Под руководством преподавателя
Ф КГМУ 4/3-06/04
ПП КГМУ 4/04
Карагандинский государственный медицинский университет
Кафедра медицинской биофизики и информатики
Методические рекомендации для самостоятельной работы студентов
под руководством преподавателя
Тема: Биофизика мембран.
Дисциплина:OODO12 МВ 1112 медицинская биофизика
Специальность: 5В130100-«Общая медицина»
Курс:I
Составитель: Коршуков И.В., Мхитарян К.Э.
Время: 4 часа.
Караганда 2015
Обсуждены и утверждены на заседании кафедры
Протокол № __ от «__» ______20__
зав. кафедрой _______________ Койчубеков Б.К.
Тема: Биофизика мембран.
Подтема:Механизмы проницаемости биологических мембран. Строение и функции ионных каналов и переносчиков. Механизмы электрогенеза. Молекулярные механизмы ПД и ПП при блокировке Na+ и К+ каналов.
Цель: Студент должен уметь описать механизмы электрогенеза. Обосновывать роль изменения скорости передачи информации в изменении функционального состояния организма. Применять полученные знания для вычисления мембранных потенциалов и решения практических задач.
Задачи обучения:
· Установить основные факты о механизмах проницаемости биологических мембран.
· Строение и функции ионных каналов и переносчиков.
· Сформировать современные представления о механизмах электрогенеза.
· Молекулярные механизмы потенциала покоя и действия.
· Описывать Молекулярные механизмы, протекающие в биомембранах, ПД и ПП при блокировке Na+ и К+ - каналов.
· Обосновывать связь между блокировкой мембранных каналов и скоростью передачи возбуждения по нервному волокну.
Форма проведения:Метод малых групп.
Задание по теме:
ЗАДАНИЕ 2.
1. Разрушить мембрану («убить клетку»). Выбрать любой метод воздействия на мембрану и описать последовательно процесс ее разрушения.
2. Восстановить мембрану («оживить клетку»). Выбрать метод восстановления мембраны и описать последовательно процесс этого восстановления.
3. Описать роль Na+ К+ АТФ-азы в возникновении ПП (потенциала покоя, т.е. мембранного потенциала).
4. ПД (потенциал действия) и его возникновение. Опишите основные фазы ПД. Укажите молекулярный механизм каждой фазы.
5. Блокатор каналов - тетродотоксин (ТТХ). Объясните механизм воздействия блокатора, последствие влияния на транспорт мембраны. Как изменятся ПП и ПД?
6. Блокатор каналов - тетраэтиламмоний (ТЭА). Объясните механизм воздействия блокатора, последствие влияния на транспорт мембраны. Как изменятся ПП и ПД?
Раздаточные материалы:Нет.
Литература:
Основные ссылки
1. Биологические мембраны http://www.chem.msu.su/rus/books/ovchinnikov/p547-636.pdf
2. Потенциал покоя и потенциал действия http://www.xumuk.ru/biochem/340.html
3. Мембранный потенциал http://kineziolog.bodhy.ru/content/21-membrannyi-potentsial-pokoya-kratko-dotsent-sazonov-vf
4. Формирование мембранного потенциала покоя http://biomolecula.ru/content/964
5. потенциал действия http://kineziolog.bodhy.ru/content/23-potentsial-deistviya-i-nervnyi-impuls
6. фазы потенциала действия http://meduniver.com/Medical/Physiology/506.html
7. потенциал действия http://megabook.ru/article/%D0%9F%D0%BE%D1%82%D0%B5%D0%BD%D1%86%D0%B8%D0%B0%D0%BB%20%D0%B4%D0%B5%D0%B9%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%B8%D1%8F
8. мембранный потенциал http://doctor-v.ru/med/electrical-phenomena-excitable-cells/
9. потенциал действия http://humbio.ru/humbio/physiology/000dce1c.htm
10. потенциал действия http://pskgu.ru/ebooks/antbio/antbio_11.pdf
11. тетродотоксин http://bibliotekar.ru/447/10.htm
12. тетродотоксин http://www.ngpedia.ru/id511315p1.html
13. Действие блокатора калиевых каналов тетраэтиламмония http://www.rae.ru/fs/?article_id=7796536&op=show_article§ion=content
14. Биофизика http://www.e-reading.club/djvureader.php/131576/86/_-_.html
Контроль:
1. Каковы молекулярные механизмы потенциала покоя и действия.
2. Опишите молекулярные механизмы, протекающие в биомембранах, ПД и ПП при блокировке Na+ и К+ каналов.
3. Обоснуйте связь между блокировкой мембранных каналов и скоростью передачи возбуждения по нервному волокну.
Обратная связь.
1 совершенно несогласен | 2 несогласен | 3 не знаю | 4 согласен | 5 совершенно согласен | ||
Это занятие развило мои навыки по решению проблем. | ||||||
Для успешного прохождения этого занятия от меня требовалась только хорошая память. | ||||||
Это занятие развило моё умение работать в команде. | ||||||
Данное занятие улучшило мои аналитические способности. | ||||||
Данное занятие улучшило мои навыки изложения письменного материала. | ||||||
На занятии требовалось глубокое понимание материала. | ||||||
Преподаватель был более заинтересован в проверке того что я запомнил, чем того что я понял. |
Если в ходе занятия вы не смогли выполнить задание или получили неудовлетворительную оценку ответьте на следующий вопрос: