Раздел 7. Методические указания студенту
Изучение курса «Уголовное право» предполагает логическое сочетание таких форм занятий, как лекция, семинар, практическое занятие и самостоятельная работа с литературными и нормативными источниками.
Лекция служит организующим началом работы обучаемого. На лекциях излагается общая характеристика отрабатываемых вопросов, раскрываются основные понятия и категории, предлагается обзор правовых и научных источников, даются практические рекомендации по изучению темы, задания для самостоятельной работы.
Семинары проводятся по наиболее сложным вопросам курса и призваны углубить и расширить теоретические знания, полученные в ходе изучения соответствующей темы. На семинарах вырабатываются навыки ведения публичных дискуссий, умения аргументировать и защищать выдвигаемые в них положения, а также их соотношение с юридической практикой. Студенты должны активно использовать учебную, научную, практическую и нормативную литературу. Необходимо обратить внимание на имеющийся в данных методических материалах перечень нормативных правовых актов и список литературы. Обязательным условием детального изучения программы спецкурса является изучение студентами судебной практики: постановлений Пленумов Верховного Суда РФ, определений судебных коллегий, постановлений Президиума Верховного Суда РФ, практики областных, краевых и других судов.
При подготовке к семинарским занятиям каждый студент должен:
- изучить нормативно-правовые акты;
- изучить судебную практику;
- изучить рекомендованную учебную литературу;
- дополнить конспекты лекций;
- изучить и законспектировать первоисточники по теме;
- подготовить ответы на все вопросы семинара.
На семинарских занятиях допускаются выслушивание, обсуждение и оценка докладов и реферативных сообщений студентов по наиболее интересным темам дисциплины.
Доклад является результатом самостоятельной работы студентов по выбранной проблеме и предполагает глубокое и всестороннее ее освещение. Для этого необходимо изучение и обобщение литературы (в том числе дополнительной) по изучаемому вопросу. Доклад представляется студентом на семинарском занятии и длится 7–10 минут. В конце выступления докладчик должен сделать выводы и ответить на вопросы аудитории.
Реферативное сообщение, в отличие от доклада, посвящено частному вопросу, но также предполагает изучение дополнительной литературы и достаточно глубокое освещение вопроса. Сообщение длится 5–7 минут. В конце выступления студент должен сделать выводы и ответить на вопросы аудитории.
Темы докладов и сообщений студенты могут выбирать самостоятельно в рамках изучаемой тематики и предварительно согласовать их с преподавателем. В процессе подготовки к семинару студенты могут воспользоваться консультациями преподавателей.
Научно-исследовательская работа студентов (НИРС) согласуется в ходе индивидуальных консультаций с преподавателем, ведущим курс.
Основной формой учебных занятий являются и практические занятия, на которых обучаемыми приобретаются необходимые умения и навыки по применению норм права к конкретным жизненным ситуациям. Традиционным методом проведения этих занятий является решение задач. Приближая учебные занятия к реальным условиям деятельности органов юстиции, такой метод способствует лучшему усвоению теоретического курса, более квалифицированной подготовке студентов к их будущей практической работе. В процессе проведения семинарских и практических занятий используются активные формы и методы обучения, в том числе проблемный подход, деловые игры, материалы архивных уголовных дел, судебной практики и т.д.
По некоторым темам проводятся занятия в виде самостоятельной работы под руководством преподавателя, на которых обучаемые приобретают навыки умения самостоятельного овладения теоретическими знаниями и практическими навыками. Одним из основных методов обучения в высшей школе является самостоятельная работа, включающая в данном случае изучение теоретических работ по проблемным вопросам действующего уголовного законодательства и практики его применения.
Изучение курса об уголовной ответственности за преступления, совершаемые лицами, использующими свои служебные полномочия, предполагает определение целей, стратегии и основных направлений противодействия служебной преступности, а также основных социальных факторов, определяющих ее содержание.
С целью наиболее полного изучения и усвоения программы курса студентам необходимо ознакомиться со статьями и материалами по рассматриваемой проблематике, публикуемыми в журналах «Юстиция», «Вестник РПА», «Государство и право», «Уголовное право», «Российское право», «Российская юстиция», «Законность», «Юрист», «Следователь», «Российский судья», «Российский следователь» и др.