Тематика контрольных работ (для заочной формы обучения, методические рекомендации по выполнению)

1. Предмет логики как науки.

2. Мышление как объект и инструмент познания. Логика и право­вое мышление.

3. Понятие логической формы. Истинность и правильность мысли.

4. Язык как знаковая система. Требования к языку права.

5. Семантические категории языковых выражений. Язык логики.

6. Понятие как форма мышления. Образование понятий.

7. Объем и содержание понятий, их соотношение.

8. Операции ограничения и обобщения понятий.

9. Виды понятий.

10. Отношения между понятиями.

11. Определение понятий и виды определений. Приемы, сходные с определением.

12. Правила определения. Ошибки в определениях.

13. Деление понятий и его виды.

14. Правила деления и ошибки, возможные при делении.

15. Классификация, виды классификации.

16. Суждение как форма мышления. Суждение и предложение.

17. Простые суждения и их виды.

18. Категорические суждения, их виды.

19. Распределенность терминов в категорических суждениях.

20. Отношения между простыми суждениями. «Логический ква­драт».

21. Модальность суждений. Виды модальностей.

22. Основные эквивалентности для алетических и эпистемических модальностей.

23. Логические отношения между деонтическими модальностями и их значение для построения нормативных рассуждений.

24. Сложные суждения и их виды. Логическая форма сложных суж­дений.

25. Семантические таблицы истинности.

26. Отношения между сложными суждениями. Понятие логического следования.

27. Законы логики и логические противоречия.

28. Основные законы логики.

29. Рассуждение, его структура. Характеристика умозаключения и его видов.

30. Отличительные черты дедуктивных умозаключений и их роль в познании.

31. Силлогистический вывод. Непосредственные умозаключения, их виды.

32. Простой категорический силлогизм. Структура и термины сил­логизма.

33. Правила силлогизма: правила терминов и посылок.

34. Фигуры силлогизма и их познавательные функции. Правила фи­гур. Понятие модуса силлогизма.

35. Энтимема. Способы образования и проверки энтимем.

36. Сложные силлогизмы (полисиллогизмы и сориты).

37. Условно-категорические умозаключения, их использование при аргументации.

38. Чисто условные умозаключения, их роль в доказательстве.

39. Разделительно-категорические умозаключения, условия пра­вильности вывода.

40. Дилеммы, их виды и правильные формы.

41. Недедуктивные умозаключения, их виды и роль в познании.

42. Индукция как метод познания. Полная индукция, возможности ее применения.

43. Неполная индукция и способы повышения ее надежности.

44. Научная индукция. Типичные ошибки, возникающие при анали­зе причинных связей.

45. Методы сходства и различия. Объединенный метод.

46. Методы сопутствующих изменений и остатков.

47. Умозаключения по аналогии, их структура и виды.

48. Роль аналогии в науке и правовом процессе.

49. Аргументация, доказательство и опровержение, их структура.

50. Способы доказательства.

51. Виды опровержения.

52. Правила по отношению к тезису: возможные ошибки и уловки.

53. Правила по отношению к аргументам, возможные ошибки и уловки.

54. Правила по отношению к демонстрации и возможные ошибки.

55. Основные требования к аргументации.

56. Виды аргументации.

57. Структура вопроса, виды вопросов и критерии их правильности.

58. Ответ, виды ответов, критерии правильности ответов.

59. Проблема и гипотеза как способы представления и развития знания.

60. Гипотеза и судебно-следственная версия, их подтверждение и опровержение.

1. Примерная тематика контрольных работ по логике составлена с учетом уровня теоретической подготовки студентов.

2. Написание контрольной работы дает возможность глубоко изучить определенную, интересующую автора учебно-научную проблему, раскрыть ее содержание и тем существенно повысить уровень своей теоретической подготовки.

Студенту предоставлена возможность самостоятельно избрать любую тему, соответствующую личному научно-творческому интересу.

