Санкт-Петербургский университет ГПС МЧС России
УТВЕРЖДАЮ
Начальник кафедры
философии и социальных наук
полковник вн.службы
А.А.Луговой
« » 2013 г.
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО НАПИСАНИЮ КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ ПО ДИСЦИПЛИНЕ
«Логика»
030901.65 «Правовое обеспечение национальной безопасности»
Обсуждены на ПМК (секции)
«» __________20__ г
Протокол №_____
Санкт-Петербург
Рецензенты:
М.Д. Масанова
доктор исторических наук, профессор
(Северо-Западная академия государственной службы)
А.А.Грешных
доктор педагогических наук, профессор
(Санкт-Петербургский университет ГПС МЧС России)
Методические рекомендации по написанию контрольных работ по дисциплине «Логика»/ Под общей ред. О.М.Латышева. – СПб.: Санкт-Петербургский университет ГПС МЧС России, 2013. - с.
Методические рекомендации разработаны в соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования, рабочими программами учебных дисциплин.
Методические рекомендации предназначены для слушателей всех специальностей заочной формы обучения
© Санкт-Петербургский университет ГПС МЧС России, 2013
ПРЕДИСЛОВИЕ
В соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования к уровню подготовки слушателей по отечественной истории, истории МЧС России, философии, культурологии, профессиональной этике, логике, политологии, социологии, истории и теории религии, концепциям современного естествознания необходимо:
- владеть культурой мышления, правильной (логичной) устной и письменной речью;
- обладать навыками поиска, хранения, переработки (редактирования) информации;
-иметь представление об основных культурно-исторических эпохах, их особенностях, этапах развития мировой и отечественной культуры, философии и науки, о структуре морального сознания в обществе и у личности, о содержании нравственного воспитания личности о социально-политических явлениях и процессах современного российского общества;
- знать основные научные школы, теории, направления и актуальные проблемы отечественной истории, истории МЧС России, философии, культурологии, профессиональной этики, логики, политологии, социологии, концепциям современного естествознания;
-понимать и уметь объяснить основные тенденции и закономерности социально-политического развития общества, феноменов культуры, использовать усвоенные этических знаний в создании должного психологического климата в служебном коллективе и в решении своих служебных задач;
- уметь анализировать социально-политические и культурно значимые проблемы, явления и процессы, оценивать достижения культуры в историческом, философском, политико-социологическом контекстах их создания, функционирования, обосновывать собственную позицию по вопросам ценностного отношения к достижениям мировой и отечественной истории, философии, культурологии, социологии, политологии.
Достижению этих целей способствует углубленная самостоятельная работа слушателей заочного обучения по подготовке и написанию контрольных работ по отечественной истории, истории МЧС России, философии, культурологии, профессиональной этике, логике, политологии, социологии, концепциям современного естествознания.
ЦЕЛИ И НАЗНАЧЕНИЕ КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ
Выполнение контрольной работы служит допуском к сдаче экзаменов и зачетов по выше обозначенным курсам во время зачетной сессии.
Контрольная работа - важная форма обучения и контроля знаний, умений и навыков слушателей.Она является эффективным средством более глубокого усвоения материала, овладения знаниями по изучаемому предмету и применения их на практике, умения работать с источниками.
Изложенные в настоящем пособии методические рекомендации по написанию контрольных работ призваны оказать слушателям помощь в организации и выборе темы контрольной работы, в подготовке и методике написания. Написание контрольных работ является обязательным компонентом учебного процесса, что позволит слушателям заочной формы обучения приобрести навыки самостоятельного изучения учебной дисциплины.
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО НАПИСАНИЮ КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ
Контрольная работа представляет собой одну из форм самостоятельной работы слушателей по изучению логики, которая вырабатывает способности к научно-исследовательской деятельности. Написание контрольной работы требует от автора не только наличия знаний, но и определённых усилий, умения сосредоточиться. Выполнение письменной работы учит слушателя ориентироваться в подборе литературы, развивает навыки обобщения полученных знаний, способствует формированию мировоззрения.
