Логически пустые фактически пустые

Нет ни одного предмета из

логически пустые фактически пустые - student2.ru действительности единичные общие

логически пустые фактически пустые - student2.ru (всего один предмет (два и более)

из действительности)

логически пустые фактически пустые

(для всех пустые)

Примеры:

Логически пустое понятие – треугольный квадрат.

Фактически пустое понятие – русалка, кентавр, глава г.Оренбурга в 2012 г. Ю.Берг.

Не пустое единичное понятие – река Урал, планета Венера

Не пустое общее понятие – город, река, гора

№5 Что называется ограничением понятия? Как производится ограничение понятий? Каков предел ограничения понятий? Приведите примеры.

Ограничение понятий – логическая операция над понятием, в результате которой объем исходного понятия уменьшается посредством добавления признаков к содержанию исходного понятия. Обобщение и ограничение понятий являются взаимообратными.

У ограничения существует предел – любое единичное понятие из этого объема.

Примеры:

Москва - город Москва - город Москва в Московской области РФ

специалист-специалист 1 категории – специалист 1 категории администрации - специалист 1 категории администрации г.Оренбурга - специалист 1 категории администрации г.Оренбурга Петров А.А.

№6 Что называется обобщением понятия? Как производится обобщение понятий? Каков предел обобщения понятий? Приведите примеры

Обобщение понятий – логическая операция над понятием, в результате которой объем исходного понятия увеличивается посредством отбрасывания части признаков в содержании исходного понятия.

У обобщения есть предел и этим пределом является специальное понятие, которые называют философские категории:

1. материальная – идеальная;

2. субъективная – объективная;

3. конкретная – абстрактная.

Примеры:

генеральный директор ООО «Фортуна» - генеральный директор – директор

студент-заочник РАНХиГС – студент-заочник - студент

№7 Что называется делением понятия? Какие виды деления вы знаете? Приведите примеры. Каковы достоинства и недостатки каждого вида?

Деление понятий – это логическая операция над понятием в результате которой, объем понятий не меняется, а только разбивается на отдельные классы.

Виды деления:

1) два члена деления 2) сумма объемов обеих частей равняется объему исходного понятия - это дихотомическое деление
1) три и более членов деления 2) два члена деления, но сумма их объемов меньше, чем объем исходного понятия - это по видоизменению признака
     

Дихотомическое деление:

Достоинства:

1. это простое деление;

2. это деление всегда правильное.

Недостатки:

1. за один шаг деления один или оба члена деления могут быть большими по

объему и мы их вынуждены делить дальше.

Деление по видоизмененному признаку

Достоинства:

1. за один шаг можно получить нужные по объему члены значения.

Недостатки:

1 . это деление сложное.

2. это деление часто неправильное, поэтому необходимо проверить правило.

Примеры:

Химические элементы делятся на металлы, неметаллы (два члена деления, деление дихотомическое)

Энергия делится на механическую и химическую (два члена деления, но деление по видоизменению признака т.к. не учли другие виды энергии)

№8 Каковы правила деления?

Правила деления:

1. деление должно производится по одному основанию (признаку) т.е нельзя в процессе деления заменять один признак, опираясь на который вы начали деление, другим признаком. Например: «Люди бывают богатыми, бедными и лысыми»;

2. члены деления должны исключать друг друга, не иметь общих элементов, каждый элемент из объема делимого понятия должен попасть только в один класс, в противном случае возникнет путаница, а не прояснение объема интересующего нас понятия. Пример: разрезая пирог на: куски пирога четко отделены друг от друга и не может быть так, чтобы часть одного куска была в то же время частью другого куска.

3.деление должно быть непрерывным, т.е. без скачков, например,: «Дома делятся на жилые, нежилые и квартиры» или «Самолеты делятся на гражданские, военные, колеса и крылья»

Скачок в делении – это нарушение уровня членам деления.

Члены деления выделены по разным основаниям не могут стоять на одном уровне.

4.деление должно быть соразмерным, т.е объем суммарных членов деления должны равняться объему исходного понятия.

При нарушении этого правила бывают следующие ошибки:

ü широкое деление бывают в том случае, когда среди членов деления есть пустые классы. (понятия бывают единичные, неединичные, общие. Неединичных понятий нет, значит, деление широкое);

ü ошибка узкого деления бывает, если среди членов деления указаны не все виды понятий по данному основанию. (понятия бывают абстрактные и конкретные. Здесь деление узкое, т.к. не указаны пустые понятия).

№9 Каковы виды отношений между понятиями? Приведите примеры таких отношений.

Понятие

       
  логически пустые фактически пустые - student2.ru   логически пустые фактически пустые - student2.ru

сравнимые несравнимые

логически пустые фактически пустые - student2.ru логически пустые фактически пустые - student2.ru (есть общие признаки содержания)

совместимые несовместимые

(есть ли общие предметы в объеме)

Совместимые

Тождественные понятия (равнообъемные) (одни и те же предметы) Перекрещивающиеся   Подчинения (родовидовые)  

Несовместимые

противоречие противоположные соподчиненные

Примеры:

№10 Каковы способы введения понятий?

