Учебно-методические материалы для студентов

Практическое занятие № 1.

Логика как наука.

1. Предмет логики. Мышление. Познание. Этапы познания.

2. Формы мышления.

2.1. Понятие;

2.2. Суждение;

2.3. Умозаключение.

3. Законы логики.

3.1. Закон тождества;

3.2. Закон непротиворечия;

3.3. Закон исключенного третьего;

3.4. Закон достаточного основания.

Литература:

  1. Курбатов В.И. Логика. Ростов-на-Дону, 1996 и др. с. 3- 27. Конспект с. 22-27.
  2. Рузавин Г.И. Логика и аргументация. М., 1997 г. с. 12-19, с. 222 – 239.
  3. Лагута О.Н. Логика и лингвистика. Новосибирск, 2000 г. Разд. 1,2.
  4. Логика. Минск, 1974. С. 3-13, 126-148.

Задание: выполните упражнения по теме «Законы логики»: 1; 3 (1-5); 6;8; 10 (1-5); 15, 16, 17 (1-5), 19 (1-5).

Практическое занятие № 2-3.

Понятие как форма мышления.

1. Понятие как форма мышления.

2. Приемы формирования понятия.

3. Содержание и объем понятия.

4. Отношения между понятиями.

5. Деление понятий.

6. Правила деления понятий.

Литература:

1. Курбатов В.И. Логика. Ростов-на-Дону, 1996 и др. с. 49 – 50 (отношение между понятиями). С. 64 – 67.

2. Рузавин Г.И. Логика и аргументация. М., 1997 г. с. 39 – 64.

3. Лагута О.Н. Логика и лингвистика. Новосибирск, 2000 г. Разд. 4

4. Логика. Минск, 1974. с. 27-47, с. 53-83.

Задание: выполните упражнения по теме «Понятие»: 1 а)б); 5; 10 в), д), е); 11 (Северный полюс, засушливое лето); 12;13;14;15;16;17.

Практическое занятие № 4.

Cуждение как форма мышления.

1. Суждение как форма мышления.

2. Состав простого суждения и его виды.

3. Сложное суждение и его виды.

4. Отношения между суждениями по истинности. "Логический квадрат".

5. Понятие модальности суждений.

Литература:

1. Курбатов В.И. Логика. Ростов-на-Дону, 1996 и др. с. 51 – 52, 54-57.

2. Рузавин Г.И. Логика и аргументация. М., 1997 г. с. 76-97, 118-119. Конспект: с. 114-118. с. 125 упражнение 18.

3. Лагута О.Н. Логика и лингвистика. Новосибирск, 2000 г. Разд. 6.

4. Логика. Минск, 1974. с. 85-120.

Задание: выполните упражнения по теме «Суждение»: 1(1-5), 2(1-5), 3, 4(1-5), 5(1-5), 6(1-5), 8 (1-5), 13 (1-5); «Вопрос»: 1,2,3.

Практическое занятие № 5-6.

Умозаключение как форма мышления.

1. Умозаключение как форма мышления, его структура.

2. Необходимые умозаключения.

2.1. Необходимые умозаключения, основанные на отношениях между понятиями (непосредственные умозаключения, простой категорический силлогизм: энтимема, сложный категорический силлогизм: сложносокращенный силлогизм, умозаключения из суждений с отношениями).

2.2. Необходимые умозаключения, основанные на отношениях между суждениями (условные умозаключения, условно-категорические, разделительно-категорические и условно-разделительные: дилемма, виды диллем).

3.Правдоподобные умозаключения.

3.1. Индуктивные умозаключения (полная индукция, математическая индукция, обобщающая индукция: индукция через простое перечисление (энумеративная индукция), элиминативная индукция, индукция через отбор (ненаучная индукция, лженаучная индукция, научная индукция)).

3.2. Умозаключения по аналогии (аналогии свойств и отношений, научная, ненаучная и ложная аналогии. Условия состоятельности выводов по аналогии).

Литература:

1. Курбатов В.И. Логика. Ростов-на-Дону, 1996 и др. с. 67 - 84.

2. Рузавин Г.И. Логика и аргументация. М., 1997 г. с. 148 – 156, 159 – 164, 167 – 170, 177 – 192, 210 - 214.

3. Логика. Минск, 1974. с. 150-156, 169-179, 196-210, 219-228, 231-232, 235-241, 252-262.