Исходным пунктом написания работы является выбор темы. Необходимо предварительно ознакомиться с программой по логике, а также с предложенной кафедрой тематикой. Слушатель может выбрать любую из указанных тем в соответствии со своими интересами или предложить другой вариант. Следующий этап – подбор литературы. Здесь следует ориентироваться прежде всего на источники, указанные в конце каждой темы курса, или в общем списке литературы. Рекомендуемые издания можно дополнять подходящими по содержанию.
После подбора литературы и общего ознакомления с ней, следует составить план контрольной работы. План работы состоит из введения, 2-3 основных вопросов и заключения. При этом следует помнить, что тема работы и основные вопросы не должны дублировать друг друга. После составления плана можно приступать к написанию работы. Во введении необходимо обосновать актуальность выбранной темы и чётко сформулировать те проблемы, которые будут рассмотрены в работе. Можно также дать краткий обзор используемой литературы по данной теме. Основные вопросы лучше излагать как проблемные. При этом изложенный материал должен соответствовать заявленным в плане названиям, а все части работы должны быть логически связаны между собой. В конце каждого вопроса следует делать краткие выводы. В заключении необходимо сделать общий вывод по содержанию работы. После написания текста указывается список используемой литературы с соблюдением принятых в библиографии требований. Список авторов и изданий составляется в алфавитном порядке с указанием ф.и.о. автора, названия, места и года издания. Например: Кобзарь В.И. Логика.- СПб., 2009.
При цитировании в тексте работы сноски делаются постранично (обозначаются внизу страницы, источник указывается полностью, но с дополнительным обозначением страницы цитируемого отрывка). При ссылке без цитирования можно отсылать и к списку литературы, указывая номер источника, например: [см.5, с.9]. При работе с литературой автор должен осмыслять источники, а не просто переписывать их. Можно рекомендовать слушателям заранее конспектировать для себя наиболее важные положения.
Контрольная работадолжна быть представлена на 10-12 страницах; текст набирается 14 шрифтом, через 1,5 интервала. Работа выполняется на стандартных листах белой бумаги формата А4. Страницы контрольной работы следует пронумеровать. На титульном листе проставляется название образовательного учреждения, предмет, по которому выполнена работа и её название, фамилия и инициалы слушателя – автора работы, номер учебной группы и фамилия проверяющего (преподавателя), а также год написания. На второй странице указывается план контрольной работы, который включает введение, основную часть, заключение, список литературы. В конце работы, после списка используемой литературы, ставится дата и подпись слушателя.
Выполненную работу следует сдать на учебный отдел в установленные сроки. Если работа не соответствует требованиям по оформлению и содержанию, то она возвращается слушателю на доработку, а её автор не допускается к сдаче сессии до исправления указанных недостатков. Защита контрольной работы происходит до экзамена (зачёта) или непосредственно на экзамене (зачёте) перед ответом на теоретический вопрос. При этом выясняется степень понимания автором различных аспектов темы, знание и понимание им литературы, на которой основана контрольная работа. Оценка за работу принимается во внимание при сдаче экзамена (зачёта). В случае, если контрольная работа не защищена, слушатель не допускается к экзамену (зачёту). Экзамен (зачёт) по курсу может быть сдан при условии успешной защиты контрольной работы и удовлетворительного ответа на теоретические вопросы.
ТЕМАТИКА КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ ПО КУРСУ «ЛОГИКА»
1. Место логики в системе гуманитарного знания.
2. Логика формальная и диалектическая.
3. Язык как знаковая система.
4. Основные этапы развития логики как науки.
5. «Органон» Аристотеля.
6. Логика высказываний у стоиков.
7. Развитие логики в эпоху Средневековья.
8. «Новый Органон» Ф.Бэкона.
9. Математическая логика и этапы её становления.
10. Законы логики и их практическое применение.
11. Понятие как форма мышления.
12. Обобщение и его виды.
13. Виды обобщения в обучении.
14. Роль понятий в познании.
15. Роль суждений в познании.
16. Классификация и виды суждений.
