Преимущества типологии к.г.юнга.
Об одном из преимуществ мы уже говорили. Это - структурный подход. Кроме того, автор классифицирует здоровых, а не больных людей, поэтому пользуются не такими неприятными названиями как другие /рис.3/. За его названиями не психические отклонения, а самые сильные стороны психики человека, называемые автором психическими функциями. Основные функции - это способности человека с особым умением разбираться в определенных аспектах мира. Мы эти функции будем называть элементами информационного метаболизма человека.
К сожалению названия К.Г.Юнга нам тоже не совсем подходят. Поэтому то, что он условно называл мышлением, мы условно назовем логикой, то, что он называл эмоциями, - этикой. Не беремся утверждать, что наши названия идеальны и что в будущем не удастся подобрать ничего подходящего, но они более точны, чем юнговские. Например, когда К.Г.Юнг противопоставляет мыслительные типы эмоциональным, создается впечатление, что первые "мыслят", а вторые "живут эмоциями". На самом деле же они все мыслят, только мыслят о другом: первые об объективном, вторые о субъективном в окружающем их мире. Поэтому, если мы про этих последних говорим: "у этих людей преобладает этическое мышление", это не прозвучит такой несуразицей, как если бы мы сказали "у этих людей преобладает эмоциональное мышление". У людей с "этическим" мышлением - склонность оценивать и судить окружающее с точки зрения этичности- неэтичности отношений и поступков. Людей с "логическим" мышлением в основном интересует логичность - алогичность отношений и поступков. Итак, с одной стороны, мы остались при принципе К.Г.Юнга строить названия, опираясь на наиболее развитые стороны психики человека, а с другой стороны, эти названия немного изменили. Поэтому вместо юнговских:
мышление, эмоции, сенсорика, интуиция
появились:
логика, этика, сенсорика, интуиция.
Вторая поправка, которую нам пришлось внести, - сдвоение названий. И сам Юнг утверждал, и мы в своей практике убедились, что характер человека определяется не одной, а двумя "функциями". Когда, например, говорим "логический тип", то не знаем, который логический: тот, что с сенсорикой, или тот, что с интуицией. Они очень сильно отличаются. Тот, что с сенсорикой, - практичный, деятельный человек. Второй более стратег, чем тактик, склонен к теориям, философствованию, строительству того, что называют воздушными замками. Они отличаются во всей повседневности, во всех мелочах. Первый всегда опрятный, знает, что красиво, что нет, всегда собранный. Второй - рассеянный, старается сколько может быть опрятным и сосредоточенным, но это ему далеко не всегда удается.
Юнговские термины экстравертированный-интровертированный мы заменили на ныне распространенные экстраверт-интроверт, хотя считаем, что еще более подходящими были бы термины экстратим-интратим, сделанные по аналогии с кречмеровскими терминами шизотим-циклотим, потому что после работы Айзенка, согласно тестам которого распространилась тенденция каждого общительного человека называть экстравертом, а каждого замкнутого - интровертом, эти термины стали двусмысленными
ЧУВСТВО ЮМОРА И 16 ТИПОВ ИНФОРМАЦИОННОГО
МЕТАБОЛИЗМА (ИМ).
В связи с тем, что различия в типе личности это не что иное как различия в обмене информационного сигнала с окружением, типы личности мы будем называть типами информационного метаболизма. Короче - типами ИМ.
Причем здесь информационный метаболизм?
Оказывается, психика человека окружающий нас мир дифференцирует на определенные составные части или аспекты. И каждый тип личности про одни из этих аспектов получают очень дифференцируемую и очень хорошо осознаваемую информацию, а про другие аспекты воспринимает недифференцируемую, в сжатом виде. Поэтому разные типы личности, побыв в одних и тех же ситуациях, помнят и рассказывают совершенно другое и другими словами. Рассказ сопровождают другой мимикой, акцентируют другие моменты, происшествия. Основной причиной того, почему один человек приятен, нравится, а другой - неприятен, утомляет, является то, какими именно словооборотами он выражает свои мысли, какими мимикой, жестами, интонациями эти слова сопровождает. Когда один человек задевает другого, он это делает не столько своими поступками, сколько тем, как он эти поступки объясняет, которые из своих мотивов выдвигает. Поэтому одному за одно и то же прощается, другому - нет.
Можно напомнить, что термин ИМ мы заняли у классика польской психиатрии Кемпинского. По-видимому, он первый заговорил о том, что в основе психологического дискомфорта человека лежит нарушение его ИМ. Теперь мы знаем, что этим нарушением является ни что иное, как недополучение нужных сигналов, раздражителей от людей с дополняющими психиками и перегрузка ненужными, утомляющими, раздражающими, от людей, контакт с которыми затруднен, потому что из-за своего типа ИМ они свои мысли выражают мало понятными и неприемлемыми способами.
Люди с неподходящим типом ИМ очень часто травмируют какими-либо замечаниями и шутками, которые не дают ни информации, ни успокоения, а лишь раздражают. Любая шутка до нас доходит лишь в том случае, если она как бы невзначай дает ответ на какой-то назревший вопрос и успокаивает. У каждого чувства юмора ограничено, потому что каждый хочет успокоения в чем-то другом. И поэтому часто, когда кто-то обижается на нашу шутку, нам просто кажется, что у этого человека нет чувства юмора. Дело же в том, что он склонен шутить другими словами и совершенно о другом.
Всего есть 16 типов ИМ. Одни из них из окружения лучше отбирают одни сигналы, другие - другие. Что доступно одним, недоступно другим. Одни рассеяны и забывчивы на одно, другие на другое. Как эти типы появились? По-видимому, на долгом пути развития человека, психика отдельной личности специализировалась, обретая при этом некоторую односторонность. Образовались своеобразные пары психических свойств: если одно из них у ребенка развивается интенсивно, рост другого задерживается. Поэтому психическая структура индивида, его характер асимметричны и односторонни. Человек - общественное существо не только потому, что производство является общественным, но и потому, что из-за определенным образом одностороннего развития психики ему необходимо психическое дополнение, которое он получает в своем социальном окружении при общении и сотрудничестве с лицами, имеющими другие психические структуры. Несколько сообща действующих людей действуют более целенаправлено, более решительно и результативно, когда они имеют психическую опору в людях с другим психическим складом. Это один из секретов простой кооперации.
В общении людей и их взаимопонимании важными моментами являются уровень интеллекта и культура, к которой индивиды относятся. Но когда говорим о психическом дополнении и психической совместимости, самое главное - тип ИМ. Он определяется порядком селекции и обработки психикой получаемой информации. Этот порядок определяет многие психические свойства человека: склонности, способности, интересы, целенаправленность и мотивацию поведения, отношения с другими людьми, эстетические и эротические вкусы. Каждому желательно другое поведение близкого человека. Каждому нужна не вообще "ах, любовь", а такие формы симпатии любящего индивида, которые являются приемлемыми и убедительными, удовлетворяют психику.