Задание: выполните упражнения по теме «Умозаключение»: 1(1-5), 3(1-5), 4(1-3), 7,8,9,10,11,12(1-4), 13 (1-5).

Практическое занятие № 7.

Итоговая контрольная работа.

УПРАЖНЕНИЯ[1]

Упражнения по теме «Законы логики»

Упражнение № 1

Укажите на обстоятельства, явившиеся причиной отступления от требования закона тождества:

а) Некто Адамс, шевелюра которого стала катастрофически редеть, написал в научно-исследовательский центр одной химической компании письмо с просьбой посоветовать ему, как сохранить волосы. Через некоторое время пришел ответ: "Вы лучше сохраните волосы, если будете собирать их в полиэтиленовый мешок с кусочками нафталина. Мешок рекомендуется держать в темном, прохладном и не слишком сухом месте".

б) По преданию, легендарный царь Крез, обратившийся к дельфийскому оракулу с вопросом, переходить ли ему со своей ратью реку Галис, получил ответ: "Если будет перейдена река Галис, то рухнет могучее царство". Войска Креза переходят реку, и могучее царство действительно гибнет, только им оказывается царство самого Креза.

в) "В трактире "У чаши" сидел только один посетитель. Это был агент тайной полиции Бретшнейдер. Трактирщик Паливец мыл посуду, и Бретшнейдер тщетно пытался завязать с ним серьезный разговор.

...- А когда-то здесь висел портрет государя императора... Как раз на том месте, где теперь зеркало.

- Вы справедливо изволили заметить, - ответил пан Паливец, - висел когда-то. Да только гадили на него мухи, так я убрал его на чердак. Знаете, еще позволит себе кто-нибудь замечание, и посыплются неприятности. На кой черт мне это надо?

...Бретшнейдер показал Паливцу своего орла, с минуту глядел на трактирщика и потом спросил:

- Вы женаты?

-Да.

- А может ваша жена вести дело вместо вас?

- Может.

- Тогда все в порядке, уважаемый, - весело сказал Бретшнейдер.

- Позовите вашу супругу и передайте ей все дела. Вечером за вами приедем...

- Не тревожься, - утешал Паливца Швейк. - Я арестован всего только за государственную измену.

- Но я-то за что? - заныл Паливец. - Ведь я был так осторожен! Бретшнейдер усмехнулся и с победоносным видом пояснил:

- За то, что вы сказали, будто на государя императора гадили мухи. Вам этого государя императора вышибут из головы" (Я. Гашек. Похождения бравого солдата Швейка).

г) "...- Взгляни-ка на дорогу! Кого ты там видишь?

- Никого, - сказала Алиса.

- Мне бы такое зрение! - заметил Король с завистью. - Увидеть Никого! Да еще на таком расстоянии! А я против солнца и настоящих-то людей с трудом различаю! (Л. Кэрролл. Алиса в Зазеркалье).

Упражнение №2

Определите, какой двойной смысл имеют высказывания?

1) Встречать гостей из Москвы приехали представители завода. 2) Что порождает текучесть рабочей силы? 3) Елку украшали девочки с учительницей второго класса. 4) Рабочие бригады выполнили задание. 5) Нам предложили почтить вставанием память умерших адвокатов. К сожалению, это редко происходит. 6) Составили акт о списании малоценного имущества с прораба Антонова, пришедшего в негодность. 7) Вам приходится объяснять самыепростые вещи.

Упражнение №3

Нарушен ли закон тождества?

1) «Он долго садился на лошадь с поломанной ногой». 2) «Беспрерывно заполняются мешки пенсионерами и женщинами, мужчины их быстро увозят с поля». 3) «Но в день приезда на ферму на дверях красного уголка был огромный замок, и несколько животноводов пытались в него попасть».4) «Прошу снять меня с антенны в связи с переездом на другое место жительства» (из заявления). 5) Ю. Семенов в романе «Приказано выжить» описывает эпизод: 15-летний сын Мюллера (одного из персонажей «Семнадцать мгновений весны»), паро­дируя Гитлера, выкрикивает лозунги национал-социалистов: «Каждый немец имеет право на землю!», «Каждый ариец будет обеспечен работой!», «Каждый подданный... германской нации – самый счастливый человек в мире и готов защищать свою сво­боду...!». Однако Фриц Мюллер ко всем этим... лозунгам сделал комментарии: к первому – «в количестве одного метра на кладби­ще!», ко второму – «в лучшем концлагере!», к третьему – «а если откажется, то мы его быстренько повесим на столбе!». По распоря­жению отца мальчик был призван в армию и убит, что гаранти­ровало сообщение о его героической смерти, спасавшее Мюллера-старшего. 6) Е. Тарле в книге «Наполеон» рассказывает, как изменялись понятия, которыми характеризовался Наполеон в парижской прессе с момента его высадки в бухте Жуан до вступления в Париж: «Первое известие: «Корсиканское чудови­ще высадилось в бухте Жуан», второе – «Людоед идет к Грассу», третье – «Узурпатор вошел в Гренобль», четвертое – «Бонапарт занял Лион», пятое – «Наполеон приближается к Фонтенбло», шестое – «Его императорское величество ожидается сегодня своем верном Париже». Все эти понятия уместились в одних и тех же газетах при одной и той же редакции на протяжении нескольких дней».

