Определения бывают реальными и номинальными

По происхождению языки бывают естественные и искусственные.

Естественные языки - исторически сложившиеся в обществе звуковые и графические знаковые системы. Естественные языки возникают стихийно в процессе совместной деятельности и общения людей и народов. К естественным относятся языки разных народов, язык жестов и т. п.

Искусственные языки - вспомогательные знаковые системы, создаваемые группами людей специально - для более точной передачи специфической информации. К искусственным языкам относятся нотные знаки, знаки кодовых систем, шифры, азбука Морзе, «блатной язык», которым пользуются преступники, и т. п.

Существуют также смешанные языки, базой в которых выступает естественный (национальный) язык, дополняемый символикой и условными обозначениями, относящимися к конкретной предметной области. К этой группе языков относится язык формальной логики.

Семиотика - это общая теория знаков и знаковых систем, изучает принципы построения различных языков. В семиотику входят синтаксис, прагматика и семантика -наука о знаках и их значениях.

Синтаксис. При синт. подходе изучаются элементарные знаки системы, способы построения сложных знаков системы из элементарных, возможные отношения между знаками системы при абстрагировании от того, каков смысл и значение знаков данной системы.

Семантика. При семантическом подходе рассматриваются множества отношений между знаками системы и тем, что они обозначают.

Прагматика. При прагматическом подходе исследуется множество отношений между знаками и теми, кто их использует.

Искусственные языки лишены прагматических измерений.

Билет 2

1) Понятие – это мысль, в которой обобщены в класс и выделены из некоторого множества предметы по системе признаков, общей только для этих выделенных предметов. (Слово «предмет» употребляется здесь в самом широком смысле.) Например, понятие «четырехугольник с равными сторонами и углами» выделяет множество квадратов из области четырехугольников на основе признака «иметь равные стороны и равные углы».

Понятие (наряду с суждением и научной теорией) - одна из основных форм отражения мира на рациональной, логической ступени познания.

Понятие представляет собой отражение единой мысли существенных признаков предмета. Оно может распространяться на один, несколько групп (класс) однородных предметов и явлений, обладающих одинаковыми признаками. Исходя из этого, в структуре каждого понятия нужно разделять две стороны: содержание и объем.

2)Содержание понятия - это совокупность существенных признаков предмета, мыслимого в понятии. Так, содержанием понятия "человек" является общественное существо, способное производить орудия труда. А содержанием понятия "государство" выступает власть экономически господствующих социальных сил и т.д.

Для раскрытия содержания необходимо путем сравнения установить признаки, которые необходимы и достаточны для выделения данного предмета и выяснения его отношения к другим предметам

3)Для образования понятия необходимо выделить существенные признаки предмета, применив с этой целью ряд логических приемов: сравнение, анализ, синтез, абстрагирование, обобщение. Эти приемы широко используются в познании. Чтобы составить понятие о предмете, нужно сравнить данный предмет с другими предметами, найти признаки сходства и различия.

Сравнение – логический прием, устанавливающий сходство или различия предметов. Выделение признаков связано с мысленным расчленением предмета на составляющие его части, стороны, элементы.

Мысленное расчленение предмета на части – анализ. Выделение с помощью анализа признаков позволяет отличить существенные признаки от несущественных и отвлечься, абстрагироваться от последних. Мысленное выделение признаков одного предмета и отвлечение от других признаков – абстрагирование.

Элементы, стороны, признаки предмета, выделенные с помощью анализа, должны быть соединены а единое целое. Это достигается с помощью приема, противоположного анализу, – синтеза, представляющего собой мысленное соединение частей предмета, расчлененного анализом. Признаки изучаемых предметов распространяются на все сходные предметы.

Билет 3

Понятие - это мысль, в которой по упорядоченной определённым образом совокупности признаков выделяется и обобщается в класс некоторое множество предметов, которое характеризуется данными признаками.

Содержание понятия - совокупность существенных признаков, которые характеризуют данный предмет. Бывает фактическое и логическое.

Фактическое - реальная совокупность признаков, на основе которых осуществлено обобщение и выделение предметов в понятии.

Логическое - понятие о предметах, которые не существуют в действительности, но применяются для построения абстрактного образа объективной реальности.

Объем понятия — класс (множество) предметов, на которые распространяется данное понятие. С увеличением содержания уменьшается объем и наоборот.

Виды понятий:

1. Пустое— это понятие, объем которых — 0. Это понятие несуществующих предметов, либо те, в которых содержатся противоречивые характеристики.

