Знак соответствия Дерективе ЕС
Знаки соответствия систем добровольной сертификации:
а — АОЗТ Мосэкспертиза (система МЭКС); б — средств и систем в сфере информатизации; в — средств измерений; г — морской техники «Артур»;
д — продукции машиностроения и приборостроения «Абрис»; е — сборочно-сварочных работ
Сведения о качестве продукции.
Основные термины и определения.
14 ноября Всемирный день качества.
Всемирный день качества был учрежден в ноябре 1989 года Европейской организацией качества (ЕОК) при поддержке Организации Объединенных наций по инициативе ведущих международных организаций: Европейской организации по качеству, Японского союза ученых и инженеров, Американского общества по контролю качества и Латиноамериканской организации по качеству.
Основная задача Всемирного дня качества – привлечь внимание к проблемам качества продуктов и услуг, обмен опытом по улучшению качества продукции, пропаганда необходимых знаний для потребителей.
Качество продукции включает в себя способность удовлетворять определенные потребности в соответствии с назначением вещи, продукции, товара. Качество продукции определяется принятыми стандартами. Качество – это не только безопасность продуктов питания и товаров широкого потребления для здоровья человека и окружающей среды, но и степень удовлетворенности ожиданий потребителей.
В рамках Всемирного дня качества в нашей стране проходит целый ряд мероприятий: форумы, семинары, научно-практические конференции. Организаторы Дня качества в России - Всероссийская организация качества (ВОК), Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии, Российский союз промышленников и предпринимателей, РИА «Стандарты и качество».
Указ о качестве
Санкт-Петербург января 11 дня 1723 года
Повелеваю хозяина тульской фабрики Корнилу Белоглазова бить кнутом и сослать на работу в монастыри, понеже он, подлец, осмелился войску Государства продавать негодные пищали и фузеи.
Старшину Альдермана Фрола Фукса бить кнутом и сослать в Азов - пусть не ставит клейма на плохие ружья.
Приказано оружейной канцелярии из Петербурга переехать в Тулу и денно и ночно блюсти исправность ружей.
Пусть дьяки и подьячие смотрят, как альдермалы клейма ставят, буде сомнение возьмет, самим проверить и осмотром, и стрельбою. А два ружья каждый месяц стрелять пока не испортится.
Буде заминка в войске приключаться при сражении по недогляду дьяков и подьячих, бить оных кнутами нещадно по оголенному месту.
Хозяину- 25 кнутов и пени по червонцу за ружье.
Старшину Альдермана - бить до бесчувствия.
Старшего дьяка - отдать в унтерофицеры.
Дьяка - отдать в писари.
Подьячего - лишить воскресной чарки сроком на один год.
Новому хозяину ружейной фабрики Демидову повелеваю построить дьякам и подьячным избы, дабы не хуже хозяйской были, буде хуже, пусть Демидов не обижается, повелеваю живота лишить.
Петр 1
В западной Европе | В Японии |
Повседневное выявление дефектов. | Планируемое на длительный период предотвращение дефектов. |
Политика покупки комплектующих изделий, основанная на их низких ценах. | Политика покупки комплектующих изделий, основанная на низком уровне их дефективности. |
Общие "идеи" повышения качества. | Жёсткая политика качества на всех направлениях. |
Контроль за производством через сведения о ремонте. | Контроль за производством на основе анализа. |
Соглашения о качестве на основе просьб покупателя. | Соглашение об уровне качества по инициативе поставщиков. |
Цель - прибыль. Качество - само по себе. | Цель - качество. Прибыль - последствие. |
Качествомназывают совокупность характеристик объекта, относящихся к его способности удовлетворять установленные и предполагаемые потребности. Качество - понятие, изменяющееся во времени.
Повышение качества продукции позволяет решать не только технические и экономические, но и социальные задачи.
В 1986 году был создан международный стандарт МС ИСО8402-86 «Качество. Словарь», а в 1987 году — комплекс стандартов ИСО 9000, который содержит прогрессивные формы и методы организации работ по управлению качеством и охватывает все стадии жизненного цикла изделия.
