Идентификация нынешнего состояния семьи и ее желаемого состояния 4 страница

Вернемся теперь к проблеме использования Метамодели психотерапевтом. Обратимся к уже цитированному примеру ПС:

I'm scared

Я напуган (Я боюсь)

Услышав от пациента эту ПС, психотерапевт в соот­ветствии с методом постановки вопросов по Метамодели спрашивает:

Напуган кем/чем?

Боитесь кого-чего?

Обратите внимание на то, что в качестве входного сиг­нала психотерапевт берет ПС, в которой имеется опуще­ние, и ставит вопрос, относящийся к опущенной части. Этот процесс можно представить иначе, заявив, что воп­рос, поставленный в соответствия с Метамоделью,— это требование, обращенное к пациенту выполнить обратную операцию. Символически это можно представить следую­щим образом:

d (I'm scared) (scare (someone/thing, me)

(Я напуган) -” (ПУГАТЬ кого-нибудь/что-нибудь, ме­ня)

и сообщить терапевту о полученном результате.

Сбор информации

Чтобы эффективно помочь пациенту, психотерапевт должен понять модель пациента и процессы моделирова­ния, применяемые пациентом для организации собствен­ного опыта. Первое множество вопросов или способов усомниться в сказанном, основывающихся на Метамодели и на форме ПС пациента, связано со следующими различениями Метамодели:

Опущение

Отсутствие референтного индекса

Неконкретные глаголы

Номинализации

формальная особенность установления связи между каждым из этих различении и соответствующими вопроса­ми Метамодели состоит в том, что вопрос представляет собой нечто, обратное нарушенному различению обнару­женному различению по Метамодели.

Обратимся, например, к опущению. Когда психотера­певт обнаруживает, например, репрезентацию в форме ПС, в состав которой входит словосочетание без референт­ного индекса, — то есть в результате моделирования паци­ента при переходе от Референтной Структуры к Глубин­ной Структуре произошла утрата референтного индекса, вопрос, рекомендуемый Метамоделью, представляет со­бой, фактически, требование выполнить обратный процесс моделирования. Так, например:

Пациент: Люди пугают меня (Я боюсь людей).

Психотерапевт: Кто конкретно пугает вас? (Кого конк­ретно вы боитесь?)

или же в символической форме:

- Пациент (г) -* Психотерапевт/Пациент (г)

Два остальных различения и связанные с ними вопро­сы, по Метамодели, также обратные, для них имеется па­раллельный символический способ представления:

Неконкретные глаголы

Пациент: Мой отец пугает меня. Пациент (V)

Психотерапевт: Как конкретно он пугает вас?

Психотерапевт/Пациент (V)

[Академия Знакомств [Soblaznenie.Ru] - это практические тренинги знакомства и соблазнения в реальных условиях - от первого взгляда до гармоничных отношений. Это спецоборудование для поднятия уверенности, инструктажа и коррекции в "горячем режиме". Это индивидуальный подход и работа до положительного результата!]

Номинализации

Пациент: Я хочу уважения. Пациент (п)

Психотерапевт: От кого вы хотите, чтобы он уважал вас?

Психотерапевт/Пациент (п)

Таким образом, в первой фазе психотерапевтической работы — сбор информации — реакция психотерапевта, согласно формальной генерализации, состоит в том, чтобы потребовать от пациента, чтобы он выполнил обратную операцию языкового моделирования. Пусть греческий символ представляет класс, состоящий из четырех разли­чении Метамодели, заданных стволами: d, г, v, n.

Тогда эту генерализацию можно отобразить следую­щим образом:

Пациент:

Психотерапевт/Пациент (-1 )

В рамках этой группы два других имеющихся отноше­ния, на которые мы бы хотели показать. Во-первых, про­цессы г и v и связанные с ними вопросы Метамодели г1 и v-1 представляют собой тождественные процессы за исклю­чением области (множества вещей, к которым они отно­сятся) , над которой определены. Процесс отображает име­на с референтными индексами в имена без референтных индексов, а в процессе гну отображается трансформация более или менее конкретных глаголов в менее конкретные глаголы. Процессы г* и v-1 осуществляют обратные отобра­жения:

г1 (именное сочетание без референтного индекса) (именное сочетание с референтным индексом).

v-' (относительно неконкретный глагол) (относитель­но более конкретный глагол).

