Практические задания для аудиторной работы. Задание 1. Назовите гласные:

Задание 1. Назовите гласные:

а) верхнего, среднего, нижнего подъема;

б) среднего, переднего, заднего ряда;

в) лабиализованные, нелабиализованные.

Задание 2. Сколько звуков отвечает данной характеристике? Назовите их.

а) не верхнего подъема, не переднего ряда, нелабиализованный;

б) не среднего подъема, не среднего ряда, лабиализованный;

в) не нижнего подъема, не среднего ряда, нелабиализованный.

Задание 3. Определите звук по данной характеристике. Приведите по два слова, в которых есть такой звук.

а) гласный ударный, нелабиализованный, верхнего подъема, переднего ряда.

б) гласный безударный, нелабиализованный, среднего подъема, среднего ряда.

в) гласный ударный, лабиализованный, среднего подъема, заднего ряда.

г) гласный ударный, нелабиализованный, среднего подъема, переднего ряда.

д) гласный безударный, лабиализованный, верхнего подъема, заднего ряда.

Задание 4. Какие ряды слов не соответствуют данным схемам позиционной мены

Практические задания для аудиторной работы. Задание 1. Назовите гласные: - student2.ru Практические задания для аудиторной работы. Задание 1. Назовите гласные: - student2.ru А

Практические задания для аудиторной работы. Задание 1. Назовите гласные: - student2.ru Практические задания для аудиторной работы. Задание 1. Назовите гласные: - student2.ru Ь – ИЭ – О – Ь

Э

а) пятачок, пятак, пять, на пять;

б) паровой, пары, пар, выпарит;

в) луговой, луга, луг;

г) белизна, белить, белый, выбелить.

Практические задания для аудиторной работы. Задание 1. Назовите гласные: - student2.ru Практические задания для аудиторной работы. Задание 1. Назовите гласные: - student2.ru А

Ъ – /\ Ъ

       
  Практические задания для аудиторной работы. Задание 1. Назовите гласные: - student2.ru   Практические задания для аудиторной работы. Задание 1. Назовите гласные: - student2.ru

О

а) паровой, пары, пар, выпарит;

б) ледяной, ледышка, лед, наледь;

в) половица, полы, пол, по полу;

г) зимы, зима, зимовать, на зиму.

Задание 5. Найдите и исправьте ошибки, допущенные в следующей транскрипции:

Люди заботливо берегут и охраняют редкостных красивых зверей.

[луди заботл’иво бьригут и ахр/\ нjаут р’eткосных красивых звир’эи]

Практические задания для самостоятельной работы

Задание 1. Запишите слова с помощью фонетической транскрипции.

а) Пляска – плясать – плясуны; жесть – жестянка – жестяной; травка – трава – травяной; мед – медовый – медовик; мясо – мясной – мясорубка; слово – словарь – словари; шелк – шелка – шелковистый; план – планировать – планировка.

б) Тишь – тихонько – тишина; сухость – сухой – сухостой; дырка – дырявый – дырокол; туже – тугой – тугодум; синий – синеть – синева.

Одинаково ли изменяются гласные в безударном положении в группах а) и б)?

Задание 2. Запишите отрывок из стихотворения А. Ахматовой с помощью фонетической транскрипции.

… Это песня последней встречи, Только в спальне горели свечи

Я взглянула на темный дом, Равнодушно-желтым огнем.

Литература:

1. Ганиев Ж.В. Русский язык. Фонетика и орфоэпия. – М.: Высшая школа, 1990. – 167 с.

2. Касаткин Л.Л. и др. Краткий справочник по современному русскому языку. – М.: Высшая школа, 1991. – 383 с.

3. Панов Н.В. Современный русский язык. Фонетика. – М.: Высшая школа, 1979. – 256 с.

Дополнительная литература:

1. Лебедева Ю.Г. Пособие по фонетике русского языка. – М.: Высшая школа, 1979. – 128 с.

2. Петрова М.А. Русский язык. Лексика. Фонетика. Словообразование. Учебное пособие. - М.: Высшая школа, 1986. – С. 69 – 76.

Практическое занятие № 4.

Система согласных звуков, их классификация.

Наши рекомендации