно, то они неизбежно когда-нибудь вырвутся наружу, и вы не сможете с ними совладать. Нет способа обойти их, вы должны работать с ними шаг за шагом, постепенно нивелируя их. В йоге эта стадия называется атма шуддхи (самоочищение) или читта шуддхи (умственное очищение). Вся антар мауна направлена на достижение пратьяхары как средство в медитации.


Практика антар мауны разделяется на ряд стадий, которые кратко излагаются ниже:
Стадия 1: в которой практикующий развивает осознание своих ощущений и того, как они связывают его с окружающим миром. Глаза необходимо закрыть, чтобы основным каналом восприятия были уши. Через некоторое время наше восприятие начинает отвлекаться на внешние звуки, и автоматически начинается вторая стадия.
Стадия 2 включает в себя переключение внимания от внешних раздражителей на работу нашего ума, на то, какие мысли приходят, и какие образы всплывают из подсознания. Эта стадия, в которой освобождается большое количество страхов и напряжений. Мы переживаем заново прошлые события и становимся свидетелями выхода подавленных желаний. Эту стадию следует практиковать до тех пор, пока ум не станет спокойным и уравновешенным.
Стадия 3 –это привлечение мыслей и избавление от них благодаря волевым усилиям. Любой опыт, который не анализируется глубоко, остаётся в подсознании, поэтому, третья стадия нацелена на то, чтобы научиться избавляться от мыслей и переживаний. Мы привлекаем в сознание определённую мысль, развиваем её, а затем, избавляемся от неё волевым усилием. Далее преобразуем это в практику самоанализа.
Стадия 4включает наблюдение за спонтанными мыслями, которые всплывают на поверхность сознания. Доминирующая мысль должна быть проанализирована и нивелирована волевым усилием. И снова следует осознавать спонтанный мыслительный процесс и выбрать доминирующую мысль, чтобы удалить её посредством воли. Когда вы овладеете этой стадией, ваш ум глубоко погрузится в подсознание.
Стадия 5. На этой стадии ваш ум должен быть спокойным и умиротворённым. Мысли будут возникать, но они не будут навязчивыми и не будут вызывать большого эмоционального переворота. Поэтому, на этой стадии оправдано подавить все мысли полностью. Это обязательно приведёт к состоянию отсутствия всяких мыслей и пратьяхаре.
Стадия 6 осознавание психического символа.
Антар мауну практикуют в любой йогической позе подобно падмасане, сиддхасане, ваджрасане, сукхасане или, если нет таковой возможности, в шавасане или сидя на стуле в расслабленной позе.
Антар мауну, особенно на первых стадиях, можно практиковать в любом месте. Эта практика может быть использована чтобы успокоить ваш ум в наиболее неприятной обстановке и среди большого шума. Если вы хотите включить антар мауну в вашу ежедневную садхану, лучшее время для этого либо вечером перед сном, либо утром, т.к. в это время меньше шума и всяческих помех. Старайтесь практиковать в определённое время каждый день.



Техники.


Стадия 1.

Закройте глаза и осознавайте всё тело. В неподвижности осознавайте ощущения прикосновения. Осознавайте части тела, которые находятся в контакте с полом, точки соприкосновения вашего тела с одеждой. Фиксируйте всё ваше внимание на ощущении прикосновения до тех пор, пока не иссякнет интерес к этому.
Затем осознавайте всё, что вас окружает: осознавайте все внешние звуки; слушайте внимательно и отстранённо, не оценивая, не анализируя, не думая о звуке. Сосредоточьте ваше внимание на наиболее заметном звуке в течение нескольких минут, затем отстранитесь от него и найдите другой.
Затем переключите ваше внимание на дыхание. Фиксируйте всё ваше внимание на дыхании, полностью отстранитесь от восприятия внешних звуков. Продолжайте осознавать ваше дыхание в течение нескольких минут. Затем снова переключите ваше внимание на внешний мир и внешние звуки. Будьте аллертными, не погружайтесь внутрь себя и в свои мысли.
Через несколько минут снова осознавайте процесс дыхания. Забудьте о внешних звуках, только восприятие дыхания.
Меняя направление внимания с внешних звуков на процесс дыхания и наоборот, продолжайте практику.
Это первая стадия антар мауны. Её следует практиковать до тех пор, пока вы не научитесь полностью отстраняться от внешней деятельности, особенно звуков. Возможно научиться погружаться в себя настолько, что в это время вы не будете замечать телефонный звонок. Когда вы достигните этой стадии, вы сможете приступить ко второй. Вероятно, для этой цели потребуется, по крайней мере, один месяц ежедневной практики.


Стадия 2.