Упражнение №4

Равнозначны ли суждения?

1) Погода хорошая. Погода ясная и теплая. 2) Виновность обвиняемого не была доказана. Невиновность обвиняемого была доказана. 3) Он солгал. Он – лжец. 4) Он сказал нелепость. Он неумный человек. 5) Дом сгорел. От дома осталось одно пепелище. 6) Иванов способен. У Иванова только отличные и хорошие оценки в зачетной книжке. 7) Грибы делятся на съедобные и несъедобные. Грибы делятся на ядовитые и неядовитые. 8) В. Вайскопф, физик-теоретик, открывая в Бруклине первую конференцию по истории ядерной физики, сказал: «Учитель-историк был крайне недоволен мною и сказал: «Ты не знаешь никаких дат».А я ответил: «Нет, я знаю все даты, я только не знаю, что в эти даты происходило».

Упражнение № 5

Какие из приведенных ниже понятий являются противоречивыми:

а) солнечная ночь; 6) сухая вода; в) холодный огонь; г) равносторонний прямоугольный треугольник; д) разомкнутая окружность; е) конечная бесконечность; ж) вечный двигатель; з) горячий лед; и) неправильное правило; к) ослепительная темнота; л) таинственная мудрость; м) глупая мудрость; н) сухопутный кит; о) живой труп; п) сказочная действительность; р) непротяженное тело.

Упражнение № 6

В чем состоит нарушение закона противоречия в следующих примерах:

В самый солнцепек вернувшись домой, говорится в одном из анекдотов о Нассредине, эфенди попросил жену: "Принеси-ка мне миску простокваши! Нет ничего полезней и приятней для желудка в такую жару!" Жена ответила: "Миску? Да у нас даже ложки простокваши нет в доме!" Эфенди сказал: "Ну и ладно, ну и хорошо, что нет. Простокваша вредна человеку". "Странный ты человек, - сказала жена, - то у тебя простокваша полезна, то вредна. Какое же из твоих мнений правильно?" Эфенди ответил: "Если она есть дома, правильно первое, а если ее нет, правильно второе".

б) При покупке мертвых душ Чичиков говорит Собакевичу:

- Вы, кажется, человек умный, владеете сведениями, образованности. Ведь предмет просто фу-фу. Что ж он стоит? Кому нужен?

- Да вот вы же покупаете, стало быть нужен,

Здесь Чичиков закусил губу и не нашелся, что отвечать.

в) В романе И. С. Тургенева "Рудин" есть такой диалог Рудина и Пигасова: " - Прекрасно! -промолвил Рудин. - Стало быть, по-вашему, убеждений нет?

- Нет и не существует.

- Это ваше убеждение?

-Да

- Как же вы говорите, что их нет? Вот вам уже одно, на первый случай. Все в комнате улыбнулись и переглянулись".

Упражнение № 7

Нарушен ли закон противоречия?

1) «Мы сможем добиться хороших результатов, пополнив ряды передовиков отстающими». 2) «Завмаг Шорин крайне дисциплинированный, честный и скромный работник, пользуется авторитетом среди работников торга. За период шести месяцев работы он получил всего три выговора с последним предупреждением, а в дальнейшем был уволен за нарушения пра­вил торговли. До задержания он добровольно восстановил при­своенные 2495 рублей». 3) «Трудно с тобой и легко. И приятен ты мне, и противен. Жить я с тобой не могу, и без тебя не могу». 4) «...мама, ваш сын - прекрасно болен». 5) «Смотри, ей весело грустить, такой нарядно обнаженной».

