Преимущества типологии к.г.юнга.

Об одном из преимуществ мы уже говорили. Это - структурный подход. Кро­ме того, автор классифицирует здоровых, а не больных людей, поэтому пользуются не такими неприятными названиями как другие /рис.3/. За его наз­ваниями не психические отклонения, а самые сильные стороны психики человека, называемые автором психическими функциями. Основные функции - это способнос­ти человека с особым умением разбираться в определенных аспектах мира. Мы эти функции будем называть элементами информационного метаболизма человека.

К сожалению названия К.Г.Юнга нам тоже не совсем подходят. Поэтому то, что он условно называл мышлением, мы условно назовем логикой, то, что он на­зывал эмоциями, - этикой. Не беремся утверждать, что наши названия идеальны и что в будущем не удастся подобрать ничего подходящего, но они более точны, чем юнговские. Например, когда К.Г.Юнг противопоставляет мыслительные типы эмоциональным, создается впечатление, что первые "мыслят", а вторые "живут эмоциями". На самом деле же они все мыслят, только мыслят о другом: первые об объективном, вторые о субъективном в окружающем их мире. Поэтому, если мы про этих последних говорим: "у этих людей преобладает этическое мышление", это не прозвучит такой несуразицей, как если бы мы сказали "у этих людей преобладает эмоциональное мышление". У людей с "этическим" мышлением - склонность оценивать и судить окружающее с точки зрения этичности- неэтич­ности отношений и поступков. Людей с "логическим" мышлением в основном инте­ресует логичность - алогичность отношений и поступков. Итак, с одной сторо­ны, мы остались при принципе К.Г.Юнга строить названия, опираясь на наибо­лее развитые стороны психики человека, а с другой стороны, эти названия нем­ного изменили. Поэтому вместо юнговских:

мышление, эмоции, сенсорика, интуиция

появились:

логика, этика, сенсорика, интуиция.

Вторая поправка, которую нам пришлось внести, - сдвоение названий. И сам Юнг утверждал, и мы в своей практике убедились, что характер человека опре­деляется не одной, а двумя "функциями". Когда, например, говорим "логичес­кий тип", то не знаем, который логический: тот, что с сенсорикой, или тот, что с интуицией. Они очень сильно отличаются. Тот, что с сенсорикой, - прак­тичный, деятельный человек. Второй более стратег, чем тактик, склонен к тео­риям, философствованию, строительству того, что называют воздушными замками. Они отличаются во всей повседневности, во всех мелочах. Первый всегда опрят­ный, знает, что красиво, что нет, всегда собранный. Второй - рассеянный, старается сколько может быть опрятным и сосредоточенным, но это ему далеко не всегда удается.

Юнговские термины экстравертированный-интровертированный мы заменили на ныне распространенные экстраверт-интроверт, хотя считаем, что еще более под­ходящими были бы термины экстратим-интратим, сделанные по аналогии с кречме­ровскими терминами шизотим-циклотим, потому что после работы Айзенка, сог­ласно тестам которого распространилась тенденция каждого общительного чело­века называть экстравертом, а каждого замкнутого - интровертом, эти термины стали двусмысленными

ЧУВСТВО ЮМОРА И 16 ТИПОВ ИНФОРМАЦИОННОГО

МЕТАБОЛИЗМА (ИМ).

В связи с тем, что различия в типе личности это не что иное как разли­чия в обмене информационного сигнала с окружением, типы личности мы будем называть типами информационного метаболизма. Короче - типами ИМ.

Причем здесь информационный метаболизм?

Оказывается, психика человека окружающий нас мир дифференцирует на опре­деленные составные части или аспекты. И каждый тип личности про одни из этих аспектов получают очень дифференцируемую и очень хорошо осознаваемую инфор­мацию, а про другие аспекты воспринимает недифференцируемую, в сжатом виде. Поэтому разные типы личности, побыв в одних и тех же ситуациях, помнят и рассказывают совершенно другое и другими словами. Рассказ сопровождают дру­гой мимикой, акцентируют другие моменты, происшествия. Основной причиной то­го, почему один человек приятен, нравится, а другой - неприятен, утомляет, является то, какими именно словооборотами он выражает свои мысли, какими ми­микой, жестами, интонациями эти слова сопровождает. Когда один человек заде­вает другого, он это делает не столько своими поступками, сколько тем, как он эти поступки объясняет, которые из своих мотивов выдвигает. Поэтому одно­му за одно и то же прощается, другому - нет.

Можно напомнить, что термин ИМ мы заняли у классика польской психиатрии Кемпинского. По-видимому, он первый заговорил о том, что в основе психологи­ческого дискомфорта человека лежит нарушение его ИМ. Теперь мы знаем, что этим нарушением является ни что иное, как недополучение нужных сигналов, раздражителей от людей с дополняющими психиками и перегрузка ненужными, утомляющими, раздражающими, от людей, контакт с которыми затруднен, потому что из-за своего типа ИМ они свои мысли выражают мало понятными и неприемле­мыми способами.

Люди с неподходящим типом ИМ очень часто травмируют какими-либо замеча­ниями и шутками, которые не дают ни информации, ни успокоения, а лишь раз­дражают. Любая шутка до нас доходит лишь в том случае, если она как бы нев­значай дает ответ на какой-то назревший вопрос и успокаивает. У каждого чув­ства юмора ограничено, потому что каждый хочет успокоения в чем-то другом. И поэтому часто, когда кто-то обижается на нашу шутку, нам просто кажется, что у этого человека нет чувства юмора. Дело же в том, что он склонен шутить другими словами и совершенно о другом.

Всего есть 16 типов ИМ. Одни из них из окружения лучше отбирают одни сигналы, другие - другие. Что доступно одним, недоступно другим. Одни рас­сеяны и забывчивы на одно, другие на другое. Как эти типы появились? По-ви­димому, на долгом пути развития человека, психика отдельной личности специа­лизировалась, обретая при этом некоторую односторонность. Образовались своеобразные пары психических свойств: если одно из них у ребенка развивает­ся интенсивно, рост другого задерживается. Поэтому психическая структура ин­дивида, его характер асимметричны и односторонни. Человек - общественное су­щество не только потому, что производство является общественным, но и пото­му, что из-за определенным образом одностороннего развития психики ему необ­ходимо психическое дополнение, которое он получает в своем социальном окру­жении при общении и сотрудничестве с лицами, имеющими другие психические структуры. Несколько сообща действующих людей действуют более целенаправле­но, более решительно и результативно, когда они имеют психическую опору в людях с другим психическим складом. Это один из секретов простой кооперации.

В общении людей и их взаимопонимании важными моментами являются уровень интеллекта и культура, к которой индивиды относятся. Но когда говорим о пси­хическом дополнении и психической совместимости, самое главное - тип ИМ. Он определяется порядком селекции и обработки психикой получаемой информации. Этот порядок определяет многие психические свойства человека: склонности, способности, интересы, целенаправленность и мотивацию поведения, отношения с другими людьми, эстетические и эротические вкусы. Каждому желательно другое поведение близкого человека. Каждому нужна не вообще "ах, любовь", а такие формы симпатии любящего индивида, которые являются приемлемыми и убеди­тельными, удовлетворяют психику.

Наши рекомендации