Таким образом, в область функции г и г1 входят имен­ные словосочетания, а в область v и v"' глаголы.

Другими словами, г и v — это сложные функции, кото­рые разлагаются на два первых процесс + категориальный сдвиг. В ходе процесса номинализации происходит сдвиг лингвистической репрезентации с репрезентацией преди­ката в именную репрезентацию из процессуальной репре­зентации в событийную репрезентацию. Таким образом, пациент переходит от репрезентации Глубинной Структу­ры к репрезентации в виде Поверхностной Структуры.

The frustration wovies, me Пациент (п)

ГЛУБИННАЯ СТРУКТУРА = S

идентификация нынешнего состояния семьи и ее желаемого состояния 4 страница - student2.ru

(Фрустрация беспокоит мена)

Психотерапевт в ответ спрашивает согласно Метамодели:

Whose frustrating whom worries you?

Чье фрустатирование (кого) беспокоит вас?

то есть Психотерапевт/Пациент (п 1)

Один из паттернов научения, который мы снова и сно­ва замечали во время наших семинаров, состоит в том, что люди, изучающие Метамодель, имеют тенденцию зацик­ливаться. Часто они описывают этот опыт: “Ходишь и хо­дишь по кругу, и никуда не приходишь”. Зацикливание происходит, когда психотерапевт не выходит за рамки пат­тернов первого уровня в процессах d, г, v и п и в обратных процессах (обратных паттернах) г ' ,п -1.

Читатель отметит для себя, что такое часто происходит и на других уровнях структуры. При работе с полярно­стью, например, если психотерапевт играет противопо­ложную полярность, то есть обратную полярность на уров­не образования паттернов, пациент оказывается замкнут в доминирующую полярность или полярность, обратную по­лярности, исполняемой психотерапевтом.

Чтобы разорвать порочный круг, психотерапевт разви­вает в себе способность слышать и ставит под вопрос разли­чения, характерные для следующей фазы.

ИДЕНТИФИКАЦИЯ ОГРАНИЧЕНИЙ МОДЕЛИ МИРА

Во второй фазе психотерапии наиболее полезны разли­чия Метамодели, предназначенные для идентификации границ модели, применяемой пациентом для организации своего текущего опыта. Конкретно в их число входят:

Модальные операторы

Семантическая неправильность

Причина-Следствие

Чтение Мыслей

Утраченный Перформатив

Когда пациент употребляет ПС, в состав которых вхо­дит модальный оператор возможности или необходимости, он в буквальном смысле задает пределы своей модели. Его коммуникация представляет собой прямую языковую репрезентацию той части его модели, в которой выборы неадекватны или просто отсутствуют. Обратим внимание на то, что Метамодельные вопросы-вызовы, относящиеся к модальным операторам, — это просьба, обращенная к па­циенту восстановить опущение более высокого уровня, эти вопросы основаны на допущении о наличии семантически неправильного процесса моделирования Причина-Следствие.

Например: Пациент: Я не мог уехать из дома.

Психотерапевт: А что случилось бы, если бы вы уехали из дома? или Психотерапевт: Что не позволяет вам уехать из дома?

В первой реакции психотерапевта по Метамодели ут­верждение пациента рассматривается в качестве причины чего-либо, поэтому пациента просят конкретизировать, какое следствие возникает, если он сделает то, что, как он утверждает, сделать невозможно. Во втором случае утвер­ждение пациента воспринимается как Следствие, и паци­ента просят конкретно указать, в чем причина этой пред­полагаемой невозможности. В обоих случаях утверждение воспринимается психотерапевтом как часть семантически неправильного отношения Причина-Следствие (как Х или Y нижеследующей формы):

Х причиняет Y

а от пациента требуется, чтобы он восстановил матери­ал, опущенный при отображении Референтной Структуры в Глубинной Структуре. Таким образом, паттерны d и d-1 встречаются на этом более высоком уровне образования паттернов. В первой фазе d и d-1 — это процессы, происхо­дящие между ГС и ПС. Здесь же, в фазе 2 процессы осуще­ствляются между Референтной и Глубинной Структурами.