Упражнение № 8

Какие пары суждений являются противоречащими, какие — противоположными?

1) Вы с нами. Вы против нас. 2) Все свидетели дают истинные показания. Ни один свидетель не дает истинных показаний. 3) Все владивостокцы любят свой город. Некоторые владивостокцы не любят свой город. 4) Он — революционер. Он — контрреволюционер. 5) Некоторые предметы дореволюционного быта предстаавляют сейчас историческую ценность. Ни один предмет дореволюционного быта не представляет исторической ценности.

Упражнение № 9

Отредактируйте высказывания в соответствии с законом противоречия

1) «Она была лидером в своей группе, но никто из группы не признавал этого». 2) «Он все знал и все умел, но на наши вопросы ответить не мог». 3) «В конторке цеха Дальзавода растет мандариновое дерево, а на его ветвях зреют около десятка крупных плодов... Мороз, холодный ветер, а на окне зреют маленькие оранжевые плоды».

Упражнение № 10

Нарушен ли закон исключенного третьего?

1) «Пронзительный ветер рвал пологи палаток. Кругом холодное, неприветливое безмолвие». 2) «На предприятиях, в колхозах и совхозах, в учебных заведениях области насчитывается 465 первичных организаций ОСВОДа. Они включают в себя более ста человек». 3) «Праздник продолжался, все веселились, но многие были подавлены случившимся». 4) «Раннее утро. Начинают просыпаться после ночной службы пограничники». 5) «День начинался туманный, такой же, как в то далекое и незабываемое ясное утро». 6) «Максимов и командир корабля выходили молча, о чем-то переговариваясь». 7) Вдоль строя шел генерал. Под фуражкой блестела на висках проседь, но держался он молодцевато, да и форма – высокая курчавая папаха, плотно облегавшая шинель, лампасы – красила, молодила генерала». 8) «Предложение было принято единогласно. Четвертый курс счел необязательным голосовать». 9) «Все мы любим эту необычную манеру исполнения, но многие из нас ругают его именно за это». 10) «Около 25 лет трудится на нашем .заводе Надежда Антоновна... Тридцать из них – машинистом крана». 11) Он обладал необычайной скромностью, на что сам неоднократно указывал. 12) «Не изменяй!» – ты говоришь любя. «О, не волнуйся, я не изменяю. Но, дорогая, как же я узнаю, что в мире нет прекраснее тебя?». 13) «Вы говорите, что можно есть все грибы? Да, но некоторые из них – только раз в жизни».

Упражнение № 11

Сформулируйте истинные суждения, если исходные высказывания ложны

1) Нет один, человек, не был на Луне. 2) Все шары в ящике красные. 3) Все студенты – отличники. 4) Все предметы обладают свойством А. 5) Некоторые машины создают энергию из ничего. 6) Все суждения, перечисленные в этом заданий истинны.

Упражнение № 12

Постройте отрицание утверждений и определите, что истинно — утверждение или отрицание?

1) Все университетские аудитории холодные. 2) Все растения являются лекарственными. 3) Некоторые реки впадают в Японское море. 4) Байкал – самое глубокое озеро в мире. 5) Четные числа не делятся на два.

Упражнение № 13

Отредактируйте высказывания в соответствии с законом исключенного третьего

1) «Был безветренный вечер, по речной глади озера скользила лишь одна моторная, лодка». 2) «Семена, собранные здесь, идут на закладку будущих дубрав, где вырастут лишь стройные мачтовые сосны и мощные ели». 3) «Слесарь опытно-показательного редукторного завода токарь И. П. Сенченко...». 4) «После долгого перерыва сборная СССР вышла в финал чемпионата мира по футболу. И мы не могли нарушить давнюю традицию – объявлять на страницах газеты блиц-конкурсы любителей хоккея». 5) «Труп был теплый, но признаков жизни почему-то не подавал».

Упражнение № 14

1) Установите к каким из следующих пар понятий применим закон исключенного третьего грамотный – неграмотный; б) глубокий - мелкий; в) верующий - неверующий; г) верующий –атеист; д) протяженное тело – непротяженное тело; е) доказуемый – недоказуемый; ж) сладкий – горький; з) убежденный – уверенный; и) сообразительный - схватывающий на лету; к) обратимый - необратимый.

