Примерный набор слов для исследования непосредственной и
Логической памяти
Ряды слов не связанные между собой:
дождь, цифра, ряд, угол
стол, космос, банка, группа, перо, матрац
опыт, зонт, дочь, память, туман, руль, кольцо, свет
Ряды слов, которые возможно увязать логически:
солнце, туча, гроза, дождь
студент, группа, курс, факультет, институт, профессия
буква, слог, слово, фраза, абзац, страница, рассказ, книга
Материалы для самоконтроля
Дайте ответы на вопрос
- Если ребенка в раннем возрасте лишили общения с людьми, сможет или он овладеть языком? Можно ли его научить разговаривать позже?
- Можно ли научить обезьяну разговаривать? Почему?
- Раскрыть содержание понятия «язык животных». Какие средства общения имеют разные животные?
4. Можно ли воспитать в ребенке сильный уравновешенный подвижный тип высшей нервной деятельности?
5. В чем заключается специфика функции левого полушария мозга человека?
6. В чем заключается специфика функции правого полушария
мозга человека?
6.2 Выберите правильный ответ:
При обследовании человека установили сильный, уравновешенный, инертный тип высшей нервной деятельности по Павлову. Какой темперамент по Гиппократу у исследуемого?
А. сангвиник
В. холерик
С. флегматик
D. меланхолик
Е. другой
В литературе описанны случаи, когда нервное расстройство возникало у людей, вынужденных скрывать от своих близких родственников тяжелое заболевание. У людей каких темпераментов по Гиппократу достовернее всего могут возникать такие расстройства?
А. меланхолики и холерики
В. меланхолики и сангвиники
С. меланхолики и флегматики
D. холерики и сангвиники
Е. холерики и флегматики
У больного патологический процесс поразил лобную долю левого полушария, где расположенн центр языка Брока. Какие нарушения языка будут наблюдаться у этого человека?
А. не понимает значения слов
В. не может читать
С. не может говорить
D. не понимает значение слов и не может говорить
Е. не может читать и говорить
Центр языка находится асимметрично в левом полушарии у:
А. 70% праворуких и 70% леворуких
В. 95% праворуких и 70% леворуких
С. 95% праворуких и 95% леворуких
D. 95% праворуких
Е. 70% леворуких
Специфической особенностью высшей нервной деятельности человека является:
А. наличие коры больших полушарий
В. способность образовывать временные связи
С. наличие сенсорных систем
D. наличие сигнальных систем действительности
Е. способность коры к аналитико-синтетической деятельности
Секреция каких гормонов увеличивается у человека во время сна?
A. Адреналин, вазопрессин
B. Кортизол, вазопрессин
C. Соматотропин, пролактин
D. Соматостатин, пролактин
E. Пролактин, кортизол
При обследовании человека определили, что у него ведущим является левое полушарие. Уровень функционирования, какой сигнальной системы является выше у этого человека и к какому типу высшей нервной деятельности он принадлежит?
А. умственный, ІІ сигнальная система
В. художественный, ІІ сигнальная система
С. средний, І и ІІ сигнальные системы
D. умственный, І сигнальная система
Е. художественный, І сигнальная система
При исследовании памяти человеку было более легко запомнить геометрические фигуры, чем словосочетания. Какое полушарие у этого человека ведет и какая система действительности имеет высший уровень функционирования?
А. правая, І сигнальная система
В. правая, ІІ сигнальная система
С. левая, І сигнальная система
D. левая, ІІ сигнальная система
Е. оба полушария, обе системы
Пятилетний ребенок после черепно-мозговой травмы на некоторое время потерял способность говорить, но через длительное время эта способность у него возобновилась. Какое полушарие было травмировано и за счет, каких свойств ЦНС детей, возобновления языка стало возможным?
А. левое полушарие, пластичность
В. правое полушарие, пластичность
С. левое полушарие, подвижность
D. правое полушарие, подвижность
Е. оба полушария, пластичность
Студент стоит перед дверями экзаменационной комнаты в состоянии эмоционального напряжения. Что из ниже приведенного составляет ведущий механизм формирования эмоционального напряжения в такой ситуацию?
А. недостаток времени
В. недостаток информации
С. недостаток энергии
D. недостаток времени и энергии
Е. недостаток энергии и информации
Литература
1. “Физиология человека” под ред. Г.И.Косицкого, 1985, с.495-509.
2. “Нормальна фізіологія” под ред. В.И.Филимонова, 1994, с.535-547.
3. “Посібник з нормальної фізіології” под ред. В.Г.Шевчука, 1995, с.304-310.
4. “Атлас по нормальной физиологии” под ред. С.А.Чеснокова, А.В.Коробкова, с.282.
5. “Физиология человека” под ред. В.М.Покровского, Г.Ф.Коротько, т.ΙΙ, с.268-269, 301, 309.
6. Методразработки (метод.кабинет).