Обращение к формам античного искусства как к идеальному эстетическому эталону. Самые важные качества античного искусства «благородная простота и спокойное величие».
ТЕЗИСЫ КЛАССИЦИЗМ XVII—XIX вв.
1. ( от лат. classicus — образцовый) — художественный стиль и эстетическое направление в европейском искусстве. Сформировался во Франции, XVII - начало XIX (первая треть XIX века уже - неоклассицизм).
2.Рационализм, механицизм, Просвещение урбанизация и индустриализация
3.Механици́зм — существовавшие в прошлом метод познания и миропонимание, рассматривающие мир как механизм. В более широком смысле механицизм есть метод сведе́ния сложных явлений к их физическим причинам; противопоставлялся витализму. биологический механицизм, утверждающий, что живое может быть объяснено в чисто физико-химических терминах.
Цивилизации, в социальном, промышленном, политическом и научном прогрессе, результатом которого явились новые контрасты и противоречия, нивелировка и духовное опустошение личности.
обращение к формам античного искусства как к идеальному эстетическому эталону. Самые важные качества античного искусства «благородная простота и спокойное величие».
6.На первом плане система, дисциплина, логика. Требуется ясность, точность, определенность; не допускается ни скачков, ни перерывов, ни субъективных прихотей: общие понятия должны логически связываться, идеи должны мерно следовать одна за другой, мысль спокойно и методически должна развиваться в стройных периодах... В поэзии воссоздается какой-то абстрактно-логический мир вне времени и пространства, в к-ром действуют, или, лучше сказать, рассуждают отвлеченные фигуры, не принадлежащие никакой эпохе и никакой обстановке.
7.с утратой ренессансной гармонии, единства чувства и разума была утрачена и тенденция эстетического переживания мира как гармонического целого.
8.Продолжая традиции Возрождения (преклонение перед античными идеалами гармонии и меры, вера в мощь человеческого разума), классицизм был также его своеобразной антитезой >>>>>
9.Такие понятия, как / общество и личность / человек и природа / стихия и сознание / в классицизме поляризуются, становятся взаимоисключающими, что сближает его (при сохранении всех кардинальных общемировоззренческих и стилистических различий) с барокко, также проникнутым сознанием всеобщего разлада, порождённого кризисом ренессансных идеалов.
10.Тип, манера художественного творчества, характеризующиеся стройной отчетливостью, ясностью, законченностью, гармонией между формой и содержанием. Классицизм Гёте. Классицизм Пушкина.
11.классицизм выдвигает новые этические нормы, формирующие образ его героев: стойкость перед жестокостью судьбы и превратностями бытия, подчинение личного общему, страстей - долгу, разуму, верховным интересам общества, законам мироздания >>>>>
12.этический иммунитет Просвещения против зла.
13. В основе классицизма лежат идеи рационализма, которые формировались одновременно с таковыми же идеями в философии Декарта.
14.( от лат. ratio — разум), филос. направление, признающее разум основой познания и поведения людей. Р. противостоит как иррационализму, так и сенсуализму (эмпиризму).
15.принципы рационализма обусловили взгляд на художественное произведение как на плод разума и логики, торжествующих над хаосом и текучестью чувственно воспринимаемой жизни.
16.Просвещенческая аксиома разумности как сущности человеческой натуры
17.Классицизм XVIII века развивается под влиянием идей Просвещения. Просвещение, идейное течение эпохи перехода от феодализма к капитализму, связанное с борьбой нарождавшейся буржуазии и народных масс против феодализма. Безграничная вера в человеческий разум («век разума», «век философов»), в возможность перестроить общество на разумных основаниях, как эру крушения теологического догматизма, торжества науки над средневековой схоластикой и церковным мракобесием.
18.Творчество Вольтера (1694—1778) направлено против религиозного фанатизма, абсолютистского гнета, наполнено пафосом свободы.
19.Направление в изобразительных искусствах, характеризуется преобладанием античных мотивов.
20.Основоположником и крупнейшим мастером классицизма XVII в. был французский художник Н. Пуссен. Пуссен интерпретирует античную историю как собрание героических подвигов; в поздний период в его картинах возросла роль эпически величественного пейзажа. Соотечественник Лоррен создавал идеальные пейзажи, в которых оживала мечта о золотом веке – эпохе счастливой гармонии человека и природы.
21.Высокое развитие в живописи классицизма XVII в. получил "идеальный пейзаж" (Пуссен, К. Лоррен, Г. Дюге)
22.Градостроительство классицизма XVII в., генетически связанное с принципами Возрождения и барокко, активно развивало (в планах городов-крепостей) концепции "идеального города", создало свой тип регулярного абсолютистского города-резиденции (Версаль).
23.Высокими жанрами в живописи считались историческая, религиозная и мифологическая картина, дающие зрителю героические примеры для подражания;
24.Низшие жанры – портрет, пейзаж, натюрморт, бытовая картина.
25.Каждому жанру были предписаны строгие границы и чётко обозначенные формальные признаки; не допускалось смешения возвышенного с низменным, трагического с комическим, героического с обыденным.
26.Классицизм – стиль противопоставлений. Его идеологи провозгласили превосходство общественного над личным, разума над эмоциями, чувства долга над желаниями.
27.Классицистические произведения отличает лаконизм (лапидарность), ясная логика замысла, уравновешенность композиции.
28.Становление неоклассицизма в 1760-е гг. происходило в противостоянии со стилем рококо. Стиль Н. формировался под влиянием идей Просвещения. В его развитии можно выделить три основных периода: ранний (1760–80), зрелый (1780–1800) и поздний (1800–30), иначе называемый стиль ампир, который развивался одновременно с романтизмом.
29. Система образования на основе изучения классических древних языков (греческого и латинского). В 70-х и 80-х годах 19 в. в русской школе царил классицизм.