Лист согласования и утверждения рабочей программы

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС

Дисциплина «ЛОГИКА»

Блок дисциплин: Б1.В5

Направление: 030300.62 Психология

Квалификация: бакалавр

Институт социальных технологий

Форма обучения: очная

Сыктывкар 2011

Министерство образования и науки РФ

Федеральное государственное образовательное бюджетное учреждение

высшего профессионального образования

«Сыктывкарский государственный университет»

Институт гуманитарных наук

Кафедра философии и культурологии

УТВЕРЖДЕНО

На заседании

учебно-методической комиссии

___________________________

«___» ________________2011г.

Протокол №

Председатель УМК

_________/___________________/

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

Дисциплина «ЛОГИКА»

Блок дисциплин: Б1.В5

Направление: 030300.62 Психология

Квалификация: бакалавр

Институт социальных технологий

Форма обучения: очная

Семестр: 1

Общая трудоёмкость дисциплины: 2 зачётные единицы,72 часа

В том числе:

Аудиторных – 43 часа, из них:

Лекций – 20 часов;

Практических – 20 часов;

Контроль самостоятельной работы – 3 часа;

Самостоятельная работа - 29 часов;

Итоговый контроль – зачет

Сыктывкар 2011

ЛИСТ СОГЛАСОВАНИЯ И УТВЕРЖДЕНИЯ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ

Программа составлена на основании ФГОС ВПО и учебного плана направления 030300.62 Психология

Автор

Доцент, к.ф.н.____________________________О.Л.Максимова

Рецензент:

Доцент, к.ф.н.____________________________

Рабочая программа рассмотрена и одобрена

На заседании кафедры философии и культурологии

Протокол заседания № __ от «__» _________2011 г.

Заведующий кафедрой

Доцент, к.ф.н. ________________________Ю.Г.Козырев

Согласовано:

Председатель УМК __________________________________

__________________________/ /

Декан-эксперт блока ГСЭ

__________________________/ /

Пояснительная записка

Формальная логика – это наука о правильном мышлении, ее изучение способствует повышению логической культуры и расширению мыслительных возможностей человека, что и является целью преподавания дисциплины «Логика».

Логическая культура предполагает точность мыслей и правильное их изложение, по верному замечанию Л.Н.Толстого, «неясность слова есть неизменный признак неясности мысли». Логичность мышления необходима каждому человеку в любой сфере деятельности, в особенности, юристам, политологам, психологам и социальным работникам, чья профессиональная деятельность непосредственно связана с умением оперировать четкими понятиями, давать ясные определения и точно формулировать проблемы, анализировать свои и чужие рассуждения, кроме того, связана с умением убеждать и обосновывать свои высказывания, а также правильно и корректно вести диалог.

С учетом выше изложенного главной задачей курса «Логика» является не столько знакомство учащихся с основами науки логики, сколько стремление привить им логическую культуру и указать путь логически правильного мышления, а также умение применять законы и правила логики, как в учебном процессе, так и в дальнейшей профессиональной деятельности.

Программа курса составлена в соответствии с целью и задачами. Подбор материала осуществлен с учетом целесообразности изучения теории в сочетании с практическими навыками, что позволяет предотвратить механическое заучивание студентами основных положений науки логики. Изложение материала курса строится по темам, содержание которых раскрывается в учебной программе. По каждой теме представлены требования к знаниям и умениям студентов, указаны темы практических занятий и даны методические рекомендации. Кроме того, по каждой теме учебная литература разделена на базовую, основную и дополнительную. Практические занятия проводятся в форме семинаров, что позволяет привить студентам практические навыки самостоятельной работы с научной литературой, получить опыт публичных выступлений.

Для усвоения теоретического материала и выработке практических навыков используются разные формы работы студентов как аудиторной, так и внеаудиторной: каждая тема включает блок самостоятельной работы, направленной на овладение, закрепление и систематизации знаний, а также формирование умений. Выполнение заданий самостоятельной работы способствует подготовке к практическим занятиям. Для выработки практических умений и навыков используются упражнения учебного пособия: Кириллов В. И., Орлов Г.А., Фокина Н.И. Упражнения по логике. М.: ТК Велби, Изд-во Проспект занятий, 2006. Кроме того, упражнения, разработанные преподавателем.

На лекционных и практических занятиях применяются разные методы обучения: повествовательный, проблемный, поисковый, аналитико-дедуктивный, моделирующий, метод тестирования.

Для закрепления знаний составлены тесты, вопросы контрольной работы и контрольные задания с учетом профессиональной направленности. Текущая успеваемость студентов контролируется фронтальными опросами по теоретической части, контрольными опросами на семинарских занятиях, проверочными работами по каждой теме, проверкой домашних заданий. В конце курса проводится аудиторная контрольная работа. Итоговая успеваемость студентов определяется на экзамене: результативная оценка складывается из теоретических ответов студентов и выполнения практических заданий. Практический опыт преподавания дисциплины «Логика» показал, что для более эффективной подготовки к экзамену, экзаменационные вопросы должны отражать не общее название темы, а конкретизировать определения теоретического блока дисциплины. Список экзаменационных вопросов представляет собой разбивку темы на микровопросы, позволяющие студентам лучше усвоить теоретическую базу курса. Этот же принцип используется при составлении экзаменационных билетов, что способствует объективной оценке знаниям и умениям студентов.

Программа составлена с учетом решения профессиональных задач в соответствии с профессиональной деятельностью будущих психологов: в первую очередь, в практической и научно-исследовательской деятельности, кроме того, в педагогической и организационно-управленческой.

В ходе теоретического и практического освоения курса логики студент должен овладеть следующими общекультурными компетенциями:

- владению культурой научного мышления, обобщением, анализом и синтезом фактов и теоретических положений (ОК-3);

- использованию системы категорий и методов, необходимых для решения типовых задач в различных областях профессиональной практики (ОК-4).

В связи с выше изложенным

Студент должен знать:

  • Формы правильного мышления (понятие, суждение, умозаключение), их структуру и виды.
  • Логические операции
  • Основные законы логики
  • Виды дедуктивных умозаключений, их правильные модусы
  • Правила достоверности правдоподобных умозаключений
  • Виды индуктивных умозаключений
  • Логическое строение доказательства и опровержения
  • Основные этапы построения гипотез
  • Тактические приемы рационального спора

Студент должен уметь:

  • Применять теоретические знания (логические законы, приемы, операции) на практике
  • Правильно формулировать свои мысли в процессе рассуждения
  • Определять истинность и ложность суждений
  • Строить доказательства и опровержения
  • Использовать индуктивные методы
  • Применять методы научной индукции
  • Выстраивать гипотезы

Календарно-тематический план

Общая трудоёмкость дисциплины: 2 зачётные единицы,72 часа

лист согласования и утверждения рабочей программы - student2.ru

Содержание учебной дисциплины

Наши рекомендации