2. Единичное- мыслится один предмет (столица России). Объем=1.

3. Общее - мыслится множество однородных предметов, обладающих одинаковыми признаками.

4. Регистрирующие- понятия, конечные по объему (космонавт, население города, государство).

5. Нерегистрирующие- бесконечные по объему (звезда, молекулы, атом).

6. Собирательные- группа однородных предметов мыслится как единое целое (созвездие, полк, стая)

7. Разделительные— понятия, в которых мыслятся предметы как неразделенное целое (река, растение, птица; можно сказать: эта река, это растение).

8. Положительное- понятия, в которых мыслится наличие у предметов каких-либо признаков (грамотный, порядок).

9. Отрицательные- отрицают наличие тех или иных признаков (неграмотный, незаконный).

10. Соотносительные- это понятия, в которых мыслятся предметы, существование которых невозможно без других предметов (начальник, отец)

11. Безотносительные- понятия, в которых мыслятся предметы существующие независимо от других.

12. Конкретные- понятия, в которых мыслится сам предмет или класс предметов (рынок, транспорт)

13. Абстрактные- понятия, в которых мыслятся свойства или отношения между предметами.

14. Совместимые- понятия, в которых нет признаков, исключающих друг друга. Их объемы частично или полностью совпадают.

15. Несовместимые- понятия, в которых имеются исключающие друг друга признаки. Их объемы не совпадают ни в одном элементе.

Билет 4

Типы логических отношений между понятиями устанавливаются в зависимости от отношений между их объемами. Понятия бывают совместимыми и несовместимыми. (Не)совместимыми понятиями называются такие, объемы которых (не) пересекаются.

Отношения совместимости включают в себя:

1) тождественные (равнозначные)различаются по своему содержанию, но их объемы совпадают («первый человек в космосе» и «Юрий Гагарин»)

2) пересекающиеся- понятия, объемы которых частично совпадают

3) подчинение- отношение между понятиями, при котором объем одного понятия целиком входит в объем другого понятия, но не исчерпывает его.

Отношения несовместимости включают в себя:

1) Контрарность или противоположность - отношение между двумя понятиями, являющихся видами одного и того же рода, при котором одно понятие содержит какие-то признаки, а другое эти признаки не только отрицает, но и заменяет их другими исключающими признаками.

2) Контрадикторность - отношение между двумя понятиями, при котором в одном из понятий мыслится отсутствие признака другого.

Билет 5

Обобщение - логическая операция перехода от понятия с меньшим объемом к понятию с большим объемом. Другими словами, логическая операция перехода от видового понятия к родовому посредством усечения содержания исходного понятия. обобщение

Пример: Если из содержания понятия "Аграрный университет" исключить видовой признак "аграрный", то получим родовое понятие "университет", дальнейшим обобщением будет "высшее учебное заведение". Аграрный университет (А) Университет (В) Высшее учебное заведение (С)

Ограничение - логическая операция (обратная обобщению) перехода от понятия с большим объемом к понятию с меньшим объемом. Другими словами это есть переход от родовых понятий к видовым путем прибавления к содержанию родового понятия видообразующего признака.

Пример: Если в вышеприведенном примере взять за исходное понятие "Высшее учебное заведение", то понятие "университет" можно рассматривать как его ограничение, а понятие "Аграрный университет" будет ограничением последнего. Более сложными операциями над понятиями являются деление и классификация.

Операции обобщения и ограничения проделываются нами на каждом шагу. Если человеку нужно купить хлеб, то он пойдет в магазин продуктов, а в поисках обуви отправится в обувной или промтоварный магазин. Если необходимо понять какое-либо явление, то стоит попытаться определить, к какому классу оно относится. И затем признаки этого класса со спокойной совестью распространяются и на это явление по принципу: признак, присущий классу предметов, присущ и каждому элементу этого класса (см. также вопрос об определении понятий)

Билет 6

Определение (дефениция) понятия - логическая операция, которая раскрывает содержание понятия либо устанавливает значение термина. С помощью определения мы в явной форме указываем на сущность отражаемых в понятии предметов, раскрываем содержание понятий и тем самым отличаем круг определяемых предметов от других предметов.

Определения бывают реальными и номинальными

С помощью реальныхопределений определяется понятие, а с помощью номинальных- термин, обозначающий понятие, с помощью номинальных определений вводятся также новые термины, краткие имена взамен более сложных описаний предметов. Например, «операция сложения обозначается знаком +».

Наши рекомендации