Существует всего 5 способов введения понятий:

1. указание (остенсивное определение);

2. сравнение

3. описание

4. характеристика

5. определение

№11 Что представляет собой указание? Приведите примеры указаний. Каковы достоинства и недостатки указаний?

Указание – это способ введения понятий, который состоит в том, что любой предмет из объема вводимого понятий показывают, представляют, дают в руки.

Достоинства:

1. самый простой способ введения понятия;

2. самый наглядный способ;

3. когда тебе дали предмет, ты можешь самостоятельно его исследовать.

Недостатки:

1. таким способом можно вводить конкретные понятия, абстрактные так вводить нельзя;

2. при таком способе введения понятий первоначально известна только форма, если предмет изменит форму, то не можете определить;

3. неизвестно ни одно свойство предмета, кроме его формы;

4. неизвестно какие свойства существенные, а какие нет;

5. неизвестны все существенные свойства предмета.

Примеры:

+ - знак сложения

А – первая буква русского алфавита

№12 Что представляет собой сравнение? Приведите примеры сравнения. Каковы достоинства и недостатки сравнения?

Сравнение - это способ введения понятий, который состоит в том, что предметы из объема вводимого понятия сопоставляются по своим сходным признакам с уже известными предметами.

Достоинства:

1. достаточно простой способ введения понятия;

2. достаточно наглядный способ;

Недостатки:

1. сложно соединить в единое целое свойства от разных предметов;

2. неизвестно какие свойства предмета существенные, а какие нет;

3. неизвестны все существенные свойства предмета.

Примеры:

Лев – царь зверей.

Религия – опиум для народа

№13 Что представляет собой описание? Приведите примеры описания. Каковы достоинства и недостатки описания?

Описание - это способ введения понятий, который состоит в том, что описываются все известные свойства предмета. Описание это всегда достаточно большой кусок текста.

Достоинства:

1. известно много свойств предмета. Этот способ дает больше всех известных свойств предмета по сравнению с другими способами введения понятия;

Недостатки:

1.при помощи описания сложно быстро опознать предмет;

2. в основном известны несущественные свойства предметов;

3. неизвестно какие свойства предмета существенные, а какие нет;

4. неизвестны все существенные свойства предмета.

Примеры:

Он был лет сорока, роста среднего, худощав и широкоплеч. В черной бороде его показывалась проседь; живые большие глаза так и бегали. Лицо его имело выражение довольно приятное, но плутовское. Волосы были обстрижены в кружок; на нем был оборванный армяк и татарские шаровары.

№14 Что представляет собой характеристика? Приведите примеры характеристики. Каковы достоинства и недостатки характеристики?

Характеристика - это способ введения понятий, который состоит в том, что указывается от одного до трех самых ярких (характерных) признаков предмета.

Достоинства:

1. по характеристике можно быстро обнаружить предмет (если он не утратил свои характерные особенности или их не приобрел кто-то другой);

Недостатки:

1. если предмет утратил свои характерные особенности, то предмет будет невозможно найти;

2. известно мало свойств и неизвестно ни одно не существенное свойство предмета;

3. неизвестны все существенные свойства предмета.

Примеры:

Студент – учащийся учебного заведения

Египет – государство в Африке

№15 Что представляет собой определение? Приведите примеры определения. Каковы достоинства и недостатки определения?

Определение - это способ введения понятий, который состоит в том, что указываются все существенные признаки предмета.

Структура определения:

· определяемое (понятие, которое вводится)

· определяющее (понятие, при помощи которого вводится определяемое)

Достоинства:

1.единственный способ введения понятия, который дает все существенные признаки предмета;

Недостатки:

2. самый сложный способ введения понятий;

3. наименее наглядный из всех способов введения понятий;

4. неизвестны несущественные свойства предмета.

Примеры:

Улика — доказательство виновности обвиняемого в совершенном преступлении

№16 Каковы правила определения?

Правила определения:

1) определение должно быть ясным, т.е. все понятия в определяющей части должны быть известны.

2) определение не должно содержать «круга», тавтологии, т.е. в определяющей части не должно быть слов однокоренных с определяемым (неосторожное преступление — это преступление, совершенное по неосторожности).

3) определение не должно строиться через отрицание (Сравнение — не доказательство).

Исключение: если вводятся два противоречащих понятия, тогда одно из понятий вводится без отрицания, а второе может вводится с использованием отрицания (Безбожник — это человек, не признающий существования бога).

4. определение должно быть соразмерным, т.е. объем определяемого равняется объему определяющего (Наука о законах и формах правильного размышления есть логика).

При нарушении этого правила бывают следующие ошибки:

ü широкое определение бывают в том случае, когда определяющее больше по объему определяемого. (исправить ошибку можно добавив в определяющее существенные признаки) (Рецидивист - лицо, совершившее умышленное преступление);

ü ошибка узкого определения бывает, если определяющее меньше по объему определяемого. (исправить ошибку можно убрав из определяющей части лишние (не существенные) признаки) (Рецидивист - лицо, совершившее умышленное преступление после судимости за ранее совершенное умышленное преступление против личности).

№17 Каковы состав и структура простого суждения? Приведите примеры.