3. Избрав тему контрольной работы, необходимо внимательно изучить соответствующий раздел учебника, после чего, пользуясь данным сборником и другими источниками, самостоятельно выявить относящиеся к теме литературу, внимательно ознакомиться с их содержанием и на этой основе составить план контрольной работы, который следует согласовать со своим научным руководителем.

4. Контрольная работа должна иметь четкую внутреннюю структуру и правильное оформление.

Структура контрольной работы включает:

1) план, в котором последовательно указываются номера, названия глав или параграфов, раскрывающих общее содержание темы;

2) краткое введение, в котором определяются цель и задачи разработки данной темы, показывается ее актуальность;

3) основное содержание — текст работы, разделенный на главы или параграфы: внутри текста должен быть повторен номер и заголовок каждой главы или параграфа, указанные в плане; в конце текста необходимо сформулировать заключение;

4) список литературы.

При этом должны соблюдаться общепринятые правила библиографического описания источников.

Объем контрольной работы — 20 страниц машинописного текста, напечатанного через 1,5 интервала.

Важное значение имеет правильное оформление титульного листа. На нем должны быть указаны полные наименования темы, учебной дисциплины, по которой выполнена работа; фамилия, имя, отчество студента; номер учебной группы, курс, факультет; фамилия преподавателя — научного руководителя.

Текст контрольной работы должен иметь сплошную нумерацию страниц.

На каждой странице должны быть оставлены поля для пометок рецензента. На последней странице после перечисления правовых актов и списка литературы студент ставит свою подпись и указывает дату. Это позволяет рецензенту видеть, учтены ли автором новейшие правовые акты и литературные источники.

5. Главным требованием к контрольной работе является обеспечение достаточного научно-теоретического уровня разработки и освещения избранной темы. Это возможно только на базе глубокого изучения относящихся к теме учебной и научной литературы, статей в журналах и газетах.

Написание контрольной работы — это самостоятельное учебно-научное творческое освещение вопросов темы. Завершенная контрольная работа — отчетливый показатель степени и глубины освоения автором сути и содержания рассмотренной проблемы.

6. Рецензирование контрольной работы имеет своей целью проверить, насколько полно разработана тема, использована ли специальная литература. При этом обращается внимание на степень творческой самостоятельности автора в освещении вопросов темы, умение формулировать и обосновывать выводы; оцениваются грамотность и стиль изложения текста; проверяется наличие ссылок на использованные источники в случаях, когда из них дословно выписываются определения, фрагменты текста (без ссылок заимствование не разрешается).

8. К защите допускаются контрольные работы, в целом отвечающие предъявляемым требованиям.

9. Неудовлетворительно оценивается контрольная работа, не отвечающая предъявляемым требованиям: тема не раскрыта; специальная литература не использована; план контрольной работы, системность и стиль изложения оставляют желать лучшего; список литературы, который должен быть в конце контрольной работы, отсутствует либо наспех составлен без соблюдения правил библиографического описания источников и т.д.

10. Студенты, не сдавшие своевременно контрольный работы или получившие на защите неудовлетворительную оценку, к сдаче зачета не допускаются.