Динамика определений понятий качества | |
Автор | Формулировка определений качества |
Аристотель (3 век до н.э.) | Различие между предметами; дифференция по признаку "хороший - плохой" |
Гегель (19 век н.э.) | Качество есть в первую очередь тождественная с бытием определённость, так что нечто перестаёт быть тем, что оно есть, когда оно теряет своё качество. |
Китайская версия | Иероглиф, обозначающий качество, состоит из двух элементов - "равновесие" и "деньги" (качество = равновесие + деньги), следовательно, качество тождественно понятию "высококлассный","дорогой". |
Шухарт (1931 год) | Качество имеет два аспекта; объективные физические характеристики и субъективную сторону (насколько вещь "хороша") |
К. Исикова (1950) | Качество - свойство, реально удовлетворяющее потребителей |
Дж. Джуран (1979) | Пригодность для использования (соответствие значению). Субъективная сторона - степень удовлетворения потребителя (для реализации качества производитель должен знать требования потребителя и сделать свою продукцию такой, чтобы она удовлетворяла эти потребности) |
ГОСТ 15467-79 | Качество продукции - совокупность свойств продукции, обуславливающих её пригодность удовлетворять определённые потребности в соответствие с её назначением. |
Международный стандарт ИСО 8402-86 | Качество - совокупность свойств и характеристик продукции или услуги, которые придают им способность удовлетворять обусловленные или предполагаемые потребности. |
Международный стандарт ИСО 8402-94 | Качество - совокупность характеристик объекта, относящихся к его способности удовлетворять установленные и предполагаемые потребности. |
Продукция - результат деятельности или процессов, которые можно разделить на четыре общие категории:
· оборудование (технические средства);
· программное обеспечение (средство);
· перерабатываемые материалы;
· услуги.
Продукция может быть:
· материальной (узлы или перерабатываемые материалы),
· нематериальной (информация или понятия);
· комбинацией из них;
· намеренной (предложение потребителям);
· ненамеренной (отходы).
Показатели качества – это количественно или качественно установленные требования к характеристикам (свойствам) объекта, дающие возможность их реализации и проверки.
Показатели качества продукции в зависимости от задач оценки ее уровня классифицируются:
· по характеризуемым свойствам–
1. назначение
2. надежность
3. сохраняемость
4. эргономичность
5. эстетичность
6. технологичность
7. стандартизация и унификация
8. патентно-правовые показатели
9. экологические показатели
10. безопасность
транспортабельность;
· по способу выражения- показатели, выраженные в натуральных единицах (килограмм, метр, балл, безразмерные единицы) и в стоимостных единицах;
· по числу характеризуемых свойств- единичные показатели, комплексные, обобщенные, интегральные.
Единичные, относящиеся только к одному свойству (например, прочность на сжатие); комплексные - к нескольким свойствам (энергоемкость разрушения металла); обобщенные - относящиеся к такой совокупности свойств, по которой принято оценивать качество продукции (например, номенклатура показателей качества); интегральные - отражающие соотношение суммарного полезного эффекта от эксплуатации или потребления продукции и суммарных затрат на ее создание, эксплуатацию или потребления (например, мост, карьер, обогатительная фабрика, общий полезный эффект от эксплуатации продукции, общие затраты на создание и эксплуатацию изделия).
· по стадии определения - прогнозируемые, проектные, производственные, эксплуатационные;
· по применению– базовые и единичные.
Базовым является показатель качества продукции, принятой за исходный при сравнительных оценках.
Относительным называют показатель, представляющий собой отношение единичного показателя качества продукции к соответствующему базовому показателю, а определяющим является показатель качества продукции, по которому оценивают его качество.
Уровень качества продукции - относительная характеристика качества, являющаяся результатом сравнения совокупности значений показателей качества продукции с соответствующей совокупностью базовых значений этих показателей.
Количественную оценку качества продукции осуществляют методами квалиметрии.
задачами квалиметрии являются:
· разработка методов определения численных значений показателей технического уровня и качества продукции;
· сбор и обработка данных для вычисления и установления требований к точности показателей;
· установление единых методов измерения и оценки показателей качества;
· установление единичных, комплексных и интегральных показателей качества продукции.
методами квалиметрии являются:
· инструментальный; расчетный; статистический, использующий правила прикладной математической статистики; органолептический;
· экспертный; социологический, основанный на сборе и анализе мнений потребителей данной продукции; комбинированный, включающий несколько методов определения показателей качества.
Оценку уровня качества продукции можно определять:
· дифференциальным,
· комплексным
· смешанным методами.
Дифференциальным называется метод оценки качества продукции, основанный на сопоставлении единичных показателей ее качества.
Комплексным называется метод оценки уровня качества продукции, основанный на сопоставлении комплексных показателей качества оцениваемого и базового образцов продукции.
Оптимальным значением уровня качества продукции называется значение, при котором достигается либо наибольший эффект от эксплуатации или потребления продукции при заданных затратах на ее создание, эксплуатацию или потребление
Оптимальные значения уровня качества продукции определяют математическими методами
(методами линейного и нелинейного программирования, динамического программирования, теории игр и статистических решений, теории оптимального управления и другими).