Мышление — опосредствованное и обобщённое познание
Действительности
Процесс познания начинается с ощущений, возникающих в результат непосредственного воздействия процессов объективного мира на органы чувств. Процессы несут в себе, кроме своих признаков, связи между элементами и некие функции-смыслы.
Давайте вместе разберёмся с тем, как мы общаемся друг с другом с помощью слов в рамках системного (признак-связи-смысл) подхода, т.е. как мы ощущаем речь другого человека, так как это чрезвычайно важно для каждого из нас.
Прежде чем перейти к разбору произнесения слова, осмысленной речи, составленной из слов, надо сначала выяснить: как человек ощущает звук? Для человека звук есть тогда, когда есть перепад давления[23] воздуха на барабанной перепонке за 1/15 секунды. Давление воздуха в случае ощущения звука – это удары молекул воздуха в барабанную перепонку. Величина давления зависит от числа молекул, ударяющихся в единицу площади барабанной перепонки, и скорости их движения. Человек начинает слышать звук, когда есть перепад давления в 0,001 Па (Децибел) при нормальном атмосферном давлении за 1/15 секунды. И прекращает его слышать, когда давление достигает величины в 10 Па (Децибел) при нормальном атмосферном давлении либо время его восприятия меньше, чем 0,00005 секунды[24], что обусловлено механической прочностью мембраны[25], её инерционностью и формой[26]. При этом при возрастании давлении звука, время его восприятия растёт. Для человека есть оптимальный диапазон давления (тональности) и периода восприятия (темп) звуков речи, когда он не ощущает никакого дискомфорта – это средний тембр голоса (не громко и не тихо) при произнесении не более 8 фонем[27] в секунду. Здесь необходимо обратить внимание на то, что любой звук и его звучание – это две большие разницы. Когда мы произносим, например, звук “А”, то его звучание – это повторённый как минимум 15 раз подряд звук “А”[28]. Такое многократное повторение звука при его звучании в живой речи необходимо для его гарантированного ощущения другим человеком.
Из вышеизложенного становится понятным, что произносимый звук имеет 3 признака: фонему, число повторений фонемы, тональность. Для ощущения звука, идущего от другого человека для нас важен один признак – это фонема, две другие характеристики дают её эмоциональную окраску и вносят свой существенный вклад в общение. Почему нас сейчас больше всего интересует фонема? Произнесённых несколько подряд любых звуков можно представить себе в виде гистограммы – вертикальных прямоугольных столбиков плотно прилегающих друг к другу с основаниями, лежащими на одной горизонтальной прямой, идущими слева-направо от начала отсчёта признака (в нашем случае это время) с выбранным для него масштабом (10-3 сек) и с высотами, идущими перпендикулярно вертикальной оси начало отсчёта которой совпадает с началом отсчёта времени, единицей отсчёта является единица давления воздуха на барабанную перепонку человека (1 Децибел). Задав таким образом систему координат для произносимых звуков, мы можем не только каждый из них описать набором из трёх признаков, но и однозначно указать связь между ними:
1. длина временного интервала фонемы, умноженная на число её повторений, даёт нам ширину основания столбика соответствующего звука;
2. высотой столбика является давление на барабанную перепонку;
3. связь между элементами-звуками задаётся следованием столбиков произносимых звуков по временной оси в порядке их звучания.
Таким образом строго описанная последовательность звуков предстает перед нами в виде однозначно мыслимой гистограммы. Легко понять, что эта гистограмма – модель отображения звуков на барабанной перепонке человека. Далее она подобным же образом отображается в гистограмму длительности и силы тока, идущей по нервной системе в мозг человека, в мозге же вторичная гистограмм отображается в виде изменения пространственной конфигурации в разной степени возбуждённых участков коры головного мозга. Это механизм отображения чужой речи в виде ощущения.
