Международный Союз Электросвязи (ITU).
Международная организация стандартизации (ISO) обладает полномочиями координировать на международном уровне разработку различных промышленных стандартов и осуществлять процедуру принятия их в качестве международных стандартов.
Международная электротехническая комиссия (IEC) занимается работами в области стандартизацией физических характеристик электротехнического и электронного оборудования. Основное внимание IEC уделяет таким вопросам, как, например, электрические измерения, тестирование, утилизация, безопасность электротехнического и электронного оборудования. Членами IEC являются национальные организации (комитеты) стандартизации технологий в соответствующих отраслях, представляющие интересы своих стран в деле международной стандартизации.
Международный Союз Электросвязи (ITU) – занимается координацией разработки правил и рекомендаций, предназначенных для построения и использования глобальных телекоммуникационных сетей и их сервисов. В ее состав входят телефонные, телекоммуникационные и почтовые министерства, ведомства и агентства разных стран, а также организации-поставщики оборудования для обеспечения телекоммуникационного сервиса.
Международные организации, участвующие в работах по стандартизации:
1. Продовольственная и сельскохозяйственная организация ООН (ФАО);
2. Европейская экономическая комиссия ООН (ЕЭК ООН);
3. Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ);
4. Международное агентство по атомной энергии (МАГАТЭ);
5. Всемирная торговая организация (ВТО);
6. Международная организация потребительских союзов (МОПС);
7. Международная организация мер и весов (МОМВ);
8. Международная организация законодательной метрологии (МОЗМ);
9. Международная организация гражданской авиации (ИКАО);
10. Международный консультативный комитет по стандартизации систем космических данных (CCSDS);
Продовольственная и сельскохозяйственная организация ООН (ФАО) - ведущее учреждение, занимающегося проблемами развития сельских регионов и сельскохозяйственного производства в системе ООН.
Европейская экономическая комиссия ООН (ЕЭК ООН) – имеет своей целью развитие экономической деятельности и укрепления экономических связей внутри региона ЕЭК ООН и между этим регионом и остальным миром.
Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) – нацелена на достижение всеми народами возможно высшего уровня здоровья (здоровье трактуется как совокупность полного физического, душевного и социального благосостояния). Членами ВОЗ состоят более 180 государств, в том числе и Россия. ВОЗ имеет консультативный статус в ИСО и принимает участие в работе более чем 40 технических комитетов.
Международное агентство по атомной энергии (МАГАТЭ) - это межправительственная организация, учрежденная под эгидой ООН для развития сотрудничества в области мирного использования атомной энергии.
Всемирная торговая организация (ВТО) - отвечает за разработку и внедрение новых торговых соглашений, а также следит за соблюдением членами организации всех соглашений, подписанных большинством стран мира и ратифицированных их парламентами.
Международная организация потребительских союзов (МОПС) - ведет работу, связанную с обеспечением качества продукции и в первую очередь товаров широкого потребления. МОПС создан в 1960 г., его членами являются свыше 160 потребительских ассоциаций из разных стран.
Международная организация мер и весов (МОМВ) - основана с целью унификации применяемых в разных странах систем единиц измерения, установления единообразия эталонов длины и массы. В настоящее время МОМВ кроме единиц длины и массы занимается системами единиц времени и частоты, а также электрическими, фотометрическими, стабилизированными лазерными, гравитационными, термометрическими и радиометрическими измерениями.
Международная организация законодательной метрологии (МОЗМ) - имеет своей целью международное согласование деятельности государственных метрологических служб, направленное на обеспечение сопоставимости, правильности и точности результатов измерений в странах - членах МОЗМ
Международная организация гражданской авиации (ИКАО) – осуществляет свою деятельность, направленную на обеспечение безопасного, эффективного и упорядоченного развития международной гражданской авиации.
Международный консультативный комитет по стандартизации систем космических данных (CCSDS) – был образован крупнейшими космическими агентствами мира для обсуждения общих проблем в области развития и эксплуатации космических информационных систем.
В России допускаются следующие варианты использования международных и региональных стандартов:
1. принятие текста международного (регионального) стандарта в качестве государственного российского нормативного документа без каких-либо дополнений и изменений;
2. принятие текста международного (регионального) стандарта с дополнениями, отражающими особенности российских требований к объекту стандартизации.
3. использование (заимствование) отдельных положений (норм) международного стандарта и введение их в российский нормативный документ.
