Раздел 2. Логическая теория высказываний Тема 2.1. Виды высказываний

Заочное отделение

Логика

Методические указания

по изучению учебной дисциплины,

подготовке к итоговой контрольной работе

для учащихся заочной формы обучения 3 курса

специальность 2-24 01 02

«Правоведение»

Полоцк

2010

Автор: Ганебная О. В., преподаватель социально-гуманитарных дисциплин

УО «Полоцкий государственный аграрно-экономический колледж»

Разработано на основе типовой учебной программы

дисциплины «Логика», утверждённой Министерством образования

Республики Беларусь 03. 10. 2006 г.

Обсуждено и одобрено на заседании цикловой комиссии

социально- гуманитарных дисциплин

УО «Полоцкий государственный аграрно-экономический колледж»

Протокол № от 2009 г.

Председатель_________ А. И. Левина

Содержание

1. Пояснительная записка………………………………………4

2. Примерный тематический план……………………………..5

3. Типовая учебная программа………………...……………6-10

4. Вопросы для итоговой контрольной работы…………...10-11

5. Литература…………………………………………………....11

Пояснительная записка

Логика – это наука о законах и операциях правильного мышления. Трудно найти более многогранное и сложное явление, чем человеческое мышление. Оно изучается многими науками, и логика – одна из них. Всякое движение мысли, постигающей истину, добро и красоту, опирается на логические законы. Мы можем не осознавать их, но вынуждены всегда следовать им.

Логика - одна из самых старых наук. Её богатая событиями история началась ещё в Древней Греции и насчитывает две с половиной тысячи лет.

Говорить о логике легко, и одновременно сложно. Это относится и к усвоению логики, особенно если человек сталкивается с этой наукой впервые. Легко потому, что её законы лежат в основе нашего мышления. Интуитивно они известны каждому. Всякое движение мысли опирается на эти законы и без них не возможно. В этом смысле логика общеизвестна.

Логическая теория своеобразна. Она высказывает об обычном – о человеческом мышлении – то, что кажется на первый взгляд необычным и без необходимости усложнённым. К тому же основное её содержание формулируется на особом, созданном специально для своих целей искусственном языке. Отсюда сложность первого знакомства с логикой: на привычное и устоявшееся надо взглянуть новыми глазами и увидеть глубину за тем, что представлялось само собой разумеющимся.

В результате изучения предмета учащиеся должны знать:

– основные теоретические положения логики как науки;

– основные категории и понятия данного предмета;

– роль логики в жизни человека и общества.

должны уметь характеризовать:

– сущность основных логических законов;

– основные понятия логики;

– основные категории логики.

должны уметь анализировать:

– отношения основных логических категорий;

– роль логики в жизнедеятельности человека;

– роль логических ошибок в жизни человека.

Основным методом изучения является самостоятельная работа.

Тематический план изучения дисциплины

«Логика»

№ п/п Наименование раздела, темы (модуля, блока) По учебному плану, час  
    Всего из них:    
      теорети- ческих практи- ческих самост. изуч.
  Раздел I. Логическая теория имён.      
           
1. Введение. Общая характеристика имени. Логичес-      
  кие операции с объёмом и содержанием имени.        
  Отношения между именами. Виды имени.        
           
2. Практическое занятие № 1: "Определение видов      
  имён по объёму".        
           
  Раздел II. Логическая теория высказываний.      
           
  Виды высказываний. Законы логики высказываний      
           
  Отношения между логическими формами высказы-      
  ваний.        
           
  Раздел III. Логическая теория вывода.      
           
  Виды и структура вывода. Распределённость тер-      
  минов в высказываниях.        
           
  Недедуктивные (правдоподобные) выводы.      
           
  Раздел IV. Логические основы эристики как искус-      
  ства ведения спора.        
           
  Общая характеристика спора. Способы рациональ-      
  ного обоснования в споре.        
           
3. Приёмы и аргументы в споре.      
           
  Итоговая контрольная работа.    
  Итого:

Типовая учебная программа

Содержание темы

Введение. Предмет и задачи дисциплины. Интуитивная логика и логика как наука. Место логики в системе научных знаний. Исторические этапы развития логических зна­ний. Структура логического знания и сферы его приме­нения. Понятие логической формы (структуры) мысли. Правильность и истинность мысли. Содержательные и формальные ошибки в мышлении.