А как обстоят дела с ощущением символов звуков в виде букв, мы ведь их не слышим, а видим? Предлагаем попробовать разобраться в механизме отображения символа-знака звука в виде буквы в психику человека самостоятельно. Для облегчения задачи отметим, что в случае отсутствия эмоциональной окраски читаемого текста и давления воздуха на барабанные перепонки, гистограмма вырождается в последовательность отрезков фонем соответствующих буквам звуков, лежащей на оси времени так как высота вырождается в нуль, а число повторений фонем одно и то же, поэтому на них можно сократить ширину оснований прямоугольников гистограммы. Такой вид последовательно расположенных друг за другом отрезков времени различной длины неудобен для восприятия. Его можно преобразовать в гистограмму, у которой основания всех прямоугольников, лежащих на горизонтальной оси одинаковы и равны единице, а высоты равны длительности периодов звуков на спектре периодов звуков. При этом порядок следования звуков во времени можно заменить порядком следования чисел натурального ряда, сопоставляя каждому последующему промежутку времени звучания фонемы натуральное число большее на единицу или число равное расстоянию до данной фонемы от начала координат гистограммы. Если же каждой из 33 букв азбуки сопоставить цифру от 1 до 33[29], то любую последовательность букв можно задать набором пар чисел: порядковый номер буквы при чтении и её порядковый номер в азбуке – простейшее кодирование (перевод чего-либо в упорядоченный набор чисел с возможностью однозначного воспроизведения или указания на это что-либо). Заметим также, что для глухих от рождения людей образов звуков не существует, они ощущают лишь последовательность символов-знаков без возможности «услышать свою внутреннюю речь». Для них символ может иметь внутреннее представление в виде интервала времени для его написания с последовательностью углов наклона и нажима на ручку, например. Но даже не слыша эти слова, они верно понимают написанное. Почему?
Ощущение — это отображение в наше сознание отдельного признака, связей между ним и нашей психикой для любого процесса в реальности. Ощущение невозможно без такого действия как сравнение, которое автоматически проводится «вшитыми» в наши органы чувств средствами сравнения (или усиленными их «протезами» - приборами в технологической цивилизации):
– относительным изменением длины колбочек и палочек при воздействии фотонов света для зрения;
– число и амплитуда колебаний барабанной перепонки для звука;
– число и относительное изменение длины рецепторов для сладкого и горького, солёного и пресного вкуса, кислого и острого для химического состава смесей попадающих на язык;
– число и относительное изменение длины терморецепторов для ощущения горячего и холодного (выше и ниже 36,60С) и так далее для ещё порядка 26 признаков[30], о которых в силу непонятных для многих причин не принятого говорить[31]. Из этого ряда чувств необходимо выделить в особую группу чувство меры, совести и стыда.
Кроме ощущения реальности у нас развита способность восприятия процессов в ней.
Восприятие – это целостное[32] отображение в психику всего набора доступного человеку отношений и связей процесса с окружающей средой и своими составными частями.
Применительно к рассматриваемому нами выше примеру распознавания последовательности звуков и букв можно сказать, что по мере выработки навыков распознавания звуков речи родителей у растущего малыша или навыков распознавания букв при чтении у первоклашки они, в итоге, начинают воспринимать слово не как набор звуков, букв или слогов, а целиком, как «единый квант» информации, как единый образ процесса в общем случае.
Ощущения и восприятия являются наглядными непосредственными образами-отображениями единичных процессов в нашу психику. Чтобы познать законы, по которым совершается преображение[33] данных ему в непосредственном ощущении и восприятии конкретные вещи, связи и смыслы, человек должен уметь сравнивать их в своей психике с теми, что у него уже есть в памяти[34] и теми, что он способен сам вообразить с соблюдением уже известных ему закономерностей бытия человечества всех шести групп[35]. Для чего он у конкретного отображения отсекает несущественные, выделяет важные и существенные отношения и связи исследуемых процессов с точки зрения поставленных человеком целей, то есть создаёт модель процесса под конкретную цель. Эта деятельность нашей психики является новой ступенью в развитии познания и называется мышлением, поскольку она производится не над отображениями (ощущениями и восприятиями), а над их моделями-системами, которые претендуют на описание процесса во всех мыслимых его взаимодействиях с окружающей средой и своими элементами во время реализации заложенного в неё смысла-идеи.
