Раздел 2. Логическая теория высказываний Тема 2.1. Виды высказываний
Заочное отделение
Логика
Методические указания
по изучению учебной дисциплины,
подготовке к итоговой контрольной работе
для учащихся заочной формы обучения 3 курса
специальность 2-24 01 02
«Правоведение»
Полоцк
2010
Автор: Ганебная О. В., преподаватель социально-гуманитарных дисциплин
УО «Полоцкий государственный аграрно-экономический колледж»
Разработано на основе типовой учебной программы
дисциплины «Логика», утверждённой Министерством образования
Республики Беларусь 03. 10. 2006 г.
Обсуждено и одобрено на заседании цикловой комиссии
социально- гуманитарных дисциплин
УО «Полоцкий государственный аграрно-экономический колледж»
Протокол № от 2009 г.
Председатель_________ А. И. Левина
Содержание
1. Пояснительная записка………………………………………4
2. Примерный тематический план……………………………..5
3. Типовая учебная программа………………...……………6-10
4. Вопросы для итоговой контрольной работы…………...10-11
5. Литература…………………………………………………....11
Пояснительная записка
Логика – это наука о законах и операциях правильного мышления. Трудно найти более многогранное и сложное явление, чем человеческое мышление. Оно изучается многими науками, и логика – одна из них. Всякое движение мысли, постигающей истину, добро и красоту, опирается на логические законы. Мы можем не осознавать их, но вынуждены всегда следовать им.
Логика - одна из самых старых наук. Её богатая событиями история началась ещё в Древней Греции и насчитывает две с половиной тысячи лет.
Говорить о логике легко, и одновременно сложно. Это относится и к усвоению логики, особенно если человек сталкивается с этой наукой впервые. Легко потому, что её законы лежат в основе нашего мышления. Интуитивно они известны каждому. Всякое движение мысли опирается на эти законы и без них не возможно. В этом смысле логика общеизвестна.
Логическая теория своеобразна. Она высказывает об обычном – о человеческом мышлении – то, что кажется на первый взгляд необычным и без необходимости усложнённым. К тому же основное её содержание формулируется на особом, созданном специально для своих целей искусственном языке. Отсюда сложность первого знакомства с логикой: на привычное и устоявшееся надо взглянуть новыми глазами и увидеть глубину за тем, что представлялось само собой разумеющимся.
В результате изучения предмета учащиеся должны знать:
– основные теоретические положения логики как науки;
– основные категории и понятия данного предмета;
– роль логики в жизни человека и общества.
должны уметь характеризовать:
– сущность основных логических законов;
– основные понятия логики;
– основные категории логики.
должны уметь анализировать:
– отношения основных логических категорий;
– роль логики в жизнедеятельности человека;
– роль логических ошибок в жизни человека.
Основным методом изучения является самостоятельная работа.
Тематический план изучения дисциплины
«Логика»
№ п/п | Наименование раздела, темы (модуля, блока) | По учебному плану, час | |||
Всего | из них: | ||||
теорети- ческих | практи- ческих | самост. изуч. | |||
Раздел I. Логическая теория имён. | |||||
1. | Введение. Общая характеристика имени. Логичес- | ||||
кие операции с объёмом и содержанием имени. | |||||
Отношения между именами. Виды имени. | |||||
2. | Практическое занятие № 1: "Определение видов | ||||
имён по объёму". | |||||
Раздел II. Логическая теория высказываний. | |||||
Виды высказываний. Законы логики высказываний | |||||
Отношения между логическими формами высказы- | |||||
ваний. | |||||
Раздел III. Логическая теория вывода. | |||||
Виды и структура вывода. Распределённость тер- | |||||
минов в высказываниях. | |||||
Недедуктивные (правдоподобные) выводы. | |||||
Раздел IV. Логические основы эристики как искус- | |||||
ства ведения спора. | |||||
Общая характеристика спора. Способы рациональ- | |||||
ного обоснования в споре. | |||||
3. | Приёмы и аргументы в споре. | ||||
Итоговая контрольная работа. | |||||
Итого: |
Типовая учебная программа
Содержание темы
Введение. Предмет и задачи дисциплины. Интуитивная логика и логика как наука. Место логики в системе научных знаний. Исторические этапы развития логических знаний. Структура логического знания и сферы его применения. Понятие логической формы (структуры) мысли. Правильность и истинность мысли. Содержательные и формальные ошибки в мышлении.