Планируемые результаты освоения учебной дисциплины

№ п/п Наименование раздела (темы) учебной дисциплины   Коды Формируемых комплектаций Компетенций   Планируемый результат обучения (зна­ния, умения, владение компетенциями)    
Раздел 1. Логика как наука
  Тема 1. Логика в системе культуры, истории науки и философии ОК-3, ОК-7 ПК-17, ПК-19. В результате изучения обучающийся должен: знать: - истоки и основные этапы развития логи­ки как науки; - роль логики в системах культур и образо­вания Запада и России, основные особен­ности развития логики в России; уметь: - ориентироваться в системе логического знания; - понимать характерные особенности со­временного этапа развития логики; владеть: - навыком видеть и устанавливать взаи­мосвязи логики с философией, социоло­гией, этикой, правом; - культурой мышления, способностью к обобщению.    
  Тема 2. Предмет логи­ки, основные понятия и методы ОК-4,ОК-7, ОК-8, ОК-9; ПК-17, ПК-19. В результате изучения обучающийся должен: знать: - определение предмета логики как науки; - понятия формы мышления, логической формы, логического закона; - язык как объект логического анализа; уметь: - соотнести понятия: логика теоретиче­ская и практическая, классическая и не­классическая, традиционная и символи­ческая, формальная и неформальная; - различать истинность и формальную правильность мысли; владеть: - навыками применения метода формали­зации и его значения в логике; - навыками использования основных прин­ципов логического анализа языка; - навыками использования основных поло­жений и методов логики при решении со­циальных и профессиональных задач.
Раздел 2. Понятие
  Тема 3. Понятие как форма мышления ОК-3, ОК-4,ОК-7,ОК-9; ПК-13, ПК-17, ПК-19. В результате изучения обучающийся должен: знать: - основные логические характеристики по­нятия; - особенности юридических понятий; - виды понятий; - отношения между понятиями; уметь: - давать логическую характеристику поня­тия через его виды; - представлять отношения между понятия­ми с помощью кругов Эйлера; - выполнять операции с классами; владеть: - навыками использования логических при­емов формирования понятий (анализ, син­тез, сравнение, абстрагирование, обобще­ние); - навыками корректного использования по­нятий, характеризующих область права и правовой деятельности.  
  Тема 4. Логические опе­рации с понятиями ОК-3,ОК-4,ОК-7,ОК-9; ПК-13, ПК-17, ПК-19. В В результате изучения обучающийся должен: знать: - обобщение и ограничение понятий; - деление понятий, его структуру и виды, правила и ошибки; - понятие классификации, виды классифи­каций; классификации в правовых нау­ках; - определение, структуру и виды определе­ний, правила и ошибки; - специфику неявных определений; прие­мы, заменяющие определения; - роль определений в правовых науках и кодексах права; уметь: - обобщать и ограничивать понятия; выполнять деление понятий в соответ­ствии с правилами; - анализировать определения, уметь строить родо-видовые определения; - выявлять логические ошибки, связанные с нарушением правил деления и опреде­ления понятий.
      владеть: - навыком корректно вводить и использо­вать определения в области права, прово­дить разные виды деления и классифика­ции; - владеть культурой мышления, способ­ность к обобщению, анализу, восприя­тию информации, постановке цели и вы­бору путей ее достижения; - навыком логически верно, аргументиро­ванно и ясно строить устную и письмен­ную речь.
Раздел 3. Суждение
  Тема 5. Виды простых суждений. Модальность суждений ОК-3, ОК-4, ОК-7, ОК-9, ПК-13, ПК-17, ПК-19     В результате изучения обучающийся должен: знать: - что такое суждение, суждение и предло­жение; - виды простых суждений; - категорические суждения, их классифи­кацию; - специфику выделяющих и исключающих суждений; - распределенность терминов в суждениях; - логические отношения между простыми категорическими суждениями; - понятие и виды модальностей; уметь: - определять вид простого суждения, кате­горического суждения; - изображать отношения между термина­ми суждения с помощью кругов Эйлера, определять распределенность терминов суждения; - определять логические отношения между суждениями на основе «логического ква­драта» и делать элементарные выводы; владеть: - навыками логического анализа высказы­ваний естественного языка с целью выяв­ления их логической формы; - навыком логически верно, аргументиро­ванно и ясно строить устную и письмен­ную речь.
  Тема 6. Сложное суж­дение и его виды ОК-3, ОК-4, ОК-7,ОК-9 ПК-17, ПК-19.   В результате изучения обучающийся должен: знать: - суждение и высказывание; - понятие логической связки, соотношение логических связок с союзами естествен­ного языка;
      - способ построения сложных суждений из простых: основы языка логики высказы­ваний; - табличное определение логических свя­зок; - виды сложных суждений; законы логики как тождественно­истинные суждения; - логические отношения между сложными суждениями; уметь: - четко определять характер логической связки и структуру сложного суждения в высказываниях естественного языка; - переводить их в символическую запись; - вычислять значение истинности слож­ных суждений на основе семантических таблиц истинности; - определять законы логики, логические противоречия, выполнимые суждения; - выявлять логические отношения между сложными суждениями; владеть: - современными методами логического ана­лиза сложных суждений; - навыками определения логических отно­шений между сложными суждениями, уме­нием с ними обращаться, при необходимо­сти отстаивать свою точку зрения, опровер­гать чужие тезисы и аргументы; - умением обнаруживать логические про­тиворечия и неопределенности в процес­се общения и обмена информацией; - навыками анализа социально значимых проблем и процессов.  