Глава 3. ОСНОВЫ СЕРТИФИКАЦИИ
3.1. Цели и объекты сертификации
Сертификация - это форма осуществляемого органом по сертификации подтверждения соответствия объектов требованиям технических регламентов, положениям стандартов или условиям договоров. Сертификация - это процедура, посредством которой третья сторона документально удостоверяет, что продукция (работа, услуга, и т.д.) соответствует установленным нормам. При этом под третьей стороной понимается лицо или орган, признаваемые независимыми от участвующих в рассматриваемом вопросе двух сторон, представляющих соответственно интересы поставщиков и интересы потребителей
Сертификация - основное средство, позволяющее в условиях рыночной экономики гарантировать соответствие продукции требованиям нормативной документации. С позиции государственных интересов, сертификация должна, с одной стороны, обеспечить улучшение качества продукции и услуг и гарантию безопасности их для потребителя, а с другой - не служить препятствием для развития предпринимательства, процедурно и финансово усложняя процесс получения сертификата.
Объектами сертификации являются:
1. продукция;
2. работы (услуги);
3. системы менеджмента;
4. персонал.
Основными целями сертификации являются:
1. подтверждение заявленных показателей качества продукции;
2. защита потребителя от недобросовестности изготовителя (продавца, исполнителя);
3. контроль безопасности продукции (услуги, работы) для окружающей среды, жизни, здоровья и имущества;
4. создание условий для деятельности организаций и предпринимателей на едином товарном рынке России, а также для участия в международном экономическом, научно-техническом сотрудничестве и международной торговле.
Основные преимущества сертификации продукции заключаются в следующем:
1. повышение доверия к качеству изделий со стороны потребителя;
2. упрощение выбора продукции потребителем, т.к. сертификация является объективным фактором при выборе продукции требуемого уровня качества;
3. защита изготовителя от конкуренции с поставщиками несертифицированной продукции, обеспечение ему рекламы и рынка сбыта;
4. предотвращение импорта в страну изделий, не соответствующих требуемому уровню качества;
5. ускорение технического прогресса;
6. выявление устаревших стандартов.
Таким образом, сертификация продукции объективно полезна как поставщику, так и потребителю и сводит к минимуму конфликты между ними.
3.2. Системы сертификации и области их применения
Сертификация может быть как обязательной, так и добровольной.
В соответствии с Федеральным законом «О техническом регулировании», объектами обязательной сертификации может быть только продукция, выпускаемая в обращение на территории Российской Федерации. Перечень продукции подлежащей обязательной сертификации утверждается Постановлением правительства Российской Федерации.
Обязательная сертификация распространяется на продукцию и услуги, связанные с обеспечением безопасности окружающей среды, жизни, здоровья, имущества.
Обязательная сертификация осуществляется органами по сертификации, аккредитованным в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Деятельность органов, осуществляющих обязательную сертификацию регламентируется Федеральным законом от 27.12.2002 N 184-ФЗ «О техническом регулировании» и Постановлением Правительства РФ от 24.02.2009 N 163 «Об аккредитации органов по сертификации и испытательных лабораторий (центров), выполняющих работы по подтверждению соответствия».
Обязательную сертификацию проводит:
1. Росстандарт;
2. центральные органы систем сертификации однородной продукции, работ, услуг. Центральными органами могут быть структурные подразделения Росстандарта, других федеральных органов исполнительной власти и субъектов Федерации, иные компетентные организации;
3. органы по сертификации и испытательные лаборатории (центры), которые должны иметь статус юридического лица и быть аккредитованы в системе аккредитации Росстандарта или в иной системе, признанной им.
Росстандарт в пределах своей компетенции:
1. создает системы сертификации однородной продукции и устанавливает правила процедуры сертификации в этих системах;
2. определяет способ подтверждения соответствия продукции требованиям нормативных документов;
3. назначает центральные органы систем сертификации;
4. аккредитует органы по сертификации и испытательные лаборатории (центры) и выдает им разрешение на право проведения определенных видов работ;
5. ведет Государственный реестр участников и объектов сертификации;
6. устанавливает правила признания зарубежных сертификатов, знаков соответствия и результатов испытаний;
7. устанавливает правила аккредитации и выдачи лицензий на проведение работ по обязательной сертификации;
8. осуществляет государственный надзор и контроль за соблюдением правил сертификации и за сертифицированной продукцией;
9. рассматривает апелляции по вопросам сертификации.
Центральные органы систем сертификации:
1. организуют, координируют и устанавливают правила сертификации в возглавляемой ими системе сертификации;
2. рассматривают апелляционные заявления на действия органов по сертификации, испытательных лабораторий (центров).