Цель изучения темы
Сформировать представление о целях и задачах курса, месте логики в системе современного образования, значении логической культуры в социальной практике и профессиональной деятельности юриста. Ознакомить с основами категориального аппарата дисциплины.
Результат
Высказывает суждение о целях и задачах дисциплины, специфике познавательного статуса логики и ее роли в системе подготовки специалистов юридического профиля. Называет базовые логические термины.
Содержание темы
Раздел 1. Логическая теория имен Тема 1.1. Общая характеристика имени. Виды имен
Имя как знак естественного языка. Объем и содержание имени. Единичные, общие и пустые имена. Собирательные и несобирательные, конкретные и абстрактные, положительные и отрицательные, четкие и нечеткие имена.
Цель изучения темы
Дать представление о познавательном статусе и логических функциях имени в естественном языке.
Результат
Распознает имена и их виды, устанавливает взаимосвязь между видом имени и его ролью в различных познаватель-ных практиках (наука, социальная коммуникация).
Содержание темы
Тема 1.2. Отношения между именами.
Сравнимые и несравнимые имена/Виды совместимости (равнообъемность, пересечение, подчинение) и несовместимости (противоречие, противоположность, соподчинение). Круговые схемы Эйлера как средство изображения и анализа отношений между именами.
Цель изучения темы
Дать понятие о системе логических отношений между объемами имен.
Результат
Раскрывает логические отношения, их виды при помощи графических схем.
Содержание темы
Тема 1.3. Логические операции с именами
Обобщение и ограничение. Пределы ограничения и обобщения имен. Деление и его структура. Виды деления: дихотомия, классификация, типология. Аналитическое деление. Периодизация. Правила деления. Определение (дефиниция) имени и его структура. Виды определений. Правила определения и возможные ошибки при их нарушении. Операции, сходные с определением: описание, характеристика, демонстрация, иллюстрация и т. д.
Цель изучения темы
Сформировать знания о логических аспектах практического применения основных операций с именами.
Результат
Раскрывает значимость различных логических операций с объёмом и содержанием имен, специфику познавательных задач деления и определения, формулирует их роль в профессиональной практике юриста.
Содержание темы
Практическое занятие № 1
Определение видов имен по объему (общие, единичные и пустые (нулевые)) и содержанию (четкие/нечеткие, собирательные/несобирательные и др.).
Использование круговых схем для опенки соотношения объемов имен. Выявление различий между родовидовыми отношениями и отношениями типа «часть-целое».
Проверка правильности логических операции (деление и определение имени)
Цель изучения темы
Научить характеризовать имя по объему и содержанию: графически отображать отношения имен; применять алгоритмы раскрытия объема (деление) и содержания (определение и сходные с ним приемы) имени.
Результат
Квалифицирует имена по объему и содержанию.
Устанавливает отношения между объемами имен.
Характеризует познавательные возможности логических операций с именами. Проверяет правильность деления и определения имен в специальных текстах.
Содержание темы
Раздел 2. Логическая теория высказываний Тема 2.1. Виды высказываний
Понятие высказывания. Простые и сложные высказывания. Логическое значение высказывания. Алфавит логики высказываний. Виды сложных высказываний и условия их истинности.
Цель изучения темы
Сформировать знания о категориальном и символическом аппарате логики высказываний.
Результат
Раскрывает логический статус высказывания и познавательные возможности формализацииестественного языка средствами логики высказываний.
Содержание темы