Ответ пациента на вопросы, поставленные по Метамодели и обращенные к модальным операторам, представля­ют собой, как правило, одну из форм семантической не­правильности. Так как вопросы психотерапевта предлага­ют семантически неправильное отношение Причина-Следствие, ответ пациента будет как минимум семантически неправилен именно в этом конкретном отно­шении. Кроме того, пациент может реагировать и другими формами семантической неправильности.

Чтение Мыслей

Я знаю, что моему отцу будет плохо, если я уеду из дома (дословно: ...отец будет испытывать плохие чувст­ва...будет чувствовать себя плохо (в эмоциональном отно­шении).

Утраченный Перформатив”

Было бы неправильно уехать из дома. Уехать из дома было бы неправильно.

На этом уровне структуры Метамодельный вопрос-вы­зов чтению мыслей — это : V'' Психотерапевт: Как конк­ретно вы знаете, что ваш отец...?

На первом уровне образования паттернов Метамодельный вопрос-вызов на утраченный перформатив — это d-1, то есть операция, обратная опущению, которое осуще­ствляется между ГС и ПС (поскольку языковая репрезен­тация опущения перформатива — это процесс, совершаю­щийся между ГС и ПС). Если пациент произносит в ответ семантически неправильное утверждение Причина-След­ствие, вроде: My father's feeling bad stops me from leaving home

(Плохие чувства моего отца останавливают меня от отъезда из дома) или (от отъезда из дома меня останавли­вает то, что это вызовет плохие чувства у моего отца).

Тогда можно применить обычный Метамодельный вопрос-вызов. Обратившись к пациенту с просьбой конкре­тизировать процесс, посредством которого осуществляется эта Причинно-Следственная связь.

Для понимания глобальной стратегии важнее, однако, тот факт, что две основные формы семантической непра­вильности — Причина-Следствие и Чтение Мыслей — это языковые репрезентации нечетких функций, которые в настоящий момент пациентом не контролируются. То есть появление модальных операторов и успешное применение процессов d ' ,r' ,v' ,n-1 на уровне 1 (между ГС и ПС) и на уровне 2 (между Референтной и Глубинной Структурами) сигнализирует психотерапевту, что пришло время перехо­дить в третью фазу выбора методов оказания помощи па­циенту в его изменении.

Выбор техники изменения

Теперь психотерапевт готов приступить к выбору тех­ник для оказания помощи пациенту в его изменении. В двух первых фазах он установил, какие части модели па­циента обеднены, а затем он выявил пределы модели паци­ента. Подвергая эти пределы сомнению, психотерапевт идентифицирует основной семантический неправильный процесс моделирования, участвующий в организации этой части модели пациента. Выбор и осуществление эффек­тивной техники изменения — главная задача психотерапевта на этой фазе. Чтобы выбор оказался удачным, пси­хотерапевт может построить так называемое мгновенное описание пациента. Под мгновенным описанием мы име­ем в виду такое представление пациента, в котором содер­жится минимальный объем информации, необходимой психотерапевту, чтобы выбрать и осуществить эффектив­ную технику изменения. Основываясь на собственном опыте, мы разработали “шестерку.” (six-turple) — вектор с шестью позициями для информации. Каждая из этих шес­ти позиций, или переменных, имеет различные возмож­ные значения, входящие в область изменения переменно. Полный вектор представляет собой мгновенное описание пациента и содержит в себе информацию, достаточную для выбора и применения техники изменения.

Представим этот вектор следующим образом:

I,R,J,S,F,M

где:

1 — переменная,, охватывающая входной канал, ис­пользуемый пациентом для этой проблемы;

R — переменная, охватывающая ведущую Репрезента­тивную систему пациента для этой проблемы;

О — переменная, охватывающая выходной канал, ис­пользуемый пациентом для этой проблемы;

S — переменная, охватывающая Сейтер-категорию па­циента, реализующаяся в условиях стресса в случае воз­никновения данной проблемы;

F — переменная, охватывающая тип семантической неправильности, используемой пациентом для данной проблемы;

М — наиболее часто встречающееся нарушение, каса­ющееся различении Метамодели в случае данной пробле­мы.