Функции, выполняемые органами по сертификации и испытательными лабораториями, определены Правилами по проведению сертификации в Российской Федерации, в соответствии с которыми орган по сертификации:
1. сертифицирует продукцию, выдает сертификаты и лицензии на применение знака соответствия;
2. осуществляет инспекционный контроль за сертифицированной продукцией;
3. приостанавливает либо отменяет действие выданных им сертификатов;
4. формирует фонд нормативных документов, необходимых для сертификации;
5. предоставляет заявителю по его требованию необходимую информацию.
Аккредитованная испытательная лаборатория проводит испытания конкретной продукции и выдает протоколы испытаний для целей сертификации.
Аккредитация органов по сертификации и испытательных центров, принимающих участие в обязательной сертификации, возложена на Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии.
Добровольная сертификация осуществляется по инициативе заявителя на условиях договора между заявителем и органом по сертификации.
Добровольная сертификация проводится в тех случаях, когда строгое соблюдение требований существующих стандартов или другой нормативной документации на продукцию, услуги или процессы государством не предусмотрено (т.е. когда стандарты и нормы не касаются требований безопасности и носят добровольный характер для производителя). Такие системы объединяют производителей и потребителей, заинтересованных в беспрепятственном развитии торговли и устойчивых партнерских отношениях.
Объектами добровольной сертификации может быть продукция, работы, услуги, системы менеджмента, персонал (в том числе подлежащие обязательной сертификации). При этом, прохождение добровольной сертификации продукции, подлежащей обязательной сертификации, не отменяет ее обязательную сертификацию.
Добровольная сертификация, как правило, опирается на негосударственные структуры. Но во всех случаях системы сертификации подлежат государственной регистрации в порядке, установленном Росстандартом.
Регистрация Российских систем добровольной сертификации возложена на Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии. При регистрации систем добровольной сертификации Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии выдает свидетельство о регистрации в едином реестре зарегистрированных систем добровольной сертификации, и вносит систему добровольной сертификации в реестр.
Зарегистрированные системы добровольной сертификации проводят аккредитацию испытательных центров и органов по сертификации, которые в свою очередь проводят испытания и сертификацию объектов сертификации.
Каждая система имеет свой отличительный знак соответствия системы и утвержденные формы сертификатов.
3.3. Схемы сертификации и порядок проведения сертификации
Сертификация продукции и услуг проводится по установленным в системе схемам.
Схема сертификации – это состав и последовательность действий третьей стороны при оценке соответствия продукции, услуг, систем качества и персонала. Как правило, система сертификации предусматривает несколько схем. Различия в схемах связаны с видом и объемом выпускаемой продукции, а так же с целями проведения сертификации. Выбор схемы сертификации определяется многими факторами. Критерии, по которым органом по сертификации выбирается схема при обязательной сертификации продукции, установлены “Правилами по проведению сертификации в Российской Федерации”.
Схемы сертификации продукции, применяемые в РФ, приведены в приложении 1.
Особенности применения схем сертификации:
1. Схемы сертификации 1 - 6 и 9а - 10а применяются при серийном выпуске продукции в течение срока действия сертификата, схема 7, 8, 9 - при сертификации уже выпущенной партии или единичного изделия.
2. Схему 1 применяют при ограниченном объеме реализации продукции в течение короткого промежутка времени;
3. Схему 2 применяют для импортной продукции при долгосрочных контрактах;
4. Схему 3 применяют для серийно производимой продукции;
5. Схему 4 применяют при необходимости всестороннего и жесткого инспекционного контроля продукции серийного производства.
6. Схемы 5 и 6 рекомендуется применять при сертификации продукции, для которой характерны:
· малый объем выборки, недостаточный для испытаний и объективной оценки выпускаемой продукции;
· чувствительность технологических процессов к внешним факторам;
· повышенные требования к стабильности характеристик выпускаемой продукции;
· малый срок годности продукции, недостаточный для проведения испытаний в аккредитованной испытательной лаборатории;
· частая смена модификаций продукции;
Схемы 6 применяется при наличии у изготовителя системы испытаний, включающей контроль всех характеристик на соответствие требованиям, предусмотренным при сертификации такой продукции.
Схему 6 возможно использовать также при сертификации импортируемой продукции поставщика, имеющего сертификат на свою систему качества, если номенклатура сертифицируемых характеристик и их значения соответствуют требованиям нормативных документов, применяемым в Российской Федерации.
7. Схемы 7 и 8 рекомендуется применять тогда, когда производство и реализация данной продукции носят разовый характер (партия, единичные изделия).
8. Схемы 9 - 10а используют в качестве доказательства соответствия продукции установленным требованиям декларации с прилагаемыми к ней документами. Данные схемы целесообразно применять для сертификации продукции субъектов малого предпринимательства, а также для сертификации неповторяющихся партий небольшого объема отечественной и зарубежной продукции.