17. Простые и сложные суждения
18. Логические преобразования суждений
19. Категорические суждения и их виды
20. Модальные суждения
21. Основные виды сложных суждений и условия их истинности
22. Умозаключение и его роль в познании
23. Дедуктивный метод Р.Декарта
24. Виды умозаключений
25. Логическая структура умозаключения
26. Научное значение дедуктивных умозаключений
27. Индуктивный метод познания Ф.Бэкона
28. Виды индуктивных умозаключений
29. Научная индукция и её роль в получении нового знания
30. Индукция и статистические обобщения
31. Взаимосвязь индукции и дедукции
32. Логические основы теории аргументации
33. Логика и риторика
34. Логическая структура гипотезы
35. Роль гипотезы в становлении научной теории
36. Основные виды софизмов
37. Структура, виды и правила доказательства
38. Понятие и способы опровержения
ПЕРЕЧЕНЬ ВОПРОСОВ К ЗАЧЁТУ ПО КУРСУ «ЛОГИКА»
1. Предмет логики и её значение.
2. Место логики в системе научного знания.
3. Функции логики.
4. Универсальные методы мышления: анализ, синтез, обобщение.
5. Универсальные методы мышления: абстрагирование, сравнение.
6. Чувственная ступень познания и её формы.
7. Логическая ступень познания и её формы.
8. Основные элементы языка логики.
9. Закон тождества.
10. Закон достаточного основания.
11. Закон непротиворечия.
12. Закон исключённого третьего.
13. Сущность понятия и его структура.
14. Закон структуры понятия.
15. Понятие и слово.
16. Виды понятий по объёму.
17. Виды понятий по содержанию.
18. Отношения между понятиями (сравнимые и несравнимые понятия).
19. Совместимые и несовместимые понятия.
20. Основные виды совместимых отношений (круги Эйлера).
21. Основные виды несовместимых отношений (круги Эйлера).
22. Операции с понятиями (общая характеристика).
23. Операции с понятиями (отрицание, обобщение, ограничение).
24. Операции с понятиями (сложение, умножение, вычитание).
25. Операции с понятиями (деление как логическая операция).
26. Виды и правила деления понятий.
27. Операции с понятиями (определение как логическая операция).
28. Виды и правила определения понятий.
29. Понятие и структура суждения.
30. Суждение и предложение.
31. Суждения простые и сложные.
32. Виды простых суждений.
33. Виды сложных суждений.
34. Простые категорические суждения, их виды по количеству и качеству.
35. Распределённость терминов в простых категорических суждениях.
36. Отношения между простыми категорическими суждениями. «Логический квадрат».
37. Отношения противоречия и противоположности (по логическому квадрату).
38. Отношения подпротивоположности и подчинения (по логическому квадрату).
39. Обращение как логическая операция с простым категорическим суждением.
40. Превращение как логическая операция с простым категорическим суждением.
41. Противопоставление как логическая операция с простым категорическим суждением.
42. Таблицы истинности для логических союзов.
43. Сущность и структура умозаключения.
44. Основные виды умозаключений: дедуктивные, индуктивные.
45. Структура простого категорического силлогизма.
46. Правила посылок и терминов простого категорического силлогизма.
47. Фигуры категорического силлогизма, их особые правила.
48. Правильные и неправильные модусы фигур категорического силлогизма.
49. Сокращённый силлогизм (энтимема).
50. Сложные и сложносокращённые силлогизмы (полисиллогизм, сорит, эпихейрема).
51. Чисто условный и условно-категорический силлогизмы.
52. Чисто разделительный и разделительно-категорический силлогизм.
53. Условно-разделительный силлогизм.
54. Структурные особенности индуктивных умозаключений. Полная и неполная индукция.
55. Виды (методы) научной индукции.
56. Понятие, элементы и правила доказательства.
57. Прямые и косвенные доказательства. Опровержение и доказательство.
58. Понятие, структура и виды гипотез.
59. Теория как форма научного мышления.
60. Паралогизмы и софизмы, их виды.
Литература ПО КУРСУ «ЛОГИКА»
1. Ивлев Ю.В. Логика. - М., 2010
2. Кириллов В.И., Старченко А.А. Логика. – М., 2011
3. Логика /под ред. В.П.Сальникова. – СПб., 2010
4. Светлов В.А. Логика. Учебное пособие. - СПб., 2011
5. Шуман А.Б. Современная логика. – М., 2011
Приложение 1
Санкт-Петербургский университет ГПС МЧС России