Ниже следует список шести переменных и связанных с ними областей изменения:

I=V (визуальная), К (кинестетическая), А (аудиальная), D (дискретная)

R = V (визуальная), К (кинестетическая), А (аудиальная),D (дискретная)

О = V (визуальная), К (кинестетическая), А (аудиальная), D (дискретная)

S •= 1 (плакате?), 2 (блаймер), 3 (сверх-рассудочный), 4 (разбросанный)

F = СЕ (причина-следствие), МР (чтение мыслей), LP (утраченный перформатив)

М = d (опущение), v (неконкретный глагол), г (отсут­ствие референтного индекса), п (номинализация)

Рассмотрим, к примеру, следующее:

Майкл рассказывает психотерапевту, что не справля­ется с заданиями в колледже. Вначале он жалобным голо­сом заявляет, что “чувствует себя задавленным объемом работы”. Школа разрушает в нем чувство уверенности в себе. “Я пытался жаловаться преподавателям на несовер­шенство образовательной системы, но они лишь снисходи­тельно выслушивали меня. А я чувствую себя только хуже, когда стараюсь объяснить им, и это выражение сочувствия на лице, и то, как они огорчены за меня — мне просто тошно в животе”.

Рассказывая о себе, Майкл жестикулировал: движение пальцем, как бы грозя ребенку, удары кулаком по ручке кресла.

Мгновенное описание Майкла можно было бы пол­учить с помощью следующего процесса:

I=V R=K

Главный входной канал Ведущая репрезент. система

S = 2 Главная Сейтер-категория F-CE Главная семанти­ческая неправиль­ность

Визуальный Кинестети­ческая Блаймер Причина-Следствие

Он видел объем рабо­ты и выражение сочувст­вия и огорчения. Чувствовал себя за­давленным, чувство­вал себя только хуже, тошнит в животе. Грозящие движения пальцем, резкий тон голоса, жалобы пре­подавателям. Рефе­рентный индекс от­ветственности. Работа вызывает в нем чувство подав­ленности. Преподава­тели вызывают чувст­во тошноты. Школа разрушает в нем чув­ство уверенности в са­мом себе.

М •- N Главное нарушение по Метамодели О =• Д Главный выходной

Номинали-зация Дискретный

Школа, чувство уве­ренности в самом се­бе, совершенство сис­темы образования. Выражение сочувст­вия, огорчения. Манера разговора — жалоба

Таким образом, получившееся в итоге главное уравне­ние, или мгновенное описание, можно было бы предста­вить следующим образом:

Майкл—(V, К, Д, 2, СЕ, N)

общая форма вектора:

{I, R, О, S. F, М)

Возникает вопрос, как эта репрезентация может быть как полезным умением, так и инструментом для психоте­рапевта. Точнее говоря, какое множество условий способ­но помочь терапевту сформулировать стратегию эффек­тивной психотерапии, или же в качестве комплекса усло­вий, предсказывающих необходимость применения той или иной техники для получения определенного правиль­ного результата психотерапии. Здесь понятие правильно­сти становится бесценным инструментом.

Как вы, должно быть помните по частям II и III, для того, чтобы произошла интеграция, чтобы начался рост, необходимо правильно рассортировать полярности. Вы по­мните также, по разделу о нечетких функциях, что непра­вильные уравнения приводили к отсутствию выбора и, значит, к невозможности справиться с жизненными труд­ностями. Вышеприведенное уравнение Майкла (мгновен­ное описание) — неправильное. Визуальная информация репрезентирована кинестетически нечеткой функцией, которая причиняет ему боль, не позволяя получить от жизни то, чего ему хочется. Для того, чтобы, основываясь на этом описании, построить стратегию психотерапии, мы должны сначала очертить для себя ограничения, налагае­мые требованиями правильности.

Наши рекомендации