9. Схему 9 применяют при сертификации единичной партии импортной продукции, если по представленной технической документации можно судить о безопасности изделий;
10. Схему 9а применяют при сертификации нерегулярно (по мере спроса) выпускаемой и нецелесообразности проведения инспекционного контроля;
11. Схемы 10 и 10-а применяют при продолжительном производстве отечественной продукции небольшими объемами;
12. Схемы 1а, 2а, За, 4а, 9а и 10а применяют вместо схем 1, 2, 3, 4, 9 и 10, если у органа по сертификации нет информации о возможности обеспечения стабильности характеристик данной продукции. Необходимым условием применения схем 1а, 2а, За, 4а, 9а и 10а является участие в анализе состояния производства экспертов по сертификации систем качества (производств) или экспертов по сертификации продукции, прошедших обучение по программе, включающей вопросы анализа производства.
Конкретную схему сертификации для данной продукции определяет орган по сертификации.
Схему добровольной сертификации определяет заявитель и предлагает ее органу по сертификации.
Процедура сертификации продукции состоит из следующих этапов:
1. Подача заявки в орган по сертификации;
2. Выбор схемы сертификации;
3. Отбор образцов и их испытания;
4. Оценка производств (если это предусмотрено схемой сертификации);
5. Анализ полученных результатов и принятие решения о выдаче сертификата;
6. Выдача сертификата и лицензии на применение знака соответствия;
7. Осуществление инспекционного контроля за сертифицированной продукцией (в течение всего срока действия сертификата).
Подача заявки в орган сертификации (п.1) осуществляется заявителем, а все остальные этапы – органом по сертификации (п.3 - совместно с испытательной лабораторией).
Если в ходе инспекционного контроля сертифицированной продукции, который осуществляется в виде плановых и внеплановых проверок (включая испытания образцов продукции) выявлены нарушения требований к сертифицированной продукции, то орган по сертификации может приостановить или отменить действие сертификата.
Библиографический список
1. Эрастов, В.Е. Метрология, стандартизация и сертификация: учеб. пособие / В.Е.Эрастов. – М.: Форум, 2010. – 208 с.
2. Димов, Ю.В. Метрология, стандартизация, сертификация: учеб. для вузов / Ю.В.Димов. – 3-е изд. – СПб: Питер, 2010. – 464 с.
3. Клюев, А.С.Метрологическоеобеспечение АСУ ТП /А.С.Клюев, А.Т.Лебедев, Н.П.Миф. – М.: Энергоатомиздат, 1995. – 160 с.
4. Бурдун, Г.Д. Основы метрологии / Г.Д.Бурдун, Б.Н.Марков. – 3-е изд., перераб. – М.: Изд-во стандартов, 1985. – 256 с.
5. Тартаковский, Д.Ф. Метрология, стандартизация и технические средства измерений: учеб. для вузов / Д.Ф.Тартаковский, А.С.Ястребов. – М.: Высшая школа, 2001. – 205 с ил.
6. Никифоров, А.Д. Метрология, стандартизация и сертификация: учеб. пособие / А.Д.Никифоров, Т.А.Бакиев. – М.: Высшая школа, 2005. – 420 с.
7. Мокров, Ю.В. Метрология, стандартизация и сертификация: учеб. пособие / Ю.В.Мокров; Международный университет природы, общества и человека. – Дубна, 2007. – 132 с.
8. Герасимова, Е.Б. Метрология, стандартизация и сертификация: учеб. пособие / Е.Б.Герасимова, Б.И. Герасимов. – М.: Форум: 2010. – 224 с.
9. Сергеев, А.Г. Метрология, стандартизация, сертификация: учеб. пособие / А.Г.Сергеев, М.В.Латышев, В.В.Терегеря. – М.: Логос, 2003. – 536 с.
10. Сергеев, А.Г. Метрология: Учебник / А.Г.Сергеев. – М.: Логос, 2005. - 272 с.
11. Сергеев А.Г. Сертификация: учеб. пособие / А.Г.Сергеев, М.В.Латышев. – М.: Логос, 2001. – 216 с.
12. Яблонский, О.П. Основы стандартизации: Учеб. пособие / О.П. Яблонский, В.А. Иванова. – М.: Логос, 2006. – 192 с.
13. Гмурман, В.Е. Теория вероятностей и математическая статистика: Учеб. пособие для вузов / В.Е.Гмурман. – 9-е изд., стер. – М.: Высшая школа, 2003. – 479 с.
