Езда на игрушке с питанием от батареи
Мальчик на рис. 16.9 с удовольствием едет на своей машинке. Игрушки с батарейным питанием не нагружают ребенка физически, как трех– или двухколесный велосипед, но они позволяют детям, которые не могут ездить на велосипеде, участвовать в играх с другими детьми на улице. Для ребенка, который, возможно, позже будет пользоваться электрическим креслом‑коляской, игрушка с батарейным питанием означает свободу передвижений и обучает управлению и маневрированию.
Рис. 16.9
Езда на трехколесном велосипеде
Езда на трехколесном велосипеде тренирует равновесие, координацию и укрепляет мышцы ног. Но прежде всего это веселое занятие. Ребенок на рис. 16.10, a испытывает сложности с ходьбой, но с удовольствием ездит на своем адаптированном трехколесном велосипеде.
Один папа поместил на велосипед своей дочери сиденье от детских качелей – и теперь она чувствует себя в безопасности и с удовольствием учится нажимать на педали (рис. 16.10, б ).
Если вы хотите, чтобы ваш ребенок ездил на велосипеде, попросите физиотерапевта помочь вам. Большинство программ раннего вмешательства предполагают использование большого разнообразия трехколесных велосипедов, чтобы ваш ребенок мог потренироваться. Вам стоит лишь выбрать наиболее подходящий для него.
Рис. 16.10
В общем и целом дети с ДЦП значительно позже других детей учатся езде на трехколесном велосипеде. Для вашего малыша будет большим достижением, если он сможет как минимум просто сидеть, держаться за руль и управлять им. Пусть он радуется этой возможности, а вы будете катить велосипед. С этой целью лучше выбирать велосипед с ручкой для толкания.
Некоторые дети с ДЦП и подобными двигательными расстройствами не хотят кататься на велосипеде, даже если родители и физиотерапевты считают, что они могли бы этим заниматься и им бы это понравилось. Если ваш ребенок – один из таких детей, помните, что езда на велосипеде не входит в число основных моторных навыков.
Игра в мяч
Футбол, волейбол, баскетбол, софтбол, боулинг и гольф – все это виды спорта, в которые дети с ДЦП могут играть в адаптированном, а возможно, даже и в обычном виде. Если ваш ребенок стоит и ходит без поддержки, вы можете подобрать ему подходящую игру с мячом, в которую он будет с удовольствием играть с друзьями или братьями и сестрами во дворе. Ему даже может понравиться играть в команде обычно развивающихся детей. Найти возможность такой игры для ребенка, который ходит со специальным приспособлением, сложнее. Однако есть адаптированные виды футбола, в которые могут играть и дети с двигательными ограничениями.
Рис. 16.11
Дома родители могут подобрать оригинальные способы играть в мяч с ребенком. Подросток на рис. 16.11 ходит с передними ходунками. Когда его спросили о его любимом занятии, он ответил: «Играть в крикет». Опираясь о стену, он находится в безопасном положении и может сосредоточиться на мяче, который бросает ему отец, – и отбивать его ракеткой.
Плавание
Плавание, особенно в теплой воде, очень полезно детям с ДЦП. Тепло расслабляет напряженные мышцы, а сопротивление воды стимулирует движения. Когда дети плещутся в воде, они веселятся – и одновременно укрепляют мышцы рук, плеч и спины. Когда они бьют по воде ногами, они укрепляют мышцы бедер и ног. Даже малыши любят воду и получают от нее пользу. Найдите поближе к дому бассейн с подогревом, в котором родителю можно заниматься с ребенком или в котором проводятся адаптированные занятия по плаванию. Если вы будете ходить на такие занятия с ребенком, вы научитесь правильно держать его в воде и узнаете о приспособлениях для плавания, которые ребенок может использовать.
После того как ребенок привыкнет к воде и полюбит ее, он может позже принимать участие в адаптированных программах по плаванию, в ходе которых его обучат держаться на воде и плавать. Плавание – отличное активное времяпрепровождение на всю жизнь для человека с ДЦП. Прежде чем ребенок освоит навыки безопасности на воде, ему понадобится ваш неусыпный присмотр даже на мелководье. Это не значит, что ребенок не сможет как следует веселиться в воде. Мальчик на рис. 16.12, a с удовольствием проводит время в фонтане у бассейна. На пляже он с гордостью демонстрирует построенный им замок из песка (рис. 16.12, б ).
ВНИМАНИЕ : акватерапия – метод физиотерапии, который обучает упражнениям в воде. С помощью акватерапии достигаются определенные терапевтические цели. Плаванию акватерапевты не учат.
Рис. 16.12
Верховая езда
Верховая езда – любимый вид спорта многих детей с ДЦП. Кроме того, что это весело, верховая езда улучшает осанку и равновесие ребенка, а также увеличивает амплитуду движений. Она дает ребенку с ДЦП ценный опыт, укрепляет его уверенность в своих силах и повышает его самооценку. Если вы считаете, что ваш ребенок может получить удовольствие от верховой езды, узнайте, есть ли в вашей местности терапевтическая программа верховой езды для детей с особыми потребностями. Такая программа – самый безопасный способ познакомить вашего ребенка с верховой ездой. Если ребенок научится ездить верхом самостоятельно, он сможет позже присоединиться к другим детям на обычных занятиях верховой ездой. Потенциально верховая езда может превратиться в вид спорта, которым он будет заниматься всю жизнь.
Рис. 16.13
Подросток на рис. 16.13 начал ездить на своей лошади Бадди, когда ему было пять лет. И по сей день он обожает это занятие.
ВНИМАНИЕ : иппотерапия отличается от терапевтической верховой езды. Это метод лечения, который использует лошадь и ее движения, чтобы достичь определенных терапевтических целей. Гиппотерапевт должен быть сертифицированным инструктором этого метода терапии.
Боевые искусства
Карате, кунг‑фу и тхэквондо улучшат равновесие вашего ребенка и его осанку. По мере обучения ударам ногой, контролируемым падениям и переворотам он овладевает лучшим моторным контролем. Помимо прочего, эти виды спорта известны тем, что повышают уверенность в себе и самоуважение, обучая самодисциплине, концентрации, уважению и вежливости. Боевые искусства – не командные виды спорта, и таким образом они могут быть адаптированы к уровню возможностей конкретного ребенка.
Если вы думаете, что ваш ребенок может заинтересоваться таким видом спорта, узнайте, есть ли в вашем городе специальные программы или учителя, имеющие квалификацию для работы с особыми детьми. Девочка на рис. 16.14 ходит на занятия тхэквондо и получает индивидуальные инструкции. Даже несмотря на то, что она все еще использует ходунки для передвижения, ей очень нравятся тренировки и она любит демонстрировать физиотерапевту каждый боевой прием, которому она научилась.
Рис. 16.14
Уроки танцев
Танцы улучшают осанку ребенка, его равновесие и моторный контроль. Групповые занятия учат дожидаться своей очереди, быть внимательными, дисциплинированными и отзывчивыми. Эти занятия повысят уверенность в себе и самоуважение вашего ребенка. Но самое главное: двигаться под музыку – весело. Также подрастающему ребенку может понравиться наряжаться на занятия и демонстрировать выученные движения. Если в вашем городе есть занятия танцами, адаптированные для детей с особыми потребностями, вы можете проверить, понравится ли эта затея вашему ребенку. Дети с более мягкими формами ДЦП (уровень 1 по GMFCS) могут ходить на обычные занятия танцами.