Начните с первой стадии и практикуйте её в течение нескольких минут и затем приступите к стадии 2.
Забудьте об окружающем мире и сфокусируйте всё ваше внимание на ваших мыслях.
Осознавайте каждую вашу мысль. Воссоздайте прошлое, фигуры и лица ваших друзей, людей, которых вы любили и ненавидели. Но помните, что ни вы им не принадлежите, ни они вам. Вы просто наблюдатель, и они просто проходят мимо.
Если кто-то, кого вы любите, вдруг возник в ваших мыслях, и вы продолжаете думать о нём, то это значит, что вы привязались к этой мысли. Привязанность к одной мысли создаёт ещё больше мыслей, и эффект от них ваше сознание записывает где-то в глубине. Не прерывая, позвольте вашим мыслям течь своим чередом. Просто будьте свидетелем этого процесса, старайтесь быть отстранённым и беспристрастным наблюдателем ваших мыслей.
Позвольте всем вашим эмоциям, таким как ненависть, злость, страх, чувство вины выйти наружу, но оставайтесь при этом просто свидетелем этого процесса, свидетелем своих эмоций и мыслей.
Откройте дверь в ваше подсознание. Посмотрите глубоко внутрь себя и удалите все бесполезные ментальные осколки, которые там накопились.
Затем, после 5 минут, осознавайте чидакашу, тёмный ментальный экран перед вашими закрытыми глазами. Этот мыслительный экран, на котором вы, возможно, увидите подсознательные картины. Если картины возникают – просто наблюдайте за ними. Если никаких картин не возникает, продолжайте наблюдать несколько минут и возвращайтесь к мыслительному процессу. Если ваше внимание неустойчиво, представьте, что вы смотрите на длинную дорогу. Дорога пустынна и по ней никто не идёт. Затем кто-то появился на дороге, вы видите двигающиеся тени. Эти тени- тени ваших мыслей.
Продолжайте переключать внимание с наблюдения за вашим мыслительным процессом и тёмным экраном чидакаши.
Эта стадия 2, которую необходимо практиковать ежедневно до тех пор, пока вы ни научитесь не включаться в мыслительный процесс. Вы можете приступать к 3 стадии, если на внутреннем экране вы видите образы. Если этого нет, то вы сможете приступить к следующей стадии, только после месяца практики 2 стадии.


Стадия 3.

Выбери какую-либо мысль и осознавай, отслеживай эту мысль и все другие, которые вытекают из неё. Не позволяйте каким-либо спонтанным мыслям проявляться, скажи им: ''Нет. Я не хочу вас сейчас''. Сфокусируйте всё своё внимание на одной цепи мыслей, затем быстро отстройтесь и найдите другую мысль. Отслеживайте эту мысль в течение некоторого времени и затем быстро отбросьте его.
Вы можете выбрать любую мысль, но не теряйте время на непоследовательные, несвязные мысли, которые, по всей вероятности, не приведут к эмоционально значимым мыслям. Преимущественно выбирайте негативные мысли, чем они более неприятны, тем лучше для практики.
Продолжайте выделять и отбрасывать мысли в течение нескольких минут и затем, отбросив последний раз какую либо мысль, обратите ваше сознание к чидакаше. Наблюдайте пространство перед вашими закрытыми глазами и просто отслеживайте любую мысль или образ, который возникает на нем. Это возможность отследить подавленные бессознательные переживания.
Просто осознавайте спонтанный взрыв мыслей, специально не формируйте их. Продолжайте следовать потоку мыслей, связанных одной темой и затем снова обратите ваше сознание к чидакаше.
Это стадия 3 антар мауны. Если вы практикуете регулярно в течение какого-то времени, то вы переживаете такое потрясение от наплыва мыслей, что вам будет трудно следовать какому-то одному ряду мыслей, тогда вы готовы приступить к стадии 4.


Стадия 4.

Позвольте вашим мыслям течь спонтанно, не пытайтесь вызывать какие-либо мысли, просто наблюдайте за теми, которые возникают. Осознавайте продолжительный поток мыслей, некоторые будут возникать в форме образов. Вам следует оставаться отрешёнными, включение в поток мыслей будет создавать помехи к более глубокому восприятию вашего существа.
Вы можете осознавать одну мысль, которая наиболее заметна, чем другие. Это может быть предвидение или воспоминание о событиях, которые происходили давно. Отслеживайте её какое-то время, но не следует придавать ей какое-то значение. Затем волевым усилием отбросьте эту мысль. Мысли должны приходить спонтанно, но они должны быть обдуманно отброшены.
Продолжайте переключать внимание с потока мыслей на одну специфическую мысль.
Эта стадия 4. Её следует практиковать ежедневно до тех пор, пока вы не переживёте остановку потока мыслей. Стадия 5 начинается автоматически, когда вы достигли состояния отсутствия всяческих мыслей.


Стадия 5.

Практикуйте стадию 4 в течение нескольких минут. Затем вы обращаете своё внимание к чидакаше. Отслеживайте любую мысль, которая возникает, и сразу же избавляйтесь от неё.
Ваши мысли будут приходить в форме образов, но они должны быть также отброшены. Наблюдайте их превращение в бесформенный фон чидакаши; растворяйте их. Ваша главная цель - достичь и укоренить состояние безмыслия и отсутствие всяческих образов. Не позволяйте проявляться никаким мыслям и образам.
Если у вас есть желание, то вы можете сформулировать намерение: «Я буду сохранять свой ум свободным от мыслей». Это должно быть одной вашей мыслью. Продолжайте повторять это до тех пор, пока это не станет абсолютно устойчивым. Затем постепенно растворяйте и эту мысль до тех пор, пока останется только осознание чидакаши.
Это 5 стадия антар мауны – состояние безмыслия, в которой вы можете почувствовать себя парящими через различные уровни вашего сознания. Когда вы легко сможете оставаться в состоянии безмыслия, можно приступить к стадии 6.


Стадия 6.

Практикуйте стадию 5, чтобы вызвать состояние безмыслия.
Затем создайте внутренний образ вашего психического символа и фиксируйте всё ваше сознание на символе. Если этот образ тускнеет, постарайтесь воссоздать его.
Должно быть постоянное осознавание вашего психического символа. Постарайтесь не загружать посторонними образами психический экран. Если же эти образы очень сильны, позвольте им выйти, но продолжайте осознавать символ. Если же образы переполняют экран, их следует разрушить и сконцентрировать всё ваше внимание на символе.
Не спите. Если вы можете поддерживать постоянный поток осознания вашего психического символа, тогда вы постепенно входите в состояние дхъяны.


«Когда ваш ум взбудоражен, продуцируется многообразие объектов, но когда ваш ум успокоен, эта разнородность исчезает».
Ашвагхоша.

Наши рекомендации