Раздел 2. Логическая теория высказываний Тема 2.1. Виды высказываний - student2.ru Раздел 2. Логическая теория высказываний Тема 2.1. Виды высказываний - student2.ru Цель изучения темы

Сформировать представле­ние о целях и задачах курса, месте логики в системе со­временного образования, зна­чении логической культуры в социальной практике и про­фессиональной деятельности юриста. Ознакомить с основа­ми категориального аппарата дисциплины.

Результат

Высказывает суждение о це­лях и задачах дисциплины, спе­цифике познавательного ста­туса логики и ее роли в сис­теме подготовки специали­стов юридического профиля. Называет базовые логические термины.

Содержание темы

Раздел 1. Логическая теория имен Тема 1.1. Общая характеристика имени. Виды имен

Имя как знак естественного языка. Объем и содер­жание имени. Единичные, общие и пустые имена. Со­бирательные и несобирательные, конкретные и абст­рактные, положительные и отрицательные, четкие и нечеткие имена.

Раздел 2. Логическая теория высказываний Тема 2.1. Виды высказываний - student2.ru Раздел 2. Логическая теория высказываний Тема 2.1. Виды высказываний - student2.ru Цель изучения темы

Раздел 2. Логическая теория высказываний Тема 2.1. Виды высказываний - student2.ru Дать представление о по­знавательном статусе и логи­ческих функциях имени в ес­тественном языке.

Результат

Распознает имена и их ви­ды, устанавливает взаимосвязь между видом имени и его ролью в различных познаватель­­-ных практиках (наука, социальная коммуникация).

Содержание темы

Тема 1.2. Отношения между именами.

Сравнимые и несравнимые имена/Виды совмести­мости (равнообъемность, пересечение, подчинение) и несовместимости (противоречие, противоположность, соподчинение). Круговые схемы Эйлера как средство изображения и анализа отношений между именами.

Раздел 2. Логическая теория высказываний Тема 2.1. Виды высказываний - student2.ru Раздел 2. Логическая теория высказываний Тема 2.1. Виды высказываний - student2.ru Цель изучения темы
Дать понятие о системе ло­гических отношений между объемами имен.

Результат

Раскрывает логические от­ношения, их виды при помо­щи графических схем.

Содержание темы

Тема 1.3. Логические операции с именами

Обобщение и ограничение. Пределы ограничения и обобщения имен. Деление и его структура. Виды деления: дихотомия, классификация, типология. Аналитическое деление. Периодизация. Правила деления. Определение (дефиниция) имени и его структура. Виды определений. Правила определения и возможные ошибки при их нарушении. Операции, сходные с опре­делением: описание, характеристика, демонстрация, иллюстрация и т. д.

Цель изучения темы

Раздел 2. Логическая теория высказываний Тема 2.1. Виды высказываний - student2.ru Сформировать знания о ло­гических аспектах практического применения основных операций с именами.

Результат

Раскрывает значимость раз­личных логических операций с объёмом и содержанием имен, специфику познавательных за­дач деления и определения, формулирует их роль в профес­сиональной практике юриста.

Содержание темы

Практическое занятие № 1

Определение видов имен по объему (общие, единич­ные и пустые (нулевые)) и содержанию (четкие/не­четкие, собирательные/несобирательные и др.).

Использование круговых схем для опенки соотноше­ния объемов имен. Выявление различий между родови­довыми отношениями и отношениями типа «часть-целое».

Проверка правильности логических операции (деле­ние и определение имени)

Цель изучения темы

Научить характеризовать имя по объему и содержанию: гра­фически отображать отноше­ния имен; применять алго­ритмы раскрытия объема (де­ление) и содержания (опреде­ление и сходные с ним прие­мы) имени.

Результат

Квалифицирует имена по объему и содержанию.

Устанавливает отношения между объемами имен.

Характеризует познаватель­ные возможности логических операций с именами. Прове­ряет правильность деления и определения имен в специ­альных текстах.

Содержание темы

Раздел 2. Логическая теория высказываний Тема 2.1. Виды высказываний

Понятие высказывания. Простые и сложные выска­зывания. Логическое значение высказывания. Алфавит логики высказываний. Виды сложных высказываний и условия их истинности.

Цель изучения темы

Сформировать знания о ка­тегориальном и символиче­ском аппарате логики выска­зываний.

Результат

Раскрывает логический ста­тус высказывания и познава­тельные возможности формали­зацииестественного языка сред­ствами логики высказываний.

Содержание темы

Наши рекомендации