Методические рекомендации для преподавателей.
В процессе обучения студентов используются различные виды учебных занятий (аудиторных и внеаудиторных): лекции, консультации, практические занятия, интерактивные формы, работа в научных кружках и т. д. На первом занятии по данной учебной дисциплине необходимо ознакомить студентов с порядком ее изучения, раскрыть место и роль дисциплины в системе наук, ее практическое значение, довести до студентов требования кафедры, ответить на вопросы.
Лекция по дисциплине является одной из важнейших форм аудиторной работы. Лекция должна быть организована с учетом необходимости соблюдения следующих требований к содержанию и порядку ее проведения:
- научность и информативность (современный научный уровень), доказательность и аргументированность, наличие достаточного количества ярких, убедительных примеров, фактов, обоснований, документов и научных доказательств;
- нацеленность на активизацию мышления слушателей, постановка вопросов для размышления, четкая структура и логика раскрытия последовательно излагаемых вопросов;
- обязательное разъяснение вновь вводимых терминов и названий, формулирование главных мыслей и положений, подчеркивание выводов, повторение их;
- эмоциональность формы изложения, доступный и ясный язык.
При подготовке к лекционному занятию по дисциплине преподавателю необходимо продумать план его проведения, содержание вступительной, основной и заключительной части лекции, ознакомиться с новинками учебной и методической литературы, публикациями периодической печати по теме лекционного занятия, определить средства материально-технического обеспечения лекционного занятия и порядок их использования в ходе чтения лекции.
В ходе лекционного занятия преподаватель должен назвать тему, учебные вопросы, ознакомить студентов с перечнем основной и дополнительной литературы по теме занятия. Во вступительной части лекции обосновать место и роль изучаемой темы в учебной дисциплине, раскрыть ее практическое значение. Если читаемая лекция не является первой, то необходимо увязать ее тему с предыдущей, не нарушая логики изложения учебного материала. Раскрывая содержание учебных вопросов, следует акцентировать внимание студентов на основных категориях, явлениях и процессах, особенностях их протекания. Целесообразно также обозначать сущность и содержание различных точек зрения и научных подходов к объяснению тех или иных явлений и процессов.
Следует аргументировано обосновать собственную позицию по спорным теоретическим вопросам. Лучшему усвоению материала студентами способствует также иллюстирование приведенных лектором теоретических положений практическими примерами. Лектор также может задавать в процессе изложения лекционного материала вопросы аудитории, и самому давать на них ответ. Это способствует активизации мыслительной деятельности студентов, повышению их внимания и интереса к материалу лекции, ее содержанию. Преподаватель должен руководить работой студентов по конспектированию лекционного материала, подчеркивать необходимость отражения в конспектах основных положений изучаемой темы, особо выделяя категориальный аппарат. В заключительной части лекции необходимо сформулировать общие выводы по теме, раскрывающие содержание всех вопросов, поставленных в лекции.
Реферат является творческой работой, его выполнение не носит обязательного характера. В тоже время его выполнение дает возможность студенту получить дополнительные баллы. Кроме того, в дальнейшем студент может воспользоваться результатами работы при написании курсовой работы по данной дисциплине.
Проведение семинарских и практических занятий. При подготовке к семинарскому занятию по теме прочитанной лекции преподавателю необходимо уточнить план его проведения, продумать формулировки и содержание учебных вопросов, выносимых на обсуждение, ознакомиться с новыми публикациями по теме семинара. В журнале текущего контроля необходимо учитывать посещаемость занятий студентами, оказывать методическую помощь студентам в подготовке докладов и рефератов.
Преподавателю в начале семинарского занятия следует в кратком вступительном слове раскрыть теоретическую и практическую значимость темы семинарского занятия, определить порядок его проведения, время на обсуждение каждого учебного вопроса. По возможности преподаватель должен дать возможность выступить всем желающим, а также предложить выступить тем студентам, которые по тем или иным причинам пропустили лекционное занятие или проявляют пассивность. Также целесообразно в ходе обсуждения учебных вопросов задавать выступающим и аудитории дополнительные и уточняющие вопросы с целью выяснения их позиций по существу обсуждаемых проблем, глубины усвоения материла. Следует поощрять выступления студентов с места в виде кратких дополнений и постановки вопросов выступающим и преподавателю. Для наглядности и закрепления изучаемого материала преподаватель может использовать таблицы, схемы, презентации и т.п.
В заключительной части семинарского занятия следует подвести его итоги: дать объективную оценку выступлений каждого студента и учебной группы в целом, раскрыть положительные стороны и недостатки проведенного семинарского занятия, при необходимости ответить на вопросы студентов, назвать тему и обозначить основные проблемные моменты очередного занятия.
Консультации. Преподаватель в течение семестра проводит групповые и индивидуальные консультации студентов по вопросам, возникающим у них в процессе подготовки к текущей и промежуточной аттестации по учебной дисциплине, рекомендует в помощь учебные и другие материалы, а также справочную литературу.