Раздел 4. Умозаключение
  Тема 7. Дедуктивные умо­заключения: выводы из простых суждений ОК-3, ОК-4, ОК-7, ОК-9, ПК-16, ПК-17, ПК-19     В результате изучения обучающийся должен: знать: - что такое рассуждение, умозаключение, структура умозаключения; - понятие логического следования; - типы классификаций умозаключений; - виды дедуктивных умозаключений; - специфику непосредственных умозаклю­чений; - простой категорический силлогизм и его структуру; - понятия фигуры и модуса простого кате­горического силлогизма;
      - правила простого категорического силло­гизма; - понятие энтимемы, ее роль в аргумента­ции; - понятие сложного и сложносокращенно­го силлогизма; уметь: - преобразовывать суждения путем пре­вращения, обращения и противопостав­ления предикату; - определять термины и посылки силло­гизма, изображать отношение - между тер­минами в круговых схемах; - использовать круговые схемы для про­верки правильности силлогизма; - делать вывод из посылок силлогизма, уметь проверять необходимость заключе­ния с помощью правил силлогизма; - определять фигуру силлогизма и исполь­зовать правила фигур; - восстанавливать энтимему до полного сил­логизма; - делать выводы из суждений с отношения­ми; владеть: - различными методиками проверки пра­вильности рассуждений, выявлять некор­ректные выводы; - быть способным логически верно, аргу­ментированно и ясно строить устную и письменную речь; - на основании владения методами пра­вильного вывода быть способным давать квалифицированные юридические за­ключения и консультации в конкретных видах юридической деятельности.    
  Тема 8. Дедуктивные умо­заключения: выводы из сложных суждений ОК-3, ОК-4, ОК-7, ОК-9, ПК-17, ПК-18, ПК-19     В результате изучения обучающийся должен: знать: - чисто условные умозаключения; - условно-категорическое умозаключение и его модусы; - разделительно-категорическое умоза­ключение и его модусы; - условно-разделительное умозаключение: простую и сложную, конструктивную и деструктивную дилеммы; - иметь понятие о современной логике, классической и неклассической; модаль­ной логике как логике неклассической; значение деонтической логики и логики оценок для юридических наук;  
      уметь: - выделить основание и следствие в услов­ных посылках; - определить модус умозаключения; - строить рассуждение по заданному мо­дусу; - определять вид дилеммы и проверять правильность вывода; - строить рассуждения в форме дилеммы; - восстанавливать энтимемы на основе условных и разделительных суждений; владеть: - навыками логически корректного, пра­вильного рассуждения; - корректно излагать свои мысли в устной и письменной форме; - рационально обосновывать принимае­мые решения, быть способным прини­мать решения и совершать юридические действия в точном соответствии с зако­ном.
  Тема 9. Недедуктивные умозаключения ОК-3, ОК-4, ОК-7, ОК-8, ОК-9, ПК-16, ПК-17, ПК-19.   В результате изучения обучающийся должен: знать: - индуктивные умозаключения и их виды; - понятия полной, неполной, популярной, научной индукции; - типичные логические ошибки в индук­тивных умозаключениях; - методы научной индукции; - специфику статистических обобщений; - понятие аналогии, виды аналогии; - типичные ошибки в умозаключениях по аналогии; - условия состоятельности выводов по аналогии; - роль аналогии в науке и правовом про­цессе; уметь: - определять степень вероятности - обобще­ния в неполной индукции; - избегать логических ошибок в индуктив­ных умозаключениях и умозаключениях по аналогии; видеть эти ошибки в чужих рассуждениях; владеть: навыками применения методов индук­тивного обобщения, научной индукции в правовых исследованиях и правовом по­знании.  
      - навыками применения аналогии как вида умозаключения в правовом процессе и в процессе расследования, в том числе при производстве криминалистических экс­пертиз; - быть способным давать квалифицирован­ные юридические заключения и консуль­тации в конкретных видах юридической деятельности; - быть способным использовать основные положения и методы логики при решении социальных и профессиональных задач.  
5. Раздел 5. Логические основы аргументации
  Тема 10. Доказательст­во как логическая осно­ва аргументации ОК-3, ОК-4, ОК-7,ОК-8, ОК-9 ПК-17, ПК-19. В результате изучения обучающийся должен: знать: - понятия доказательства и аргументации; - структура доказательства; - виды и способы (формы) доказательства; - доказательство и опровержение; - виды и способы опровержения; - правила и ошибки по отношению к эле­ментам доказательства; - понятия паралогизма, софизма, парадокса; уметь: - анализировать структуру доказательства; - корректно формулировать тезис; правильно подбирать аргументы; - определять вид и способ (форму) доказа­тельства; - различать виды опровержения; - выявлять «логические ловушки» и ошиб­ки в доказательствах; владеть: - логической техникой построения доказа­тельств и опровержений; - быть способным использовать основные положения и методы учения о доказа­тельстве при решении социальных и про­фессиональных задач.
  Тема 11. Аргумента­ция: структура, спосо­бы, виды ОК-1, ОК-4, ОК-7, ОК-9, ПК-17, ПК-18, ПК-19. В результате изучения обучающийся должен: знать: - понятие аргументации, характерные черты аргументации как процесса; - субъекты и структура аргументации; - модификация правил и ошибок доказа­тельства применительно к аргументации; - критика, виды критики; - основные подходы к классификации спо­собов аргументации: универсальная и контекстуальная аргументация;
         