Суждение– логическая форма высказывания.

Суждения бывают простые и сложные. Простые суждения не содержат в своем составе, ни каких других суждений кроме самого себя. В основном простое предложение есть простое суждение.

Состав и структура простого суждения:

1) логическое подлежащее – субъект (это предмет, о котором идет речь в высказывании и отвечает на вопрос о ком? о чем?) – S

2) логическое сказуемое – предикат (то, что говорится о субъекте) – P

3) слово-связка между субъектом и предикатом (суть, не суть)

4) кванторное слово – квантор (все, некоторые, это)

Примеры:

Роза приятно пахнет

Роза – S

приятно пахнет – P

слово-связка отсутствует

ответ: Все S суть P.

№18 Каково деление простых суждений по качеству и количеству? Приведите примеры.

По количеству простые суждения делятся на основании квантора:

Все – общее

Некоторые – частное

Это – единичное

По качеству простые суждения делятся на основании связки:

Суть – утвердительное

Не суть – отрицательное

Круговые схемы простых суждений

логически пустые фактически пустые - student2.ru логически пустые фактически пустые - student2.ru логически пустые фактически пустые - student2.ru Общее утвердительное Все S суть Р (Все люди – позвоночные)

S P S=P

Общее отрицательное Все S не суть Р (Ни один таракан не является лошадью)

логически пустые фактически пустые - student2.ru логически пустые фактически пустые - student2.ru S P

Частное утвердительное Некоторые S суть Р (Некоторые элементарные частицы имеют положительный заряд)

логически пустые фактически пустые - student2.ru логически пустые фактически пустые - student2.ru логически пустые фактически пустые - student2.ru логически пустые фактически пустые - student2.ru S P S P

Частное отрицательное Некоторые S не суть Р (Некоторые деревья не являются хвойными)

логически пустые фактически пустые - student2.ru логически пустые фактически пустые - student2.ru логически пустые фактически пустые - student2.ru логически пустые фактически пустые - student2.ru S P S P

Единичное утвердительное Это S суть Р (Последним царем всея Руси был Петр I)

логически пустые фактически пустые - student2.ru логически пустые фактически пустые - student2.ru P S

Единичное отрицательное Это S не суть Р (Город Оренбург находится не в Сибири)

логически пустые фактически пустые - student2.ru логически пустые фактически пустые - student2.ru P S

№19 Как строится отрицание простых суждений? Приведите примеры.

Отрицание простых высказываний подчиняется следующему правилу:

Квантор «все» заменяется на квантор «некоторые» и наоборот, квантор «это» остается без изменений, связка меняется на противоречащею, если есть квантор в предикате, то он меняется по тому же правилу, что и квантор при субъекте.

Примеры:

Большинство жителей нашего города не знают ни одного иностранного языка.(истина)

Большинство – некоторые меняем на - все

не знают – знают

ни одного – все меняем на – некоторые.

Все жители нашего города знают некоторые иностранные языки.

№20 Что называется сложным суждением? Какие логические связки вы знаете? Приведите примеры.

Сложным называется суждение, которое состоит из двух или более простых суждений, соединенных логическими связками.

Логические связки – это:

конъюнкция (соединительная связка) –

дизъюнкция (разделительная связка) –

импликация (условная связка) –

отрицание –

и др.

Логические связки определяются на основе грамматических связок.

Примеры:

Маша гуляла и каталась на качели.

Понятия бывают абстрактные и конкретные.

№21 Какие грамматические связки соответствуют конъюнкции? Приведите примеры конъюнктивных суждений.

Конъюнкция (соединительная связка) – (и; а; но; да; однако; хотя; ,; .)

Примеры:

В корзине у деда лежали подберезовики и маслята

В корзине у деда лежали подберезовики – р

маслята – q

и – логическая связка

1) проверим, не употребляется ли здесь «и» как дизъюнкция, подставим «или».

смысл изменится, значит, это не дизъюнкция

2) проверим не является ли «и» импликацией, т.е. связаны ли между собой р и q

р и q не зависят от друг друга, значит это Конъюнкция.

№22 Какие грамматические связки соответствуют дизъюнкции? Что называется строгой и полной (закрытой) дизъюнкцией? Приведите примеры дизъюнктивных суждений.

дизъюнкция (разделительная связка) – (или; либо;,)

Существуют разные виды дизъюнкции:

  • строгая дизъюнкция (p и q не могут произойти одновременно)
  • закрытая или полная дизъюнкция (перечислены все возможные альтернативы)

Примеры:

Понятия бывают абстрактные и конкретные – строгая закрытая дизъюнкция

Сессия у студентов бывает осенью или весной – строгая дизъюнкция

В отпуск я поеду в Италию или в Грецию - дизъюнкция

№23 Какие грамматические связки соответствуют импликации? Приведите примеры импликативных (условных) суждений.

импликация (условная связка) – (если то; поэтому; следовательно; так как; потому что; при условии что)

Примеры:

Если по проводнику проходит электрический ток, то проводник нагревается

Если по проводнику проходит электрический ток - р

проводник нагревается – q

то – логическая связка

Значит перед нами импликация

Наши рекомендации