Упражнение №15

Найдете ли вы здесь нарушения закона исключенного третьего?

а) К мудрецу пришел крестьянин и сказал: "Я поспорил со своим соседом". Он изложил суть спора и спросил: "Кто прав?" Мудрец ответил: "Ты прав". Через некоторое время к мудрецу пришел второй из споривших. Он тоже рассказал о споре и спросил: "Кто прав?" Мудрец ответил: "Ты прав".

"Как же так, - спросила мудреца жена, - тот прав и другой прав?" "И ты права, жена", -ответил мудрец.

б) - Конечно, Иванов не отличник, но, с другой стороны, у него нет других оценок, кроме пятерок.

в) - Я, конечно, не хочу сказать, что за истекший период наша организация ничего не делала. Но я не возьму на себя смелость и утверждать, что организация что-нибудь делала.

г) "Один там только и есть порядочный человек: прокурор, да и тот, если правду сказать,

свинья". (Н. В. Гоголь).

д) Все заметно волнуются. Невозмутимы только бывалые воины, а их среди нас не так уж мало.

е) В пьесе Ж.-Б, Мольера "Мещанин во дворянстве" есть такой диалог:

Г-н Журден: ... А теперь я должен открыть вам секрет. Я влюблен в одну великосветскую даму, и мне бы хотелось, чтобы вы помогли мне написать ей записочку, которую я собираюсь уронить к ее ногам.

Учитель философии: Отлично.

Г-н Журден: Ведь правда, это будет учтиво?

Учитель философии: Конечно. Вы хотите написать ей стихи?

Г-н Журден: Нет-нет, только не стихи.

Учитель философии: Вы предпочитаете прозу?

Г-н Журден: Нет, я не хочу ни прозы, ни стихов.

Учитель философии: Так нельзя: или то, или другое.

Г-н Журден: Почему?

Учитель философии: По той причине, сударь, что мы можем излагать свои мысли не иначе как прозой или стихами.

Г-н Журден: Не иначе как прозой или стихами?

Учитель философии: Не иначе, сударь. Все, что не проза, то стихи, а что не стихи, то проза.

Упражнение №16

Является ли первое из двух приведенных ниже суждений достаточным основанием для второго суждения?

а) Он хорошо учится. Он достоин именной стипендии.

б) У него плохое материальное положение. Ему необходимо поставить на экзаменах высокую оценку.

в) Это предложение длинное. Это предложение сложное.

г) Данная мысль построена правильно. Данная мысль истинна.

д) Данное определение соответствует правилам логики. Данное определение логически правильно.

Упражнение №17

Нарушен ли в следующих примерах закон достаточного основания?

1) Виолетта собралась разводиться.

- В чем причина вашего развода? - спрашивает судья.

- Мой муж меня больше не любит!

- Это серьезное обвинение, - замечает судья. - А какие у вас основания для этого?

- Как какие? Мой последний ребенок не от него...

2) Заполняя анкету по переписи населения, молодой человек спрашивает вдову, когда умер ее муж.

- Восемь лет назад, - печально отвечает она.

- А дети у вас есть?

- Да, трое. Чарли - одиннадцать, Мэри - семь и маленькому Джонни - три годика.

- А мне послышалось, что ваш муж умер восемь лет тому назад.

- Да, это так. Но умер муж, а не я.

3) «Судья не может меня судить, так как он сам замешан в преступлении». 4) «Категорически отвергаю, будто я – мелкий хулиган, поскольку я человек с высшим образованием». 5) Эта инструкция не отвечает современным требованиям, поэтому мы ею не пользуемся. 6) Попытки установить контакт с мыслящими существами в других мирах ни к чему не привели. Значит, нет миров, населенных мыслящими существами, кроме планеты Земля. 7) «Мы велики! Мы свободны! Мы достойны восхищения! Мы все так говорим, значит, это правда»,– кричали обезьяны». 8) «У Петровых сломались стиральная машина и пылесос, а у Ивановых все в порядке, потому что они поставили свою бытовую технику на абонементное обслуживание». 9) «Виновность обвиняемого доказана и вещественным доказательством (финским ножом), который еще не обнаружен». 10) «По эстетическому воспитанию детей проведена определенная работа: отстранен от должности замдиректора по хозяйственной работе». 11) «Конечно, совсем без лопаты не обойтись, поэтому на пороработке зерна заняты преимущественно женщины». Упражнение №18

Наши рекомендации