Пунктуационные и орфографические нормы.

Ленинградский государственный университет им. А.С. Пушкина

КУЛЬТУРА РЕЧИ И ДЕЛОВОЕ ОБЩЕНИЕ

Контрольная работа

  Выполнил студент учебной группы ФИО Проверил

Пушкин

Контрольная работа

Теоретические вопросы

1. Дайте толкование термина «Русский литературный язык».

2. Дайте толкование термина «документ». Приведите перечень классификаций документов.

3. Перечислите подстили официально-делового стиля и соответствующие им жанры.

Практические задания

Акцентологические нормы. Расставьте ударение в словах.

Догмат, генезис, феномен, каталог, квартал, красивее, танцовщица, обеспечение, ходатайствовать, принудить, премировать, диоптрия, асимметрия, ветеринария, ходатайствовать, осужденный, гофрированный, избалованный.

2. Орфоэпические нормы. Твердое/мягкое произношение согласного перед Е. Значение незнакомых слов уточните в толковом словаре. Заполните таблицу, состоящую из 2 столбиков (произносим Э; произносим Е).

Бутерброд, демпинг, кодекс, модель, модерн, тенденция, шедевр, вундеркинд, идентичный, индекс, конденсатор, стюардесса, интервьюер, компьютер, стенд, фортепьяно, пастель, интерпретация, декольте, гротеск, детектив, свитер, кузен, сепсис, лазер, медресе, диспансер, продюсер, кашне, нейрохирургия, бизнес, генезис, кибернетика, пенсне, анестезия, сонет, реквием, рейтинг, кредо, реноме, стресс, тест, альтернатива, адекватный, нонсенс, энергия, лотерея, темп, менеджмент.

Морфологические нормы.

Определите род существительных и аббревиатур.

МИД, вуз, ТЭЦ, КПЗ, пони, мадам, инкогнито, рефери, прокурор, сластена, фламинго, кофе, флюгер, чернила, транжира, пьяница, Перу, Баку, Москва, Янцзы, Хельсинки, кашне, авеню.

3.2. Поставьте данные существительные в форму И.п. мн. ч. Укажите случаи паронимии (Например: орден – орденА (награды) и орденЫ (организации).

Пояс, лист, ястреб, ветер, флигель, рапорт, тренер, бухгалтер, корпус, пропуск.

Найдите ошибки, исправьте предложения.

1) Из школы вышли семеро девочек и пятеро мальчиков.

2) Обоим ученицам дали дополнительное задание.

3) Четверо аспиранток закончили работу над диссертацией.

4) Трое дней и ночей мы готовились к экзамену.

5) Для выполнения задания мне не хватило пары часов.

6) На занятиях не было обоих сестер.

7) На обеих берегах реки раскинулись поля.

Лексически нормы.

Замените русскими словами следующие иноязычные слова.

Реставрация   Изолировать  
Интенсивный   Симулировать  
Имитировать   Индифферентно  
Доминировать   Эволюция  
Аморфный   Генезис  
Форсировать   Лимит  

4.2. Приведите три фразеологических оборота с компонентом «душа», отметьте негативную и позитивную оценку.

1)____________________________________________________________

2)____________________________________________________________ 3)____________________________________________________________

4.3. Подберите 2 антонима к каждому из прилагательных в словосочетаниях:

1) ОПЫТНЫЙ сотрудник

2) в ПРОШЛОМ году

3) ИНТЕРЕСНАЯ книга

Приведите 10 примеров паронимов и словосочетаний с ними.

Например: типичный восточный город – типовой договор.

4.5. Составьте синонимический ряд (5 и более синонимов) с опорным словом «Лгать».

Приведите 5 примеров слов, которые изменили свое лексическое значение.

Например, ТРОЕЧНИК — 1. ТРОЕЧНИК 1 [троешник], троечника, муж. Извозчик, ямщик на тройке. 2. ТРОЕЧНИК2 [троешник], троечника, муж. (школ. устар.). Посредственный ученик, получающий постоянно тройки.

Стилистические нормы.

Составьте с каждым словом 2 словосочетания, имеющие официально-деловую окраску.

Лицо    
Жалоба    
Благодарность    
Выполнять    
Составлять    
Осуществлять    

Приведите 5-10 русских пословиц разнообразной тематики (семья, родина, закон, мастерство).

Стилистический анализ текста (стиль, подстиль) текста; тип текста; лексические, морфологические, синтаксические стилистические особенности.

С развитием информационно-коммуникационных технологий специалисты все чаще говорят об угрозах информационной безопасности, о проблемах, связанных с киберпреступностью. Киберпреступность — это преступность в так называемом виртуальном пространстве. Виртуальное пространство можно определить как моделируемое с помощью компьютера информационное пространство. В основном это мошенничество, основанное на доверии, при совершении которого IT-технологии используются как удобный инструмент для поиска потенциальных жертв, перевода денег и сокрытия следов своей деятельности.

Пунктуационные и орфографические нормы.

Наши рекомендации