Мальчик, который не хотел касаться пола
Годовалого Бена на сеанс терапии принесли родители. Он был маленьким для своего возраста, щекастым и улыбчивым. Тестирование на развитие крупной моторики показало, что у Бена навыки пятимесячного ребенка. Он переворачивался, дотягивался до игрушек и играл с ними в положении лежа на спине. Ему не нравилось лежать на животе, и он быстро переворачивался из этого положения. В положении сидя он мог удерживать корпус прямо секунд тридцать, но потом заваливался на бок или назад. Бен вел себя так же, как ведут себя многие четырех‑пятимесячные младенцы.
Однако разница все же была: когда физиотерапевт опустил Бена головой вперед, ребенок не вытянул руки, чтобы коснуться пола, а подтянул их к груди. Играя на спине, он вытягивал руки безо всяких усилий. Почему же он не делал этого в другой ситуации? Физиотерапевт попытался поставить Бена на четвереньки. Его тело и мышцы были к этому вполне готовы. Однако как только его руки коснулись пола и приняли вес верхней части тела, он заплакал и попытался подтянуть руки к груди, словно ему было больно. Когда его опустили на пол ногами вперед, он подтянул ноги, чтобы не вставать. Когда его разместили в положении стоя, поддерживая за ноги, он заплакал и попытался подтянуть ноги, словно его заставляли стоять на иголках.
Почему Бен демонстрировал такие реакции? Точно мы этого не знаем. Есть теории о том, откуда возникают такие реакции, но нет убедительных фактов. Нам известно лишь то, что если парашютная реакция у ребенка не появится, он, скорее всего, научится сидеть, но не сможет ни ползать на четвереньках, ни вставать, ни ходить.
Бену всего год. В таком возрасте лечение еще может быть эффективным. В результате сеансов терапии и домашней программы Бен может медленно научиться принимать вес на руки и прогрессировать в моторном развитии. Есть ли уверенность в положительном исходе? К сожалению, нет. Большинство физиотерапевтов, которые работают в педиатрии, встречали детей, избегающих весовые нагрузки. Ваш физиотерапевт будет работать с ребенком еженедельно.
Пока же Бену нужно привыкнуть находиться на животе, а также принимать вес на вытянутые руки. Бену нужно много времени проводить на животе, чтобы у него была возможность подтянуться в развитии, обрести силу в мышцах спины и плеч и начать опираться на предплечья. Также Бену нужно практиковаться в принятии веса на прямые руки в течение коротких периодов, когда он сидит на полу.
Первые два занятия Бену отчаянно не понравились, и он громко давал всем об этом знать. Что же было делать? В течение сеансов терапии два мотивированных взрослых всячески его развлекали – и по‑настоящему большой шкаф с игрушками сделал свое дело. Время, проводимое Беном на животе, потихоньку увеличивалось. Как только Бен научился держать голову и оглядываться, он понял, что игры на животе – это не так уж плохо.
К сожалению, дома и в яслях дела продвигались не так успешно. Невозможно было просить работников яслей, чтобы они дополнительно к своим обязанностям выкладывали одного из подопечных на живот и развлекали его, чтобы он не плакал. Для родителя, приходящего домой с работы, это тоже задача непростая. Однако родители приняли очень разумное решение. Каждый раз, нужно было поместить Бена на какую‑нибудь поверхность, они клали его на живот. Обычно он оставался на животе недолго – довольно‑таки быстро переворачивался на бок. Однако перед этим он всегда немного играл, а самое главное – он перестал плакать. Когда у его родителей находилось время, чтобы расслабиться вместе с ним на полу, они играли с ним и пытались увеличить время, которое он проводил на животе. Этот подход хорошо сработал. Родители заметили, что Бен стал играть на животе по собственной инициативе – все дольше и дольше. Пришло время и совсем уж хороших новостей – мама Бена с улыбкой объявила: «Ему теперь нравится играть на животе! Прошлым вечером он сам на него перевернулся».
Как же обстояло дело с касанием руками пола из сидячего положения? Бену не нравилось касаться пола ладонями, и все тут. В сидячем положении он научился распрямлять спину и отрывать руки от пола. Так что теперь, когда его усаживали с поддержкой рук, он не возражал. Он просто садился и отрывал руки от пола. Тогда физиотерапевт нагибал его и снова твердо прижимал его ладони к полу. И снова он распрямлялся. Бен мог повторять это действие пять раз – так что родителям дали на дом инструкции делать с ним по пять касаний пола. Даже работники яслей находили время, чтобы выполнить с ним это упражнение.
В ходе сессий терапии физиотерапевт работал над возникновением парашютной реакции. И Бен начал демонстрировать прогресс. Он больше не подтягивал руки к груди. Время от времени он слегка касался поверхности одной рукой. Неплохо для начала.
Прогресс Бена в играх на животе продолжался. Он играл, мог двигаться в сторону и начал движение назад. И вот однажды это случилось – Бен подтянулся, его грудь оторвалась от пола, ладони были прочно прижаты к полу, а руки распрямились. Это был настоящий прорыв! Он больше не был «мальчиком, который не хотел касаться пола».
Через пару недель во время отработки парашютной реакции Бен вытянул обе руки вперед. Обе ладони слегка коснулись поверхности. Больше повторений – и вот уже его ладони стали выдвигаться вперед быстрее и касаться поверхности прочнее. Вскоре это занятие превратилось в веселье. Вместо того чтобы плакать, он смеялся, когда его ладони отскакивали от поначалу слегка спущенного гимнастического мяча.
Бен научился принимать вес на руки и приобрел парашютную реакцию, несмотря на свои сенсорные проблемы. Весовая нагрузка на ноги отрабатывалась схожим образом, и Бен начал относится к ней терпимо с небольших по времени упражнений. Через какое‑то время улучшилось его равновесие в сидячем положении – Бен стал сидеть самостоятельно, а затем начал ползать на четвереньках. И все же, несмотря на весь прогресс, сенсорные проблемы Бена не исчезли, и ему понадобится еще много тренировок, прежде чем он сможет ходить.