Познакомимся с теми отличительными признаками, которые характеризуют мышление. Когда человек смотрит на поднимающийся из трубы дым, с помощью зрения, он воспринимает многие черты этого явления: цвет и движение частиц дыма, направление и ширину дымовой струи, высоту, которой она достигает, и т. д. Заметив дым, человек делает вывод: «значит, в печи разведён огонь». Что же позволило человеку прийти к выводу, который высказан им в словах: «значит, в печи разведён огонь»? То, что человек осознал причинную связь между дымом и огнём. Знание об огне, разведённом в печи, человек получил косвенным путём, посредством других фактов, т. е. опосредствованно.
Но недостаточно установить один раз наличие причинной связи между двумя или несколькими признаками-процессами, чтобы вскрыть то общее, что характерно для данных признаков изучаемого процесса во всех ситуациях. Для этого надо осознать, что данная связь между двумя процессами имеет общий характер[36], что в основе её лежат общие свойства и закономерности[37] самих процессов объективного мира.
Мысль отображает общие свойства процессов, присущие не только одному непосредственно ощущаемому или воспринимаемому процессу, но и группе сходных процессов, которые можно представить в виде одной и той же системы-модели, элементы которой находятся в отношениях и связях с друг другом и окружающей средой не выводящих её за функциональные свойства системы. Так ещё, например, такое общее свойство всех листьев, как зелёный цвет, мы можем выразить в мысли: «все листья зелены»[38]. В ощущении же отображается цвет только тех листьев, которые непосредственно воздействуют на наш орган зрения.
Итак, мышление есть опосредствованное системой-моделью и обобщённое по всем процессам, которые могут быть описаны данной системой, познание действительности.
Мышление не представляет собой какой-то простой суммы ощущений и восприятий. Мышление есть качественно новая форма познания, более совершенная по сравнению с чувственным познанием. Более совершенная не только потому, что объектом мышления могут быть отдалённые процессы, недоступные в данный момент для чувственного познания, но главным образом потому, что мышление даёт возможность проникнуть в сущность процессов с помощью их моделей, а значит, глубже, полнее отражать действительность. Для того чтобы познать общие свойства, отношения процессов объективной реальности, человек применяет различные логические приёмы.
Такими основными приёмами мышления в воображении человека являются сравнение, анализ, абстрагирование, обобщение и синтез.
Сравнение
Познание процессов начинается с того, что мы их чувственно воспринимаем, сравниваем друг с другом (см. сноску 15 на 5 стр.). В процессе сравнения устанавливается отличие данного процесса от других и сходство с качественно подобными ему процессами. Сравнением мы пользуемся не только в тех случаях, когда непосредственно воспринимаем какие-либо предметы. Нередко мы сравниваем предметы и явления через посредство других предметов и явлений. Так, например, сравнение состава Земли и Солнца мы производим посредством линий спектра солнечного луча; температуры воздуха вчерашнего и сегодняшнего дня мы сравниваем посредством показаний термометра.
Сравнение — это такой логический приём, с помощью которого устанавливается сходство и различие качественно однородных процессов объективного мира; следование одних признаков при наличии других[39]. Но для того чтобы в результате сравнения получить верные выводы, надо знать правила всякого сравнения.
Во-первых, можно сравнивать только такие процессы, которые в действительности имеют хоть какие-то количественные и порядковые, то есть качественные связи друг с другом. Бесполезной тратой времени будет, например, сравнение «лошади» и «поэзии», «ума» и «яблока» и т. д. Сравнивать можно только соответствующие материальные, информационные, мерные отношения и связи у различных процессов. «Лошадь» с «яблоком» можно сравнить, например, по: весу, объёму, цвету, количеству хромосом, клеточному строению, относительной величине защитного слоя[40], механизмам терморегуляции, месту в трофических цепях и т.д. и т.п. насколько хватит фантазии. Сравнивать «поэзию» и «ум» нельзя. Можно говорить, что данные стихи – это плод большого ума, умные стихи или о стихах об уме. Это так, потому что «поэзия» относится к информационной составляющей бытия, то есть той его качественной стороне, которая способна отображать в нашу психику образы явлений и их смыслы данные в стихах. «Ум» же относится к мерной составляющей бытия – той его качественной стороне, которая даёт нам понятие о связи смыслов явлений, данных в стихах, самих с собой или, например, со смыслами-предназначениями других явлений, качественно отличных от тех, что описаны в стихах.
