Организационно-методические указания
Общая характеристика курса.Настоящая программа составлена в соответствии с «Требованиями (Федеральный компонент) к обязательному минимуму содержания и уровню подготовки бакалавра по циклу «Общие математические и естественнонаучные дисциплины» в Федеральных государственных образовательных стандартах третьего поколения. Учебная дисциплина «Логика» является обязательным компонентом в подготовке бакалавров по гуманитарным направлениям.
Формирование логической культуры - важное условие гуманитаризации образования. Логическая культура формируется в процессе познания, самостоятельного творческого мышления, при усвоении специальных методов и приемов доказательного рассуждения. Изучение логики призвано способствовать становлению самосознания, интеллектуальному развитию личности. Овладение логическими знаниями и умелое их использование на практике помогает разбираться в закономерностях и взаимосвязях явлений общественной жизни. Знание логики позволяет деловым людям и специалистам в области экономики и менеджмента, овладевшим совокупностью логических приемов, точно и аргументировано строить свою профессиональную речь, излагать и аргументировано отстаивать собственное видение проблем и способов их разрешения; владеть приемами ведения дискуссии, полемики, диалога, точно определять требования рынка, избегать несогласованности в профессиональных действиях, убедительно, логически опровергать ошибочные доводы оппонентов, правильно составлять бизнес-планы и планы работы, служебные документы, выстраивать экономические версии и т. п.
Преподавание учебной дисциплины «Логика» имеетцелью:
- формирование и развитие основных общекультурных компетенций (напр., способности использовать в познавательной и профессиональной деятельности базовые знания в области гуманитарных наук);
- способность выстраивать и реализовывать перспективные линии интеллектуального, культурного, нравственного, физического и профессионального саморазвития и самосовершенствования;
- способность следовать этическим и правовым нормам;
- толерантность;
- способности к социальной адаптации;
- способности критически переосмысливать свой социальный опыт и т.д.
В результате изучения дисциплины студент должен:
Знать:
- основные формально-логические принципы, признаки понятий, суждений, умозаключений;
- отношения и операции между понятиями;
- основные формы познавательной деятельности человека;
- семантические категории языка, роль искусственных языков в выявлении структур мысли;
- основы классификации предметов мысли, коммуникативную природу суждений, правила доказательства и опровержения;
- суть и значение логических парадоксов;
Уметь:
- различать логическую форму мысли и логический закон;
- правильно формулировать явные определения понятий;
- анализировать понятия по видам;
- выявлять отношения между объемами понятий;
- логически верно делить понятия;
- делать правильные обобщения и ограничения понятий;
- разбираться в различных видах суждения;
- приводить суждения к нормальной форме;
- различать различные виды модальных суждений;
- давать полные ответы;
- пользоваться различными методами;
- различать различные виды умозаключений;
- подбирать правильные аргументы для подтверждения тезиса доказательства;
- осуществлять критику различных аргументов.
- решать логические задачи и упражнения,
- использовать правила и законы логики при принятии управленческих решений в предпринимательской деятельности.
- анализировать и интерпретировать финансовую, бухгалтерскую и иную информацию, содержащуюся в отчетности предприятий различных форм собственности, организаций, ведомств и использовать полученные сведения для принятия управленческих решений);
- анализировать и интерпретировать данные отечественной и зарубежной статистики о социально-экономических процессах и явлениях, выявлять тенденции изменения социально-экономических показателей;
- используя отечественные и зарубежные источники информации, собрать необходимые данные проанализировать их и подготовить информационный обзор и/или аналитический отчет.
Владеть:
- навыком отличия софизма от паралогизма;
- навыком выявления отношений между простыми и сложными суждениями;
- навыком постановки корректных вопросов;
- навыком построения различного типа умозаключений;
- навыком правильного доказательства.
2.Место дисциплины в структуре ООП:
Дисциплина относится к циклу общих гуманитарных, социальных и экономических дисциплин вариативной части и преподается на 1 курсе.
3. Требования к результатам освоения дисциплины:
Процесс изучения дисциплины «Логика» направлен на формирование следующих общекультурных компетенций:
- владение культурой мышления (ОК-1);
- знание законов развития природы, общества, мышления и умение применять эти знания в профессиональной деятельности; умение анализировать и оценивать социально-значимые явления, события, процессы (ОК-4);
- понимание содержания, смысла, основных целей, социальной значимости профессии государственного и муниципального управления, стремление к улучшению этого понимания через использование знаний в своей деятельности (ОК-5);
- способность и готовность к диалогу на основе ценностей гражданского демократического общества (ОК-6);
- способность представлять результаты своей работы для других специалистов, отстаивать свои позиции в профессиональной среде, находить компромиссные и альтернативные решения (ОК-7);
- владение основными способами и средствами информационного взаимодействия, получения, хранения, переработки, интерпретации информации, иметь навыки работы с информационно-коммуникационными технологиями; способностью к восприятию и методическому обобщению информации, постановке цели и выбору путей ее достижения (ОК-8);
- умение логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь; способность к эффективному деловому общению, публичным выступлениям, переговорам, проведению совещаний, деловой переписке, электронным коммуникациям; способность использовать для решения коммуникативных задач современные технические средства и информационные технологии (ОК-9);
- способность и готовность к личностному и профессиональному самосовершенствованию, саморазвитию, саморегулированию, самоорганизации, самоконтролю, к расширению границ своих профессионально-практических познаний; умением использовать методы и средства познания, различные формы и методы обучения и самоконтроля, новые образовательные технологии, для своего интеллектуального развития и повышения культурного уровня (ОК-13);
- уметь критически оценивать информацию, переоценивать накопленный опыт и конструктивно принимать решение на основе обобщения информации; способностью к критическому анализу своих возможностей (ОК-14);
- способностью принимать участие в разработке управленческих решений и нести ответственность за реализацию этих решений в пределах своих должностных обязанностей, уметь оценивать последствия решений (ОК-15);
- владеть навыками самостоятельной, творческой работы; уметь организовать свой труд; способность порождать новые идеи, находить подходы к их реализации (ОК-16);