Физиология микроорганизмов
Химический состав микроорганизмов
Качественное и количественное содержание органических и минеральных веществ в бактериях. Значение их для жизнедеятельности микроорганизмов. Способность микроорганизмов к самостоятельному синтезу необходимых веществ.
Понятие о прототрофных и ауксотрофных микроорганизмах.
Питание и метаболизм микроорганизмов
Обратите внимание на ферменты микроорганизмов, время их появления и локализацию в микробной клетке; на источники углерода, азота.
Важно знать классификацию микроорганизмов по способу питания - органотрофы, литотрофы.
Обратите внимание на условия обмена между микробной клеткой и средой: на поступление в микробную клетку питательных веществ разного химического строения: путем диффузии пассивной и «облегченной», посредством пермеаз; транспортировкой, обусловленной фосфорилированием; активным транспортом.
В процессе изучения метаболизма обратите внимание на источники энергии, необходимые бактериальной клетке для биосинтетических реакций (АТФ). Назовите продукты метаболизма бактерий, обладающие биологической активностью.
Дыхание микробов
Изучите основные типы биологического окисления у бактерий - прямое и непрямое окисление (дегидрогенирование). Запомните классификацию микробов по типу дыхания: облигатные аэробы, облигатные анаэробы; факультативные анаэробы, микроаэрофилы, аэротолерантные микроорганизмы.
Представьте схему аэробного и анаэробного дегидрогенирования: ферментные системы, осуществляющие эти процессы, брожение, как одна из форм анаэробного метаболизма. Методы создания анаэробиоза при культивировании микробов.
Рост и размножение микроорганизмов
Нужно знать значение понятии «рост» и «размножение» бактерий, уяснить суть бесполого размножения (изоморфное, почкование). Запомните характеристику фазности популяции бактерий в питательной среде и биологические свойства бактерий в зависимости от фазы роста.
Изучите состав, происхождение и классификацию питательных сред по назначению и требования к ним. Уясните, что такое транспортные, обогатительные, специальные, универсальные, селективные, элективные, дифференциально-диагностические питательные среды.
Отметьте особенности роста бактерий (культуральные свойства) на плотных, жидких и полужидких питательных средах. Уясните методы получения чистых культур и закономерности размножения бактерий в организме животного.
Вопросы для самопроверки
1. Какие органогены и в каком количестве входят в состав бактериальной клетки?
2. Основные питательные среды для культивирования микробов и принципы их изготовления.
3. Какие источники энергии необходимы микробной клетке для биохимических реакций?
4. Классификация микробов по типу дыхания.
5. Каковы особенности дыхания аэробных, анаэробных, микроаэрофильных бактерий?
6. Методы создания анаэробиоза при культивировании бактерий.
7. В чем суть понятия "рост" и "размножение" бактерий?
8. Что такое культура микроорганизмов? Культуральные свойства микроорганизмов?
9. Каковы различия культуральных свойств микробов на жидких, полужидких и плотных питательных средах?
Генетика микроорганизмов
Уясните материальные основы наследственности микроорганизмов, особенности структуры ДНК, генетический код, его свойства. Генотип и фенотип бактериальной клетки. Характеристика хромосомных детерминант, контролирующих основные таксономические признаки микроорганизмов. Классификация внехромосомных факторов наследственности - плазмид: эписомы и интегрированные плазмиды, их функции в бактериальной клетке.
Уясните природу изменчивости микробов, классификация плазмид по признакам, которые они детерминируют; распространение плазмид среди бактерий, мутации и модификации. Спонтанные и индуцированные мутации у бактерий, мутагены и механизм мутагенного действия. Четко представьте значение мутации как основного фактора эволюционного развития.
Обратите внимание на механизм генетического обмена у бактерий - генетические рекомбинации: трансформация, трансдукция, конъюгация. Генетические основы патогенности бактерий. Значение внехромосомной наследственности, роль генетического обмена у бактерий для диагностики, специфической профилактики и терапии инфекционных заболеваний. Одновременно уясните и методы направленной изменчивости микроорганизмов и практические достижения в этой области.
ДНК-зонды и полимеразная цепная реакция (ПЦР). Их значение в диагностике инфекционных заболеваний.
Вопросы для самопроверки
1. Что собой представляет ядерный аппарат бактерий?
2. Какие вы знаете плазмиды?
3. Что такое генотип и фенотип микробов?
4. В чем сущность генотипической и фенотипической изменчивости микробов?
5. Какие факторы вызывают мутации у микробов и каков механизм этой изменчивости? Какова частота мутаций микроорганизмов?
6. Каков механизм генетического обмена у бактерий путем трансформации, трансдукции и конъюгации?
7. В чем проявляется фенотипическая изменчивость микробов?
8. Каковы практические достижения направленной изменчивости микроорганизмов?