Во-вторых, правильность любого сравнения определяется тем, что является основой сравнения. Так, сравнение работы двух тракторных бригад можно провести по такому количественному показателю: какая бригада, например, больше подняла зяби. Но этого недостаточно. Может получиться так, что первая бригада подняла зяби больше, чем вторая бригада, но в первой бригаде вспашка зяби произведена на недостаточную глубину. Значит, для того чтобы сравнение действительно выявило лучшую бригаду, надо один количественный показатель – площадь дополнить другим количественным показателем – оптимальная глубина[41]. При этом возможна ситуация, когда для различных полей глубина оптимальной вспашки может быть различна. Чем глубже вспашка, тем больше тратиться времени и топлива на подъём одной и той же площади качественно отличной зяби. Выбор показателя сравнения имеет очень важное значение в любом сравнении: если качество зяби одинаково, то надо просто сравнивают площадь при заданной глубине вспашки[42]; если же качество зяби различно, то также сравнивают площади поднятой зяби на различных оптимальных глубинах вспашки, но уже с коэффициентом перерасчёта для лёгких и тяжёлых почв[43].
Итак, основание сравнения (площадь) зависит как от признаков процесса (площадь, глубина), так и от связей между ними (песчаная, суглинистая почва), которые, в свою очередь, зависят от цели сравнения. В случае с бригадами трактористов, цель сравнения – это выявить наилучшую бригаду при их работе на любых почвах.
Как правильно находится связь между признаками?
В-третьих, объективная связь между двумя различными признаками – это результат сравнения двух и более процессов по признаку, взятому в одной и той же связи с другим признаком. То есть сравнение позволяет определить наличие связи (есть она или нет?) между двумя признаками различных процессов или одного и того же процесса: следует ли наличие или отсутствие данного признака при наличии или отсутствии другого признака? Например, причину образования пара (признак – агрегатное состояния воды в виде газа) люди узнали в результате сравнения нескольких явлений взятых в одной и той же связи с другим признаком – нагреванием воды. Человек много раз наблюдал, что вода в каком-либо сосуде, под которым разведён огонь, начинает кипеть и образуется пар. Сравнивая в одной и той же связи разные случаи[44] образования пара, человек пришёл к практически важному правильному выводу: причина образования пара — нагревание воды. В ранее рассмотренном случае с трактористами, когда величина площади поднятой зяби, зависит от оптимальной глубины вспашки, которая в свою очередь зависит от состава почвы, мы имеем последовательность из двух таких связей.
В-четвёртых, всякое сравнение процессов проводится не по первым попавшимся признакам, а по таким признакам, которые имеют важное, существенное значение для целей исследователя. Так, например, марксисты считают, что главным признаком, лежащим в основе эксплуатации человека человеком, то есть его несвободы, является частная собственность на средства производства продуктов труда. Реальная же история СССР доказала, что общественная собственность на средства производства не стала препятствием для того, чтобы она перешла после смерти И.В. Сталина под корпоративное управление нового класса эксплуататоров – скурвившейся партийной верхушки и её передового отряда – номенклатурщиков, возомнившими себя полновластными хозяевами СССР. Зависимость одного человека от другого основана на иных принципах: «Каждый в меру своих знаний и понимания работает на себя, а в меру непонимания на того, кто знает и понимает больше». Она кроется в неспособности человека решать встающие перед ним проблемы в приемлемом для текущих процессов темпе, которая, в свою очередь, обусловлена целенаправленным[45] подавлением у него возможности появления развитой культуры методологического[46] мышления и добронравного творчества.
Таков первый логический приём — сравнение. Другими логическими приёмами, с помощью которых раскрываются признаки и зависимости элементов системы или модели для явлений, связей и смыслов процессов являются анализ, абстракция, обобщение и синтез.