Под руководством преподавателя

Ф КГМУ 4/3-06/04

ПП КГМУ 4/04

Карагандинский государственный медицинский университет

Кафедра медицинской биофизики и информатики

Методические рекомендации для самостоятельной работы студентов

под руководством преподавателя

Тема: Биофизика мембран.

Дисциплина:OODO12 МВ 1112 медицинская биофизика

Специальность: 5В130100-«Общая медицина»

Курс:I

Составитель: Коршуков И.В., Мхитарян К.Э.

Время: 4 часа.

Караганда 2015

Обсуждены и утверждены на заседании кафедры

Протокол № __ от «__» ______20__

зав. кафедрой _______________ Койчубеков Б.К.

Тема: Биофизика мембран.

Подтема:Механизмы проницаемости биологических мембран. Строение и функции ионных каналов и переносчиков. Механизмы электрогенеза. Молекулярные механизмы ПД и ПП при блокировке Na+ и К+ каналов.

Цель: Студент должен уметь описать механизмы электрогенеза. Обосновывать роль изменения скорости передачи информации в изменении функционального состояния организма. Применять полученные знания для вычисления мембранных потенциалов и решения практических задач.

Задачи обучения:

· Установить основные факты о механизмах проницаемости биологических мембран.

· Строение и функции ионных каналов и переносчиков.

· Сформировать современные представления о механизмах электрогенеза.

· Молекулярные механизмы потенциала покоя и действия.

· Описывать Молекулярные механизмы, протекающие в биомембранах, ПД и ПП при блокировке Na+ и К+ - каналов.

· Обосновывать связь между блокировкой мембранных каналов и скоростью передачи возбуждения по нервному волокну.

Форма проведения:Метод малых групп.

Задание по теме:

ЗАДАНИЕ 2.

1. Разрушить мембрану («убить клетку»). Выбрать любой метод воздействия на мембрану и описать последовательно процесс ее разрушения.

2. Восстановить мембрану («оживить клетку»). Выбрать метод восстановления мембраны и описать последовательно процесс этого восстановления.

3. Описать роль Na+ К+ АТФ-азы в возникновении ПП (потенциала покоя, т.е. мембранного потенциала).

4. ПД (потенциал действия) и его возникновение. Опишите основные фазы ПД. Укажите молекулярный механизм каждой фазы.

5. Блокатор каналов - тетродотоксин (ТТХ). Объясните механизм воздействия блокатора, последствие влияния на транспорт мембраны. Как изменятся ПП и ПД?

6. Блокатор каналов - тетраэтиламмоний (ТЭА). Объясните механизм воздействия блокатора, последствие влияния на транспорт мембраны. Как изменятся ПП и ПД?

Раздаточные материалы:Нет.

Литература:

Основные ссылки

1. Биологические мембраны http://www.chem.msu.su/rus/books/ovchinnikov/p547-636.pdf

2. Потенциал покоя и потенциал действия http://www.xumuk.ru/biochem/340.html

3. Мембранный потенциал http://kineziolog.bodhy.ru/content/21-membrannyi-potentsial-pokoya-kratko-dotsent-sazonov-vf

4. Формирование мембранного потенциала покоя http://biomolecula.ru/content/964

5. потенциал действия http://kineziolog.bodhy.ru/content/23-potentsial-deistviya-i-nervnyi-impuls

6. фазы потенциала действия http://meduniver.com/Medical/Physiology/506.html

7. потенциал действия http://megabook.ru/article/%D0%9F%D0%BE%D1%82%D0%B5%D0%BD%D1%86%D0%B8%D0%B0%D0%BB%20%D0%B4%D0%B5%D0%B9%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%B8%D1%8F

8. мембранный потенциал http://doctor-v.ru/med/electrical-phenomena-excitable-cells/

9. потенциал действия http://humbio.ru/humbio/physiology/000dce1c.htm

10. потенциал действия http://pskgu.ru/ebooks/antbio/antbio_11.pdf

11. тетродотоксин http://bibliotekar.ru/447/10.htm

12. тетродотоксин http://www.ngpedia.ru/id511315p1.html

13. Действие блокатора калиевых каналов тетраэтиламмония http://www.rae.ru/fs/?article_id=7796536&op=show_article&section=content

14. Биофизика http://www.e-reading.club/djvureader.php/131576/86/_-_.html

Контроль:

1. Каковы молекулярные механизмы потенциала покоя и действия.

2. Опишите молекулярные механизмы, протекающие в биомембранах, ПД и ПП при блокировке Na+ и К+ каналов.

3. Обоснуйте связь между блокировкой мембранных каналов и скоростью передачи возбуждения по нервному волокну.

Обратная связь.

    1 совершенно несогласен 2 несогласен 3 не знаю 4 согласен 5 совершенно согласен
Это занятие развило мои навыки по решению проблем.          
Для успешного прохождения этого занятия от меня требовалась только хорошая память.          
Это занятие развило моё умение работать в команде.          
Данное занятие улучшило мои аналитические способности.          
Данное занятие улучшило мои навыки изложения письменного материала.          
На занятии требовалось глубокое понимание материала.          
Преподаватель был более заинтересован в проверке того что я запомнил, чем того что я понял.          

Если в ходе занятия вы не смогли выполнить задание или получили неудовлетворительную оценку ответьте на следующий вопрос:

Наши рекомендации