Метод индукции. Метод дедукции.
Индуктивный (от лат. inductio - наведение) метод - это такой метод познания, при котором общий вывод делается из частных посылок. В процессе познания наше мышление совершает восхождение от частного, единичного, конкретного к общему. Например, человек заметил, что при нагревании объем предмета, состоящего из железа, увеличивается. То же характерно для оловянных предметов, золотых, медных и т.д. Многократно подмечая это явление, он делает вывод: все металлы при нагревании расширяются.
Основой всякого индуктивного вывода является опыт, эксперимент, тщательное наблюдение и изучение отдельных вещей, событий, фактов, на основе которых делаются общие выводы, вскрываются общие закономерности природы и общественной жизни. Суть этого метода состоит в переносе свойств с известных фактов на неизвестные. Вопрос в индуктивном исследовании состоит в том, чтобы установить, что же дает право знания об отдельных фактах распространить на другие факты того же рода.
Дедуктивным (от лат. deductio - выведение) называется такой метод познания, когда получается частный вывод из общего положения. В ходе рассуждения в этом случае человеческое мышление от общего, абстрактного переходит к частному, конкретному.
Пример. В состав всех химических элементов входят электроны и протоны. Кислород - химический элемент. Значит, в состав кислорода входят электроны и протоны.
В приведенном заключении из двух (их может быть больше) известных суждений, которые называются посылками, логически получается третье, новое, ранее неизвестное нам суждение, которое называется выводом или заключением.
Индукция и дедукция неразрывно связаны между собой. Не только от частного к общему, но и от общего к частному - такова формула познания.
Классификация как метод познания.
Классификация — объединение различных объектов в группы на основе общих признаков (классификация животных, растений и т.д.).
Классификация - один из древнейших методов и механизмов познания, занимающий особое место в современной науке. Её значимость и роль в исследовании подтверждается, в частности, возникновением в 70-80-е годы XX века «классификационного движения», поставившего вопрос о разработке теоретических основ классифицирования и заявившего о наличии классификационной проблемы, а в общем плане - актуализацией классификационного подхода к изучению действительности и осознанием его общенаучного статуса.
Классификация выполняет в познании целый ряд функций: хранение, трансляция и систематизация знания об объектах, прогнозирование, организация научной теории, описание и объяснение фактов существования тех или иных классов и другие. Наряду с этим, она играет значительную роль, как в эмпирическом, так и теоретическом научном познании, а также взаимосвязана с другими методами.
Гипотеза. Теория.
Решение научной проблемы начинается с разработки гипотетической модели, т.е. делается предположение о ходе процесса, явления или их результатах, которые необъяснимы на основе прежнего знания.
Гипотеза – предположительно новое знание о некоторых свойствах объекта, истинность или ложность которых еще нужно доказать.
Как правило, каждая из гипотез имеет в своем потенциале достаточный набор убедительных аргументов, но никакое количество опытных подтверждений не гарантирует истинности гипотезы, а делает ее только более правдоподобной.
Любая гипотетическая модель, выдвинутая с учетом всех оптимальных характеристик явления или процесса, имеет пределы своего применения. Доверительность гипотетической модели определяется рангом изучаемого объекта и временным диапазоном ее реализации.
Процесс обоснования гипотезы, связь тезиса с аргументами должны подчиняться правилам логики.
Логическим развитием гипотетической модели является ее переход в категорию теоретической. Однако не каждая гипотеза обязательно становится теорией. Теоретическая модель должна обладать экспликативной (объяснительной) и предсказательной функциями.
Последнее свойство теоретической модели основано на том, что теоретические исследования возникают на базе внутренней логики развития гипотетической модели и выходят далеко за пределы области установленных эмпирических данных. Предсказательная функция теоретической модели позволяет предвидеть неизвестные ранее явления и их свойства
Теоретическая модель предполагает также открытие новых понятий и явлений, которые не могут быть объяснены на базе существующей системы знаний и противоречат им.
Теория – достаточно полное внутренне непротиворечивая система новых логических, истинных идей. Логическое развитие гипотезы, но не каждая гипотеза становится теорией.
Теория должна объективно отражать действительность, отвечать требованиям полноты, непротиворечивости, новизны, доказательности, фактоустойчивости, возможно большей простоты и эффективности. Это достоверное развивающееся научное знание о некоторой совокупности объектов, представляющее собой систему взаимосвязанных утверждений и доказательств, которая позволяет предсказать или объяснить явления данной предметной области.
Для создания теоретической модели необходимо: сформулировать проблему, для решения которой создается теория; выдвинуть гипотезу; определить законы, на основании которых можно объяснить аномальные явления; сформулировать новую проблему как перспективу развития предлагаемой модели.
Любая теоретическая модель направлена на изучение идеализированного объекта, который является абстракцией, поэтому необходимо установить предел данной модели, на каком этапе она может исчерпать свои возможности. Если аксиомы (постулаты), положенные в основу теоретической модели, верны, то модель и прогнозируемые теоретические следствия не нуждаются в проверке
Метод актуализма (МА).
Актуализм (от лат. aktualis - современный, фактически существующий) - метод научного познания геологической истории Земли, реконструкции процессов и обстановок прошлого путем использования закономерностей, выявленных при изучении современных геологических процессов.
При применении МА необходимо учитывать эволюцию Земли, а следовательно, специфичность геологических обстановок и процессов в различные периоды ее истории. Чем древнее отложения, тем менее применим актуалистический метод; в то же время от может давать достаточно надежные результата для фанерозоя и особенно кайнозоя. Наиболее эффективен актуалистический метод в области литологии (включая образования некоторых осадочных полезных ископаемых) и вулканологии, частично в тектонике и палеонтологии. МА был использован М.В. Ломоносовым, но обоснован и разработан в первой половине XIX в. К. Хоффом и особенно Ч. Лайелем. Последний использовал его в качестве одного из элементов концепции униформизма.
Термин актуализм появился в немецкой геологической литературе во 2-й половине XIX в. и получил распространение в 20-е гг. XX в. Большой вклад в развитие АМ отечественные ученые Н.И. Андрусов, А.Д. Архангельский, Н.М. Страхов и др. Современная форма МА наиболее подробно разработан Н.М. Страховым.
Униформизм (от лат. uniformis - единообразный) - научная концепция в геологии, исходящая из представления о неизменяемости системы геологических факторов во времени. Впервые (1832 г.) английский ученый У. Уэвелл назвал униформизмом учение Ч.Лайеля. В основу униформизма было положено утверждение механического естествознания, что законы природы вечны и неизменны.