14. Кассандрова, О.Н. Обработка результатов наблюдений / О.Н.Кассандрова., В.ВЛебедев. – М.: Наука, 1970 г. – 104 с.
15. Шишкин, И.Ф. Метрология, стандартизация и управление качеством: учеб. для вузов / И.Ф.Шишкин; под ред. акад. Н.С.Соломенко. – М.: Изд-во стандартов, 1990. – 342 с.
ПРИЛОЖЕНИЯ
Приложение 1
Состав схем сертификации
Номер схемы | Испытания в аккредитованных испытательных лабораториях и другие способы доказательства соответствия | Проверка производства системы качества | Инспекционный контроль сертифицированной продукции (системы качества, производства) |
Испытания типа | Анализ состояния производства | - | |
1a | Испытания типа | Анализ состояния производства | - |
Испытания типа | - | Испытание образцов, взятых у продавца. | |
2a | Испытания типа | Анализ состояния производства | Испытание образцов, взятых у продавца. |
Испытания типа | Анализ состояния производства | Испытание образцов, взятых у изготовителя. | |
3а | Испытания типа | Анализ состояния производства | Испытание образцов, взятых у изготовителя. |
Испытания типа | - | Испытание образцов, взятых у продавца. | |
4а | Испытания типа | Анализ состояния производства | Испытание образцов, взятых у изготовителя. |
Продолжение прил.1
Испытания типа | Сертификация производства или сертификация системы качества | Контроль сертифицированной системы качества (производства). Испытания образцов, взятых у продавца и(или) у изготовителя** | |
Рассмотрение декларации о соответствии с прилагаемыми документами | Сертификация системы качества | Контроль сертифицированной системы качества | |
Испытания партии | - | - | |
Испытания каждого образца | - | - | |
Рассмотрение декларации о соответствии с прилагаемыми документами | - | - | |
9а | Рассмотрение декларации о соответствии с прилагаемыми документами | Анализ состояния производства | - |
Рассмотрение декларации о соответствии с прилагаемыми документами | - | Испытания образцов, взятых у продавца или у изготовителя | |
10а | Рассмотрение декларации о соответствии с прилагаемыми документами | Анализ состояния производства | Испытания образцов, взятых у продавца или у изготовителя |
Содержание
Глава 1. ОСНОВЫ МЕТРОЛОГИИ.. 3
1.1. Общие понятия и определения. 3
1.2. Виды измерений. 4
1.3. Методы измерений. 6
1.4. Средства измерений. 9
1.5. Шкалы.. 11
1.6. Системы единиц физических величин. 13
1.7. Понятие погрешности. 16
1.8. Формы выражения погрешности. 17
1.9. Классификация погрешности измерений. 18
1.10. Полоса погрешности средств измерений. 21
1.11. Классификация погрешностей средств измерений. 27
1.12. Аналитическое оценивание составляющих погрешности средства измерений 31
1.13. Метрологические показатели и характеристики средств измерений 33
1.14. Метрологическая надежность средств измерения. 37
1.15. Практическое оценивание погрешности прямых измерений при однократных наблюдениях 38
1.16. Оценивание погрешности прямых измерений с однократными наблюдениями 39
1.17. Оценивание погрешности прямых измерений с многократными наблюдениями 43
1.18. Оценивание погрешности косвенных измерений с однократными наблюдениями. 44
1.19. Оценивание погрешности измерительных каналов. 46
1.20. Правила написания единиц физических величин. 49
1.21. Правила округления значений погрешности и результата измерений 51
1.22. Правила записи результатов измерений. 51
1.23. Выбор средств измерений по допустимой погрешности измерений 53
1.24. Обеспечение единства измерений. 53
1.25. Поверка и калибровка средств измерений. 57
1.26. Методы поверки (калибровки) и поверочные схемы.. 59
1.27. Государственная метрологическая служба РФ.. 61
1.28. Государственный метрологический контроль и надзор. 65
1.29. Права и обязанности государственных инспекторов по обеспечению единства измерений 70
Глава 2. ОСНОВЫ СТАНДАРТИЗАЦИИ.. 71
2.1. Общие понятия и определения. 71
2.2. Цели, задачи и принципы стандартизации. 72
2.3. Методы стандартизации. 76
2.4. Стандарт. Категории и виды стандартов. 80
2.5. Международная стандартизация. 85
Глава 3. ОСНОВЫ СЕРТИФИКАЦИИ.. 90
3.1. Цели и объекты сертификации. 90
3.2. Системы сертификации и области их применения. 92
3.3. Схемы сертификации и порядок проведения сертификации 95
Библиографический список. 99
Приложение. 99