      - спор, виды спора, цели и характерные особенности; - уловки в споре; - дискуссия, полемика, диспут, дебаты, прения, их основные черты и сфера при­менения; уметь: - четко формулировать собственную точку зрения и отстаивать ее; - использовать знание правил аргумента­ции; - различать виды критики, уметь правиль­но, в зависимости от ситуации, опреде­лять ее способы; - выбирать аргументы, соответствующие конкретной ситуации; владеть: - методами и техникой ведения публичных споров, диспутов, дебатов; - пониманием особенностей различных видов дискуссии, полемики; основными принципами ведения научной дискуссии; - обладание культурой поведения, готов­ность к кооперации с коллегами, работе в коллективе; - способность добросовестно исполнять профессиональные обязанности, соблю­дать принципы этики юриста; - способность управлять самостоятельной работой обучающихся.
  Тема 12. Вопрос и ги­потеза как формы по­знания ОК-4, ОК-7, ОК-9, ПК-17, ПК-19.   В результате изучения обучающийся должен: знать: - роль вопросно-ответных техник в про­цессе общения; - вопросы и квази-вопросы; - структуру вопроса; - виды вопросов; - характеристику ответа, виды ответов; - вопрос как форму выражения проблемы; проблему и проблемную ситуацию; - гипотезу как форму развития научного знания; - виды гипотез; - построение гипотезы; - проверку гипотез; - гипотезу и версию, логическое обоснова­ние версий в судебном исследовании; уметь: - применять критерии правильности во­просов и ответов в практических рассу­ждениях; - различать корректно и некорректно поставленные вопросы; владеть: - логическими методами построения и проверки гипотез в научном познании и версий в судебном исследовании; - стремлением к саморазвитию, повышению своей квалификации и мастерства.

Наши рекомендации